Матвеев А. Что в имени твоём звучит волшебным звоном?

Кораблям, как и людям, при рождении присваиваются имена, их также крестят святой водой, разбивают о борт бутылку шампанского, у каждого корабля есть крестная мать, и корабли и их экипажи также отпевают в храме, в случае их гибели. И кажется, что в железо проникает и остается навечно душа тех, кто служил на корабле, не говоря о тех, кто погиб, выполняя свой воинский долг.

Как назвать корабли – это очень сложная наука. Корабль живет, как человек недолго (деревянные корабли 6-10 лет, современные корабли 25-30 лет, некоторые корабли долгожители жили около 100 лет «Волхов-Коммуна», «Аврора», «Петр Великий») и поэтому он должен прожить одной жизнью и с одним именем, данным ему при рождении. А когда один и тот же корабль переименовывают по 10 раз под различными предлогами — это говорит о непродуманности его первого названия.

Нынешний, тяжелый авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов» имел 4 имени за свою недолгую жизнь. При закладке 1 апреля 1982 года, он был назван «Рига», но после смерти генерального секретаря ЦК КПСС 26 ноября 82 года переименован в «Леонид Брежнев», после начала перестройки 11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси», а 4 октября 1990 года получил новое и наверно последнее имя — «адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Моряки не склонны к политическим интригам. Они гордились и гордятся своими кораблями на которых они живут, которым отдают самое дорогое что у них есть молодость, а зачастую и саму жизнь.

Еще со времен Петра Великого часть, потерявшая свое знамя, расформируется, и утрачивает имя. Но почему-то в Советское время этот вопрос не всегда учитывался при названии новых кораблей. И некоторые советские корабли назывались именами спустивших перед врагом флаги кораблей.

Наиболее известные случаи.

Это фрегат «Рафаил» Черноморского флота спустил флаг перед шестью турецкими линейными кораблями. Император Николай Первый повелел узнав о сдаче корабля «Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата «Рафаил», не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей недостойным носить флаг российский и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню». Офицеры корабля, допустившие сдачу в плен, после возвращения в Россию были разжалованы в матросы, и лишены дворянского звания. Фрегат «Рафаил», переименованный турками в «Фазли Аллах» был сожжен русскими в Синопском сражении.

Шведами был захвачен линейный корабль «Всеслав» после сражения под Юнгфраузундом, севший на мель и оказавшийся окруженный всей шведской эскадрой.

Обманом или военной хитростью французами был захвачен под крепостью Кольберг русский фрегат «Митау».

В Цусимском сражении спустили флаги перед японским флотом и сдали корабли по приказу адмирала Небогатова — броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин», броненосцы «Орел», «Император Николай Первый», миноносец «Бедовый». После возвращения в Россию виновные адмиралы и командиры кораблей в сдаче этих кораблей в плен были осуждены специальным судом.

И тем не менее попирая петровские традиции в составе Советского ВМФ насили военно-морские флаги корабли имевшие названия «Адмирал Сенявин», «Орел», «Бедовый».

Один из знаменитейших суворовских полков русской армии потерял свое боевое знамя в бою. Ночью 11 января 1881 года осажденные из крепости Геок-Тепе сделали вылазку и вырезав полностью 14 роту Апшеронского полка похитили полковое знамя. Полк должен был по законам, завещанным Петром Великим, быть с позором распущен. Но командир экспедиции предоставил прославленный полку последний шанс и право смыть позор кровью. 12 января «апшеронцы» пошли на штурм крепости впереди всех русских войск. Они первые ворвались на крепостные валы и понеся огромнейшие потери, вернули ранее утраченное боевое знамя. В живых в полку осталось лишь три офицера и несколько десятков солдат, большинство из которых имели серьезные ранения.

Знамена именитых полков и кораблей передавались по наследству младшим поколениям, они освящались в церкви, и были предметом гордости многих поколений, служивших и проливавших кровь во имя России под этими знаменами. В Морском Уставе 1720 года в статье 90 сказано: «В случае бою, должен капитан или командующий кораблем не токмо мужественно против неприятеля биться…. и не должен корабля неприятелю отдать, ни в каком случае, под потерянием живота и чести».

На флоте гордятся преемственностью названий и историей своих кораблей. Экипажи большинства кораблей знали и вели родословную своего корабля от кораблей парусного и броненосного флота. Знали и тех моряков, кто не сдал своего корабля, предпочли гибель почетному плену. Их имена с гордостью носили многие корабли Российского флота. Это не обязательно были адмиралы – а зачастую простые лейтенанты, мичмана, капитан-лейтенанты и даже матросы, подвиги которых останутся в веках для тех кому не безразлична история ВМФ.

