Военная ордена Ленина, Краснознамённая, орденов Суворова и Кутузова академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации (ВАГШ ВС РФ) — высшее военно-учебное заведение для обучения, подготовки и повышения квалификации высших и старших офицеров Вооружённых сил, других министерств и ведомств Российской Федерации, руководителей и должностных лиц органов государственной и исполнительной власти, предприятий и учреждений оборонно-промышленного комплекса, офицеров иностранных армий. Одновременно академия является ведущим военным образовательным учреждением Российской Федерации по проведению научных исследований проблем обеспечения военной безопасности государства, военного строительства, применения Вооружённых сил Российской Федерации, военного и государственного управления. Создана в Санкт-Петербурге в 1832 году по повелению императора Николая 1 и предназначалась для «образования офицеров к службе Генерального штаба» и «вящего распространения военных познаний». С 1909 года — Николаевская военная академия. Обучение офицеров в академии Генерального штаба в русской армии приравнивалось к особому отличию и считалось почётным. Многие её выпускники стали великими полководцами и прославленными учёными России. В 1918 году, основываясь на традициях Николаевской академии, в Москве была создана академия Генерального штаба РККА и высшие академические курсы. В годы Великой Отечественной войны выпускники академии командовали фронтами, армиями и корпусами и тем самым прославляли учебное заведение, давшее им необходимые знания, навыки и умения.
Сегодня Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации является главным высшим военно-учебным заведением страны и ведущим центром научных исследований в области обороны и обеспечении безопасности государства. В настоящее время основной задачей академии является подготовка офицерских кадров Вооружённых Сил высшей военной квалификации оперативно-стратегического уровня и специалистов в области обороны и безопасности Российской Федерации из числа офицеров Вооружённых Сил, других войск (сил) министерств и ведомств, а также гражданских лиц, занимающих руководящие должности в органах государственного управления. Кроме того, в академии проходят подготовку офицеры армий иностранных государств.
Порядок отбора и приема кандидатов на обучение в академию устанавливают Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации и Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации. На учебу в академию на основной факультет направляются высшие и старшие офицеры Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации, имеющие перспективы служебного роста, ранее окончившие военные академии видов ВС и родов войск ВС, которые проявили в ходе служебной деятельности высокие моральные и деловые качества. Отбор кандидатов осуществляют с должностей от заместителей командира дивизии, командиров соединений, начальников отделов (групп, старших офицеров) главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, им равных или занимающих вышестоящие должности. Возраст кандидатов на обучение в академии — до 42 лет.
Обучение слушателей осуществляется на трех факультетах. Основной факультет осуществляет обучение и подготовку военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов по специальности «Военное и государственное управление». Срок обучения — 2 года. Специальный факультет готовит военнослужащих иностранных государств по специальностям: «Военное и государственное управление» и «Военная безопасность государства». Срок обучения — 2 года и 1 год. Факультет переподготовки и повышения квалификации осуществляет обучение, подготовку и переподготовку военнослужащих и представителей центральных органов Федеральной исполнительной власти в области обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации по десяти специальностям. Срок обучения — от 2 до 4 месяцев. Кроме того, при академии действуют Высшие академические курсы со сроком обучения от 3 до 5 месяцев.
Содержание учебных программ включает изучение гуманитарных дисциплин (политология, социология, право, военная экономика, иностранные языки); национальной безопасности; военной стратегии; оперативного искусства; военного строительства; военного и государственного управления; истории войн и военного искусства. Тематика и содержание учебных дисциплин учитывают требования военной доктрины Российской Федерации, современные взгляды на возможный характер будущих войн и вооруженных конфликтов. В процессе обучения слушатели овладевают знаниями, умениями и навыками на основе изучения геополитики, реальной военно-политической обстановки в мире и прилегающих к России регионах, основных положений экономики государства с учетом реального состояния и перспектив развития Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации.
На первом курсе обучения слушатели изучают основы перевода войск с мирного на военное время, подготовки и ведения операций общевойсковых объединений и флотов, применения группировок войск во внутренних вооружённых конфликтах; на втором — проблемы планирования применения Вооружённых Сил, формы стратегических действий и основы их оперативной подготовки. Адекватно происходящим в мире, стране и Вооружённых Силах изменениям оперативно уточняются квалификационные требования к слушателям, учебные планы и программы.
Отличительной особенностью учебного процесса академии является то, что большая часть практического курса, составляющего 70 % бюджета учебного времени, отрабатывается в виде прикладных оперативно-стратегических задач и командно-штабных военных игр, проводимых на учебных командных пунктах с широким применением новых и перспективных информационных технологий.
Учеба в академии
В конце августа 1992 года я уехал в Москву в Военную академию Генерального штаба вооружённых сил Российской Федерации (ВАГШ РФ). Посоветовавшись с Наташей, улетал один. Времена были тяжёлые, только что не стало Советского Союза. Россия как самостоятельное государство ещё не сформировалась – всё трещало по швам. Семья, по тем временам, была устроена не плохо, хотя и жили в заштатном городке Фокино. Наташа работала замом главы администрации, имела стабильный заработок. Маша училась в школе, Роман готовился к первому классу. Неподалеку, во Владивостоке, в своём доме жили Наташины родители. Расставаться с семьёй было трудно. Мы редко были вместе, а тут – такая возможность и перспектива…
В Москве меня встретил Юрий Мелентьевич Поляков, бывший командир «Минска». Он только что закончил эту академию и остался в ней преподавателем на кафедре Военно-морского искусства. Жили они с женой Галиной в доме на проспекте Вернадского, где размещались и слушатели академии. Утром и вечером академический автобус отвозил и привозил слушателей, и живущих там преподавателей, в академию и обратно. Если кто-то опаздывал, то добирался троллейбусом. Ехать приходилось минут 15-20, в зависимости от пробок. В хорошую погоду приятно было пройтись пешочком до академии, которая тоже располагалась на проспекте Вернадского, ближе к станции метро Юго-западная.
Вначале мне выделили койко-место, поскольку я был без семьи, а когда Наташа прописалась в Москве, мне там же дали двухкомнатную квартиру.
Мне повезло — Юра хорошо знал, что такое ВАГШ. Её внутреннее устройство и содержание, расположение помещений, организацию учебного процесса и пр. Он провёл меня по академии, которая внешне представляла собой современное вызывающе-красивое здание с оградой и КПП. Найти нужное помещение было не просто даже для меня, служившего на авианосце.
По прибытию в Москву меня вызвали в Главный штаб ВМФ для беседы с Главнокомандующим адмиралом Чернавиным Владимиром Александровичем, сменившим легендарного Сергея Георгиевича Горшкова. Беседа прошла доброжелательно. Он поздравил меня с поступлением в академию и пожелал успехов в учёбе.
Начальником академии тогда был генерал-полковник Родионов Игорь Николаевич, ранее служивший командующим 40-ой армией в Афганистане, а затем Командующим войсками Закавказского округа. Начальником нашего основного факультета был генерал-лейтенант Прокопчик Георгий Владимирович. Срок обучения в академии – два года. На первом курсе нас обучалось 100 человек. Десять групп, по десять человек в каждой. Старшим курса был генерал-майор Шеметов Виктор Иванович из нашего же курса. В группах назначались старшие группы. В нашей, 6-ой группе, старшим был генерал-майор Ефремов Александр Иванович. Мои одногруппники — генерал-майоры Гребенников Владимир Васильевич-лётчик и Черных Иван Григорьевич-командир морской дивизии береговой обороны, после выпуска генерал-лейтенант; полковники — Афанасьев Владимир Алексеевич, Брузгин Владимир Васильевич-позднее генерал-майор, Кирилин Александр Валентинович-после академии служил командиром дивизии, генерал-майор; Портнов Борис Васильевич-офицер Главного разведывательного управления; Шпанагель Сергей Львович-начальник ракетных войск и артиллерии армии, позднее Войск округа, генерал-майор, полковник Сухинин Владимир Николаевич. Куратором группы от академии у нас был полковник Романченко Леонид Николаевич, нам с ним повезло, на редкость доброжелательный и порядочный офицер.
На курсе учились моряки — контр-адмирал Богданов Борис Сергеевич-подводник; капитаны первого ранга Сиденко Константин Семёнович-подводник, впоследствии командовал двумя флотами и войсками Восточного округа, адмирал; Наретя Виктор Мусеевич-пограничник. Лётчик морской авиации генерал-майор авиации Попов Виктор Викторович, после выпуска-командующий морской авиацией Северного флота, генерал-лейтенант и генерал -майор Черных Иван Григорьевич, после выпуска-генерал-лейтенант. Независимо от вида и рода вооруженных сил, все учились по одной программе. Правда для моряков в то время было некоторое исключение. Мы более углублённо занимались на кафедре военно-морского искусства, которой руководил мой старый знакомый по ТОФу – Герой Советского Союза вице-адмирал Балтин Эдуард Дмитриевич, впоследствии командующий Черноморским флотом, адмирал.
1 сентября 1992 года у нас был организационный сбор – начальник академии генерал-полковник Родионов И.Н. сделал доклад об истории Академии Генерального штаба, потом собрания по классам, где нам довели расписание лекций, практических занятий и общую организацию обучения. Половина дня отводилась на лекции и практические занятия, вторая половина для самоподготовки и работе по подготовке к практическим занятиям. В академии была столовая с хорошей кухней, где питались слушатели очного обучения, слушатели академических курсов и профессорско-преподавательский состав.
Все теоретические и практические занятия были чрезвычайно интересны, так как преподаватели для академии подбирались особо подготовленные, они умели создавать игровую обстановку, близкую к возможной в реальности. По мере прохождения теоретического курса проводилась специальная игра, в которой каждый слушатель исполнял какую-то реальную должность, соответствующую должности и званию участника игры. Иногда во время игры возникали споры и даже конфликтные ситуации между участниками. Как говорится, в спорах рождается истина. При умелом подведении итогов этих игр и разборе сложных ситуаций обычно приходили к консенсусу и успокаивались только когда обстановка грамотно объяснялась преподавателями. В выходные дни были различные варианты досуга – посещения театров и музеев, спорт-в академии прекрасный спортивный комплекс, знакомство с Москвой и многое другое.
Учёба давалась мне несколько труднее, чем остальным морякам, сказалось заочное обучение в военно-морской академии. Пришлось постигать и то, что упустил раньше. Но в целом – учёба была в радость, не говоря уже об этой двухгодичной жизни в столице. Во время учёбы познакомился со всеми ребятами курса. Со многими подружился. Наши хорошие, приятельские отношения поддерживаются и сейчас, а особенно с москвичами. В это время в Москве уже жили наши училищные друзья Саша и Людмила Глебовы со своими взрослыми детьми Светой и Димой, и Люсиной мамой. В Москве жил и работал мой товарищ ленинградец, очень толковый молодой парень Алексей Киреев, которого я знал когда он был ещё мальчишкой. Я познакомил его с Глебовой Светой. Вскоре они поженились. Сейчас это преуспевающая семья. У них две взрослых дочери.
В квартире у меня стоял городской телефон и я, почти каждый день, через военно-морскую связь звонил Наташе. Зимой на каникулы Наташа с Ромой прилетали ко мне, а летом после первого курса в отпуск я полетел к ним в Тихас. Соскучился по жене и детям. Время промчалось незаметно и вновь я их «покинул» – меня ждал второй курс.
Из запомнившегося, кроме учёбы. Октябрь 1993 года. Мы всей группой и куратором Романченко Л.Н. собрались у меня, отмечали моё 45-тилетие. Дата «взрослая» даже для адмирала, но не критическая. Вдруг за окном услышали гул. Выглянули в окно, затем вышли на балкон. По проспекту из Тёплого стана в Москву двигались боевые машины пехоты (БМП). Включили телевизор, узнали, что танки обстреляли «белый дом»- здание Верховного Совета. Одна очередная власть – свергла другую. Огорчились, но мероприятие продолжили.
Через несколько дней, когда всё более-менее улеглось, поехали к «белому дому». Зрелище удручающее. Колючая проволока, задымившиеся стены здания, пустые «глазницы» окон, оцепление. Толпы народа.
На втором курсе было попроще. Втянулся в учёбу, жизнь и быт. Однажды на попутном самолёте, с комиссией ВМФ на Тихоокеанский флот, на несколько дней слетал домой. Нам несколько месяцев не платили денег, если бы не Наташина работа… Видел, как страдали офицерские семьи, приехавшие в Москву в полном составе. Перед поездкой зашёл к Родионову И.Н. объяснил ситуацию, он вызвал начальника тыла и приказал выдать мне жалование за два месяца. Получали мы его в сумме денежного содержания по последней должности перед академией.
Маша поступила в институт и жила у бабушки во Владивостоке. Удобно было и Марии Львовне, и Маше. На этом же самолёте вернулся обратно.
Осенью 1994 года мы ездили на Гороховецкий полигон под Нижним Новгородом, где проходили учения сухопутных войск и в Таманскую дивизию, также на учения.
Нам показали в действии военную технику, оружие, быт офицеров и солдат срочной службы. Меня, моряка – впечатлило, это не корабль. Всё гораздо суровее, хотя и на суше. Правда на десять месяцев они на учения не выходят. Весной были на Севере на авианосце «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Сухопутных офицеров это тоже впечатлило.
В апреле 1994 года Наташа и Роман приехали в Москву. Учёба подходила к концу. Встречал их в аэропорту, рейс несколько раз откладывали, в течении нескольких дней. Они настрадались. Мы с Юрой Поляковым немного опоздали – московские пробки. Встрече были несказанно рады. Первый вопрос Ромки, для меня был «как гром среди ясного неба»: «Папа, ты нас бросил?». Видимо во дворе «напели» друзья-дворовые мальчишки со слов «доброжелательных» родителей- были и такие. Резануло по сердцу. Объяснил ему как мог. Он приехал лохматый, подстригал его в последний приезд я.
Как-то с Борисом Рылкиным были в гостях у Дымовых. Ростислав Леонидович в это время уже служил в Москве, там я познакомился с их сватом генералом армии Владимиром Леонидовичем Говоровым, сыном Маршала Говорова Л.А.
С Дымовыми сдружились. Они были у нас в гостях на Вернадского – на встрече офицеров 10-ой ОПЭСК, где были Путовы и Поляковы. Посидели очень хорошо, вспомнили наш ТОФ, эскадру, корабли и походы. Дымовы остались у нас ночевать, а утром следующего дня мы с ними, с подачи моего товарища по ВАГШ Бориса Портнова, поехали крестить сына Романа в церковь Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, где заодно покрестили и нас с Наташей. Ростислав Леонидович был крестным отцом Романа, а Людмила Александровна – крёстной мамой у Наташи. Но это уже отдельный и интересный разговор. Позднее там же крестили и Машу.
Мы с Наташей были в гостях у Дымовых. Стол накрыт с изыском, они показали нам, как теперь говорят «мастер класс», за что мы им благодарны. Позднее риходилось бывать у адмиралов, которых этому не учили, а жаль.
Во время учёбы не раз бывал в Рязани, у Наташиных родственников, Филяевых Павла Фёдоровича и Надежды Львовны и Заярнюков Юры и Лены — Наташина двоюродная сестра.
У меня тоже было «много гостей – со всех волостей», Москва – город на всех направлениях, только успевал встречать и провожать. Всё бы ничего – но стирка замучила, да и готовка.
Ко мне приезжала на каникулах Маша с подругой, Витя Бутурлин с детьми, Валентин Левишко с семьёй, Бородин Николай Семёнович, Наташин начальник Хорышев В.Д., рязанцы и ещё многие, всех не упомню.
Я ездил на Украину в Нежин, на родину Натальи Левишко, где встречался с Валентином и их родственниками. Мне очень понравилось.
В июне, после сдачи государственных экзаменов и защиты дипломной работы на своей кафедре, закончилась моя учёба. Апофеозом окончания академии был прём всех её выпускников и золотых медалистов других академий Президентом России Ельциным Борисом Николаевичем. На котором присутствовал министр обороны генерал армии Грачёв Павел Сергеевич. Там же я встретился с Высоцким В.С., закончившим Военно-морскую академию. С приветственным напутствием выступил президент и кто-то из выпускников, со словами благодарности. Небольшой фуршет… и как все тогда говорили «спасибо партии родной, за двухгодичный выходной». По окончанию академии меня опять вызвал Главком ВМФ, теперь уже адмирал Громов Феликс Николаевич. Побеседовали. Предложил мне несколько самостоятельных должностей. Отказался, сказав, что не был никогда начальником штаба, хочу на ТОФ. По выпуску меня назначили начальником штаба Приморской флотилии Разнородных сил. О чём в последствии пожалел. Но на эскадру, где штаб размещался на корабле, а не на берегу идти уже не хотелось.
Попрощавшись с товарищами, получив очередной диплом, после выпускного бала мы с Наташей и Ромиком улетели в отпуск.
Неизгладимое впечатление от поездки. Прилетели в Улан-Удэ к моему родственнику и другу Васе Михайлову, куда он переехал из Артёма из-за болезни. На следующий день мы на Васиной машине поехали на Байкал вместе с Васиной женой Марией, внучкой Машенькой, Ромой и Наташей. Ехали восточной стороной озера. Вокруг красота несказанная. По пути остановились на берегу бурной, холодной речки, где я искупался, благоразумию и Наташиным протестам вопреки, а затем продолжили движение в небольшую деревушку, стоящую на берегу озера. Сняли деревянный домик. Днём купались в холодной, хрустальной байкальской воде и загорали на песчаном берегу, проходя к нему среди больших золотисто-зелёных сосен. Воздух необыкновенно вкусный. Байкал – величественный и могучий. Вечером у костра варили уху или жарили рыбу, купленную у рыбаков, немного приняв горячительных напитков, пели песни, разговаривали. Ночи были безумно хороши. Несколько дней пролетели незаметно, но память на всю жизнь.
В Улан-Удэ нас уже ждала машина моего товарища, директора Красночикойского лицея Бородина Николая Семёновича. Мы поехали в Красный Чикой. Дорога впечатлила и утомила, но нас ждал щедро накрытый стол, и приглашённые родственники, и друзья Николая Семеновича. Несмотря на поздний час, встретили нас как дорогих гостей. На следующий день поехали на реку Чикой – природа всегда великолепна. Из Красного Чикоя вместе с Николаем Семёновичем продолжили путь на мою малую родину в Урлук.
К маме домой я впервые ехал адмиралом. Опять застолье. Собрались родственники, друзья, одноклассники. Пели наши урлукские и не только, песни под баян Миши Леонова, и разговоры, разговоры, и воспоминания. Мама немножко сдала, но выглядела хорошо. Приехала и моя любимая тётушка Ира из Тарбагатая, сестра Нина с мужем Анатолием из Читы. На следующий день Наташа уехала во Владивосток, её отпуск закончился, надо было выходить на работу, а мы с Романом остались.
Позднее приехал Бородин Н.С., с районным рыбинспектором и мы вместе с моим товарищем директором колхоза Гришей Шараповым, и с кем-то ещё, поехали в Усть-Урлук опять же на Чикой, на границу с Монголией. Ловили рыбу, купались, жарили шашлыки, под гармошку пели песни. С нами был и мой друг детства Федя Михайлов. Роман снимал наш отдых на видео. Напитков брали на два дня, но к вечеру того же дня они закончились. Рыба ловилась плохо. И мы, кто с облегчением, особенно красночикойские ребята, кто с сожалением – вернулись обратно. Больше таким коллективом мы никогда не встречались.
По утрам, с Романом у нас на покосе литовкой косили траву. Учил Рому косить. Делал он это с трудом, но самоотверженно.
Ещё раз собирались у нас мои одноклассники и родные перед нашим отъездом, танцевали на покосе, под черёмухой. Опять пели, немного выпивали, а как без этого.
Когда-то всё подходит к концу. Мы с Романом уезжали. Мама опять оставалась одна. Горько вспоминать об этом и сейчас.
Вот и Владивосток. Встреча с Машей, Наташиными родителями, родственниками. А затем и Тихас, в котором за два года ничего не изменилось.
Впереди служба, но уже не на «родной» эскадре, а на незнакомой мне Приморской Флотилии разнородных сил возглавляя её, пока что непонятный мне, штаб.
Наша группа в АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА МО РФ
Наша группа в АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА МО РФ
Наша группа в АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА МО РФ
Львишко и Бутурлины в Москве
Львишко и Бутурлины в Москве
Львишко и Бутурлины в Москве
Наташа с подругами