Летом 1990 года после беседы с командиром эскадры и командующим флотом меня направили в Москву, в соответствующий отдел ЦК КПСС. Не скрою, волнение было – но всё обошлось хорошо. Руководству представлял меня контр-адмирал Камчатный В.М., работавший в то время в этом отделе, бывший заместитель командира нашей 175-й бригады по политчасти. Невольно поверишь – мир тесен. Вскоре приказом Министра обороны я был назначен первым командиром 36-й дивизии ракетных кораблей 10-й ОПЭСК Тихоокеанского флота. Это была одна из самых крупных дивизий в ВМФ СССР
Командование дивизии было сформировано заново: заместитель командира дивизии капитан 1 ранга Ковальчук Л.М., затем капитан 1 ранга Высоцкий В.С., начальник штаба капитан 1 ранга Котов Е.Н., заместитель начальника штаба капитан 2 ранга Пепеляев В.В., начальник политического отдела капитан 2 ранга Островский В.Г. Офицеры штаба практически в том же составе, что и на бригаде, были переназначены в штаб дивизии. Естественно, выросла их штатная категория и престиж. Добавилось несколько штабных должностей. Штабу дивизии предстояло в короткие сроки переработать документы, начиная с «Положения о дивизии», обязанностей должностных лиц. Назначен заместитель командира дивизии по электромеханической службе (ЭМС) кап. 2 ранга Митраков И., Ф-РО стал капитан 2 ранга Захаров Ю.П., его помощником капитан 3 ранга Самулыжко С.А. Флагманскими специалистами назначены: Ф-РЭБ-кап. 2 ранга Рыбаков А.П., Ф-Хим. сл. – кап. 2 ранга Коробов Ю.С., Ф – СПС кап.3 ранга Корчажкин А.Д., начальник физподготовки старший лейтенант Шаврук И., Ф- РЭБ кап. 2 ранга Рыбаков А.А., старшие помощники начальника штаба кап. 2 ранга Дворцов И.В., Лаптев В.С. и подполковник Матвеев. Офицеры корабельного поста управления и наведения истребительной авиации (КПУНИА) Костенко и Стародубцев. Кого не вспомнил, пусть меня простят. С переходом на новые штаты и новый статус выросли и задачи.
Наступали суровые времена перемен в жизни не только флота, но и самого государства – СССР. Тяжело решались вопросы ремонта наших авианосцев. Появились проблемы и с ТАРКР «Фрунзе» (с 1992 года «Адмирал Лазарев»), особенно в эксплуатации атомной энергетической установки. Сказывалось отсутствие судоремонтной базы для кораблей подобного типа. В этот период остальные корабли дивизии планомерно выполняли свои боевые задачи. Но уходили последние опытные командиры. Командир ТАКР «Минск» капитан 1 ранга Поляков Ю.М. был назначен и убыл командовать бригадой надводных кораблей в 17-ю ОПЭСК в Камрань. Командир ТАКР «Новороссийск» капитан 1 ранга Островский Д.Д. убыл в военно-морскую академию, вместо него был назначен кап.1 ранга Валишин Марат Мансурович. На «Варяге» и миноносцах командиры обновились полностью к тому времени, когда была сформирована 36-я дивизия.
В связи с этим вспоминается один острый для меня эпизод. Летом 1991 года прошёл тайфун, образовался «глаз бури», нужно было успеть до смены и усиления ветров поставить корабли, находящиеся на рейде, к причалу. Командир дивизии и штаб находились на ЭМ «Быстрый». Штаб эскадры – на «Фрунзе». ЭМ «Боевой» командовал капитан 2 ранга Романов Ю.Н., его я знал хорошо, в прошлом один из лучших вахтенных офицеров, прошедший новостройку в должности командира БЧ -3 и врид СПК «Новороссийска», был СПК «Боевого» в период новостройки и на переходе с Балтики на Тихоокеанский флот. В общем, вполне подготовленный командир, к тому времени уже не раз самостоятельно выполнявший боевые задачи в море.
Отдал приказание Романову сниматься с якоря и становиться к причалу, оговорив, что командирский катер в готовности, и в случае осложнения обстановки я перейду к нему для оказания помощи. Но тут вмешался начальник штаба эскадры Клименок А.М., заявил Романову Ю.Н. (а не мне), что не уверен в командире и запрещает ему самостоятельную швартовку. Тут взыграло моё самолюбие. Объявив Романову: «Дивизией командую я», повторил приказание на швартовку «Боевого». Командир успешно пришвартовал корабль.
Однако, этим дело не кончилось. Начальник политотдела эскадры Образцов В.В. порекомендовал Клименку А.М. написать на меня заявление в парткомиссию, что тот и сделал. Естественно, меня это «зацепило», хотя, может и был не совсем прав в своих действиях. Тем более, ранее я не имел партийных взысканий и был примерным коммунистом. Но на парткомиссию я так и не попал: вскоре КПСС перестала существовать. Между прочим, в своей практике я никогда не жаловался начальникам на своих подчиненных, до сих пор считаю это последним делом, всю ответственность старался брать на себя, особенно, если это касалось не личной, а служебной деятельности.
И, наверное, последнее — самое памятное, хотя и не самое славное событие в жизни первого командира 36-й дивизии ракетных кораблей. Зима 1991 – 1992 г. «Новороссийск» и «Минск» стояли на рейде залива Стрелок, а точнее в бухте Чажма этого залива, между островом Путятин и 30-м СРЗ. На «Минске» все средства электрообеспечения вышли из строя, «выбит» моторесурс. На корабли поставили береговые аварийные электрические станции «ДЭС–500». Электроэнергии едва хватало на освещение (и то не всего корабля), обогрев нескольких кубриков и кают и на один из камбузов. Зима. Приморский морской пронизывающий холодный ветер. Командир «Минска» капитан 2 ранга Назаров А.И. несколько подрастерялся. И практически 4 месяца рейдовой стоянки мне пришлось находиться на этом корабле.
Не описывая подробно, скажу, что ничего сложнее и тяжелее в моей службе ни до, ни после этого никогда не было. Кто только не был на корабле для подбадривания: от командующего Тихоокеанским флотом адмирала Хватова Г.А. до комэска и офицеров техупра. Ждали улучшения погоды, чтобы поставить корабль в Дальзавод. И вот, после стольких месяцев героической (не побоюсь этого слова) стоянки, весной 1992 года наступило, наконец, затишье. Принял решение лично заводить корабль в бухту Золотой Рог, в Дальзавод. Проинструктировал командиров буксиров, командира и экипаж корабля. Снялись с якоря, мощности дизеля «ДЭС – 500» едва хватало на управление рулём, на навигационные средства электроэнергии уже не хватало. При подходе к Золотому Рогу внезапно сплошной стеной встал туман. С КП флота лично начальник штаба вице-адмирал Калабин В.И. скомандовал: «По метеоусловиям вход в бухту и швартовку корабля запрещаю». Но можно представить и моё состояние. Мне казалось, что это последний шанс, «ДЭС – 500» на последнем издыхании, дизтопливо на исходе и неизвестно, что будет с погодой через час – два. Доложил Калабину В.И.: «Командир дивизии. За манёвр отвечаю я.» и продолжил движение к причалу Дальзавода. На счастье, после входа в Золотой Рог уже при подходе к месту швартовки туман рассеялся, и мы благополучно пришвартовались. Наверное, это была самая большая, или одна из больших удач в моей командирской жизни. В это время врио командующего ТОФ был первый заместитель командующего вице-адмирал Балтин Э.Д., который тоже наблюдал эту «операцию флота». Он был знатный моряк, подводник, Герой Советского Союза, меня знал. После окончания швартовки, вышел на связь и объявил мне: «Молодец. Объявляю тебе благодарность». Для меня, да и для экипажей корабля и буксиров, это дорогого стоило. Главное, если ничего сам не можешь сделать в сложный ответственный момент – не мешай. И ещё, надо уметь брать ответственность на себя, при этом доверяя своим подчинённым.
Была весна 1992 года. Командир 10-й эскадры контр-адмирал Хмельнов И.Н. вызвал меня на ТАРКР «Фрунзе». Там же находился командующий Тихоокеанским флотом адмирал Хватов Г.А. Я доложил обстановку с учетом состояния и перспектив по «Минску» и «Новороссийску». И тут комэск, видимо заранее обговорив с комфлотом, предложил мне поступать в Академию Генерального штаба РФ. На тот момент мне шел 43-й год, по годам это был последний срок для поступления в академию. Об этом я думал и раньше. Взвесив всё, доложил, что капитаном 1 ранга в академию идти нет смысла, окончу к 46-ти годам. Ещё 4-е года и в запас. Комэск, подумав, попросил меня выйти. О чём они говорили с Хватовым Г.А. не знаю, но через некоторое время меня вызвали. Практически, ничего не сказав, комэск приказал мне готовиться и убывать в отпуск. Посоветовавшись с женой, Натальей Васильевной решили, что надо уходить с дивизии. Дети подрастают, учиться нужно им в городе. Согласился на учёбу в академии Генерального штаба РФ.
Отпуск проводил в родном «Тихасе». Наташа работала, дети были на каникулах. Однажды вечером мы поехали к моим односельчанам Володе и Дусе Сенотрусовым в Андреевку (недалеко от Большого Камня) нас там хорошо встретили, славно посидели вспомнили родное село, поделились урлукскими новостями. Когда вернулись домой нас встретила Машуля, удивленно и несколько испугано сообщила мне: «Папа, тебе «муху» дали». Это было очень неожиданно. Я тут же позвонил оперативному флота и получил весть, что 7 июля 1992 года мне присвоено воинское звание контр-адмирал. Спасибо Игорю Николаевичу Хмельнову. Я знаю, как скуп на звания был адмирал Хватов, но и ему я благодарен.
Уже в адмиральском звании, находясь в отпуске, как и обещал командиру эскадры, вывел из ПД – 41 ТАВКР «Новороссийск» и завёл «Минск», для конвертовки, в присутствии вновь назначенных командиров этих кораблей и заместителя командира дивизии капитана 1 ранга Высоцкого В.С. Это была передача опыта и обучение. Особых прощаний с дивизией и эскадрой не было. Все обошлось телеграммой. Присвоение звания засчитали мне подарком и наградой за 21 год службы на 10-й ОПЭСК. Наверное, это и правильно.
P.S. После окончания академии Генерального штаба мне предложили должность командира 7-й ОПЭСК, на севере. Я отказался. Во время беседы с ГК ВМФ, уже адмиралом Громовым Ф.Н., попросился на должность начальника штаба Приморской флотилии разнородных сил, куда и был назначен (хотя многие предостерегали, чтобы я туда не шёл). Затем я стал командующим Приморской флотилией разнородных сил, получил воинское звание вице-адмирал, почётное звание «Заслуженный военный специалист». И все эти 7, 5 лет вместе со мной по-прежнему была и 10-я ОПЭСК, вернее то, что от неё осталось, так как после её расформирования принял в состав флотилии 36-ю дивизию надводных кораблей во главе с капитаном 1 ранга Пепеляевым В.В. и остальные соединения, и корабли. Но об этом позднее.
Командир 36-й дрк с офицерами и мичманами штаба
Бухта Абрек. Базирование кораблей 36-й ДРК
Бухта Абрек. Базирование кораблей 36-й ДРК
Командир «Новороссийска» Д.Д.Островский с офицерама корабля