Рейнгольд (Христофор Иванович) фон Сакен (1753-1788) – герой русско-турецкой войны 1787-1788 годов. 20 мая 1788 года капитан 2 ранга Сакен, приняв командование дубль-шлюпкой № 2, вышел из Глубокой пристани и направился к Кинбурну. На обратном переходе от Кинбурна, напротив устья Дуная, был настигнут тринадцатью турецкими галерами. Отправив на шлюпке часть команды к берегу, капитан 2 ранга Сакен принял бой с превосходящими силами противника. Шлюпка была взята на абордаж четырьмя неприятельскими галерами. Видя безвыходность своего положения, и не желая сдаваться в плен, капитан 2 ранга Сакен Христофор Иванович, взорвал свое судно и погиб вместе с командой и турками, не спустив военно-морского флага. Этот беспримерный подвиг изумил и испугал турок. Они стали избегать абордажных схваток с русскими кораблями. Именем капитана 2 ранга Сакена был назван минный крейсер Черноморского флота, вошедший в состав флота в 1890 году. А в 1907 году так был назван новый эсминец, также Черноморского флота. Эти корабли с честью выполняли свой долг и вошли навеки в летопись Черноморского флота.

В Российском флоте издавна существовал обычай, что имена командиров и офицеров, а иногда и матросов, совершивших подвиги в бою, увековечивались в названиях новых кораблей, а имена этих кораблей, даже погибших в бою, повторялись в названиях более совершенных кораблей.

Во многом отношение к кораблю зависит от личности командира корабля, офицеров и экипажа, которые служат на нем. И, как правило, именно на кораблях, на которых, где существуют нормальные взаимоотношения между офицерами и командой, и служба организована хорошо, в бою совершаются подвиги.

С 1861 года по 1917 год борта сорока четырех кораблей украшали имена известных адмиралов-флотоводцев и офицеров русского флота, совершивших в разные времена подвиги.

И если имена известных адмиралов у всех на слуху, то для многих сейчас странно звучат названия кораблей и совсем незнакомых моряков невеликих чинами, но сильных духом и поступками. Именами флотских героев назывались корабли: «лейтенант Шестаков», «капитан-лейтенант Баранов», «лейтенант Пущин», «лейтенант Зацаренный», «лейтенант Ильин», «капитан 2 ранга Белли», «лейтенант Дубасов», «капитан 2 ранга Керн», «капитан 2 ранга Коннон-Зотов», «капитан 1 ранга Миклухо-Маклай», «капитан 2 ранга Кроун», «лейтенант Бураков», «лейтенант Сергеев», «капитан-лейтенант Юрасовский», «капитан 2 ранга Кингсберген», «инженер-механик Зверев», «инженер-механик Дмитриев», «инженер-механик Анастасов», «лейтенант Малеев», «капитан-лейтенант Казарский».

Когда в России не было традиций в названиях кораблей, то корабли назвались так что бы воодушевить экипаж и напугать врага. Для борьбы с неприятелем и прежде всего с иноверцами часто призывалась в названиях кораблей все почитаемые русские святые. Воевали на морях с неприятелем все Архангелы, Святые мученики, Святители. В составе русского флота были корабли, имевшие названия: «Три Святителя», «Сорок Мучеников», «12 Апостолов», «Андрей Первозванный», «Георгий Победоносец», «Святой Николай», «Святой Петр», «Святой Павел», «Пантелеймон» и т.д.

Некоторые русские корабли назвались в честь греческих и римских богов и богинь: «Нептун», «Зевс», «Аврора», «Афина», «Паллада», «Диана», «Парис» и т.д..

Были курьезно-боевые названия кораблей типа: «Не тронь меня», «Дерись», «Держись подальше», «Близко не подходи». Призывалась под знамена военно-морского флота нечистая сила видимо, чтобы напугать неприятеля. В составе флота была целая серия кораблей названных в честь нечистой силы — «Домовой», «Леший», «Баба Яга», «Вещун», «Колдун», «Колдунья», «Русалка» и т.д..

Появилась на флоте традиция корабли стали назвать в честь знаменитых полководцев и флотоводцев. Несколько поколений кораблей носили названия: «Дмитрий Донской», «Александр Невский», «Александр Суворов», «Михаил Кутузов», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Корнилов», «Адмирал Невельской», «Адмирал Грейг», «Адмирал Круз».

