Авианосец – класс военных кораблей, основной ударной силой которого является палубная авиация (ударная, противолодочная, десантная, спасательная).
Авианосец – универсальный боевой корабль, предназначенный для боевого использования палубной авиации, там где необходимо обеспечить силам флота воздушное прикрытие, содействия развертыванию сил флота в районы боевого предназначения, нанесения ударов по объектам и кораблям вероятного противника, уничтожения подводных лодок противника, а также для обслуживания авиационной группы с целью дальнейшего применения.
Первыми кораблями, несущими авиацию, можно фактически назвать аэростатоносцы XIX и начала XX века. В связи с ограниченностью возможностей аэростатов, они применялись главным образом в разведывательных целях (отдельные попытки использовать аэростаты для бомбардировок трудно назвать успешными). Позднее, многие из построенных в начале XX века аэростатоносцев были переоборудованы для несения гидросамолётов.
Развитие авиации в начале XX века заставило морские ведомства различных стран обратить внимание на возможность применения самолётов в морском военном деле. Первоначально самолёты рассматривались как разведчики, однако вскоре по мере развития самолётостроения и улучшения характеристик лётных машин стал ясен потенциал бомбардировочной и торпедоносной авиации.
Общие черты концепции авианосцев были предложены в докладе военно-морского атташе США во Франции в 1908 году. Более детально концепция авианосцев была описана в книге Клемана Адера «L’Aviation Militaire», изданной в 1909 году.
Первый взлёт с палубы совершил 14 ноября 1910 американец Юджин Б. Эли с борта лёгкого крейсера «Бирмингем» (англ. USS Birmingham (CL-2)). Через два месяца, 18 января 1911 года, он же совершил посадку на борт броненосного крейсера «Пенсильвания» (англ. USS Pennsylvania).
Специально для этого была смонтирована деревянная взлётная палуба, с которой лётчик вскоре после успешной посадки снова взлетел.
Первым настоящим авианосцем (правда, несущим гидросамолёты) являлся британский авианосец HMS Ark Royal, который был принят на вооружение в 1915 году. Корабль участвовал в Первой мировой войне и проводил бомбардировки турецких позиций.
Особым типом авианесущих кораблей в годы первой мировой войны плавучие стали базы гидросамолётов, авиаматки, классифицировавшиеся в разных флотах как авиатендеры или гидроавианосцы. Данный тип кораблей мог обеспечить перемещение и взлёт гидросамолётов, но не обеспечивал их посадку, вследствие чего самолёты садились на воду и впоследствии поднимались на борт судна кранами.
Самый первый авианосец во флоте Российской империи появился 19 ноября 1904 года, им стал аэростатоносец «Русь», купленный на пожертвования графа Строганова в Германии. «Русь» нёс на борту 8 аэростатов и 1 сферический воздушный шар. Аэростатоносец «Русь» так и не принял участия в Русско-японской войне, а вскоре после поражения у Цусимы, он и вовсе был продан «за ненадобностью».
Через несколько лет, в 1909 году капитан корпуса корабельных инженеров Л. Мациевич, выступил в Петербурге с докладом о необходимости создания авианосцев, а затем через полгода предложил проект строительства авианосца на 25 аэропланов, с проведением предварительных опытов на одном из эсминцев.
Весной 1910 года подполковником М.М. Канокотиным, был предложен гораздо более дешёвый проект по переделке устаревшего корабля «Адмирал Лазарев», в настоящий авианосец с полётной палубой и ангаром. И хотя оба проекта не были отвергнуты, проект Мациевича был отправлен в архив после его гибели в авиакатастрофе осенью 1910.
Проект М.М.Канокотина, после его перевода на Амурскую Флотилию был закрыт, с формулировкой «Дело производством само собой прекращено».
С началом Первой мировой войны, морское ведомство вновь вспомнило об авианосцах, но поскольку строить настоящие авианосцы было уже слишком поздно, то было принято решение переоборудовать пароходы «Императрица Александра», «Император Александр I», «Император Николай I», «Румыния» в гидроавианосцы, а также дополнить вооружение крейсера «Алмаз» гидропланом. «Императрица Александра» была сразу переименована в «Орлицу», а «Император Александр I» и «Император Николай I» были переименованы в «Республиканец» и «Авиатор» после Февральской Революции.
Все эти гидроавианосцы (включая и крейсер «Алмаз») успели принять активное участие в войне.
При Советской власти господствовало мнение, высказанное И.В.Сталиным , что авианосцы являются оружие агрессии. Постольку, поскольку СССР воевать ни с кем не собирался, проекты авианосцев в предвоенное время не разрабатывались. Это же повторял Н.С.Хрущев и подобный взгляд считался догмой.
Вторая мировая война наглядно показала эффективность использования авианосцев, такими странами как США, Япония, Великобритания. На некоторых участках мирового океана именно авианосцы, решали успешность ведения боевых действий. В тематическом сборнике, составленном Разумным И.А. «Боевое использование авианосцев» собранном по материалам зарубежной печати и изданном в 1973 году, наглядно показано применение авианосцев всеми странами, их имевшими в годы второй мировой войны.
США имели к концу войны более 40 авианосцев различных классов. В послевоенные годы программа строительства авианосцев в США была значительно расширена. Авианосцы имели основные страны блока НАТО, такие как Великобритания и Франция.
Все попытки наркома ВМФ Кузнецова строить авианосцы в послевоенные годы успеха не принесли. Сталин считал не разумным расходовать средства на строительство дорогостоящих кораблей, так как говорил, что у берегов Америки мы воевать не будем.
Никита Сергеевич Хрущев был категорически против строительства любых крупных кораблей, особенно авианосцев.
И только через десять лет была принята программа по строительству нескольких вертолетоносцев типа «Москва» проекта 1123. В декабре 1967 года главком ВМФ С.Г. Горшков предложил построить корабль комплексного базирования вертолетов и самолетов вертикального взлета. С 1967 года Невского ПКБ начало проектирование первого советского авианосца или правильнее сказать авианосного крейсера, так как на его вооружении помимо вертолетов и самолетов было еще и ударное ракетное и противолодочное оружие.
Первая посадка самолета вертикального взлета была произведена на противолодочный крейсер «Москва» в 1972 году.
Первый корабль проекта 1143 «Киев» впервые вышел в море в 1975 году. Флот начал получать на вооружение тяжелые авианосные крейсера «Киев», «Минск», Новороссийск», «Баку». А после них планировалось строить настоящие авианосцы, такие как «Тбилиси» и «Варяг». На Черноморском судостроительном заводе был заложен первый атомный авианосец «Ульяновск». Но СССР распался, в программа строительства авианосцев была благополучно уничтожена нашими новыми «партнерами» из США. Уже построенные авианосцы были срочно уничтожены по их же рекомендациям. В строю случайно остался лишь один «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Сейчас снова рассматриваются проекты создания российских авианосцев. Первый эскизный проект условно назван «Шторм».
Зачем СССР, а теперь и России понадобилось строить такие дорогостоящие корабли? Была ли в этом насущная необходимость?
В мирное время авианосцы являются оружием политического влияния. В военное время авианосно-многоцелевая группа может бороться за создание оперативных зон для развертывания сил флота, применения ими оружия на значительных удалениях от своей территории, где не может прикрыть корабли авиация берегового базирования.
В Сирии у России имеется аэродром Хмейним, где базируется береговая авиация. Но она не может прикрыть силы флота западнее Греции и Крита, в случае необходимости.
Если завтра силы флота будут направлены к Венесуэле, то прикрыть корабли от воздушного нападения будет нечем.
Американцы давно поняли это и используют авианосцы, прежде всего, как оружие политического влияния в различных районах земного шара где этого требуют интересы США. Но в случае необходимости они показывают и силу авиации. Против надводных кораблей и подводных лодок наиболее эффективное оружие именно авиация.
