Лагард А. Возрождение казачества

Восьмой десяток лет омывают не дожди
твой крест,
То слезы льют твои великие сыны
с небес, с небес.
Они взирают с облаков, как ты под игом дураков
клонишься,
То запиваешь и грустишь, то голодаешь и молчишь,
то молишься.
Они взирают с облаков, как ты под игом дураков
клонишься,
То запиваешь и грустишь, то голодаешь и молчишь,
то молишься.

Пел про те времена убитый недругами поэт и композитор казачьего рода Игорь Тальков

Для чего и для кого надо возрождение казачества? Я думаю, что ради наших предков, ради нас  самих, ради наших потомков, ради нашей истории и ради нашей Родины.

Я не могу утверждать, что все было так как я описал, но со многими моментами пришлось столкнуться мне и моим друзьям. Во всяком случае я не претендую на абсолютную истину в последней инстанции. Каждый видел, то, что видел, каждый чувствовал то, что ощущал.

milye-kartinki.ru

Нужно ли возрождение казачества? Безусловно необходимо. Этого требует историческая память, долг перед предками и справедливость. Многое то, что было у казачества в их культуре, традициях, укладе жизни, военной подготовке было неплохо бы иметь сегодня в России.

А для чего надо сегодня восстанавливать казачество. А потому, что его культуру, традиции, уклад жизни Советская власть целенаправленно убивала, уничтожала, равняла с плинтусом более 70 лет. Вытравливалось все казачье из памяти людей. Принадлежность к казачеству в те годы уже было преступлением, за которое можно было получить высшую меру социальной защиты. И значительная часть казаков пошла против Советской власти не потому, что была за царизм, аристократию, а потому, что их тупо уничтожали за принадлежность к казачеству, уничтожали культуру, традиции, память, носителей всего этого казаков старших возрастов. И вершиной уничтожения казачества стало объявленное Советской властью расказачивание, лишение земли, лишение права защищать себя, защищать свой дом, массовые выселения целых станиц, целых отделов в места непригодные для жизни.

Как это было?

Директива «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах» от 24 января 1919 года, подписанная Яковом Свердловым:

Циркулярно, секретно.

Последние события на различных фронтах в казачьих районах — наши продвижения в глубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск — заставляет нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:

  1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
  2. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
  3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно.
  4. Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях.\
  5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
  6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.
  7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.
  8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания.

ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство. Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.

С этого дня в стране запустили процесс расказачивания — фактически уничтожения казаков как отдельного военного сословия, как особой этнической группы русских людей. Выселение казаков и их семей, раздача их земли и заселение её приезжими из других регионов, передача казачьих земель пришлым И это все сопровождались массовым террором, расстрелами, выселениями, в том числе по отношению к мирному ни в чем не виноватому населению.

galeratut.ru

Если верить данным Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков, красные в период с 1918 по 1919 год на Дону расстреляли 3442, а на Кубани и в Ставрополье 2142 человека. Всего только на Дону и Тереке более 5 с половиной тысяч человек. Расстреливали без всяких судов стариков, атаманов, офицеров. За что? А на Урале, в Сибири, Забайкалье, Приморье – сколько было расстреляно там? Именно из-за запуска расказачивания и этих расстрелов многие казаки пошли за белыми, хотя не все поддерживали их идеи. И это хорошо показано в книге Михаила Шолохова «Тихий Дон».

Официально действие циркулярного письма (по обращению Григория Сокольникова – Гирш Яковлевич Бриллиант, понявшего, что вызывает только восстания в казачьих областях) было остановлено уже 16 марта. Но в действительности его де-факто официально никто не отменял. Террор продолжался везде и все время. Территориальные области казачьих войск были ликвидированы сразу после Гражданской войны. Существовал запрет на демонстрацию казачьей идентичности. В частности, было запрещено носить лампасы, фуражки. Казачьи регионы были поделены для того, чтобы распылить казачество. Часть войска донского было отдано Украине — Донбасс, часть была отрезана, и потом была из этого создана Калмыкия, часть казачьих земель передано Воронежской области, Волгоградской. Казаков выселяли. Кубань отдала часть земель созданным республикам Кавказа. Сибирь, Урал, Оренбург, Семиречье были отданы частично республикам Средней Азии. Казакам была запрещена служба в армии. Руководить казачьими станицами, регионами были направлены десятки тысяч рабочих-большевиков, даже этнических иудеев, у которых к казакам была ничем неоправданная ненависть.

По своей сути казаки – это прежде всего землепашцы, хозяева и еще воины, всегда жившие на границах России и защищавшие Россию от внешних врагов. И гражданская война была не выгодна казакам. Победы красных во многом были обусловлены тем, что казаки отказались идти за белыми генералами и сложив оружие ушли в свои станицы и хутора.

Сложность существования казачества заключалась в том, что большевистские руководители категорически отказывались видеть в казаках своеобразную, этническую, культурную группу русского народа. Так проще было проводить расказачивание. И самое страшное, что во главе расказачивания встали этнические иудеи, ненавидящие казачество, православие, своеобразие русского народа, такие, как Троцкий-Бронштейн, Свердлов и многие другие, которым попрек сердца стоял колокольный звон православия и чистота отношений русского народа.

Принимали ли в расказачивании участие сами казаки? Наверно что-то было, но это не было массовым явлением. Известно, что казачество разделилось, как бы на две части. Одни пошли за красными, другие пошли за белыми. Среди самих казаков присутствовали разные политические взгляды. Их добродушие и вера на слово, попытка разобраться самим в сложных политических переплетениях сыграли с большинством из них очень злую роль. Сын вставал на отца, брат на брата, раскололись даже семьи. И вражда, как во время любой гражданской войны была слишком принципиальная, чтобы все решить мирно.

Значительная часть казаков ушла в эмиграцию. Это сотни тысяч, если не миллионы человек.

После гражданской войны, победившие большевики, продолжали террор против казачества – запрещалась традиционная казачья одежда, казачьи атрибуты, даже были гонения на традиционный казачий язык, православную веру. Многие казачьи регионы передавались в другие административные образования – лишь разобщить казаков.

Последующие за гражданской войной коллективизация, выселения, голод в казачьих областях привели к огромной смертности казаков и членов их семей. Терялись традиционная казачья культура, традиции, образ жизни, менталитет.

В 1936 году отношение к казачеству изменилось. Государством (ЦИК СССР) принято постановление от 20 апреля 1936 года, которое отменяло для казачества все ранее существовавшие ограничения в отношении службы в Красной армии, и приказом Наркома обороны от 23 апреля 1936 года были созданы казачьи кавдивизии и корпуса. Но оказалось, что не все так просто. Не все казаки поверили государству, занимавшемуся их уничтожением. Не все рвались на службу. Значительная часть казаков оказалась вне основных казачьих регионов и не подлежала призыву. Многие казачьи семьи в ходе раскулачивания были выселены на Донбасс, на Крайний Север, в Сибирь, Казахстан и даже на Дальний Восток и казаками по своей сути уже не являлись. А многие казачьи корпуса, даже со всей казачьей атрибутикой, казачьими, по сути, не являлись. Кавалерийскими да, казачьими нет.

И только Великая Отечественная война фактически возродила традиционные казачьи соединения. О казаках вспомнила власть. Казаки участвовали во всех значимых сражениях Великой Отечественной войны и покрыли себя неувядаемой славой. Но … в императорской армии казаки были, как сейчас говорят, спецназом армии, а в Отечественной войне обычными армейскими соединениями, зачастую не с казачьими даже начальниками. Да, ввели лампасы, ввели бекеши, башлыки, папахи, но возрождение казачьей службы — оказалось не самым важным. Казаки даже участвовали в своей традиционной форме в параде на Красной площади. И …. Прошло несколько лет и о них снова забыли, казачьи соединения стали обычными армейскими частями, а казачья атрибутика исчезла.

В послевоенное время казачьи станицы и плодородные земли активно заселялись переселенцами, прежде всего с Северного Кавказа, возвращавшимися из сталинских ссылок.

Но меняются времена, меняются подходы.

14 ноября 1989 года в рамках Декларации Верховного Совета СССР «О признании не законными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» казачество получило право на полную реабилитацию. Также процессу реабилитации способствовал Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации „О реабилитации репрессированных народов“ в отношении казачества». Но кроме этого также необходимо отметить и то, что Определением Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 1997 года лица, принимавшие непосредственное участие в формировании и руководстве действиями 15-ого казачьего кавалерийского корпуса СС Краснов П. Н., Шкуро А. Г., Султан-Гирей Клыч, Краснов С. Н., Доманов Т. И. и фон Паннвиц Г. В. признаны обоснованно осуждёнными и не подлежащими реабилитации. 16 июля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации, основываясь на нормах международного права и обнародованной в 1989 году декларации, издает Постановление № 3321-1 «О реабилитации казачества». Данный документ означает не что иное, как полную реабилитацию казачества. Суть данного документа заключается в том, что отменяются все акты, принятые с 1918 года, в отношении казачества в части касающейся применения к нему репрессивных мер, признание за казачеством права на возрождение традиционного социально — хозяйственного уклада жизни и культурных традиций, а также признается право на создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями. Возможно, именно эту дату следует считать днем возрождения казачества в современной России.

И в 1989 году началось стихийное возрождение казачества. В традиционных казачьи областях и не только начали проходить казачьи круги, выбираются атаманы, правления, появляется на улицах традиционная казачья форма одежды, появляются казачьи коллективы, проповедующие казачью культуру.

klubmama.ru

Не всегда руководству регионов, областей нравится это. Не всегда казачьи общества поддержали российскую власть Бориса Ельцина, ставившую на развал России. И начинаются карнавалы с созданием параллельных казачьих структур, поддерживающих власть.

Казачьим обществам, решениями власти, даются определенные привилегии. И в казачество хлынули массой разнообразные предприниматели, уголовники и бандиты, не имеющие к казачеству никакого отношения. Уголовные авторитеты становились казачьими атаманами, представленными во власти.

Власть, создавая казачество с самого начала стремилась его убить на самом корню, на дав поднять голову или максимально подчинить себе. Для дискредитации казачества, теми кому возрождение казачество поперек горла, пускается в народе слухи о ряженом казачестве, что в значительной части было верно.

Однако помимо ряженого казачества в ряды возрождаемого казачества пришли настоящие казаки, энтузиасты казачьего дела, знакомые от своих дедушек и бабушек о казачьей культуре, казачьих традиция, о жизни и службе казаков. О всем том, что было запрещено даже вспоминать.

Одним из энтузиастов возрождения казачества стал атаман Санкт-Петербургского сообщества Алмазов Борис Александрович. Его книги «Слава тебе Господи, что мы казаки!», «Казачьи сказки», порой изданные самиздатом, стали путеводной звездой, маяком для многих казачьих сообществ, в том числе даже и на казачьих землях.

Появилась избранная должность верховного атамана всех казаков России. Первым атаманом Союза казаков России стал Мартынов Александр Гаврилович, избранный в Государственную думу России. Не все казачьи общества подчинялись Союзу казаков России. На Дону возникла параллельная организация «Союз казачьих войск России».

Но на местах казаки-добровольцы поехали туда, где, по их мнению, притеснялись народы и процветала несправедливость и прежде всего в Приднестровье, потом в Абхазию, Сербию и Боснию, Косово и в конце концов в Чечню, где уже создавались первые казачьи части. Казаки участвовали в воссоздании Дивеевского монастыря, в Гражданской войне на Украине за республики Донбасса. Не все получалось, но стремления казачества были искренними и шли от сердца и своего понимания роли казачества в России.

Не рады были возрождению казачества, особенно во вновь возникших государствах на обломках Союза. Притеснялись русские казачьи сообщества в Казахстане, на Украине, в Киргизии, в республиках Северного Кавказа. Казаки вытеснялись из своих традиционных мест проживания. Особенно наглядно это проявилось в Дагестане, Чечне и Ингушетии, где во многих станицах не осталось даже потомков казаков или остались единицы. В станицах разрушались казачьи храмы, рушился казачий уклад жизни и строились мечети.

Многие казаки из национальных республик и возникших на обломках Союза государств, стали переселяться в Россию. Так переселилось значительное количество семиреченских казаков из Казахстана и Киргизии в Калининградскую область. Луганские казаки с Украины переселялись в Ростовскую область, оренбургские и уральские казаки из Казахстана в Волгоградскую область, Ставропольский край и другие области России, казаки из Чечни, Дагестана, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево- Черкесии на Кубань, Дон и Ставрополье.

12 января 1996 года в свет выходит Федеральный закон «О некоммерческих организациях» N 7-ФЗ, в котором в качестве одной из форм некоммерческой организации заявлено казачье общество. Значимость данного Федерального закона для казачества заключается в том, что именно с этого момента казачьи общества стали полноценными субъектами Российского права, поскольку их правовая деятельность отныне регламентируется законом. Незадолго до этого знакового события, 9 августа 1995 года Указом Президента Российской Федерации № 835 было утверждено «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации». По всей видимости, именно этот указ и послужил основой для внесения данных обществ в Федеральный закон в качестве конкретного субъекта права.

Бандитская власть уголовных элементов полыхнула в станице Кущевской беспределом.

С приходом к власти Президента Путина был создан наказной Совет по делам казачества при Президенте России. Но плохо, что его члены не избираются в казачьих сообществах, а назначаются Президентом России и не всегда это люди, имеющие отношение к казачеству и имеющих казачьи корни.

Начало нового века, для Российского казачества, ознаменовалось новым знаковым событием. А именно, 8 декабря 2005 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». Данный закон говорит о том, что государство рассматривает Российское казачество не только как субъект правоотношений, но и видит в нем надежного помощника

Был создан государственный реестр казачьих обществах. Состоишь в реестре – значит ты казак, а если по каким-то причинам не состоишь, то ты не казак, а так. То есть все казачество России раскололось на верных и неверных казаков. Верных власти.

Но казачья служба в полном объеме, так как это было в Императорской России, так не и не возродилась. Многие части, имеющие в своем наименовании казачьи, полностью казачьими так и не стали. Хотя наверно это все же положительный факт в возрождении казачества.

Казачьи части и соединения

С учетом возможностей казачьих войск был сформирован перечень соединений и воинских частей ВС России, подлежащих комплектованию членами казачьих обществ.

4-я гвардейская Кантемировская танковая дивизия (г. Наро-Фоминск, Московская область) и 752-й мотострелковый полк (г. Валуйки, Белгородская область) – Центральное казачье войско;

20-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (г. Волгоград) – Всевеликое Войско Донское;

108-й гвардейский десантно-штурмовой Кубанский казачий полк 7-й гвардейской десантно-штурмовой (горной) дивизии (г. Новороссийск) и 33-я гвардейская отдельная мотострелковая (горная) бригада (г. Майкоп, Республика Адыгея) – Кубанское казачье войско;

247-ой гвардейский десантно-штурмовой Кавказский казачий полк 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии (г. Ставрополь) и 205-я отдельная мотострелковая казачья бригада (г. Буденновск, Ставропольский край) – Терское казачье войско;

511-й гвардейский зенитный ракетный полк (г. Энгельс, Саратовская область) ­– Волжское казачье войско;

7-я отдельная гвардейская танковая Оренбургская казачья бригада (г. Чебаркуль, Челябинская область) – Оренбургское казачье войско. 1 февраля 2016 года на базе 7-й бригады была развернута 90-я гвардейская танковая дивизия;

32-я отдельная мотострелковая бригада (г. Новосибирск) – Сибирское, Енисейское, Иркутское казачьи войска;

36-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (г. Борзя, Забайкальский край) – Забайкальское казачье войско;

59-я отдельная мотострелковая бригада (с. Сергеевка, приморский край) – Уссурийское казачье войско.

настоящее время также казачьи наименования носят следующие части и соединения российской армии:

173-й отдельный Донской казачий отряд специального назначения. Входит в состав 22-й отдельной бригады спецназначения (Аксай, Ростовская область);

23-я отдельная гвардейская мотострелковая Волжская казачья бригада (г. Валуйки, Белгородская область). Сформирована в 2009 году на основе 81-го гвардейского мотострелкового Волжского казачьего и 433-го имени Донского казачества мотострелкового полков;

69-я Свирско-Померанская Амурская казачья бригада прикрытия (с. Бабстово, Еврейская автономная область). Сформирована в 2009 году из 128-й пулеметно-артиллерийской дивизии;

Севастопольский мотострелковый Сибирский казачий полк (г. Екатеринбург, Свердловская область). В 2009 году был расформирован, но возрожден в 90-й танковой дивизии.

Конкретные казачьи войска как спонсоры по призыву за ними не закреплены. Но казаки призывного возраста и контрактники также стремятся попасть в эти части и соединения.

Казачьи наименования в разное время носили следующие части и соединения российской армии. Все они были расформированы в ходе реформ министра обороны РФ Анатолия Сердюкова:

33-й Берлинский мотострелковый Донской казачий полк 20-й гвардейской мотострелковой дивизии. В 2009 году дивизия переформирована в бригаду. 33-й полк был расформирован.

131-я отдельная мотострелковая Кубанская казачья бригада. Переформирована в 2009 году в 7-ю Краснодарскую военную базу в Абхазии;

137-й гвардейский парашютно-десантный полк Кубанский казачий полк 106-й парашютно-десантной дивизии. Носил наименование «казачий» несколько месяцев в 1998 году.

295-й гвардейский мотострелковый Оренбургский казачий полк. В 2009 году переформирован в 7-я танковую казачью бригаду.

292-я Енисейская казачья ракетная бригада. Расформирована в 2009 году.

691-й отельный Сибирский казачий отряд специального назначения ГРУ ГШ. Расформирован в 2009 году.

165-й Уссурийский казачий полк морской пехоты 55-й дивизии морской пехоты. Расформирован в 2009 году.

Не во всем власть доверяет казакам. Многие казачьи сообщества помогают полиции, Росгвардии, МЧС и даже спасению на водах. Казаки по договорам охраняют дачные участки, монастыри, храмы, в некоторых регионах осуществляют патрулирование вместе с полицией, ГИБДД в качестве невооруженных дружинников, различные мероприятия, проводимые властью или бизнесом, участвуют в ярмарках.

В хорде специальной военной операции на Украине активно казаки участвуют в составе добровольческих отрядов.

Большую роль в возрождении казачества имеют различные хоровые, певческие и танцевальные коллективы.

Все знают о знаменитом Кубанском казачьем хоре под руководством Захарченко. Государственный академический ордена Дружбы народов и ордена Русской православной церкви святого благоверного великого князя Димитрия Донского первой степени Кубанский казачий хор – старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Практически во всех казачьих войсках имеются хоровые, танцевальные и певческие коллективы, несущие в народные массы частицы той истинно казачьей культуры, которая была ранее.

Можно ли сказать, что российское казачество возродилось. В какой-то мере, да и в какой-то мере нет.

Многие люди продолжают видеть в казаках, с подачи недоброжелателей нагаечников, пьяниц, бандитов и ряженых, получающих свои награды непонятно за что.

Нужно ли России возрождение казачества? Мое мнение – да. Казачья культура была своеобразной и отличалась от культуры российских сообществ. И сейчас для России очень важно, чтобы многие вопросы жизни России были возрождены. Это прежде всего уважение к старшим, воссоздание традиционного института семьи, воспитание подрастающего поколения в духе любви к Родине, необходимости ее защиты, православное веры, уважения всех религий.

milye-kartinki.ru

Можно сказать, что казачество восстановлено хотя бы в традиционные местах проживания казаков? Наверно нет или можно сказать, что не везде и не в полном объеме. Наверно лучше обстоят дела на Кубани из всех казачьих войск. Но некоторые казачьи атаманы получили землю и сами не обрабатывают ее, а сдают в аренду пришлым кавказцам или вьетнамцам, а сами живут на эти деньги. Многие хутора стоят заброшенными, потерявшими своих хозяев. Но, то, что появились в станицах музеи, появились энтузиасты, составляющие по крупицам историю своих станиц, казачьих родов, казачьему гутару, казачьих родов, появились школы рукопашного казачьего спаса, появились казачьи корпуса для казачьей молодежи, открылись и восстанавливаются храмы, зазвучал колокольный звон над казачьими землями, началась джигитовка, возрождаются традиционные боевые искусства. И это хорошо. Казачество просыпается. И дай Господь, чтобы возрождение было не зря для России. Чтобы казаки нашли свое место в возрождении России.

Но никакого возрождения казачества не будет (кроме фикитивного на бумаге), даже по самым властным командам сверху, любым выделениям самых крупных средств; если сами потомки казаков не поймут, что это надо им сами, надо их семьям и детям — это их долог перед предками. Потому, что казачество — это не только служба, лампасы, черкески, рапорта во властных кабинетах, а это еще и образ жизни, культура, традиции, менталитет и даже язык особой этнической группы русского народа на своей земле. Это не только джигитовка и фланкировка, красивая одежда, песни и танцы, но это еще кровь и многолетний пот и достойная жизнь народа-труженика, народа-воина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *