Всего в истории России было четыре Архипелагских экспедиции Российского флота в так называемый греческий архипелаг, населенный греками, славянами и арнаутами (албанцы — сохранившие христианское вероисповедование и переселившиеся на север Греции и острова Архипелага), побережье Которской бухты, Истрии и Далмации, а также Италии с целью принесения свободы грекам, славянам Балканского полуострова, итальянцам от турецкого и французского фладычества. Хотя историографы числят только три Архипелагских экспедиции только кораблей Балтийского флота в Средиземное море, считая поход кораблей Черноморского флота под командованием Ф.Ф.Ушакова просто Средиземноморским походом. Однако … Именно Ушаков принес первый раз знамя свободу греческому населению Архипелага и содействовал в создании Республики Семи островов. Количество убывших эскадр в Архипелагские экспедиции превышает 10.
Первая Архипелагская экспедиция Балтийского флота 1768-1774 года. Русско-турецкая война 1768-1774 года. Командующий экспедицией граф Орлов Алексей и его помощник адмирал Спиридов. В составе экспедиции действовали пять эскадр — первая эскадра адмирал Спиридов, вторая эскадра контр-адмирал Эльфинстон, третья эскадра контр-адмирал Арф, четвертая эскадра капитан-командор Коняев, пятая эскадра капитан-командора Грейг.Всего 20 линейных кораблей, 27 фрегатов, 3 бомбардирского корабля и 26 более мелких кораблей и транспортов. Задача оказать помощь восставшим против турок греков и максимально нанести удар по коммуникациям и снабжению Турции в Средиземном море. Союзники – британцы, сардинцы, а также восставшие славянские племена, греки и арнауты.
Граф Алексей Орлов-Чесменский eponym.ru
Первая эскадра в составе 7 линейных кораблей — «Святой Евстафий» (капитан 1 ранга Круз) – флагманский корабль, «Святослав» (капитан-командор Барш), «Трёх Иерархов» (капитан-командир Грейг), «Трёх Святителей» (капитан 1 ранга Роксбург), «Святой Януарий» (капитан 1 ранга Борисов, «Европа» (капитан 1 ранга Херсаков, позже капитан 1 ранга Клокачев) и «Северный Орёл» (капитан 1 ранга Клокачев), 1 бомбардирский корабль «Гром» (капитан-лейтенант Перепечин), 1 фрегат «Надежда Благополучия» (капитан-лейтенант Аничков), пакетбот «Летучий» (лейтенант Ростиславский), пакетбот «Почтальон» (лейтенант Еропкин), пинк «Лапомник» (затонул в Категате), пинк «Соломбал», пинк «Венус», пинк «Сатурн». Командовал адмирал Г. А. Спиридов. 29 (18) июля 1769 года эскадра вышла из Кронштадта и отправилась вокруг Европы в сторону архипелага и в феврале 1770 года прибыла в Эгейское море.
Вторая эскадра в составе 3 линейных кораблей — флагманского «Не тронь меня» (капитан 1 ранга Хмелевский), «Тверь» (капитан 1 ранга Игнатьев) – во время шторма потерял мачты и вернулся в Ревель, «Саратов» (капитан 1 ранга Бешенцов), фрегаты — «Надежда» (капитан 2 ранга Поливанов) и «Африка», (капитан-лейтенант Клеопин), судна «Чичагов» (капитан-лейтенант Поярков). Командир эскадры, перешедший на русскую службу британец контр-адмирал Джон Эльфинстон. Эскадра вышла из Кронштадта 20 (9) октября 1769 года и прибыла весной 1770 года.
Третья эскадра в составе 3 линейных кораблей – «Святой Георгий Победоносец» (капитан 1 ранга Полибин), «Всеволод» (капитан 1 ранга фон Дезин), «Азия» (капитан 1 ранга Толбухин). На кораблях эскадры 2 тысячи десанта морских полков. Командир эскадры контр-адмирал Арф. Эскадра вышла из Кронштадта летом 1770 года и прибыла в Эгейское море в декабре 1770 года.
Четвертая эскадра в составе 3 линейных кораблей – «Чесма» (капитан 1 ранга Акленйн), «Граф Орлов» (капитан 1 ранга Коняев), «Победа» (капитан 1 ранга Новокшенов). Командир эскадры контр-адмирала Чичагов, с сентября 1772 года капитан-командир Коняев. Эскадра вышла из Кронштадта в мае 1772 года, прибыла в Эгейском море в октябре 1772 года.
Пятая эскадра в составе 4 линейных кораблей – «Святой Великомученик Исидор» (капитан 1 ранга Сурмин), «Жен Мироносиц» (капитан 1 ранга фон Дезин»), «Александр Невский» (капитан 1 ранга Воронов), «Дмитрий Донской» (капитан 1 ранга Мусин-Пушкин). 2 фрегата – «Павел» (капитан 2 ранга Повалишин), «Наталья» (капитан-поручик Боде). Командир эскадры капитан-командор Грейг. Вышла из Кронштадта в октябре 1773 года, прибыла в Эгейском море в октябре 1774 года. В войне не участвовала.
Адмирал Спиридов Г.А. poisk-po-photo.ru
Суда, приобретенные во время экспедиции – Линейный корабль «Родос» — Командир капитан-командир Круз) – захвачен в Чесменском сражении в 1770 году, 22 фрегата – «Северный Орел» (капитан-лейтенант Жемчужников) – куплен в Британии третьей эскадрой, «Григорий» (капитан-лейтенант Давыдов) – добровольно вошел в состав российского лота в Аузе, «Парос» (капитан-лейтенант Скуратов) – добровольно присоединился к Российскому флоту после Чесменского сражения, «Победа» (капитан-лейтенант Козлятьев) – куплен в Эгейском море, «Святой Николай» (капитан-лейтенант Палакути) – добровольно присоединился к Российскому флоту в Витулло, «Святой Павел» (капитан-лейтенант Алексиано П.) – куплен в Ливорно, «Слава» (капитан-лейтенант Войнович) — добровольно присоединился к Российскому флоту после Чесменского сражения, «Федор» (капитан-лейтенант Муромцев) – куплен в Эгейском море, «Санторин» — (капитан-лейтенант Овцын) – куплен в Эгейском море, «Констанция» (капитан-лейтенант Алексиано А) – куплен в Эгейском море, «Запасной» (капитан-лейтенант Федоров) – присоединился к 4 эскадре, «Помощный» (капитан-лейтенант Кипенин) – куплен в Эгейском море, «Минерва» (капитан-лейтенант Дугдаль) – переделан из захваченного торгового судна, «Архипелаг» (лейтенант Мельников) – переделан во фрегат из захваченного торгового судна, «Андро» (лейтенант Поярков) – переделан во фрегат из захваченного торгового судна, «Тино» (капитан-лейтенант Проселков) – переделан во фрегат из захваченного торгового судна, «Накция» (капитан-лейтенант Карели) – переделан во фрегат из захваченного торгового судна, «Рафаил» (капитан-лейтенант Алексиано А) – куплен в Британии в 1771 году, «Делос» (капитан-лейтенант Скуратов) – передела во фрегат из захваченного торгового судна, «Мило» (капитан-лейтенант Суковатов) – переделан во фрегат из захваченного торгового судна, «Миконо» (капитан-лейтенант Козлятьев), — переделан во фрегат из захваченного торгового судна, «Зея» (капитан-лейтенант Поповкин) – переделан во фрегат из захваченного торгового судна. 2 бомбардирских судна – «Молния» (капитан 2 ранга Сипгин», «Страшный».
Основные сражения Первой Архипелагской экспедиции:
Сражение в Хиосском проливе. 5 июля (24 июня) русские и турецкие корабли выстроились в боевом порядке в Хиосском проливе. Турецкие корабли в составе 16 линейных кораблей (из них 5 по 80 пушек каждый, 10 — по 60-70 пушек), 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых и вспомогательных судов выстроились в две параллельные линии, примкнув левый фланг к небольшому островку, а правый — к отмели у города Чесмы. У русских было 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, 1 пакетбот, 3 пинка и ещё 13 более мелких судов. Русский флот был выстроен в три линии баталии — авангард, кордебаталия (средний ряд) и арьергард. В авангарде шёл адмирал Спиридов, неся свой флаг на корабле «Святой Евстафий» (командир — капитан 1 ранга Круз) с линейными кораблями «Европа» (капитан 1 ранга Клокачев) и «Трёх Святителей» (капитан 1 ранга Хметевский) и фрегатом «Святой Николай» (лейтенант Паликути). В «кордебаталии» — три линейных корабля: «Трёх Иерархов» (капитан — бригадир Грейг), «Ростислав» (капитан 1 ранга Лупандин), «Святой Януарий» (капитан 1 ранга Борисов) и два фрегата «Надежда Благополучия» (капитан-лейтенант Степанов) и «Африка» (капитан-лейтенант Клеопин); командир кордебаталии Грейг на корабле «Трёх иерархов», на том же корабле верховный командир всей эскадры граф Алексей Орлов. В арьергарде — три линейных корабля «Не тронь меня» (на этом корабле флаг Эльфинстона, командир —— капитан 1 ранга Бешенцев), «Саратов» (капитан 2 ранга Поливанов), «Святослав» (капитан 1 ранга В. В. Роксбург) и несколько мелких судов. «Святой Евстафий Плакида» в бою взял на абордаж флагманский турецкий корабль и взорвался вместе с ним из-за пожара. Погибло 22 офицера 598 матросов. После этого турецкие корабли укрылись в Чесменской бухте. Стороны потеряли по одному линейному кораблю, на нескольких турецких кораблях были значительные повреждения. Из русских кораблей незначительные повреждения были только на «Трёх Святителей» и «Европе». «Трёх Святителей» получил 5 пробоин, из них 2 ниже ватерлинии. Потери экипажей на всех русских кораблях, кроме «Святого Евстафия», были относительно невелики. На «Трёх Святителей» убит 1 офицер и 6 матросов; ранены командир, 3 офицера и 20 матросов; на «Европе» убито 4 и ранено несколько человек; на «Не тронь меня» убито 3 и несколько человек ранено; на «Трёх Иерархов» ранен 1 матрос. Потери турецких экипажей неизвестны, но исходя из повреждений на турецких судах они должны быть больше русских.
Чесменское сражение. В 6 часов пополудни 25 июня (6 июля) русские командующие Орлов, Спиридов и командиры кораблей устроили военный совет, на котором решили в полночь 26 июня (7 июля) атаковать неприятельский флот. Из-за размеров залива решили не использовать весь флот, для атаки выделили: 4 линейных корабля — «Европа», «Не тронь меня», «Саратов» и «Ростислав», 2 фрегата — «Надежда» и «Африка», и бомбардирский корабль «Гром». На совете по предложению Самуила Грейга было решено атаковать турецкий флот в Чесменском заливе и сжечь его. Для этого цейхмейстеру И. А. Ганнибалу приказали приготовить 4 брандера из греческих торговых судов. Предполагалось под прикрытием сильного огня с этих судов пустить вглубь залива в самое скопление крупных турецких судов 4 брандера и поджечь их. В полночь 26 июня (7 июля) корабль «Европа» первый снялся с якоря у входа в залив и открыл сильный огонь по турецкому флоту и батарее на южном мысу Чесменской бухты. Вслед за «Европой» остальные русские суда эскадры Грейга вступили в бой с неприятелем. Русские корабли активно использовали картечь и брандскугели, наиболее удачно действовал корабль «Ростислав» — к началу 2-го часа от действия его орудий загорелся флагман турецкого флота. В 1.30 Грейг сделал тремя пушечными ракетами сигнал: «Пустить все брандеры в неприятельский флот». Брандеры двинулись вглубь бухты. На первом брандере (командир Дугдаль) почти вся команда сбежала на шлюпке раньше, чем брандер подошёл к турецкому флоту, командир был вынужден зажечь свой брандер вдали от неприятеля и направил его наугад в сторону турок. Горящий брандер затонул, не причинив турецким кораблям никакого вреда. Второй брандер (командир Ф. Ф. Мекензи) двигался слишком близко к берегу вблизи турецкой батареи на северном мысу и сел на мель. Мекензи поджёг свой брандер также вдали от вражеского флота, но вблизи турецкой батареи. Дымовая завеса позволила фрегату «Надежда» ближе подойти к неприятельскому флоту и безнаказанно обстреливать его. Третий брандер (командир князь Гагарин) подошёл к турецкому флоту. Князь Гагарин лично зажёг брандер, но достаточно далеко от турецкого флота и пустил его по ветру в направлении турецкого флота, а сам с командой его покинул. Четвёртый брандер (командир лейтенант Ильин) подошёл вплотную к большому турецкому линейному кораблю, сцепился с ним и поджёг брандер, после чего на шлюпке покинул его вместе с командой. Турецкий корабль немедленно загорелся, огонь перекинулся и на остальные турецкие суда. После взрыва первого турецкого корабля горящие обломки с него падали на соседние турецкие корабли, которые от этих обломков также загорались. В 4.30 утра почти все турецкие корабли в Чесменском заливе горели. Турецкие экипажи охватила паника, почти все суда начали покидать команд. Воспользовавшись паникой, русские на гребных судах смогли вывести из Чесменской бухты неповреждённый 66-пушечный турецкий линейный корабль «Родос». Кроме «Родоса» трофеями русских стали ещё 5 галер. Было сожжено 14 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и большое количество мелких судов. Один линейный корабль («Родос») был захвачен. Из 15 тысяч моряков турецкого флота после сражения спаслось только около 4 тысяч.
Хаккерт Якуб Чесменское сражение stylishbag.ru
Блокада Дарданелл.
После разгрома турецкого флота русский флот получил возможность блокировать Дарданеллы. Вторая эскадра Эльфинстона была направлена к маленькому острову Тенедос, лежащему близ Дарданелл. Эльфинстон предлагал Орлову на волне успеха прорваться через Дарданеллы и угрожать непосредственно Константинополю. Однако Орлов счёл это предложение авантюрой, он решил ограничиться блокадой Дарданелл, которая, как он полагал, вызовет в столице Османской империи голод и принудит турок начать переговоры. В итоге корабли Эльфинстона ограничились бомбардировками турецких позиций на входе в Дарданеллы. Орлов планировал взять остров Лемнос крепость Пелари для обеспечения этой осады. Эльфинстон не смог правильно организовать осаду из-за чего турки прорвались сумели высадить в помощь Пелари десант. А один из кораблей Эльфинстона сел на мель и был сожжен. Орлов заменил Эльфинстона и переда командование эскадрой капитан-командору Грейгу.
Сражение в Патрасском заливе.
Капитан-командор Коняев со своей эскадрой крейсировал у берегов острова Цериго (Китира), где, соединившись с эскадрой майора И. Войновича 16 (27) октября 1772 года, на встречу с дульцинейской эскадрой турок. Капудан-паша стоял в Патросском проливе. Коняев принял решение: немедленно атаковать капудана-пашу. 26 октября (6 ноября), Коняев атаковал турецкий флот. Турецкий флот был значительно сильнее, но небольшая русская эскадра управлялась, и стреляла несравненно искуснее. Развязка боя, решённого в пользу русских 27-28 октября, наступила 29 октября (9 ноября). Эскадра Коняева подожгла брандскугелями сбившийся у берега под прикрытием береговых батарей, разбитый и совсем уже беспомощный турецкий флот. К 16 часам 29 октября (9 ноября) всё было кончено. За 28 и 29 октября русская эскадра сожгла семь фрегатов и восемь шебек. Остальные сумели ускользнуть в Лепантский (Коринфский) залив.
Возвращение домой.
Русский флот в Эгейском море в момент ухода (окончания русско-турецкой войны) состоял из 15 линейных кораблей, 21 фрегата и 60 мелких судов. Согласно условиям договора русский флот должен был покинуть Эгейское море за 3 месяца. Для перехода из Средиземного моря обратно в Балтийское требовалось провести ремонт судов: проконопатить все пазы, обшить досками днища для безопасности от червей, на некоторые корабли сделать новые мачты и бушприты. Многие малые фрегаты (из приобретенных в Архипелаге) из-за недостатков постройки могли не выдержать длинный путь.
Всего из Балтийского моря в составе 5 экспедиций в Эгейское море было послано 20 линейных кораблей, 5 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 8 мелких судов (пинки, пакетботы и другие). Ещё 11 фрегатов и 2 бомбардирских судна было куплено или добровольно присоединилось к русскому флоту. Захвачены у противника в качестве трофея за всю экспедицию 1 линейный корабль и 11 фрегатов. Из всех судов за время экспедиции разломано из-за ветхости или вследствие повреждений 4 линейных корабля («Северный Орёл» в Англии в 1770 году, «Святой Януарий», «Трёх Святителей» и «Не тронь меня» в 1775 году в конце экспедиции), 6 фрегатов (пленные «Зея», «Мило» и «Андро» в 1772, «Надежда Благополучия», «Миконо» (пленный) и «Делос» (пленный) в 1773 году), 1 бомбардирский корабль («Гром») и 2 мелких судна (пинки «Святой Павел» в 1772 году и «Соломбал» в 1773 году). Погибло в боях и несчастных случаях 4 корабля («Святой Евстафий» в 1770 году взорвался во время Хиосского сражения, «Святослав» и пленный «Родос» — в 1770 году сели на мель и были сожжены, «Азия» в 1773 году без вести пропал), 2 фрегата («Феодор» и «Санторин» (оба пленные), в 1771 году) и 3 мелких судна (пинк «Лапоминк», судно «Чичагов», пакетбот «Летучий»). На родину в Балтийское и Чёрное моря вернулись 13 линейных кораблей, 18 фрегатов и 2 бомбардирских судна. Из посланных в экспедицию в составе 5 эскадр 12 200 человек не вернулось (то есть погибли и умерли во время экспедиции) 4516 человек. В это число не входят многочисленные добровольцы из греков, албанцев и балканских славян добровольно присоединившиеся к русскому флоту в самом Эгейском море. Их число превосходило 5 тысяч человек, но потери среди них не учтены. Многие из средиземноморских греков, балканских славян и албанцев переселились на фрегатах флота на побережье Чёрного моря и в Петербург.
Выводы:
Русский флот впервые принял участие в боевых действиях вдали от своих берегов, за многие тысячи километров пути снабжения вооружением, продовольствием, госпиталей. Крупная эскадра из полусотни кораблей смогла в значительной степени автономно просуществовать 5 лет во враждебных водах, с ограниченными возможностями пополнения и ремонта судов. Получен неоценимый опыт боевых действий на море, подготовлены команды кораблей, офицеры и адмиралы к ведению боевых действий. Первоначальные цели экспедиции — создание независимых христианских государств на Балканском полуострове и прорыв флота к Константинополю, поставленные Императрицей достигнуты не были. Но .. был зарожден импульс стремления к свободе греков.
Вторая Архипелагская экспедиция кораблей Черноморского флота.
Называлась еще Средиземноморским походом адмирала Ушакова (1798—1800) — боевые действия русской эскадры под командованием вице-адмирала (с 1799 адмирала) Ф. Ф. Ушакова, в рамках войны России в составе 2-й коалиции против Франции на средиземноморском театре военных действий.
Адмирал Ушаков Ф.Ф. 9111.ru
12 (1) августа 1798 года эскадра под командованием Ушакова в составе 6 линейных кораблей, 7 фрегатов, 3 авизо и десанта (1700 морских гренадер Черноморских флотских батальонов и 35 гардемарин Николаевского флотского училища) вышла из Севастополя и взяла курс на Стамбул. В Стамбуле под начальство Ушакова была передана эскадра Кадыр-бея в составе 4 линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корветов и 14 канонерских лодок, после чего объединённый флот выступил в поход. Линейные корабли: 84-пуш. «Святой Павел» (флаг вице-адмирала Ф.Ф. Ушакова, капитан 1-го ранга Е.П. Сарандинаки), 74-ггуш. «Святой Петр» (капитан 1-го ранга Д.Н. Сенявин), 74-пуш. «Захарий и Елисавета» (капитан 1-го ранга И.А. Селивачев), 72-пуш. «Богоявление Господне» (капитан 1-го ранга А.П. Алексиано), 72-пуш. «Святая Троица» (контр-адмирал И.Т. Овцын, капитан 2-го ранга И.С. Поскочин), 68-пуш. «Мария Магдалина» (капитан 2-го ранга Г.И. Тимченко). Фрегаты: 50-пуш. «Григорий Великия Армении» (капитан-лейтенант И.А. Шостак), 48-пуш. «Святой Михаил» (капитан 2-го ранга А.А. Сорокин), 46-пуш. «Святой Николай» (капитан-лейтенант П.П. Марин), 44-пуш. «Сошествие Святого Духа» (капитан-лейтенант К.К. Константинов), 44-пуш. «Казанская Богородица» (капитан-лейтенант Т. Мессер), 40-пуш. «Навархия» («Вознесение господне») (капитан-лейтенант граф Н.А. Войнович), 32-пуш. «Счастливый» (капитан-лейтенант Г.Г. Белле). Авизы: 18-пуш. акат «Св. Ирина» (лейтенант А.Е. Влито), 14-пуш. судно «Красноселье» (лейтенант A.M. Рябинин), 14-пуш. судно «Панагия Апотуменгана» (капитан морских батальонов Е. Скандраков).
Задачи, поставленные Императором перед Ушаковым, были — взять под контроль Ионические острова и главное — остров Корфу; очистить от французов Италию; блокировать французский флот, который занимался переброской войск в Египет; взять под контроль остров Мальту, магистром рыцарства которого являлся Император Павел I.
Штурм крепости Корфу media.elitsy.ru
За 6 недель русский морской десант занял Ионические острова: Китиру, Закинф, Кефалонию и Лефкас, после чего флот приступил к операции по овладению островом Корфу. Крепость Корфу была взята 18-20 (7-9) февраля 1799 года.
Освобождение Ионических островов было завершено и на них была создана Республика Семи Островов под совместным протекторатом России и Турции (согласно Константинопольскому договору, республика, образованная «по венецианскому» принципу, находилось под протекторатом Стамбула, но под защитой флота Российской империи). На протяжении нескольких лет Корфу служил опорной базой для русской средиземноморской эскадры. Группа Ионических островов называлась также о давних пор «Семь островов». Под этим названием понимались острова: Корфу, Кефалония, Св. Мавра, Итака, Занте, Цериго, Паксо. Ряд других островов, тоже входящих в этот архипелаг (Фано, Каламо, Меганисси, Касперо, Цериготто, Антипаксо, группа мелких островков Строфады или Стривали), примыкает к перечисленным семи островам и очень редко упоминается в документах.
Освобождение Италии.
4 мая 1799 года в Бриндизи, который был освобождён 23 апреля 1799 года, был высажен отряд капитан-лейтенанта Белли в составе 550 солдат, который очистил побережье от неприятеля и двинулся к Неаполю, где 25 мая он соединился с союзниками и участвовал со 2 по 8 июня в штурме города. 5 мая 1799 года отряд контр-адмирала Пустошкина начал блокаду Анконы. 30 мая в Пезаро был высажен десант майора А. Ю. Гамена в составе 200 солдат, который с местными повстанцами 1 июня взял крепость Фано. После известия о выходе франко-испанской эскадры в Средиземное море они были отозваны Ушаковым в Корфу.
2 июля эскадра неприятеля вернулась в Брест, и Ушаков приказал капитану 2-го ранга Войновичу выступать на Анкону. 6 июля отряд кораблей вышел в море, 12 июля был взят Пезаро, и русские войска, объединившись с неаполитанскими, 20 июля взяли Фано и стали блокировать Анкону. Тем временем Ушаков отремонтировал свои суда и, оставив 3 линейных корабля, 4 фрегата и 1 корвет в Архипелаге, с главными силами в составе 10 линейных кораблей, 6 фрегатов и 6 меньших судов 24 июля выступил в Мессину, куда прибыл 3 августа. Здесь была снаряжена эскадра контр-адмирала Пустошкина для крейсирования у Ливорно и Генуи.
По просьбе неаполитанского короля в Неаполь для охраны порядка в городе было направлено 3 фрегата под командованием Сорокина. Сам Ушаков с эскадрой в составе 7 линейных кораблей, 1 фрегата, 4 лёгких судов направился в Палермо для встречи с Нельсоном. 25 августа оба адмирала отбыли в Неаполь.
В конце августа 1799 года турки вынудили своего адмирала уйти к Константинополю. 19 сентября десантный отряд полковника Скипора в составе 818 солдат вступил в Рим. Тем временем союзная Австрия дипломатическим путём завладела Анконой, уже наполовину взятой Войновичем.
Нельсон, считая, что со своими кораблями ему не взять укрепленную крепость Мальта, предложил Ушакову принять участие в осаде. 20 декабря русская эскадра в составе 7 линейных кораблей, 1 фрегата, 8 малых судов и с 2000 морскими гренадерами вышла из Неаполя. Но прибыв в Мессину 22 декабря, адмирал внезапно получил приказ Императора Павла I свернуть все действия в Средизмном море возвратиться в Севастополь. 1 января эскадра вышла из Мессины и 8 января прибыла в Корфу. После ремонта кораблей 10 апреля однако было получено повеление Императора содействовать англичанам в осаде и взятии Мальты.
Но 15 июня 1800 года после поражения при Маренго Австрия подписала перемирие с Францией. Крейсерства стали бесперспективными, и император Павел I снова приказал вести эскадру в Чёрное море. При уходе русского флота с Ионических островов в Чёрное море греки Архипелага, в знак признательности, поднесли Ушакову большую золотую медаль с изображениями адмирала (надпись вокруг: «Доблестный благочестивый Федор Ушаков, главнокомандующий русским флотом»), виды крепости Корфу и островка Видо, между которыми стоят 2 французских корабля, а перед Видо — 6 русских кораблей (надпись: «Всех Ионических островов спасителю Кефалония»).
26 (14) октября 1800 года эскадра вернулась в Севастополь.
Третья Архипелагская экспедиция 1805-1807 года.
В 1805 году Россия вновь вступила в войну третьей коалиции против Наполеоновской Франции. Россия стремилась не допустить союза Османской империи с Наполеоном. Россия опасалась также возможности появления французского флота на Адриатике и для этого решила отправить к Ионическим островам военную эскадру. Командующим этой эскадрой был назначен вице-адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин. 31 августа 1805 года Сенявину был послан специальный рескрипт императора Александра I, начинавшийся так: «Секретно. Господину вице-адмиралу Сенявину. Приняв Республику семи соединенных островов под особенное покровительство мое и желая изъявить новый опыт моего к ней благопризрения, почел и за нужное при настоящем положении дел Европы усугубить средства к обеспечению её пределов. Поелику же республика сия по приморскому местоположению своему не может надежнее ограждаема быть как единственно, так сказать, под щитом морских сил и военных действий оных, то по сему уважению повелел я отправить туда дивизию, состоящую из пяти кораблей и одного фрегата, и тем усилить ныне там пребывающее морское ополчение наше. Вверяя все сии военные, как морские, так и сухопутные силы вашему главному начальству для руководства вашего, признал я за нужное снабдить вас следующими предписаниями: Снявшись с якоря и следуя по пути, вам предлежащему, употребите все меры, морским искусством преподаваемые и от благоразумной и опытной предусмотрительности зависящие, к безопасности плавания вашего и к поспешному достижению в Корфу».
Адмирал Сенявин Д.Н. rusidea.org
Эскадра Сенявина вышла из Кронштадта 10 сентября 1805 года и состояла из пяти линейных кораблей — 84-х пушечного флагмана «Уриил» (капитан 1 ранга Лукин Д.А.) и четырёх 74-х пушечных: «Ярослав» — флагманский корабль (капитан 1 ранга Митьков Ф.К.), «Святой Петр» (капитан 1 ранга Баратынский И.А.), «Москва» (капитан 1 ранга Гетцен Е.П.) и «Селафаил» (капитан 1 ранга Рожнов П.М.); 32-х пушечного фрегата «Кильдюин» (капитан-лейтенант Развозов Е.Ф.) и двух бригов: «Аргус» (лейтенант Ераков П.С.) и «Феникс» (лейтенант Сульменев И.С.).
Переход в Средиземное море прошёл успешно. Русская эскадра смогла ускользнуть в Бискайском заливе от специально посланной против неё французской эскадры и без потерь пришла на остров Корфу 18 (6) января 1806 года. На Корфу эскадра Д. Н. Сенявина объединилась с эскадрой Алексея Самуиловича Грейга, прибывшей на Корфу еще в 1805 году с Балтийского флота. Эскадра Грейга, базирующаяся на Корфу, включала в себя 6 линейных кораблей — четыре 74-пушечных: «Святая Елена» (капитан 1 ранга Быченский), «Святая Параскева» (капитан-командор Салтанов И.О.), «Мария Магдалина Вторая» (капитан 1 ранга Рубец С.И.) и «Азия» (капитан 1 ранга Белле или Белли); два 64-пушечных линейных корабля: «Ретвизан» (капитан 1 ранга Ртищев М.М.) и «Михаил» — без пушек, служил для перевозки войск (капитан 2 ранга Снаксарев М.Е); 4 фрегата: 50-пушечный «Венус» (капитан-лейтенант Эльфинсток Р.И.), 32-пушечный «Автроил» и использующийся как госпитальное судно «Армения», 4 корвета: 24-пушечные «Диомид» и «Херсон», 18-пушечные «Альциное» и «Днепр»; 2 больших военных транспорта: «Григорий» и «Павел», 5 бригов с 16 пушками на каждом: «Орел», «Александр», «Бонапарте», «Летун», «Богоявленск» и шхуна «Экспедиция», на которой тоже было 16 пушек. Кроме того, из трофейных французских судов переделаны в корветы 28-пушечный «Дерзкий» и 22-пушечный «Версона» и две 16-пушечные шебеки «Азард» и «Забияка». Весь флот состоял из 10 линейных кораблей, 4 фрегатов, 6 корветов, 7 бригов, 2 шебек, одной шхуны и 12 канонерских лодок. На борту кораблей и фрегатов находились две роты Первого и две роты Второго морских полков, всего 749 человек, в том числе 17 офицеров.
Занятие русским флотом области Бока-ди-Каттаро
Уступив Наполеону после Аустерлица Бока-ди-Каттаро, австрийский император тем самым нарушил признанные им же права этой области и, естественно, вызвал у бокезцев (так называли жителей области вокруг Которской бухты) сильнейшее негодование и желание искать покровительства у родственной им России, флот которой, как они знали, находился в Корфу. Одновременно бокезцы послали гонцов в столицу Черногории Цетинье с предложением объединения Черногории и Боки Которской в одно государство под покровительством Российской империи. Черногорцы решили немедленно действовать, 15 февраля (27 февраля по новому стилю)1806 года верховный правитель и глава церкви Черногории Пётр Негош созвал скупщину, на которой было решено послать Петра Негоша с отрядом в тысячу человек в Которскую Бухту.
Сенявин принял решение действовать немедленно и направил капитана Белли с отрядом морской пехоты и эскадрой в составе трёх судов (линейный корабль «Азия», фрегат «Михаил» и шхуна «Экспедицион») в Боку-ди-Каттаро. 16 февраля (28 февраля) Белли высадил десант и соединившись с отрядом черногорцев под стенами крепости Кастельнуово. 21 февраля Белли предъявил австрийскому губернатору маркизу де Гизильери беспримерный по краткости указанного в нём срока ультиматум: сдать все 8 крепостей в 15 минут. Гизильери пытался указать, что достоинство Австрии не позволяет ему сдать крепости без боя, и просил, чтобы с русского корабля хоть раз выстрелили из пушки: «Тогда, — заявил он, — я буду иметь право донести своему императору, что крепость пала во время боя». Не считая возможным для достоинства России согласиться на такое предложение, Белли ответил, что, в случае упорства, заговорят все его пушки, — и маркиз де Гизильери уступил. Немедленно же на 8 крепостях взвились русские императорские флаги, австрийские гарнизоны были изгнаны и караулы во всех крепостях заняты русскими матросами. Освобождённые жители области Бока-ди-Каттаро и духовный и политический лидер Черногории Пётр Негош немедленно присягнули на верность императору Александру. Изгнанные австрийские гарнизоны на мелких судах были переправлены домой. Ликованию жителей города не было границ. Бокезцы от радости плакали, русских моряков целовали, обнимали, осыпали цветами, целовали полы их платья. Российские суда расцветились флагами и вместе с со всеми восемью фортами произвели салют в 101 выстрел. Сенявин немедленно перенес главную базу перенес с Ионических островов в Бока-ди-Каттаро.
Операции на Далматинских островах.
Сенявин обратил внимание на Далмацию. Основной интерес представляли для него земли бывшей Дубровницкой республики с островами Млет, Корчула и Ластово. Рагуза при австрийском правлении также имела самоуправление, но большая часть жителей этого города составляли католики (хорваты и итальянцы), а потому на такую полную поддержку как в Которской бухте и Черногории русскому флоту рассчитывать не приходилось. А потому Белли отправил в Рагузу посла, который заключил с бывшей республикой договор о своеобразном нейтралитете. Русские не вступают в её пределы до тех пор, пока там не появятся французы. Сенявин 13 марта на корабле «Селафаил» прибыл в Кастельнуово и сам, а оттуда на шлюпке отправился в Катаро. В это же время французы продолжали вступать в Далмацию, им удалось занять и острова, в том числе Курцуолу. Хотя их экспедиционный корпус был невелик и составлял около 6 тысяч человек. Сенявин решил изгнать французов из Далмации, для это направил Белли с 3 линейными кораблями («Азия», «Ярослав», «Елена»), 2 фрегатами, 2 бригами и шхуной блокировать занятое французами побережье и стараться овладеть рядом Далматинских островов, а сам отправился в Корфу за подкреплением. 30 марта Белли подошёл к острову Курцола на пистолетный выстрел, сильным огнём в несколько минут сбил на крепости орудия, и не успел ещё десант из двух рот высадиться со шлюпок на берег, как французы, потеряв 85 человек убитыми, сдались без всяких условий.
Через несколько дней входящая в эскадру Белли (недавно захваченная у французов) шебека «Азард» совершила нападение на стратегически важный остров Лисса. Остров находился в самом центре Адриатики и контроль над ним фактически закрывал для французских судов свободный выход из северной части Адриатического моря. Десант с шебеки 5 апреля 1806 г. смог одолеть французов, было захвачено 10 пушек и несколько пленных.
Сенявин заключил военное соглашение с сенатом Дубровницкой республики, направленное против французов, но уже 15 мая 1806 года Дубровник (Новая Рагуза) без сопротивления, был занят французским генералом Лористоном, что послужило падением республики.
21 мая 1806 года русский флот освободил в Триесте захваченные бокезские суда.
В июне-июле русский флот осуществлял блокаду Венеции и далматинского побережья. 5—24 июня 1806 года русским флотом был блокирован Дубровник, что вынудило французов доставлять войска и съестные припасы через австрийские владения, по непроходимым горам. С июля на военный театр прибыл новый французский командующий Мармон.
10 декабря 1806 года русские овладели островом (Брацца).
Французам ненадолго удалось овладеть Курцола, но 11 декабря 1806 года французский десант сдался русскому флоту.
18 декабря 1806 года Турция объявила войну России. Англия, как союзник России объявила 12 января 1807 года войну Турции. Сенявин, оставив небольшой отряд капитан-командора И. А. Баратынского на Корфу, двинулся в Эгейское море, но английский адмирал Дакворт отказался действовать совместно с русским флотом.
10 марта 1807 года Сенявин занял остров Тенедос, после чего последовали победоносные сражения.
Дарданельское сражение.
Сражение между русской Средиземноморской эскадрой и турецким флотом в районе Дарданелл 10 (22)—11 (23) мая 1807 года, являвшееся эпизодом кампании Второй Архипелагской экспедиции русского флота в ходе русско-турецкой войны 1806—1812 годов. Выиграно русским флотом под командованием Д. Н. Сенявина.
Стамбул, сильно зависел от морских поставок продовольствия, русская эскадра под командованием вице-адмирала Сенявина, состоявшая из 10 линейных кораблей и фрегата, установила блокаду пролива Дарданеллы 6 марта 1807 года (через две недели после неудачной Дарданелльской операции английского флота). Блокада продолжалась в течение двух месяцев, к концу которых в Константинополе началось восстание янычар и султан Селим III был низложен. Новый султан Мустафа IV приказал своим адмиралам прорвать блокаду любой ценой.
Следуя этому приказу, 8 линейных кораблей, 6 фрегатов и 55 вспомогательных кораблей под командованием Капудан-паши Сеита-Али (который до этого уже сражался с Сенявиным при Калиакрии) вышли из проливов с намерением высадить десант на острове Тенедос, который служил базой русской эскадры в Эгейском море.
Дарданельское сражение slanews.ru
Сенявин, желая предвосхитить эти планы, выдвинулся навстречу турецкому флоту. После нескольких часов сражения победа досталась русским, и турецкий флот вынужден был укрыться в Дарданеллах. Сенявин преследовал их, пытаясь уничтожить три сильно повреждённых линейных корабля, но сильный огонь береговых батарей и темнота заставили его прекратить преследование.
Хотя три турецких корабля были повреждены до неспособности к службе и турецкие потери в людях составили до 2000 человек, победа была не окончательной. Д. Н. Сенявин продолжал блокировать Дарданеллы до сражения у Афонского мыса, происшедшего месяц спустя.
Афонское сражение.
Сражение у Афонской горы и Сражение у Лемноса — морское сражение, произошедшее 19 июня (1 июля) 1807 года у горы Афон на полуострове Айон-Орос в Эгейском море, во время Русско-турецкой войны 1806—1812 годов.
Афонское сражение hdpic.club
Турки высадили десант на Тенедос и стремились его занять. Сенявин подошел к Тенедосу со своим флотом. Стараясь избежать сражения и отвлекая флот от Тенедоса, турецкая эскадра обогнула его с южной стороны и устремилась на запад. Сенявин, оставив мелкие корабли в помощь крепости, пустился на поиски противника и обнаружил его 19 июня (1 июля) 1807 в неустроенном положении на якоре между островом Лемнос и Афонской горой.
Сенявин приказал весь огонь сосредоточить на турецких флагманских кораблях. К вечеру противник стал отходить, избегая боя. В бедственном положении находился 2-й флагман турецкой эскадры, корабль капитан-бея Бекира-бея, на котором были сбиты все реи и все паруса, и который шёл на буксире за линейным кораблем и двумя фрегатами. Однако, завидев русскую эскадру, эти корабли бросили буксир, а сами обратились в бегство, бросив адмиральский корабль, который был взят на абордаж. На борту его к моменту пленения было 230 убитых и 160 раненых членов экипажа. Утром 20 июня (2 июля) 1807 обнаружилось, что вся турецкая эскадра, поймав попутный ветер, уходит на север к острову Тасос, а линейный корабль и два фрегата (ранее помогавшие кораблю капитан-бея) отрезаны от неё русской эскадрой. 21 июня (3 июля) 1807 Сенявин отрядил за последними в погоню контр-адмирала Грейга с тремя линейными кораблями, но турецкие моряки выбросили свои корабли на берег и подожгли. На рассвете 22 июня (4 июля) 1807 в отступающей турецкой эскадре взорвались ещё один линейный корабль и фрегат, и два поврежденных фрегата затонули у острова Самотраки. Из 20 турецких кораблей в Дарданеллы вернулось лишь 12.
Завершение экспедиции
25 июня 1807 года был заключён Тильзитский мир, по которому Россия обязалась уступить Франции Ионические острова. Сенявин был вынужден заключить формальное перемирие с турками и уходить из Архипелага, предоставив англичанам продолжать войну. Оставляя Тенедос 24 июля 1807 года, Сенявин поручил разрушить там все укрепления. К 14 августа русскими была оставлена область Бока-ди-Каттаро. Русская эскадра Сенявина покинула регион Адриатического моря. Была ликвидирована Республика Семи Островов.
19 сентября 1807 г. Сенявин вышел из Корфу и направился к Гибралтарскому проливу. Вместе с ним шло 9 кораблей («Рафаил», «Мощный», «Сильный», «Скорый», «Селафаил», «Ретвизан», «Св. Елена», «Твердый», «Ярослав») и фрегат «Кильдюин». Сенявин планировал пройти из Корфу до Копенгагена (свыше 3000 миль) без захода в порты, что до него не делала ни одна русская эскадра. Но после прохода Гибралтара русская эскадра встретилась с сильным противным ветром, не прекращавшимся в течение 20 суток. Из-за повреждений кораблей эскадра была вынуждена 30 октября 1807 г. зайти в Лиссабон. Португальская королева приветливо и доброжелательно встретила русских и обещала помочь в ремонте. Но в это время наполеоновские войска вторглись в Португалию. 18 ноября французские войска генерала Жюно заняли Лиссабон.
В Средиземном море остались только отряды кораблей капитан-командоров Баратынского и Султанова, которым было поручено сдать Корфу и корабли французам. Капитан-командир Сулатнов был вынужден сдать корабли французам на Корфу и передать им крепость Корфу. Капитан-командир Баратынский все же попытался прорваться из Средиземного моря, но его корабли блокировали с одной стороны новые враги англичане, с другой стороны новые друзья французы и он был вынужден не передать, а продать корабли французам, а самим добираться пешком в Россию. Но за корабли Баратынский выручил деньги, а на них приобрел лошадей и телеги.
Корабли Балтийского флота под командованием контр-адмирала Д. Н. Сенявина (после блокады Дарданелл и удачного Афонского морского сражения с турками) 28 (16) октября 1807 года зашли в португальский порт Лиссабон, и там их заблокировала английская эскадра. Сенявин в очень сложное положение. С одной стороны, англичане, которые находились в состоянии войны с Россией, отрезали ему все выходы в море. С другой стороны, Лиссабон в конце ноября 1807 года был занят французами, против которых русские еще совсем недавно сражались в Моравии и в Польше, в Далмации, на греческих островах и в Италии. Сенявин оказался между двух огней. Согласно Тильзитскому договору между императором Александром I и Наполеоном, Россия обязалась вывести флот из Средиземного моря и передать все захваченные ранее крепости и территории французам. Подписывая договор, Александр сказал Наполеону: «Я ненавижу англичан настолько же, насколько вы их ненавидите, и буду вашим помощником во всем, что вы будете делать против них». И вот ситуация в Португалии сложилась таким образом, что французские войска генерала Жюно оказались заблокированными британской армией генерала Артура Уэлсли (будущего герцога Веллингтона, того самого, кто победит потом Наполеона в сражении при Ватерлоо) на суше, а русская эскадра – британским флотом адмирала Чарльза Коттона на море. Жюно пытался вытолкнуть из порта эскадру адмирала Сенявина на бой с англичанами. Но Сенявин был хорошим дипломатом и понимал, что дружба с французами временное явление и всячески избегал столкновения с англичанами.
3 июля 1808 года Сенявин получил от Жюно официальное письмо, где говорилось: «Господин адмирал, в трудных обстоятельствах, в которых я нахожусь и которые проистекают, в частности, из необходимости защищать эскадру Его Величества русского императора, я думаю, что наш взаимный долг, как и интерес наших государей, заключается в том, чтобы прийти к соглашению о возможных средствах взаимной помощи». Далее Жюно объяснял, почему это требовалось, чтобы Сенявин решился на действия, «достойные его талантов и храбрости его экипажей», и напал на блокирующую Лиссабон британскую эскадру.
26 (14) июля 1808 года Жюно самолично прибыл на корабль «Твердый», на котором развевался флаг Сенявина, и снова начал убеждать командующего русской эскадрой выступить против англичан. НО Сенявин молчал. Через два дня Сенявин получил от Жюно новое письмо, в котором говорилось: «Господин адмирал, положение, в котором я нахожусь, делается день ото дня все затруднительнее, и я считаю своим долгом и делом своей чести положительно узнать ваши намерения, и могу ли я надеяться получить от вас какую-либо помощь. Это – мой долг, так как император, мой повелитель, считает, что большая эскадра, которую русский император предоставил в его распоряжение, непременно обязана в таких критических обстоятельствах всеми средствами помогать его сухопутной армии так же, как сухопутная армия должна помогать эскадре. И это дело моей чести, так как если исход сражения не будет для меня благоприятен, то я мог бы усилиться тем, что сможет предложить союзная эскадра, имеющая девять кораблей».
Однако все усилия Жюно столкнуть русских и британцев оказались тщетными.
24 (12) августа французский генерал Келлерман явился к Сенявину и уведомил его о заключенном перемирии между Жюно и руководителями англо-португальской армии. На следующий день Сенявин получил письмо от Жюно, в котором французский генерал снова предлагал присоединить все экипажи эскадры и морских пехотинцев к французской армии, чтобы помешать союзникам занять Лиссабон и его форты. Жюно пригрозил Сенявину тем, что, если тот вновь откажется от сотрудничества, его эскадру ждет уничтожение артиллерией французов. В тот же день последовал ответ русского вице-адмирала, и опять отрицательный.
После ухода французов Лиссабон заняли британские войска. Сенявин остался один на один с британской армией и флотом.
Сенявин написал британскому адмиралу Коттону: «Мое поведение в течение десяти месяцев пребывания в Лиссабоне, мои постоянные отказы принимать хотя бы малейшее участие в предлагавшихся мне враждебных мерах против британцев – все эти мотивы поддерживают меня в твердом убеждении, что ваше превосходительство примет во внимание вышеуказанные обстоятельства и законное нейтральное положение относительно моей эскадры будет соблюдено».
Коттон прибыл на «Твердый к контр-адмиралу Сенявину, и 23 (11) августа была подписана конвенция, согласно которой русские военные корабли предписывалось… «немедленно передать адмиралу сэру Чарльзу Коттону со всем корабельным имуществом и отправить в Англию, где они станут содержаться в качестве депозита Его Величества Короля Британии, а затем будут возвращены Его Императорскому Величеству через шесть месяцев после заключения мира между Его Величеством Королем Британии и Его Величеством Императором России».
В 1808 году Д. Н. Сенявин в этом смысле нарушил приказ Императора воевать против британцев с французами и в дальнейшем Император ему этого не простит.
31 августа (12 сентября) 1808 г. Сенявин со своей эскадрой, состоявшей из семи кораблей и одного фрегата, отбыл из Лиссабона. Корабли «Рафаил» и «Ярослав» оказались с такими повреждениями, что их пришлось оставить в Лиссабоне для ремонта. Британцы обещали в дальнейшем сопроводить эти два корабля к Сенявину в Портсмут. Сенявин не знал тогда, что британцы не выполнят своего обещания.
27 сентября (нов. ст.) 1808 г. русская эскадра прибыла на Портсмутский рейд.
Русские корабли стояли под Андреевскими флагами в Портсмуте почти год, после чего Сенявин сдал британцам по описи, в том числе и оставленные в Лиссабоне «Рафаил» и «Ярослав». Сдал все корабли и имущество, спустил флаги, забрав их все с собой. Семь русских кораблей и один фрегат, то есть вся материальная часть эскадры, были сданы в британский арсенал в Портсмуте 3 августа 1809 г. под квитанции. 31 июля 1809 г. русские команды были, наконец, переведены на двадцать одно транспортное английское судно и 5 августа суда отчалили от Портсмута, а 9 сентября 1809 г, прибыли в Ригу и вышли на русский берег.
Из всех сданных англичанам кораблей вернулись в 1813 г. в Россию только два корабля: «Мощный» и «Сильный», которые привезли с собой все русские орудия, снаряды и снасти с других кораблей. За остальные семь линейных кораблей и фрегат, пришедшие в ветхость, Британия все же заплатила, как за новые.
Четвертая Архипелагская экспедиция
Четвертая Архипелагская экспедиция — поход отряда кораблей российского Военно-морского флота в составе союзной русско-франко-британской эскадры в Средиземное море в 1827—1829 годах во время русско-турецкой войны 1828-1829 года.
Была предпринята для содействия Греческому национально-освободительному восстанию 1821—1832 годов. Правящие круги России стремились использовать его для ослабления своего старинного врага — Османской империи. Уже с сентября 1826 по июнь 1827 года в Средиземном море вёл крейсерство и рекогносцировку для будущих действий эскадры отряд из линейного корабля «Царь Константин» и фрегата «Святая Елена» (капитан 1 ранга Быченский) под командованием контр-адмирала Ф. Ф. Беллинсгаузена.
Для выполнения Лондонской конвенции от 24 июня 1827 года в Портсмут вышла эскадра (9 линейных кораблей, 7 фрегатов). Из её состава 8 августа 1827 года в Средиземное море был направлен отряд кораблей под командованием контр-адмирала Л. П. Гейдена в составе 4-х линейных кораблей, 4-х фрегатов и одного корвета. Линейный корабль «Азов» — флагман (капитан 1 ранга Лазарев М.П.), «Гангут» (капитан 2 ранга Авинов А.П.), «Иезекиль» (капитан 2 ранга Свинкин И.И.), «Александр Невский» (капитан 2 ранга Богданович Л.Ф.). Фрегаты «Проворный» (капитан-лейтенант Епанчин И.П.), «Константин» (капитан-лейтенант Хрущев С.П.), «Елена» (капитан-лейтенант Епанчин Н.П.), «Кастор» (капитан-лейтенант Сытин И.С.). Корвет «Гремящий» (капитан-лейтенант Колюбакин А.Н.).
Эскадра Гейдена соединилась у острова Закинф с находившейся там британской эскадрой под командованием вице-адмирала Э. Кодрингтона (3 линейных корабля, 4 фрегата, 2 брига, 2 корвета), который стал командующим объединёнными силами союзников, и французской эскадрой под командованием контр-адмирала А. де Риньи (3 линейных корабля, 2 фрегата, 2 корвета).
Адмирал Гейден Л.П. wiki2.org
Российский отряд кораблей, по соглашению с Великобританией и Францией, соединился с союзными отрядами в единую эскадру «с целью заставить Турцию прекратить военные действия против восставшей Греции». При этом, согласно современному британскому историку Д. Дакину, адмиралы союзных эскадр получили письменную инструкцию, что «Державы» ставили своей целью достижение перемирия, их флоты не будут принимать участия в военных действиях, и только по необходимости будут блокировать доставку османами военного снабжения из Египта и через Дарданеллы, стараясь при этом избегать столкновений. Как заявлял британский премьер-министр Дж. Кэннинг, согласованной союзниками политикой было «мирное вмешательство, усиленное мирной демонстрацией силы.
Наваринское сражение.
5 октября союзники предъявили османскому командованию требование прекратить боевые действия против греков, которое было отвергнуто. Корабли союзников в Наваринском сражении 8 октября 1827 года разгромили турецко-египетский флот под командованием Ибрагим-паши — 88 кораблей (в том числе 3 линейных корабля, 17 фрегатов, 28 бригов, 30 корветов, 5 шхун, 5 брандеров).
Наваринское морское сражение 1827 года — крупное морское сражение между соединённой эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом — с другой. Произошло 8 (20) октября 1827 года в Наваринской бухте Ионического моря на юго-западном побережье полуострова Пелопоннес.
Наваринское сражение. Айвазовский. dic.academic.ru
Корабли флота Российской империи. Командующий — контр-адмирал граф Логин Петрович Гейден. Линейные корабли: «Азов» (флагман) (командир — капитан 1-го ранга Лазарев, Михаил Петрович), «Гангут» (командир — капитан 2-го ранга А. П. Авинов), «Иезекииль» (командир — капитан 2-го ранга И. И. Свинкин), «Александр Невский» (командир — капитан 2-го ранга Л. Ф. Богданович), Фрегаты: «Проворный» (командир — капитан-лейтенант И. П. Епанчин), «Константин» (С. П. Хрущов), «Елена» (командир — капитан-лейтенант Н. П. Епанчин), «Кастор» (командир — капитан-лейтенант И. С. Сытин), Корвет «Гремящий» (командир — капитан-лейтенант А. Н. Колюбакин),
Корабли флота Великобритании: Командующий флотом — вице-адмирал сэр Эдвард Кодрингтон. Линейные корабли: HMS Asia (флагман флота, капитан Эдуард Карсон), HMS Genoa (капитан В. Батерст)
HMS Albion (капитан Дж. Оммани). Фрегаты: HMS Glasgow (капитан Эшли Мод), HMS Cambrian (капитан В. Гамильтон), HMS Dartmouth (капитан Феллоу), HMS Talbot (капитан Спенсер), Бриги: HMS Mosquito, HMS Philomel, Корветы: HMS Brisk, HMS Hind, Тендер: HMS Rose
Корабли флота Франции: Командующий — контр-адмирал Анри де Риньи. Линейные корабли: Breslau, Scipion, Trident, Фрегаты: Sirène (флагман), Armide, Корветы: Alcyone, Daphnе,
В 14:00 соединённый флот приблизился ко входу в Наваринскую гавань двумя колоннами. Одна из них состояла из английских и французских кораблей, а другая — из российской эскадры. После того, как колонна союзников миновала крепостные батареи и встала на якорь, российская колонна во главе с флагманским кораблём «Азов» подошла ко входу в гавани.
Британское правительство, опасаясь роста влияния России на Балканах, стало уклоняться от выполнения своих обязательств по Лондонской конвенции, что способствовало началу русско-турецкой войны 1828—1829 годов, в ходе которой российская эскадра блокировала пролив Дарданеллы, препятствуя турецкому торговому судоходству. Сражение началось после того, как турки убили второго парламентёра, посланного на флагманский корабль Мухаррем-бея. Оно продолжалось около 4 часов и закончилось уничтожением турецко-египетского флота. Наиболее решительно и искусно действовала русская эскадра под командованием контр-адмирала Логина Петровича Гейдена, разгромившая весь центр и правый фланг неприятельского флота. Она приняла на себя главный удар противника и уничтожила большую часть его кораблей.
Потери турецко-египетского флота составили более 60 кораблей и несколько тысяч человек убитыми и ранеными. Союзники не потеряли ни одного корабля. Их потери: на английской эскадре 79 убитых и 284 раненых, на российской эскадре 59 убитых и 139 раненых, на французской эскадре 43 убитых и 141 раненый.
В сражении отличился флагманский корабль русской эскадры «Азов» под командованием капитана 1 ранга Михаила Петровича Лазарева. Флагман уничтожил 5 турецких кораблей, в том числе фрегат командующего турецким флотом. Корабль получил 153 попадания, из них 7 ниже ватерлинии. В бою погибли 24 нижних чина, ранены 6 офицеров и 61 нижний чин. Корабль был полностью отремонтирован и восстановлен только к марту 1828 года. На «Азове» во время битвы проявили себя будущие российские флотоводцы, герои Синопа и Севастопольской обороны 1854—1855 годов: Нахимов, Корнилов, Истомин.
За боевые подвиги в сражении линейному кораблю «Азов» впервые в русском флоте был присвоен кормовой Георгиевский флаг.
В ходе четырех Архипелагских экспедиций с 1764 года по 1829 годы. Россия добилась независимости от Османской империи королевства Греции и княжества Черногории.
Русский флот участвовал в 6 крупных сражениях (в Хиосском заливе, Чесменском, Патрасском, Дарданельском, Афонском и Наваринском) с турецким флотом и во всех победил, блокаде Дарданелл, участвовал в сражениях с французами, освобождении от французов многих островов Архипелага, крепостей Далматинского побережья, Истрии, бухты и крепости Ди-Которро (Котор), освобождении городов Италии, в том числе Милана и Рима.
Россия не ушла из Средиземноморья. В 19 веке корабли Российской империи Балтйиского флота обеспечивали постоянное присутствие в Средиземном море у Греции. побережья Далмации и Крита. В 20 веке СССР была возрождена Средиземноморская эскадра ВМФ, получившая тактический номер 5. И опять советские (русские) корабли, как и двести лет назад бросили якоря у побережья освобожденной Россией из-под османского ига Греции.
Все это настоящее время полностью забыто потомками освобожденных тогда и неблагодарных сегодня итальянцев, греков, хорватов, черногорцев, албанцев, словенцев, болгар, которые сегодня вместе с НАТО воюют на Украине против России.
Литература:
Амусин Б.М. Балтийский флот в войне с Турцией (1806-1812 гг). Вторая Архипелагская экспедиция 1807 г. Очерки из истории Балтийского флота. Сборник. Книга 2. Калининград. Янтарный сказ. 1999. Стр. 53.
Беленьков С.В. действия Балтийской эскадры адмирала Д.Н. Сенявина в Адриатическом море (1805-1807 гг). Очерки из истории Балтийского флота. Сборник. Книга 2. Калининград. Янтарный сказ. 1999. Стр. 47.
Грейг. Собственноручный журнал капитан-командора С.К. Грейга в Чесменский поход. II Морской сборник. 1849. № 10–12.
Гуров С., Тюлькин В. Корабли Балтийского флота. Янтарный сказ. Калининград. 2002 год.
Звада В.А. Лосев Е.Ф. Балтийский флот в войне с Францией (1797-1799 гг). Очерки из истории Балтийского флота. Сборник. Книга 5. Калининград. Янтарный сказ. 2002. Стр. 117.
Калибердин В.Е. Балтийский флот в борьбе с Турцией за выход к Черному морю (1768-1774 гг). Очерки из истории Балтийского флота. Сборник. Книга 1. Калининград. Янтарный сказ. 2001. Стр. 93.
Лагард А. Архипелагская экспедиция вице-адмирала Ушакова. Интернет-журнал «за тех, кто в море». 03.03.2020 года
Лейкин Ю. «Русская верность, честь и отвага» Джона Элфинстона: Повествование о службе Екатерине II и об Архипелагской экспедиции Российского флота. 2020 год.
Маковский А.В. Балтийский флот в Наваринской компании 1827 года и в войне с Турцией (1828-1829 года). Очерки из истории Балтийского флота. Сборник. Книга 1. Калининград. Янтарный сказ. 2001. Стр. 111.
Норченко А.М. Снялись с большого Кронштадтского рейда (хроника кругосветных плаваний балтийского флота в первой половине XIX века. Очерки из истории Балтийского флота. Сборник. Книга 4. Калининград. Янтарный сказ. 2001. Стр. 52.
Потрашков С. История Российского флота. Иллюстрированное издание. Москва. ЭКСМО. 2007 год.
Раковский Л. Адмирал Ушаков. Янтарный сказ. Калининград
Рукавишников Е.Н. Деятельность русских моряков у берегов Крита (1866-1868 гг.) Очерки из истории Балтийского флота. Сборник. Книга 5. Калининград. Янтарный сказ. 2002. Стр. 122.
Смилянская И.М., Велижев М.Б., Смилянская Е.Б. Россия в Средиземноморье. Архипелагская экспедиция Екатерины Великой / Под общ. ред. Е.Б. Смилянской. М.: «Индрик», 2011. — 840 с.
Соболев В. С. «Главная цель отправления эскадры в Средиземное море заключает в себе военные действия противу врага». Из истории действий русского флота в Средиземном море в период национально-освободительной революции в Греции (по документам РГА ВМФ). // Военно-исторический журнал. — 2017. — № 1. — С.81—83.
Соколов А. Архипелагские кампании (1769–1774 гг.).//Записки Гидрографического Департамента Морского Министерства. Ч. VII. СПб., 1849.
Тарле Е.В. / Три экспедиции русского флота. Москва. 1956 год.
Терешина М. (ред.): История российского флота. Российская императорская библиотека. 2020
Чернышов А.А. Российский парусный флот. Справочник. Том 1. Москва, Воениздат. 1997 год
Чернышов А.А. Российский парусный флот. Справочник. Том 2. Москва, Воениздат. 2002 год
Материалы из Интернета:
Первая Архипелагская экспедиция
Архипелагские экспедиции русского флота
Первая Архипелагская экспедиция
https://diletant.media/excursions/36827861/?ysclid=lln6zovewe254062815
Экспедиция русского флота в Архипелаг (1768-1774 гг.)
https://flot.com/history/si7.htm?ysclid=lln70jfgsa340895310
Момент славы. Архипелагская экспедиция русского флота
https://dzen.ru/a/YxfF32NSE0aSIqnE
Архипелагские экспедиции
https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/1833356?ysclid=lln72gpofv7673882
Архипелагские экспедиции русского флота
Тактика русского парусного флота: поход в Архипелаг