В 1967 году флот СССР вышел на океанские просторы. Впервые была создана в уделенных районах океанов и морей, система боевой службы, с постоянным присутствием кораблей вне зоны прикрытия своей береговой авиации.
Авиация являлась наиболее эффективным оружием по борьбе с надводными кораблями и подводными лодками. Во время Великой Отечественной войны, флот СССР потерял, только от ударов авиации немцев 289 кораблей и судов.
Оружие нападения, на военные и гражданские объекты СССР получило развитие в послевоенное время. Одним их которых, явились крылатые ракеты «Томагавк-М», способные поражать береговые цели на расстояниях до 2500 километров и более и корабли на расстояниях до 540 километров и более. Появилась необходимость противодействия носителям этого оружия на максимальной дальности. Но надводные корабли, подводные лодки, дальняя ракетоносная авиация без надежного авиационного прикрытия, в районах предполагаемых пусков этих ракет и использования противником авиации, обладают очень низкой боевой устойчивостью к воздействию противника. Повысить эту боевую устойчивость могут только авианесущие корабли в составе авианосных многоцелевых групп, обладающие значительной боевой устойчивостью к воздействию различными видами оружия.
И опять риторический вопрос нужны ли авианосцы России?. Многие подводники и катерники — говорят однозначно нет. С высоты их мостиков сложно заглянуть за горизонт и увидеть, что без авианосцев и авиационного прикрытия их силы не продержаться в море и нескольких часов после начала боевых действий, а большинство даже не сможет развернуться в районы боевого предназначения.
Ответ прост — если Россия имеет политические интересы вне территории самой России и намерена себя защищать от ударов на дальних подступах — максимальной дальности использования ракетного оружия и авиации – безусловно нужны!
Невозможно, эффективно противодействовать противнику, при существующей системе слежения системы гидрофонов, спутниковой системы, морской и воздушной составляющей.
Без сильных авианосно-многоцелевых групп, сегодня невозможно противодействовать в дальней зоне силам флота противника, способного нанести удары по территории России, пунктам управления, военно-морским базам с дальних расстояний до 5000 километров.
А надо ли нам это делать? Надо быть готовыми это сделать, в случае необходимости. Но за один день авианосцы не построишь, экипажи и летчиков не обучишь. Значит это надо уже делать сегодня, если все же мы считаем себя великой державой и хотим защищать себя от агрессии вероятного противника, который не стесняется называть нас врагами.
Автор, для начала, почитал бы мою книгу «Авианосные корабли России», или моего друга Валерия Бабича, который написал аж три книги на эту тему. Советский Союз никогда не мог осилить корабли такого класса. «Адмирала Кузнецова» нельзя считать полноценным авианосцем, это скорее первая попытка,к сожалению, довольно неудачная. И пример Сирии тут лучше не приводить. Он туда еле дополз в сопровождении буксира, все самолеты были размещены на береговом аэродроме, а попытка их посадить на палубу закончилась гибелью двух самолетов. И нечего ему там было делать. Его задачей было прикрывать развертывание лодок до ледяного покрытия при выходе их из баз СФ. Тем более неуместно сейчас даже поднимать вопрос о нужности или ненужности для нас авианосца. Нет у России средств и возможностей для этого. Так что говорить об этом вообще не имеет смысла.
Весь вопрос Алексей состоит не в том нужен Кузнецов или нет. Кузнецов — это вчерашний день, а главное здесь авиация, способная на равных бороться с авиацией противников в удаленных зонах и побеждать. То есть дело в том, что нужно авиационное прикрытие всем силам в море.
Советский Союз построил 4 авианосных крейсера и фактически 2,5 полноценных авианосца. И если бы не предательство элиты, то вышли бы в море и «Варяг» и атомный авианосец «Ульяновск» под флагами СССР. Валерий Васильевич Бабич кораблестроитель, но не в одном своем изданном труде он не оценивал нужны ли России авианосцы или нет. А построит авианосцы Россия могла и в 70-е годы и в 80-е. Были и силы и средства и мощности заводов были. Авианосные крейсера были лишь пробой пера и отработкой использования палубной авиации, становлению летчиков, отработке боевого применения палубной авиации. А американцы понимали, какую несут угрозы для них наши авианосцы и уничтожали их в первую очередь через наших предателей, в том числе дурных или купленных адмиралов. Как впрочем уничтожались и «Акулы». «Кузнецов» сохранился случайно и только благодаря энергии Апакидзе. К постройке авианосцев нам надо быть готовым.
Мне кажется Алексей, что у вас мышление типичного подводника (я не хочу вас оскорбить или обидеть). Но к огромному сожалению подводники ничего кроме прочного корпуса видеть не хотят и не желают и считают, что вопросы войны можно решить одними подводными лодками, как их не называй. Но мы все помним те времена, когда американцы даже красили наши лодки, находящиеся в море на боевых позициях чем-то похожим на серебрин. Это было и об этом рассказывали нам в академии сами подводники, приходившие из автономок.
Ни о какой геополитике, выгодной для нашей страны, ни о какой поддержке сил в море, без надежного и устойчивого авиационного прикрытия говорить нельзя. И одними подводными лодками или ракетными катерами о победе в большой войне говорить также нельзя. Ни надводные корабли, ни подводные лодки, ни дальняя авиация не смогут выполнить свои задачи с началом боевых действий без авиационного прикрытия. А если его не будет, то весь флот просто куча корабликов, которая может быть уничтожена в любой момент. НЕ будет обеспечиваться боевая устойчивость. О любых геополитических интересах, в любом месте земного шара далее тысячи километров от нашего побережья (а с учетом противодействия противника и необходимости самолетов для защиты побережья и решения задач страны берите не более 500 километров — край), где могут появиться интересы России, без нормальных авианосцев можно просто забыть. А насчет средств — так это как смотреть есть они или нет?
На бездарнейший и вреднейший для пользы дела перевод училищ, классов, академий в так называемые кластеры, у нас средства есть. Один из генералов ВВС мне написал, что большего удара, чем перевод академий и училищ ВВС в Воронеж нанести не смог бы даже враг. Мы потеряли, пишет он мне, все обучение и образование летчиков, командиров летных соединений и инженерно-технического состава на многие годы. Подобное письмо пришло по поводу перевода академий и училищ РВСН в Балашиху. Сколько средств необходимо для разработки и строительства полноценного авианосца? Пусть будет 5 миллиардов долларов. Да у нас за рубеж вывозиться ежегодно десятки миллиардов долларов. Набиуллина и Минфин вкладывают в ценные бумаги США ежегодно тоже минимум 10 миллиардов долларов. А вы говорите денег нет ???
Слова Ленина дословно были — сколько можно сделать сделать иголок для наших ткачих, если порезать на иголки все наши корабли. Но Ленин не был никогда спецом в военных вопросах. Он мечтал разогнать армию, вооружив народ. Если бы мы строили свои Вооруженные Силы по Ленину, то Великую Отечественную войну мы бы никогда не выиграли. Больше всего мне нравятся спецы, считающие, что по заветам Ленина нужно строить наши нынешние Вооруженные силы.
А насчет авианосцев оружия агрессии — это слова Сталина, когда ему нарком Кузнецов пытался доказать необходимость строительства авианосцев уже после войны. Но они тоже были сказаны в определенной обстановке, когда у страны после войны, ни на что не было денег. И это надо понимать. Но в последствии они были повторены Хрущевым уже в другой обстановке, когда ему надо было сокращать Вооруженные силы. А сколько вреда сделал для страны Хрущев? Передал шесть русских областей Сибири в состав Казахстана, восемь русских районов Ставрополья в состав республик Кавказа, Крым в состав Украины. И теперь все возвращается не ему, а всей стране, в мучениях людей. Волюнтарист он был во всех вопросах и это надо понимать.
Автор, зачем ты так много запятых ставишь? Тебе что, не куда их деть?