Часто корабли назывались в честь боевого вооружения русской армии: «Меч», «Копье», «Булава», «Палица», «Самопал», «Ракета», «Бомба», «Карабин», «Щит».

Были интересные случаи названия кораблей в честь драгоценных камней: «Жемчуг», «Изумруд», «Алмаз» и т.д.

Некоторые корабли назывались в честь русских воинов: «Джигит», «Разбойник», «Стрелок», «Наездник», «Донской казак», «Кубанец», «Терец», «Пластун», «Всадник», «Опричник», «Абрек», «Амурец», «Уссуриец», «Гайдамак», «Ослябя», «Пересвет». Особенно эти корабли отличились при исследовании дальнего Востока и в честь названы многие бухты, скалы, мысы, заливы и проливы и острова (бухта Наездник, бухта Абрек, бухта Разбойник, залив Стрелок и т.д.).

Получили тогда распространение названия кораблей в честь народов, населявших Россию: «Кореец», «Гиляк», «Финн», «Хивинец» и т.д.

Также очень часто корабли получали названия птиц, животных, рыб и даже пресмыкающихся: «Скумбрия», «Черепаха», «Бычок», «Ящерица», «Щука», «Стерлядь», «Сорока», «Страус», «Лебедь», «Галка», «Осетр», «Скворец», «Удав», «Ворон», «Филин», «Гепард», «Кугуар», «Аист».

Среди подводных лодок характерными были названия рыб, птиц и животных: «Дельфин», «Камбала», «Скат», «Дракон», «Аллигатор», «Лебедь», «Пеликан», «Тигр», «Вепрь», «Гепард», «Лев», «Львица».

Некоторые корабли, назвались в честь царей, великих князей, а были корабли просто имевшие русские имена: «Александр», «Алексей», «Константин», «Мария», «Ростислав», «Мечислав», «Евстафий», «Всеслав», «Надежда», «Светлана», «Николай», «Ольга», «Елена», «Софья».

Также было принято называть русские корабли в честь российских городов (как, впрочем, назывались полки царской армии): «Москва», «Тверь», «город Архангельск», «Санкт-Петербург», «Астрахань», «Тамбов», «Орел», «Париж», «Берлин», «Кронштадт», «Ленинград», «Сталинград», «Таллин», «Петропавловск», «Ташкент», «Севастополь», «Владивосток», «город Казань», «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Орел», «Калининград», «Минск», «Киев», «Брест», «Кострома». Назывались корабли в честь материков: «Европа», «Азия», «Африка», «Америка».

Отдельным направлением названий русских кораблей было в честь побед русской армии и флота: «Бородино», «Полтава», «Лесное», «Корфу», «Занте», «Левкос», «Калиакрия», «Синоп», «Гангут», «Перекоп», «Фершампенуаз», «Нарва», «Наварин» и т.д..

Некоторые корабли сохранили названия захваченных у противника кораблей: «Ретвизан», «Автроил», «Венус».

Но наиболее характерными и часто встречающимися являются названиями кораблей, как бы подчеркивающие желаемые способности русского воина: «Смелый», «Сметливый», «Жгучий», «Могучий», «Исполнительный», «Гордый», «Разящий», «Сторожевой», «Стойкий», «Пылкий», «Решительный», «Бдительный», «Бодрый», «Бравый», «Беспощадный», «Стерегущий», «Веский», «Неутомимый», «Беспощадный», «Солидный», «Одаренный», «Огневой», «Сильный», «Твердый» и т.д.

В 17 и начале 18 веков встречались названия кораблей, характеризующая как бы женские качества, когда к кораблю моряки относились также ласково, как к женщине: «Легкая», «Быстрая», «Смелая», «Храбрая», «Красивая», «Прекрасная», «Уборная» (но не от слова туалет, а от слова убранная – хорошо одетая) и т.д.

В Советское время в именах кораблей, закреплялась руководящая роль партии, и прежде всего имена тех управлял партией и страной. «Молотов», «Киров», «Орджоникидзе», «Ленин», «Сталин», «Урицкий», «Володарский», «Каганович», «Калинин», «Жданов», «Рыков» и т.д. (причем иногда корабли назывались даже при жизни этих руководителей), «Имени 25 съезда КПСС».

Была серия разнообразных комсомольцев: «Горьковский комсомолец», «Новосибирский комсомолец», «комсомолец Мордовии», «Башкирский комсомолец, «Комсомолец Литвы» и просто «Комсомолец» и т.д.

Некоторые корабли назывались в честь выдающихся советских адмиралов, маршалов и полководцев времен Великой Отечественной и Гражданской войны и послевоенных годов: «Адмирал Спиридонов», «Адмирал Захаров», «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», «Маршал Жуков», «Маршал Тимошенко», «Адмирал Кулаков», «Маршал Буденный», «Маршал Василевский», «Адмирал Юмашев», «Адмирал Исаченков», «Василий Чапаев» и т.д.

Но были и в составе флота корабли, названные именами простых героев, прославивших Советский военно-морской флаг в бою: «Иван Сивко», «мичман Павлов», «Иван Маслов», «Борис Сафонов», «Арсений Раскин», «Дмитрий Лысов», «Иван Феолетов», Евгений Никонов», «Владимир Полухин», «Александр Лебедев», «Павлин Виноградов», «Федор Митрофанов», «Герой Советского Союза Федя Фомин», «Герой Советского Союза Паршин» и т.д.

Знание истории своего флота и истории русских военных кораблей, адмиралов, офицеров и матросов, которые на этих кораблях защищали свою Родину — одно из направлений патриотического и нравственного воспитания молодых моряков и людей, которые приходят служить на флот, и живут в России. На примере своих предшественников они должны иметь перед глазами пример выполнения воинского и гражданского долга и помнить о тех, кто на военных кораблях под Андреевским и Советским флагами честно защищал свою Родину не щадя своей жизни.

Наиболее известными в Российском флоте были названия следующих кораблей:

«Ингерманланд» — флагманский корабль Петра Великого, который он приказал хранить вечно для «памяти потомкам». Название в честь северной провинции России, на которой располагался Санкт-Петербург носили 8 кораблей Российского флота.

В составе русского флота именными указаниями Императоров было повелено иметь постоянно корабли с названиями: «Азов» или «Память Азова», «Меркурий» или «Память Меркурия».

Запечатлели свои подвиги в веках такие русские корабли, не спустившие своих флагов перед врагом, такие как «Варяг», «Рюрик», «Стерегущий», «Страшный», «Кореец», «Александр Третий», «Александр Суворов», «Бородино», «Адмирал Ушаков», «Дмитрий Донской», «Блестящий», «Громкий», «Безупречный», «Севастополь», «Камчатка», «Туман» — которые перед превосходящим врагом не спустили своих флагов и предпочли гибель в пучине — спуску боевого флага корабля, плену и бесчестию.

Прославили в веках свои имена корабли военного флота и их командиры (руководители географических экспедиций участвовавшие в географических изысканиях: «Восток», «Мирный», «Святой Петр», «Святой Павел», «Диана», «Камчатка», «Святой Александр», «Святая Екатерина», «Святой Гавриил», «Фортуна», «Тобол», «Якутск», «Чичагов», «Бабаев», «Панов», «Лапоминк», «Слон», «Слава России», «Доброе намерение», «Открытие», «Благонамеренный», «Константин», «Николай», «Открытие», «Предприятие», «Оливуца», «Аврора», «Челюскин» и многие другие.

Во время Великой Отечественной войны многие корабли Советского ВМФ завоевали своими подвигами право быть в строю «бессмертных» и носить гвардейские или краснознаменные флаги – это подводные лодки «С-13», «С-33», «С-56», «К-22», «Д-3», «Л-3», «Щ-205», «Щ-215», «Щ-303», «Щ-309», «Щ-402», «Щ-422», «М-35», «М-62», «М-171», «М-172», «М-174»; крейсера «Красный Кавказ» «Красный Крым»; эскадренные миноносцы «Стойкий», «Гремящий», «Сообразительный»; минные заградители «Марти», «Охотск», тральщики «Гафель», «Защитник», «Т-278», «Т-281»; сторожевые корабли «СКР-2», «Метель», «Туман», «Сибиряков», сторожевой катер «СКА-065», мониторы «Свердлов», «Сун-Ятсен», канонерские лодки «Красная звезда», «Пролетарий» и многие другие.

Благодарные потомки будут всегда помнить героические корабли и их экипажи, заслужившие славу перед Россией в веках. И помнить то, что на кораблях (даже с самыми экзотическими названиями) служили их предки и честно, а подчас и ценой своей жизни защищали наше право жить, так как мы этого хотим и говорить на том языке, который передали нам наши отцы и деды, и который мы должны передать нашим детям и внукам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *