Литвиненко Е. По волнам моей жизни (автобиографический очерк).  «Новороссийск». На Дальний восток.

20 ноября. Вышли из Луанды. Пошли привычные походные будни.  Идём к Мозамбику, а вернее в его столицу Мапуту.  Невыносимо жарко в котельных отделениях. Наши корабли не приспособлены к жаре, особенно с машинно-котельными установками. Страдают моряки, несущие вахту в машинно-котельных отделениях. Температура достигает 60-ти и более градусов. Матросы, истекая потом, буквально валятся с ног. На этих боевых постах перешли на 2-х часовую вахту. Ребята-лейтенанты-политработники БЧ-5: В.Никульшин, Р.Измаилов, А.Бородулин, комсорг корабля В.Зиборов постоянно носят матросам охлаждённую минерализованную питьевую воду в больших флягах. Заместитель командира БЧ-5, полный, неуклюжий капитан-лейтенант А.Вассель, с большой неохотой, вынужденно спускался к кочегарам, так по старинке называли котельщиков, старался поддержать их.

Мы с «большим замом», так на кораблях называли заместителей командира корабля по политчасти, постоянно бывали, а Рудольф Сергеевич, в этот период практически безвылазно находился, рядом с этими ребятами. Вот уж по истине были настоящие политбойцы!

А командиры машинно-котельных групп (МГК): старший лейтенант С.Мальков, лейтенант А.Бухтеев, командиры электротехнических групп лейтенанты В.Киреев, С.Ганин, Б.Лебедев, моторной группы лейтенант С.Раздобарин, трюмной группы старший лейтенант С.Блех, группы обитания старший лейтенант П.Ильченко и другие офицеры БЧ-5 в течении всего перехода были как бы на передовой нашего перехода. Горжусь этими молодыми офицерами! Многие из них стали большими людьми и не только в сфере электромеханической службы. Особенно доставалось командиру дивизиона движения А.И.Фурсенко, с которым в дальнейшем нас связала флотская судьба на долгие годы.

Наши корабли приспособлены к плаванию в средних и высоких широтах, особенно с паросиловой установкой, что на мой взгляд, является существенным, конструктивным недостатком.

Следуя указаниям командира, организовал службу проверяющих. Они разбиты на пары, каждому выдается специальная карточка с маршрутом обхода. Фамилии проверяющих, время обхода включаются в приказ по суточному наряду. В рубке дежурного по кораблю имеется специальная книга замечаний проверяющих, куда они заносят результаты обхода. И горе тому проверяющему, который не оставит свои пометки в этой книге!Он автоматически становится врагом у старпома со всеми вытекающими отсюда последствиями. Очевидно, такая политика правильная, иначе махину «Новороссийска» очень легко выпустить из-под контроля. Эти патрули, кроме обхода, также проводят задержания шатающегося в неположенное время по кораблю личного состава и сдают нарушителей дежурному по кораблю в «накопитель». Задержанных утром раздают командирам боевых частей с соответствующими оргвыводами. Назначаются в патруль, как правило, офицеры группы управления полетами (если полетов на следующий день нет), так как старпом считает их независимыми от давления командиров боевых частей, подвергающихся проверке, а также политработники, и прочие офицеры, которые не несут корабельных нарядов по каким-либо причинам (нет допуска, не положено нести по уставу, освобожден по какой-нибудь пустячной болезни, врожденный кретинизм и т.д.). 

26 ноября. Сегодня баня для экипажа. С целью экономии воды все, по составленному помощником командира Васильевым графику, мылись в кормовой бане. Сначала командиры боевых частей и дивизионов, группа управления полетов, затем офицеры штурмового авиаполка и вертолетной эскадрильи. После них мылись корабельные офицеры, потом мичманы, потом прапорщики авиаторов и по боевым частям, и службам, личный состав. Воду экономим, так как опреснители работают на варку котельной воды. Даже по каютам на умывание воду дают раз в сутки. И если не успел набрать в бачок, то можешь остаться не умытым.

Придумано много способов, чтобы утром набрать воду. Механики меняют в своих каютах кнопку на трубе на обычный вентиль, слегка приоткрыв его на пару оборотов. Кто-то накидывает на кнопку резинку, тем самым, оставляя ее в постоянно включенном состоянии…, но это чревато затоплением каюты, когда бачок доверху заполнится водой. Поэтому, довольно часто, по кораблю раздается команда: «Такому-то прибыть в свою каюту, каюту топит!». Иногда этой хитростью пользуются те, кому нужно срочно разыскать нужного человека, обращаются с просьбой к дежурному по кораблю или вахтенному офицеру, и по его команде о затоплении указанной каюты, испуганный разыскиваемый прибывает к своей двери, а там его уже ждут.… Но иногда эту команду слышит старпом и тогда… подавшему её, бывает отнюдь не весело.

Наиболее добросовестные тренируют своих приборщиков кают, и те, по команде «Подана вода по каютам, приборщикам кают набрать воду в питьевые бачки!», прибывают и набирают. Сегодня после большой приборки старпом принимал доклады о наведении порядка в вентиляторных отделениях с последующей, после 16.30, проверкой правдивости докладов. «Лилась кровь» нерадивых и неисполнительных. Прилетал самолет ЮАР.  Подходим к мысу Доброй Надежды. Заход Солнца в 20.42 судового времени. Скр «Порывистый» несет вахты ПЛО, ПВО, надводного наблюдения. Обнаружили наш, зафрахтованный у министерства морского флота, танкер «Память Ленина». Дали приказание на бпк «Николаев», следовать к нему.

27 ноября.  Вошли в другой океан, третий по счету на нашем маршруте, до боли знакомый мне – Индийский.  Прошли мыс Доброй Надежды и легли на курс 115°. И вот самая южная оконечность Африки — мыс Игольный. Время судовое 21.15. За бортом плещутся волны Индийского океана! Воздух +25°,вода +24°. Погода ветреная. Показывает телевидение Южно-АфриканскойРеспублики.

 ОД ВМФ запрашивал, когда скр «Порывистый» начнёт движение курсом на Сейшельские острова. У него заход с деловым визитом в порт Виктория. А мы, «Новороссийск», бпк «Николаев», бдк «А. Николаев» в Мозамбик. Бпк «Николаев» встал на бакштов к танкеру «Генрих Гасанов» для заправки. После заправки мы расстаемся с танкером. 6 декабря он заправит «Порывистый» и уйдёт назад в зону ответственности Северного флота, в Атлантику, а нас уже будут заправлять танкеры Тихоокеанского флота, работающие в зоне 8-ой эскадры. С наступлением темноты перевели дежурные силы штурмовой авиации в БГ № 3. 30 ноября, среда. В 01.00 пересекли меридиан Ленинграда. Там — конец осени. А у нас шторм. С теплым ветром и ливневым дождём. Вода + 24°, воздух + 26°. Хотя мы уже привыкли к жаре, дождь не кажется теплым, но все же, когда по трансляции звучит команда: «Личному составу прибыть на полётную палубу! Форма одежды – трусы. При себе иметь мыло и мочалку», то прибывает туда практически весь экипаж и начинает с громадным энтузиазмом мыться зная, что через пять минут не прозвучит гнусный голос дежурного по бане, извещающий о прекращении подачи воды. Мыться можно, пока вода в небе не кончится, или корабль из-под тучи не выйдет. Поскольку в этих широтах границы дождя как обрезаны (можно в нескольких метрах стоять от проливного ливня и остаться сухим), тогда командир или старпом, стоящие на вахте, специально дают вахтенному офицеру курс, ведущий под обнаруженное облако. Все-таки экономия воды!  

Мы несем вахту воздушного обнаружения. Скр «Порывистый» начал движение на Сейшельские острова. Бдк «А.Николаев» — в кильватер «Новороссийску». Танкер «Память Ленина» по П=250°, Д=115 каб. Танкер «Генрих Гасанов» вышел из поля наблюдения. Штормит. Море 6-7 баллов. Каждые 30 минут дежурный по ангару докладывает об обстановке, в ангаре и состоянии крепления летательных аппаратов. По данным космического аппарата КНС №127 системы «Легенда» наше место Ш=29°56′,0, Д=32°01′,0. (Широта, разумеется, южная, а долгота – восточная).

1 декабря. В 10.00 стали на якорь на рейде г. Мапуту — столицы Народной Республики Мозамбик. Большая влажность. Дует прохладный ветер северных направлений. Пасмурно. До города 25 миль. Но ближе стать негде, так как кругом песчаные банки. В порт ведет извилистый фарватер, узкий на многих участках. В Мозамбик, а вернее в порт Бейра, я уже заходил на «Вдохновенном» и подробно писал об этом раньше. В декабре 1983 года мне на «Новороссийске» опять было суждено побывать в водах Мозамбика, но у причала, да и на внутреннем рейде, нашему огромному кораблю стоять не пришлось.

На бпк «Николаев» пересадили походный штаб, почётный караул, оркестр, и он пошёл в порт. Но через некоторое время вернулся обратно: оказывается начало официального визита со 2 декабря, а сегодня нужно заходить танкеру. Избавившись от штаба и командира эскадры, вздохнули с облегчением. Хоть несколько дней можно будет спокойно разобраться со своими делами, а адмирал, занятый приёмами и визитами, не будет выдавать очередные «ценные» указания. 2 декабря, пятница. Стоим, ловим рыбу, на берег, купаться, сходить не будем. Очень далеко. До ближайшего песчаного острова — Иньяка 92 кабельтова.  «Николаев» зашел в порт. Там ему приготовлена торжественная встреча.

4 декабря. Утром отправили на вертолёте в город письма. Объявлен отдых личному составу. Ловили рыбу. Ловятся размером с поросенка, причем здоровенного, красные окуни (так мы их назвали, не зная настоящего имени). Однако очень вкусные! Отдали улов на камбуз. Ловятся, в большом количестве, прилипалы и небольшие  акулы.

Несколько раз объявляли тревогу, даже проводили по данным МГ-7 стрельбу из гранатомётов МРГ-1 по обнаруженным движущимся подводным целям. Скорее всего, это были либо косяки рыб, либо крупные рыбины. Откуда здесь взяться диверсантам? Но бдительность нужна. Ведь на юге Мозамбика идет война. Близко до ЮАР. Поэтому доклады об обнаруженных станцией МГ-7 целях не раздражают, а акустиков только поощряем за бдительность. 5 декабря, понедельник «Новороссийск» служит ретранслятором в переговорах между походным штабом, находящимся на бпк «Николаев» в порту, и внешним миром. А конкретнее, «ретранслятором» служит вахтенный офицер.

6 декабря. Готовность корабля к обеспечению полётов. Утром двумя рейсами на корабль прибыли гости. Доставил их с берега вертолет Ми-8, модернизированный в ударном варианте. Всего прибыло человек 20 — министр юстиции, секретарь по госбезопасности, другие должностные лица мозамбикского правительства, Посол Советского Союза с женой, советские дипломаты. В командирском салоне был организован приём. Гости с адмиралом крепко выпили за дружбу между народами. «Побратались», одним словом. Из порта вышел бпк «Николаев, официальный визит закончился.

9 декабря. Утром корабли отряда снялись с якорей и продолжили движение к острову Сокотра, где нас ждал отдых и небольшой ремонт.

10 декабря. Идем не Мозамбикским проливом, а вокруг острова Мадагаскар, так как с севера, навстречу отряду, проливом движется тайфун «Андри» («Энди»). Судя по радиограммам, одно судно им уже потоплено. Курс 96°, скорость 12 узлов. ПЛО, ПВО несет бпк «Николаев», надводную обстановку освещает бдк «А. Николаев».

С 09.00 начались полеты. Ка-25дц получили задачу освещать обстановку по П=115°, максимальное удаление от корабля — 200км, вести фото и радиотехническую разведку, и визуальное опознавание обнаруженных целей. Для обеспечения безопасности полётов, эшелон Ка-25дц назначили 1200-1600 метров. После посадки вертолётов проводилась проверка комплексов «Тритон», «Салгир», «Надир» командирами БЧ-1 и БЧ-2 совместно с командиром электротехнического дивизиона, т.к. эти комплексы связаны со множеством комплексов и систем оружия и техники корабля. Вертолёты ничего интересного не обнаружили, хотя командир дивизиона разведки ожидает американских «гостей» с военной базы Диего-Гарсиа и возможно, французов из Джибути.

12 декабря. Дежурные силы авиации: в боевой готовности №1 — ЯК-38 борт.№ 85, лётчик Хмарский, борт №74, лётчик Балук, Ка-27пс, командир экипажа Печкуров. Дежурные силы сегодня перехватили американский «Орион». Пришел с авиабазы на о. Диего-Гарсия. Обнаружили его средствами пассивного обнаружения по работе бортовой РЛС, а затем на РЛС «Восход». Подняли навстречу самолёты и они его перехватили.

Сегодня проверка переносного электрооборудования. О проверке рапортами докладывали мне-старпому, предъявляли журналы проверки переносного электрооборудования, сносили электроутюги, переносные вентиляторы и прочее электрическое оборудование на проверку силами электротехнического дивизиона. На корабле идёт месячник электробезопасности. Строевые старшины получали у помощника командира по снабжению В. Чурсина и офицера по вещевому снабжению Г.Ефремова имущество для хозяйственных уголков — нитки, иголки, пуговицы и прочую фурнитуру. Получали полотенца, маркировали их. Подбивали карточки взысканий и поощрений. Словом, готовились к предъявлению задачи К-1 походному штабу.

Вечером начались ночные полёты вертолётов. Чуть не разбился вертолет Ка27пл с бдк «А. Николаев» — в воздухе отвалился противовес одной из лопастей несущего винта. Началась сильная вибрация вертолета. Но молодой летчик не сплоховал, сумел посадить машину на палубу «Новороссийска». Адмирал приказал подать его на награждение правительственной наградой.

13 декабря. Ночью — сильнейший тропический ливень. Такого сильного помню только со времён боевой службы на «Вдохновенном»! Вертолёты «сыпались» на палубу горохом — так внезапно ливень налетел. Последние вертолёты садились уже при нулевой видимости. Наши гидрометеорологи во главе с командиром группы старшим лейтенантом Говорухой прозевали ухудшение погоды. Адмирал с командиром «ревели» на пару, словно две иерихонские трубы. На ходовом мостике, в «позе бегущего оленя» стояла вся группа ГМО – командир, инженер группы, личный состав. Возглавлял эту живописную композицию командир БЧ-1 В. Иванов.

К нам на палубу успели сесть и два вертолёта с бдк, иначе они бы не нашли свой корабль в таком ливне. Как только личный состав 2-го дивизиона БЧ-6, возглавляемый капитаном 3 ранга Евгением Дударевым и командиром группы ангаро-палубных механизмов капитан-лейтенантом Астафьевым умудрился разместить сверхкомплектные летательные аппараты в ангаре?! Когда с полетной палубы убрали все вертолёты, практически весь личный состав, свободный от вахт, высыпал на палубу, чтобы помыться. Я тоже вместе со всеми выскочил в трусах на полетную палубу. Ветер был настолько сильный, что буквально сдувал с ног, а поток воды был так плотен, что она не успевала сбегать за борт и казалось, что стоишь по колено в воде. Теплый дождь довольно больно лупил крупными каплями по коже. Многие ложились на палубу, как в ванну с теплой водой. После дождя полёты Ка-27 были запрещены, весь день велись «разборки». Днем прилетал самолет базовой патрульной авиации ВМС Франции «Атлантик».

15 декабря. В 08.00 — встреча с большим морским танкером «Борис Бутома». Начал слежение за нами эсминец «Файф» ВМС США типа «Спрюэнс». (Позднее я ещё не раз встречу его в Японском море, уже будучи командиром дивизии. Тогда он помотал мне нервы, мешая выполнять ракетные стрельбы). Возможно, пришёл из Момбасы (Кения). Сначала прилетел его вертолёт «Си спрайт». Днем проводились гонки двигателей самолетов, выполняли висение над палубой. Прилетал «Орион» ВМС США. Как всегда, сбрасывал буи.

17 декабря. В 11.30 пересекли экватор, вошли в северное полушарие на долготе 52°03′,0 вост. Сегодня — ровно два месяца нашего плавания. Дата знаменательная и, отчасти, грустная. А впереди — еще два месяца.

18 декабря. Начало учения 8-ой оперативной эскадры по ведению встречного боя с нами. От острова Сокотра идёт ОБК «противника». Наша задача — обнаружить и разгромить его во встречном бою, такая же и у него. Весь день тревоги, учения, полёты.

19 декабря. Напряжённый день. Бдк «А. Николаев», также, в дополнение к большому противолодочному кораблю, выдвинут в качестве КРЛД.

В 7.15 МКРЦ «Корвет», по данным космических аппаратов системы «Легенда», обнаружил противника. Цель — Ш=08°54′,0 сев., Д=55°13′,0 вост., курс 170°, скорость 14 узлов. Ракетная атака! На штурмовой удар назначены две пары Як-38. Радиотехническое подавление противника осуществляют на назначенных частотах бпк и бдк. Ветер 40°- 8 м/сек. Взлетный курс — 60°, скорость 14 узлов. Легли на взлетный курс. Мешал «Файф», для него подняли по МСС сигнал: «Находиться на этом месте опасно», предварив отличительным сигналом свода МСС. Подняли сигнал по Соглашению: «Я собираюсь запустить самолёт по курсу». Подвернули на курс 50°, подняли в воздух Як-38 борт. № 43. Взлетел с укороченным разбегом. Полетел сам полковник П.П.Иванов, заместитель командующего авиацией ТОФ по корабельной авиации.

Первый ракетный удар (условный) нанесен 4-мя ракетами П-500 с дистанции 415 км. Ракеты в обычном снаряжении. Обнаружена еще одна воздушная цель. В 09.24 на Як-38, борт. № 73, на перехват цели вылетел Винокуров, в 09. 25, на перехват второй, обнаруженной по П=117° цели, взлетел Баев. Цель идет на высоте 8000 метров. В 09.35 сыграли аварийную тревогу: возгорание электрощита холод-машины №2. После перехвата воздушных целей, в 09.37 дали приказание на посадку самолетов на палубу. В 09.39 ликвидировано возгорание, холод-машина обесточена, выведена из действия, ввели ХМ № З. В 09.50 сыграли отбой аварийной тревоги. В БГ №1, в варианте ПВО, остаются Винокуров и Баев на Як-38. В 10. 00 взлетела пара вертолетов с бпк и бдк для ведения радиотехнической разведки и ретрансляции связи.

Стрельба (условно) из контейнеров №№ 6,7,5,8. Доклад командира БЧ-7 из БИЦ о том, что район стрельбы чист. Доклад командира БЧ-2 о вероятности поражения цели при автономном наведении ракет и при наведении с корабля.  11.43, обнаружена групповая воздушная цель по П=83°, Д=260 км, курсом 190 . В 11.46 условно произвели пуск ракет. Цель воздушная первая П=83°, Д=190км, вторая — П=85°, Д=189 км. На перехват первой в 11.53 взлетел Винокуров на борт.№73, на перехват второй в 11.55 взлетел Хмарский на борт.№85. Сразу же в БГ №1 переведены самолеты борт.№86 Баева и №80 Анисимова. Цели перехвачены. При сближении на визуальный контакт опознаны — наши самолеты базовой патрульной авиации ИЛ-38. Очевидно из Адена, с нашей авиабазы. Изображают противника.

В 12.28, взлетели Анисимов на борт. №80 (цель П=21°, Д=159км), и, в 12.30, Хмарский, на борт.86 (цель П=28°, Д=118км). В дежурство по БГ №1 сразу перевели Як-38 борт. № 85 Калугина и борт.№73 Петруши. Вертолету Ка-27 радиотехнической разведки установили БГ №2 — 20 мин. На 15.00 готовим на вылет Ка-25дц борт. №15. Воздушные цели перехвачены. В 12.52 сел на палубу борт. №80, в 12.54 сел борт.№86. И так весь день! Весь экипаж четко почувствовал, что такое боевая работа. Кроме ИЛ-38-х и трассовых гражданских самолетов сегодня были перехвачены «Орион», с авиабазы Диего-Гарсиа», и «Томкэт», прилетавший с авм «Рейнджер».

(продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *