Кровопролитная война между Ираном и Ираком 1980 — 1988 годов бушевала в сердце Азии от Курдистана до берегов Персидского залива. Линия фронта, практически не перемещаясь, стала зоной уничтожения людей и военной техники. Для восполнения потерь в технике и вооружении Ирану и Ираку были необходимы деньги, которые они получали главным образом от продажи нефти, экспорт которой давал, например, Ирану до 95 процентов валютных поступлений. Попытки Ирана и Ирака лишить друг друга возможности закупать оружие за счёт «чёрного золота» переросли в так называемую «танкерную войну», когда воюющие стороны приступили к нападению на суда, вывозящие нефть через Персидский залив и Ормузский пролив в Западную Европу, Японию, Австралию и Северную Америку, а также на суда, доставляющие в воюющие страны военную технику, оружие и боеприпасы. Таким образом, под ударом оказались не только суда воюющих государств, но и нейтральных стран. На начало августа 1987г. От мин, снарядов, бомб и ракет пострадало около 330 судов, главным образом нефтеналивных. В боевые действия был втянут и Кувейт. Иранские военные корабли, авиация начали наносить удары по судам следующим в Кувейт через Персидский залив, производить досмотры судов и грузов, постановку мин на международных морских путях залива, Ормузском проливе и в северной части Оманского залива. Президент Ирана Али Хаманеи заявил «Если наши корабли подвергнуться иракскому нападению, мы атакуем суда, принадлежащие союзникам Ирака. Если же на наши корабли или порты нападут США, мы нанесём ответный удар и по ним». Отряд американских кораблей и кораблей НАТО постоянно присутствовал в районах боевых действий. Советский Союз по просьбе Кувейта сдал ему в аренду три танкера: «Маршал Чуйков», «Маршал Баграмян» и «Махачкала». В свою очередь, корабли 8-й опэск СССР, также вошли в этот район, для осуществления безопасности и сопровождения наших судов и судов дружественных стран через зону боевых действий. Позднее Кувейт принял предложение США и поднял американские флаги на 11-ти своих танкерах, что означало их перевод под юрисдикцию США и серьёзную эскалацию конфликта в зоне Персидского залива. Парадоксом танкерной войны явилось то, что несмотря на эскалацию военного присутсвия иностранных военно-морских и воздушных сил, предназначенных для обеспечения свободы мореплавания и поддержания мира, нападений на торговые суда стало значительно больше. По данным английской страховой компании «Ллойд», с начала 1982 по конец1987г., то есть за шесть лет, в Персидском заливе были обстреляны, получили повреждения или потоплены около 450 транспортных судов. Наибольшее их число пришлось на 1987год – атаковано 178 судов и погибло 108 моряков. 17 мая 1987 года подорвался на мине, но остался на плаву танкер «Маршал Чуйков». От нападений воюющих сторон страдали и военные корабли. Боевым тралением и проводкой танкеров и транспортных судов за тралами занимались морские тральщики: «Заряд», «Снайпер», «Турбинист», «Курский комсомолец», «Мичман Павлов» и другие. Во время ирано- иракской войны в Персидском заливе, с начала конвоирования советских судов, это помимо упомянутых ранее – транспорт «Иван Москаленко», танкер «Ленинское знамя», теплоходы «Яков Бондаренко», «60-летие СССР», «Советские профсоюзы», «Иван Шепетков» (с грузом авиабомб для Ирака), «Василий Белоконенко», танкер «Художник Габашвили» и другие, только корабли 10-ой опэск находясь на боевой службе в составе 8-ой опэск ВМФ, без потерь и повреждений, с большим риском, в 178 конвоях осуществили проводку через зону боевых действий 374-х судов:
-эм «Стойкий»
командир — кап. 2 ранга М. Волк |
— 86 судов в 44 конвоях; |
— скр «Порывистый»
командир – кап. лейтенант Е. Крайнов |
— 67 судов в 30 конвоях; |
— эм «Боевой»
командир – кап. 3 ранга А. Смирнов |
— 50 судов в 29 конвоях; |
— бпк «Адмирал Трибуц»
командир – кап. 2 ранга В. Еловский |
— 41 судно в 17 конвоях; |
— бпк «Маршал Шапошников»
командир – кап. 2 ранга В. Бутяга |
— 41 судно в 19 конвоях; |
— эм «Осмотрительный»
командир – кап. 2 ранга А. Назаров |
— 31 судно в 16 конвоях; |
— бпк «Адмирал Виноградов»
командир – кап. 2 ранга С. Тегенцев |
— 22 судна в 9 конвоях; |
— бпк «Адмирал Захаров»
командир – кап. 2 ранга А. Пискунов |
— 21 судно в 8 конвоях; |
— бпк «Адмирал Спиридонов»
командир – кап. 2 ранга А. Яковлев |
— 15 судов в 6 конвоях. |
Кроме кораблей нашей эскадры в конвоировании принимали участие корабли других флотов и соединений ВМФ СССР. В 1989 году бпк «Адмирал Захаров» под командованием кап. 2 ранга А. Пискунова двумя вертолётами Ка-27 спас с подорвавшегося на мине саудовского танкера 24 оставшихся в живых члена экипажа. Плавмастерская ПМ-59 поддерживала техническую готовность кораблей, решавших боевые задачи в Персидском заливе. «Танкерная война» затронула в той или иной мере экономику, политику, международные отношения стран всего мира. Потери той войны, не идут ни в какое сравнение, как финансово- экономические, так и людские с потерями в результате её последствий. Подорвав экономику одних стран, она обогатила другие. В 1979 году, когда ещё всё только начиналось, мне тогда ещё капитан- лейтенанту командиру «Вдохновенного», во время боевой службы пришлось патрулировать в этом районе с задачей выяснения сил и средств стран НАТО, уже расположенных там в преддверии этой войны.
Мне довелось быть последним командиром 175-й бригады ракетных кораблей. В 1990 году было принято решение о формировании 36-й дивизии ракетных кораблей на базе 175-й бригады. Практически в том же корабельном составе: 2 ТАВКР («Новороссийск» и «Минск»); ТАРКР «Фрунзе»; 2 РКР («Варяг» 58 проекта, позднее «Варяг» 1164 проекта, бывший «Червона Украина» и РКР «Владивосток»); 6 ЭМ проекта 956; торпедолов; дивизион судов обеспечения (3 ДКА и 3 ПСК).