Лагард А. Флотская форма одежды

В книге Леонида Соболева «Капитальный ремонт» описана флотская одежда. И как много её у корабельного офицера, для различных случаев жизни и службы, корабельных нарядов и вахт, остается только удивляться.

«Плотные стопки белья были тверды и свежи. Вставленные друг в друга воротнички высились двумя белыми мраморными колоннами: справа высокие — под китель, слева с уголками — под сюртук. Платье висело рядами гладкого проутюженного сукна, поблескивая золотом эполет, погон, пуговиц: мундирная пара, сюртучная пара выходная, сюртучная пара второй срок, тужурки, кителя, брюки. Внизу сверкала шеренга ботинок: на правом фланге — лакирашки, подальше — шевро, на шкентеле — корабельные с мягкой подошвой. Правый угол шкафа был отдан суровым военным доспехам: сапоги резиновые для вахт осенью, сапоги русские на ранту парадные, сапоги русские строевые, сабля парадная, сабля строевая, кортик выходной, кортик служебный, бинокль в желтом футляре, черный дождевик блестящий, как рояль».

У матросов безусловно различных форм одежды меньше, но тоже достаточно.

В советское время официально на флоте 6 форм одежды. Форма 1 — белая форменка, белые брюки и ботинки, белая бескозырка (фуражка); форма 2 — белая форменка, чёрные брюки и ботинки, белая бескозырка (фуражка); форма 3 — темно-синяя суконка, черные брюки и ботинки, белая или чёрная бескозырка (фуражка); форма 4 — темно-синяя суконка, черные брюки, ботинки и бушлат белая (черная) бескозырка (фуражка); форма 5 — темно-синяя суконка, черные брюки, ботинки, шинель, белая или чёрная бескозырка (фуражка); форма 6 — темно-синяя суконка, черные брюки, ботинки, шинель, шапка. А есть ещё тропическая форма для надводных кораблей, РБ — для подводных лодок. А если копнуть глубже, то есть суконки и фланелевки, есть бескозырки, береты и пилотки (сейчас бейсболки), куртки синие, темно-синие, с рукавами и без рукавов; кителя тужурки парадные и повседневные.

А, что откуда пошло и почему? Морская форма создавалась веками и является в настоящее время весьма функциональной, удобной, красивой. Её назначение греть в холод, на давать вспотеть в жару, удобство работы и в случае падения за борт должна обеспечить максимально быстрое раздевание.

Матросские брюки – суконные брюки с передним клапаном, брюки без ширинки. Отличаются от всех армейских брюк других видов вооружённых сил России необычностью и своеобразностью покроя. До революции флотские офицеры и даже адмиралы носили брюки подобного покроя.

Почему? Зачем? Что за безобразие на этом флоте, где все не так как в нашей армии? И новые начальники (министры обороны) Сердюков, Шойгу — никогда не служившие на флоте, начали все реформы с пошивки новой формы и бросились исправлять непонятность и равнять флотскую форму под армейскую. И у морских курсантов, до революции называвшихся гардемаринами, и у матросов на кораблях теперь появились тоже брюки с ширинками. Проще шить, только цвета разные – черные, синие, зелёные, а выкройка одна.

Как и вся другая форма на флоте подверглась ревизии. Так тельняшки – чисто флотские рубахи, как называлась ранее тельняшка, тельник – матросская рубаха, внезапно ввели в армии, погранвойсках, росгвардии, десанте и даже в полиции и охране лагерей. Так эстетичнее смотрится армия, с точки зрения командования.

Но вся форма одежды на кораблях, на флоте имела свой функционал и традицию, вырабатывающиеся веками. Так полосатые тельняшки с широкими полосами лучше смотрелись на фоне белых парусов, где на огромной высоте работали матросы и действия которых, могли корректировать офицеры, находившиеся внизу. Проще было увидеть матроса в тельняшке, упавшего в воду. И тельняшки – тельники сразу отличали моряка от других видов армии, как к примеру ментики — гусаров, широкие палаши – драгун, красные цвета артиллеристов, лампасы казаков и так далее.

А вот с брюками, что не так? Почему и зачем у матросов были широкие клёши, да ещё и с непонятным клапаном, называвшемся лацбантом. Не проще ли все естественные надобности, которые могут возникнуть и возникают у всех мужчин, справлять через ширинку? Оказывается, что не в этом проблема.

Подобные брюки существуют у моряков на всех флотах мира, как, впрочем, и тельняшки – тельники и матросские рубахи и гюйсы и даже бескозырки. От подобных брюк проще избавиться в воде. Поэтому брюки с клапаном и клёшами более функциональны в воде, чем обтягивающие брюки с ширинкой, которую иногда сложно расстегать даже в нормальных условиях. Но откуда знать Сердюкову и Шойгу, что корабли иногда тонут и от умения и возможности быстро сбросить одежду, иногда зависит жизнь моряка.

Хотя существуют и более прозаичные объяснения необходимости наличия лацбанта (переднего клапана) на морских брюках.

По легенде, рассказываемой на флоте — однажды Императрица Екатерина решила прогуляться по Петергофскому парку – поздно вечером. И при свете факелов сопровождавшей охраны увидела в кустах флотского офицера, занимавшегося любовью с её фрейлиной, мелькавшего белой кормой. Сопровождающие узнали кто – оказался мичман флота. Отвернулась прошла дальше – смотрит ещё одна пара, потом ещё одна занимается любовью. И это все оказались флотские офицеры. Не понравилось любвеобильной Екатерине, что в свете факелов только мелькают белые кормы флотских офицеров на фоне довольных физиономий фрейлин. Ну любят моряков женщины, что поделать. А она позавидовала наверно своим фрейлинам. Наутро вызвала Екатерина к себе старого адмирала – начальника над флотом, отругала и приказала, что чтобы больше голых задов морских офицеров она не видела. Адмирал подумал и решил, что запретить флотским офицерам заниматься любовью с фрейлинами нереально, а вот прикрыть задние места, дабы не видно было, можно изменив покрой брюк. Приказано – сделано!

Есть другое объяснение, но про Петра I, которому тоже не понравилось и в интернете можно найти даже его Указ — «Матросы отродье хамское, но девки их любят и впредь, дабы они не позорили флот Российский, штаны им шить указанного покроя — передняя часть чтобы откидывалась, задняя прикрывала зад!» Наверно дабы комары злые, балтийские не кусали. Позаботился и об этом.

Сейчас современные, морские брюки стали вроде проще. Клапана нет, а вместо пуговиц вшивается молния. Но в воде молнии могут заклинить и снять брюки будет нереально. Попробуйте расстегните молнию в воде. Сколько моряков должно погибнуть, чтобы наверху поняли, что флотская одежда не только красивая, эстетичная, но и весьма функциональна и предназначена, прежде всего для спасения моряка, попавшего в воду при аварии или гибели корабля или по какой-нибудь другой причине. Ведь попадают моряки в воду и корабли тонут. И надо сделать так, чтобы одежда моряка не стесняла его движение и не мешала ему освободиться от неё в сложной ситуации. Кстати до революции брюки, застёгивались не с помощью пуговиц, а специальными большими крючками.

Так же шились и робы (рабочая матросская форма) с широким передним клапаном (лацбантом) и рубаха с широким разрезом ( по происхождению называлась голландка). По нынешним документам, флотские голландские рубахи носятся не на выпуск, а заправляются в брюки, как следует из правил ношения флотской одежды. Хотя при Царе носили их на выпуск … наверно правильнее было бы носить их все же на выпуск. Снять проще в воде.

Голландская рубаха или просто голландка, форменка, фланелевка. В воде в широком разрезе легко разрывается через широкий передний разрез.

Теперь флотские ботинки, гады, прогары всегда отличались тем, что не зашнуровывались, как армейские, а зашнуровывались на специальные крючки и легко сбрасывались одним движением руки или были на резинках, что ещё сбросить было проще. Флотские офицеры носили, так называемые «бабушкины ботинки» — ботинки или полуботинки на широких резинках (на ноге держаться, но снять просто) и в воде легко от них избавлялись. На парусных кораблях офицеры и матросы носили ещё в море так называемые полусапожки с широким, но коротким голенищем (чуть длиннее и выше ботинок). Тоже очень просто скинуть в воде, а на заливаемой водой палубе они просто незаменимы во время шторма.

 

Флотские ботинки называемые прогарами или гадами

Ботинки на шнуровке

Ещё офицеры носили в море кителя, от которого при попадании в воду легко избавиться.

Почему до революции у матросов и морских офицеров были не шинели на кораблях, а бушлаты? По той же причине.

Наивность, неграмотность и незнание флотских и армейских традиций наших министров обороны от мебели и строительства, порой просто удивляет. Хоть бы в армии или на флоте для приличия послужили солдатами или матросами, чтобы понять, что такое хорошо, а что такое плохо. Поели бы солдатской или матросской каши и попробовали свою форму одежды сбросить в воде. А ведь корабли иногда тонут, и моряки иногда попадают в бушующее море. И здесь нужна форма одежды не самая красивая и облегающая, а которую можно легко сбросить.

Не знают сами, посоветовались хотя бы с моряками или посмотрели, как это сделано на флотах других морских государств, таких, как США, Великобритания, Франция и так далее. Ну есть где можно поучиться, коли своего ума, опыта и навыка не хватает.

Литература:

  1. https://zen.yandex.ru/media/takaya_istoria/pochemu-na-briukah-moriakov-net-shirinki-5ac1b0e0d7bf2113e95dba77
  2. https://amico-di-amici.livejournal.com/343454.html
  3. https://kipmu.ru/pochemu-moryaki-nosili-bryuki-klesh/
  4. https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1049871548400346&id=895950073792495
  5. https://safari-in-africa.ru/holodnoe-oruzhie/morskaya-forma.html
  6. Дыгало В. Откуда и что на флоте пошло. Флот государства Российского, издательская группа «Прогресс» «Пангея» 1993 год. (под редакцией капитана 1 ранга Цветкова И.Ф.
  7. Манвелов Н. Жизнь и смерть на корабле Российского Императорского флота, Москва, «Яуза» 2008 год

 

Обновлено: 06.07.2023 — 06:12

4 комментария

Оставить комментарий
  1. Владимир

    Ох, не сыпьте соль на раны!

  2. Кроме покроя, огромное значение имеет и материал и цвет, из которого шьется морская форма. Раньше использовали натуральные материалы, шерсть, хлопок… Смотрится хорошо и дыщится даже в жару. Теперь видимо синтетика… Вид похабный… Англичане после Фолклендских пожаров отказались от синтетики… Нам это не указ… Экономят на всем…

    1. Синтетика в огне плавится и от нее ожоги мощнейшие. В жару жарко, в холод холодно

  3. Очень талантливый ефрейтор… на всем бабло делал. На зданиях МО, на форме…Больше эффективных менеджеров, талантливых и разных…Клали они и на традиции и на то как служивые в этрм воевать бкдут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *