Работая в архивах, приходилось сталкиваться с непривычными современному слуху и пониманию званиями и чинами моряков императорского флота. Заинтересовался. Покопался в словарях, энциклопедиях и нашел, что все, так называемые на флоте нижние или низшие чины, разделялись в то время на три категории – матросы, унтер-офицеры (квартирмейстеры, боцманматы, боцманы) и кондукторы и старшие боцманы.
И если матросы и унтер-офицеры носили матросскую форму – брюки специального образца с клапанами, голландки (иногда назывались матросами галанками) и бескозырки с ленточками с названием корабля или номера экипажа, то кондукторы носили уже офицерскую форму одежды – брюки, кителя, фуражки.
К первой категории относились юнги 1-й и 2-й статьи, матросы 1-й и 2-й статьи, по специальностям — марсовые, рулевые, сигнальщики, сигнальщики-дальномерщики, музыканты, барабанщики и горнисты, кочегары 1-й и 2-й статьи, машинисты 1-й и 2-й статьи и трюмные; мастеровые: оружейники, ложники (специалисты, занимавшиеся изготовлением деревянных ложек), плотники, парусники, конопатчики, маляры и коки.
Прибывший на корабль матрос-новобранец из флотского экипажа (а каждый корабль формировался определённым экипажем, где матросы-новобранцы получали представление о корабельной службе и получали специальности для службы на корабле – как в учебном отряде) получал звание юнги 2-ой статьи (по-немецки – молодой). Через полгода он мог получить чин юнги 1-ой статьи, а ещё через полгода стать полноправным матросом 2-оя статьи и через 8 месяцев стать матросом 1-ой статьи.
Ко второй категории относились унтер-офицерские звания – квартирмейстеры, боцманматы, боцмана опять же 1-ой и 2-ой статьи.
Квартирмейстеры. Квартирмейстер – по-немецки «хозяин квартиры». А к флоту какое отношение? Возможно, что так называли командиров боевых постов на кораблях. Хотя в армии это наименование имеет совсем другое значение и относится уже к офицерам.
Наиболее понятливые и способные к службе матросы 1-ой статьи могли получить унтер-офицерские звания и получить право командовать матросами и юнгами. Квартирмейстеры 1-й и 2-й статьи, квартирмейстеры — гальванёры (электрики) 1-й и 2-й статьи, квартирмейстеры — электрики (связь называлась тогда электрической) службы связи 1-й и 2-й статьи, авиационные квартирмейстеры, рулевые, сигнальные и сигнально-дальномерные квартирмейстеры; квартирмейстеры: марсовые (вперёдсмотрящие на марсах), водолазы, строевые инструкторы, строевые инструкторы-оружейники; квартирмейстеры: музыканты 1-й и 2-й статьи, барабанщики и горнисты, писари 1-й, 2-й и 3-й статьи, содержатели казенного имущества, трюмных отсеков 1-й и 2-й статьи: подшкиперы, баталеры, минно-артиллерийские и машинные содержатели, фельдшеры 1-й и 2-й статьи, машинные (фактически мотористы), минно-машинные (специалисты обслуживающие самоходные мины – торпеды), кочегарные и трюмные (специалисты обслуживающие пожарные и водоотливные системы, цистерны воды и топлива.)
После 1909 года чин квартирмейстеров упразднен, а введены звания унтер-офицеров 1 и 2 статьи.
Боцманмат – возникает аналогия, что это боцман, ругающийся матом. Но это не совсем так.
Боцманы, боцманматы могут быть рулевые, сигнальные и сигнально-дальномерные боцманматы, марсовые, водолазы, строевые инструкторы, строевые инструкторы-оружейники; строевые квартирмейстеры, артиллерийские, минные, гальванерные (электрические), телеграфные, машинные (фактически мотористы), минно-машинные (специалисты обслуживающие самоходные мины – торпеды), кочегарные и трюмные (специалисты обслуживающие пожарные и водоотливные системы, цистерны воды и топлива.)
Боцманмат (от «боцман» и англ.— mate — помощник), помощник боцмана — унтер-офицер соответствовал унтер-офицеру 1-й статьи корабельной службы. В боцманматы производили из унтер-офицеров 2-й статьи (квартирмейстеров) с годич. стажем, по аттестации. Чин боцманмата присваивался также рулевым, марсовым, сигнальщикам и водолазам. В отсутствие боцмана боцманмат исполнял его обязанности. Он должен был знать такелаж, работы, подъем и спуск рангоута, все, касающееся вооружения корабля, компас, управление рулем, шлюпкой под парусом и др. По представлению командира корабля боцманмат мог производиться в боцманы.
Боцман — должность боцмана — это должность старшего строевого унтер-офицера. На корабле боцман имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способности и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и, кроме того, — производство такелажных работ, подъём тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, всё оборудование вплоть до вооружения корабля, компас, управление рулём и парусами на шлюпках в различных ситуациях, основу леерного сообщения с берегом и методы подводки пластыря на пробоину.
К третьей категории относились кондукторы и старшие боцманы.
Корпус кондукторов был создан в 1894 г. Их обязанности и права определялись «Положением о старших боцманах и кондукторах». Кондукторы являлись ближайшими помощниками офицеров-специалистов. Старшие боцманы считались «правой рукой» старшего офицера корабля и пользовались главенством среди остальных корабельных кондукторов.
Кондукторы и старшие боцманы получали достаточно высокое денежное содержание. На Балтийском и Черноморском флотах их оклады составляли 360 руб. в год, а на Каспийской и Сибирской флотилиях — 480 руб. в год. По выслуге 5 лет в звании им устанавливалась надбавка в виде одной трети жалования, после 10 лет — две трети, после 15 лет службы жалование удваивалось. Помимо этого, кондукторам могло выплачиваться добавочное содержание за специальное звание (180 руб.) и морское довольствие (от 45 до 54 руб. в месяц). Отдельно им полагались деньги на приобретение формы (первоначально 100 руб., впоследствии — каждый год по 50 руб.). Кондукторы флота (за исключением санитарных) могли производиться в чин подпоручика по Адмиралтейству (после сдачи специальных экзаменов), как за боевые отличия, так и за особо выдающиеся заслуги мирного времени. Впрочем, в последнем случае к производству допускались только лица, окончившие не менее четырех классов гимназии или сдавшие соответствующий экзамен.
Охотники. Помимо тех, кто проходил службу по призыву, существовала еще одна категория военнослужащих: охотники флота, то есть добровольцы, поступавшие на службу без обязательства сдачи экзамена на чин офицера «Правила о приеме в военное время охотников на службу во флот» были утверждены 18 августа 1914 г. Охотниками могли стать: лица, подлежащие воинской повинности, но еще не являвшиеся к ее исполнению (призыву); лица, освобожденные от воинской повинности или получившие отсрочку, лица, состоящие в ополчении 2-го разряда; лица, на которых не распространяется действие Устава о воинской повинности, а также отставные нижние чины. Предельный возраст для зачисления на службу в качестве охотника устанавливался 40 лет (в мирное время — 20 лет). Охотники, имевшие аттестаты об окончании одного из средних учебных заведений, список которых утвердило Морское ведомство, могли по «удостоению начальства» допускаться к экзамену на чин подпоручика по Адмиралтейству. Звание охотника было упразднено приказом Верховной морской коллегии от 18 декабря 1917 г.
Литература:
- Березовский Н.Ю., Доценко В.Д, Тюрин Б.П. Российский императорский флот 1696–1917. Военно-исторический справочник. М, 1993 года
- Гончаренко О.Г. Последние битвы Императорского флота. Москва «Вече» 2017 года
- Дыгало В. Откуда и что на флоте пошло. Издательская группа «Прогресс» «Пангея» 1993 года
- История Российского флота. Иллюстрированное издание. Москва, ЭКСМО 2007 года
- Кузнецов Н. Русский флот на чужбине. Москва. «Вече» 2009 года
- Манвелов Н. Жизнь и смерть на корабле Российского Императорского флота. Москва, «Яуза» 2008 года
- Романцов С. Государева служба. Военная и гражданская служба в Государстве Московском, Российской империи, СССР и России. Москва. АСТ «Астрель» 2009 года
- Сулержицкие М. и Д. Краткий Морской словарь для юношества. Москва. Издательство «Транспорт». 1965 года