Кулинченко В. Штабной гвоздь: трюк по приказу

Сегодня исполняется 60 лет «подводному трюку», который  никто больше не повторял. О нём м не рассказал сослуживец, который командовал пл «М-301»  Ростислав Агапов. Его я привожу ниже и посвящаю параду ВМФ в Санкт-Петербурге….  Автор.  

Подводная лодка в Неве на параде bastion-karpenko.narod.ru

НА  ДЕНЬ  ВМФ   В  1960  ГОДУ   НАШЕЙ  лодке «М –301» выпала честь представлять подводные силы на морском параде на Неве в Ленинграде. Тогда такие парады были грандиозными. Основными их центрами были Владивосток, Ленинград и Севастополь. Тебя не надо убеждать в том, какая изнурительная работа предшествует празднику – одна покраска корпуса чего стоит! Не раз приходится перекрашивать. Колер, видите ли, не нравится начальству. Краски не жалеют, лодка должна выглядеть, как новогодняя игрушка! Участие в параде приравнивалось к выполнению боевой задачи.

За день до праздника мы, измученные, прибыли из Палдиски (была такая база в Эстонии близ Таллинна – В.К.) и встали в строй кораблей на Неве напротив Медного всадника. Впереди нас вверх по реке за двумя мостами выстроились корабли всех рангов и назначений. Флагманский крейсер стоял за Дворцовым мостом напротив Эрмитажа. Думали, вот и окончилась наша напряжена: отстоимся – и домой. Но не тут-то было.

Вечером меня вызвали к руководителю трюковой частью парада контр-адмиралу Папылеву. Какой морской парад проходит  «без удивительных вещей»? Народ любит зрелища.

— Командир, — сказал он мне. – Мою голову посетила хорошая идея! Так сказать, гвоздь всего парада! И твоя лодка должна этот гвоздь забить. Она больше всего подходит для роли молотка. Всего 500 тонн, да и скорость подводная ничего….

Я с недоумением слушал его рассуждения.

  • Пока идёт всякая официальная часть, ты тихо снимешься с бочки, погрузишься  под перископ – глубины позволяют, мы проверяли, — проходишь под Дворцовым мостом и резко всплываешь перед крейсером. Представляешь фурор!
  • Я ни разу не делал ничего подобного…
  • Никто никогда не делал ничего подобного! Вот я и хочу, чтобы ты сделал это!
  • Но…
  • Никаких «но»!

ПРИКАЗ  ЕСТЬ  ПРИКАЗ. Пришлось ответить «Есть!» и надеяться, что к утру Папылев остынет и приказ отменят. Но надежды – надеждами, а готовиться к трюку надо, и главный помощник в его выполнении – команда лодки, в которую я верил.

Провёл несколько тренировок, прямо на бочке удифферентовал  лодку невской водой по нулям и приказал личному составу спать до распоряжения.

Наступило тихое праздничное утро. В сиянии утреннего солнца Нева блестела, как зеркало, а на душе становилось всё темнее. Надежды на отмену приказа таяли, и оставалось только одно – уповать на Бога. Где-то к полудню получил приказание:

  • Приготовиться к трюку!

Все надежды окончательно рухнули.

Проверил перископ, нацелился на основной проход под мостом. Посадил боцмана Савченко на вертикальный руль – главное было не зацепить массивные быки моста. Сказал ему:

— Боцман, смотри, всё зависит от тебя! Если что – оторву то, что ниже пояса!

В центральном посту все рассмеялись, а боцман только хмыкнул. Оптимистичное настроение – хороший признак.

Поступила команда: «Начать движение!». Оставили швартовный конец на бочке, срочно погрузились под перископ. Дал полный ход моторами и прирос к окуляру перископа. На набережной обалдели – только была лодка, и нет её. Это я мельком заметил в перископ, быстро произведя круговой обзор.

Теперь всё моё внимание было приковано к проходу между центральными быками моста. Корректирую курс боцману, а в душе молюсь: «Господи пронеси! Не выдай людей своих!». Спиной чувствую – команда действует слаженно, чётко выполняет все мои приказания. Встречное течение Невы гасит скорость, но это не самое страшное, а вот завихрения воды водят нос из стороны в сторону – только бы не задеть быки. Киль лодки гремит по консервным банкам на дне реки….

Прошли!

Теперь к назначенной точке у крейсера, и с ходу: «Срочное Всплытие! Продуть главный балласт!»

Выскочил на мостик, на крейсере действительно фурор – приветственные крики, в воду летят цветы, вверх – бескозырки…. Ну, слава Богу! Удалось! А у самого не только тельняшку выжимай, но и китель весь мокрый, как после хорошего дождя.

Получил с крейсера указание: «Занять своё место в строю согласно диспозиции!».

ОБРАТНЫЙ  ПЕРЕХОД  ПОД  МОСТОМ был не сложен, надводное положение и управление с мостика. Стали на свою бочку. Я поблагодарил команду за слаженную работу, сказав, что мы были первыми, осуществившими такой трюк. Получил радио от Папылева: «Молодец, командир! Не подвёл. Будешь поощрён».

Утром следующего дня мы снялись с бочки, и ушли в родную базу, а поощрения жду по сей день….

Дело не в поощрении, сам знаешь флотскую поговорку: «Не наказали – значит, поощрили!», а в том, что тогда в питерских газетах появились короткие заметки о всплытии подводной лодки на Неве, а чего это стоило – ни слова.

Сегодня никто не знает про этот случай, хотя пролёт Валерия Чкалова  на самолёте под сводами моста вошёл во все энциклопедии и про это знает каждый школьник. Я не претендую на славу, здесь разные случаи. Там было честолюбие лётчика, он совершил дерзкий пролёт вопреки запретам. А у нас был приказ тщеславного начальника. Но ты знаешь, Вадим, без этой сумасбродной истории моя память была бы намного короче….

Фотография взята из открытой базы данных Яндекс

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Потрясающий рассказ!!! Конечно же, обтом уникальном случае никто в нашей семье не знал! Буду пересказывать всем знакомым морякам, и не только морякам.
    Благодарю автора за рассказ — краткий, ёмкий и с соответствующими выводами! (В 1960-м году мне не исполнилось ещё 3 года.)

  2. Героизм и командира и команды безусловный. Но он есть продукт Долбозездизма адмиральчика, как его? Папылева? и тупого самодурства. Если ты жив, тов. адмирал, вспомни и хоть устыдись, что ли! Ведь он, подлец, рисковал чужими жизнями и судьбами. А ведь наверняка приказ был в устной форме. Вот он бы и ушел на крыло, даже, если бы и свидетели остались.
    Вот как такие растут до больших начальников? Загадка? Нет — коррупция и протекционизм, страшная штука в ВС.
    Такой же идион был Пилипенко в Калининградском ВВМУ, еще тот самодур, а тупой!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *