Лагард А. Чины и звания нижних чинов Российского Императорского флота

Работая в архивах, приходилось сталкиваться с непривычными современному слуху и пониманию званиями и чинами моряков императорского флота. Заинтересовался. Покопался в словарях, энциклопедиях и нашел, что все, так называемые на флоте нижние или низшие чины, разделялись в то время на три категории – матросы, унтер-офицеры (квартирмейстеры, боцманматы, боцманы) и кондукторы и старшие боцманы.

И если матросы и унтер-офицеры носили матросскую форму – брюки специального образца с клапанами, голландки (иногда назывались матросами галанками) и бескозырки с ленточками с названием корабля или номера экипажа, то кондукторы носили уже офицерскую форму одежды – брюки, кителя, фуражки.

К первой категории относились юнги 1-й и 2-й статьи, матросы 1-й и 2-й статьи, по специальностям  — марсовые, рулевые, сигнальщики, сигнальщики-дальномерщики, музыканты, барабанщики и горнисты, кочегары 1-й и 2-й статьи, машинисты 1-й и 2-й статьи и трюмные; мастеровые: оружейники, ложники (специалисты, занимавшиеся изготовлением деревянных ложек), плотники, парусники, конопатчики, маляры и коки.

Прибывший на корабль матрос-новобранец из флотского экипажа (а каждый корабль формировался определённым экипажем, где матросы-новобранцы получали представление о корабельной службе и получали специальности для службы на корабле – как в учебном отряде) получал звание юнги 2-ой статьи (по-немецки – молодой). Через полгода он мог получить чин юнги 1-ой статьи, а ещё через полгода стать полноправным матросом 2-оя статьи и через 8 месяцев стать матросом 1-ой статьи.

Ко второй категории относились унтер-офицерские звания – квартирмейстеры, боцманматы, боцмана опять же 1-ой и 2-ой статьи.

Квартирмейстеры. Квартирмейстер – по-немецки «хозяин квартиры». А к флоту какое отношение? Возможно, что так называли командиров боевых постов на кораблях. Хотя в армии это наименование имеет совсем другое значение и относится уже к офицерам.

Наиболее понятливые и способные к службе матросы 1-ой статьи могли получить унтер-офицерские звания и получить право командовать матросами и юнгами. Квартирмейстеры 1-й и 2-й статьи, квартирмейстеры — гальванёры (электрики) 1-й и 2-й статьи, квартирмейстеры — электрики (связь называлась тогда электрической) службы связи 1-й и 2-й статьи, авиационные квартирмейстеры, рулевые, сигнальные и сигнально-дальномерные квартирмейстеры; квартирмейстеры: марсовые (вперёдсмотрящие на марсах), водолазы, строевые инструкторы, строевые инструкторы-оружейники; квартирмейстеры: музыканты 1-й и 2-й статьи, барабанщики и горнисты, писари 1-й, 2-й и 3-й статьи, содержатели казенного имущества, трюмных отсеков 1-й и 2-й статьи: подшкиперы, баталеры, минно-артиллерийские и машинные содержатели, фельдшеры 1-й и 2-й статьи, машинные (фактически мотористы), минно-машинные (специалисты обслуживающие самоходные мины – торпеды), кочегарные и трюмные (специалисты обслуживающие пожарные и водоотливные системы, цистерны воды и топлива.)

После 1909 года чин квартирмейстеров упразднен, а введены звания унтер-офицеров 1 и 2 статьи.

Боцманмат – возникает аналогия, что это боцман, ругающийся матом. Но это не совсем так.

Боцманы, боцманматы могут быть рулевые, сигнальные и сигнально-дальномерные боцманматы, марсовые, водолазы, строевые инструкторы, строевые инструкторы-оружейники; строевые квартирмейстеры, артиллерийские, минные, гальванерные (электрические), телеграфные, машинные (фактически мотористы), минно-машинные (специалисты обслуживающие самоходные мины – торпеды), кочегарные и трюмные (специалисты обслуживающие пожарные и водоотливные системы, цистерны воды и топлива.)

Боцманмат (от «боцман» и англ.— mate — помощник), помощник боцмана — унтер-офицер соответствовал унтер-офицеру 1-й статьи корабельной службы. В боцманматы производили из унтер-офицеров 2-й статьи (квартирмейстеров) с годич. стажем, по аттестации. Чин боцманмата присваивался также рулевым, марсовым, сигнальщикам и водолазам. В отсутствие боцмана боцманмат исполнял его обязанности. Он должен был знать такелаж, работы, подъем и спуск рангоута, все, касающееся вооружения корабля, компас, управление рулем, шлюпкой под парусом и др. По представлению командира корабля боцманмат мог производиться в боцманы.

Боцман — должность боцмана — это должность старшего строевого унтер-офицера. На корабле боцман имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способности и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и, кроме того, — производство такелажных работ, подъём тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, всё оборудование вплоть до вооружения корабля, компас, управление рулём и парусами на шлюпках в различных ситуациях, основу леерного сообщения с берегом и методы подводки пластыря на пробоину.

К третьей категории относились кондукторы и старшие боцманы.

Корпус кондукторов был создан в 1894 г. Их обязанности и права определялись «Положением о старших боцманах и кондукторах». Кондукторы являлись ближайшими помощниками офицеров-специалистов. Старшие боцманы считались «правой рукой» старшего офицера корабля и пользовались главенством среди остальных корабельных кондукторов.

Кондукторы и старшие боцманы получали достаточно высокое денежное содержание. На Балтийском и Черноморском флотах их оклады составляли 360 руб. в год, а на Каспийской и Сибирской флотилиях — 480 руб. в год. По выслуге 5 лет в звании им устанавливалась надбавка в виде одной трети жалования, после 10 лет — две трети, после 15 лет службы жалование удваивалось. Помимо этого, кондукторам могло выплачиваться добавочное содержание за специальное звание (180 руб.) и морское довольствие (от 45 до 54 руб. в месяц). Отдельно им полагались деньги на приобретение формы (первоначально 100 руб., впоследствии — каждый год по 50 руб.). Кондукторы флота (за исключением санитарных) могли производиться в чин подпоручика по Адмиралтейству (после сдачи специальных экзаменов), как за боевые отличия, так и за особо выдающиеся заслуги мирного времени. Впрочем, в последнем случае к производству допускались только лица, окончившие не менее четырех классов гимназии или сдавшие соответствующий экзамен.

Штаты матросов, определяющие специальность

Охотники. Помимо тех, кто проходил службу по призыву, существовала еще одна категория военнослужащих: охотники флота, то есть добровольцы, поступавшие на службу без обязательства сдачи экзамена на чин офицера «Правила о приеме в военное время охотников на службу во флот» были утверждены 18 августа 1914 г. Охотниками могли стать: лица, подлежащие воинской повинности, но еще не являвшиеся к ее исполнению (призыву); лица, освобожденные от воинской повинности или получившие отсрочку, лица, состоящие в ополчении 2-го разряда; лица, на которых не распространяется действие Устава о воинской повинности, а также отставные нижние чины. Предельный возраст для зачисления на службу в качестве охотника устанавливался 40 лет (в мирное время — 20 лет). Охотники, имевшие аттестаты об окончании одного из средних учебных заведений, список которых утвердило Морское ведомство, могли по «удостоению начальства» допускаться к экзамену на чин подпоручика по Адмиралтейству. Звание охотника было упразднено приказом Верховной морской коллегии от 18 декабря 1917 г.

Вольно определяющийся (охотник) воздухоплавательной роты

Литература:

  1. Березовский Н.Ю., Доценко В.Д, Тюрин Б.П.  Российский императорский флот 1696–1917. Военно-исторический справочник. М, 1993 года
  2. Гончаренко О.Г. Последние битвы Императорского флота. Москва «Вече» 2017 года
  3. Дыгало В. Откуда и что на флоте пошло. Издательская группа «Прогресс» «Пангея» 1993 года
  4. История Российского флота. Иллюстрированное издание. Москва, ЭКСМО 2007 года
  5. Кузнецов Н. Русский флот на чужбине. Москва. «Вече» 2009 года
  6. Манвелов Н. Жизнь и смерть на корабле Российского Императорского флота. Москва, «Яуза» 2008 года
  7. Романцов С. Государева служба. Военная и гражданская служба в Государстве Московском, Российской империи, СССР и России. Москва. АСТ «Астрель» 2009 года
  8. Сулержицкие М. и Д. Краткий Морской словарь для юношества. Москва. Издательство «Транспорт». 1965 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.