Сегодня исполняется 60 лет «подводному трюку», который никто больше не повторял. О нём м не рассказал сослуживец, который командовал пл «М-301» Ростислав Агапов. Его я привожу ниже и посвящаю параду ВМФ в Санкт-Петербурге…. Автор.
НА ДЕНЬ ВМФ В 1960 ГОДУ НАШЕЙ лодке «М –301» выпала честь представлять подводные силы на морском параде на Неве в Ленинграде. Тогда такие парады были грандиозными. Основными их центрами были Владивосток, Ленинград и Севастополь. Тебя не надо убеждать в том, какая изнурительная работа предшествует празднику – одна покраска корпуса чего стоит! Не раз приходится перекрашивать. Колер, видите ли, не нравится начальству. Краски не жалеют, лодка должна выглядеть, как новогодняя игрушка! Участие в параде приравнивалось к выполнению боевой задачи.
За день до праздника мы, измученные, прибыли из Палдиски (была такая база в Эстонии близ Таллинна – В.К.) и встали в строй кораблей на Неве напротив Медного всадника. Впереди нас вверх по реке за двумя мостами выстроились корабли всех рангов и назначений. Флагманский крейсер стоял за Дворцовым мостом напротив Эрмитажа. Думали, вот и окончилась наша напряжена: отстоимся – и домой. Но не тут-то было.
Вечером меня вызвали к руководителю трюковой частью парада контр-адмиралу Папылеву. Какой морской парад проходит «без удивительных вещей»? Народ любит зрелища.
— Командир, — сказал он мне. – Мою голову посетила хорошая идея! Так сказать, гвоздь всего парада! И твоя лодка должна этот гвоздь забить. Она больше всего подходит для роли молотка. Всего 500 тонн, да и скорость подводная ничего….
Я с недоумением слушал его рассуждения.
- Пока идёт всякая официальная часть, ты тихо снимешься с бочки, погрузишься под перископ – глубины позволяют, мы проверяли, — проходишь под Дворцовым мостом и резко всплываешь перед крейсером. Представляешь фурор!
- Я ни разу не делал ничего подобного…
- Никто никогда не делал ничего подобного! Вот я и хочу, чтобы ты сделал это!
- Но…
- Никаких «но»!
ПРИКАЗ ЕСТЬ ПРИКАЗ. Пришлось ответить «Есть!» и надеяться, что к утру Папылев остынет и приказ отменят. Но надежды – надеждами, а готовиться к трюку надо, и главный помощник в его выполнении – команда лодки, в которую я верил.
Провёл несколько тренировок, прямо на бочке удифферентовал лодку невской водой по нулям и приказал личному составу спать до распоряжения.
Наступило тихое праздничное утро. В сиянии утреннего солнца Нева блестела, как зеркало, а на душе становилось всё темнее. Надежды на отмену приказа таяли, и оставалось только одно – уповать на Бога. Где-то к полудню получил приказание:
- Приготовиться к трюку!
Все надежды окончательно рухнули.
Проверил перископ, нацелился на основной проход под мостом. Посадил боцмана Савченко на вертикальный руль – главное было не зацепить массивные быки моста. Сказал ему:
— Боцман, смотри, всё зависит от тебя! Если что – оторву то, что ниже пояса!
В центральном посту все рассмеялись, а боцман только хмыкнул. Оптимистичное настроение – хороший признак.
Поступила команда: «Начать движение!». Оставили швартовный конец на бочке, срочно погрузились под перископ. Дал полный ход моторами и прирос к окуляру перископа. На набережной обалдели – только была лодка, и нет её. Это я мельком заметил в перископ, быстро произведя круговой обзор.
Теперь всё моё внимание было приковано к проходу между центральными быками моста. Корректирую курс боцману, а в душе молюсь: «Господи пронеси! Не выдай людей своих!». Спиной чувствую – команда действует слаженно, чётко выполняет все мои приказания. Встречное течение Невы гасит скорость, но это не самое страшное, а вот завихрения воды водят нос из стороны в сторону – только бы не задеть быки. Киль лодки гремит по консервным банкам на дне реки….
Прошли!
Теперь к назначенной точке у крейсера, и с ходу: «Срочное Всплытие! Продуть главный балласт!»
Выскочил на мостик, на крейсере действительно фурор – приветственные крики, в воду летят цветы, вверх – бескозырки…. Ну, слава Богу! Удалось! А у самого не только тельняшку выжимай, но и китель весь мокрый, как после хорошего дождя.
Получил с крейсера указание: «Занять своё место в строю согласно диспозиции!».
ОБРАТНЫЙ ПЕРЕХОД ПОД МОСТОМ был не сложен, надводное положение и управление с мостика. Стали на свою бочку. Я поблагодарил команду за слаженную работу, сказав, что мы были первыми, осуществившими такой трюк. Получил радио от Папылева: «Молодец, командир! Не подвёл. Будешь поощрён».
Утром следующего дня мы снялись с бочки, и ушли в родную базу, а поощрения жду по сей день….
Дело не в поощрении, сам знаешь флотскую поговорку: «Не наказали – значит, поощрили!», а в том, что тогда в питерских газетах появились короткие заметки о всплытии подводной лодки на Неве, а чего это стоило – ни слова.
Сегодня никто не знает про этот случай, хотя пролёт Валерия Чкалова на самолёте под сводами моста вошёл во все энциклопедии и про это знает каждый школьник. Я не претендую на славу, здесь разные случаи. Там было честолюбие лётчика, он совершил дерзкий пролёт вопреки запретам. А у нас был приказ тщеславного начальника. Но ты знаешь, Вадим, без этой сумасбродной истории моя память была бы намного короче….
Фотография взята из открытой базы данных Яндекс
Потрясающий рассказ!!! Конечно же, обтом уникальном случае никто в нашей семье не знал! Буду пересказывать всем знакомым морякам, и не только морякам.
Благодарю автора за рассказ — краткий, ёмкий и с соответствующими выводами! (В 1960-м году мне не исполнилось ещё 3 года.)
Героизм и командира и команды безусловный. Но он есть продукт Долбозездизма адмиральчика, как его? Папылева? и тупого самодурства. Если ты жив, тов. адмирал, вспомни и хоть устыдись, что ли! Ведь он, подлец, рисковал чужими жизнями и судьбами. А ведь наверняка приказ был в устной форме. Вот он бы и ушел на крыло, даже, если бы и свидетели остались.
Вот как такие растут до больших начальников? Загадка? Нет — коррупция и протекционизм, страшная штука в ВС.
Такой же идион был Пилипенко в Калининградском ВВМУ, еще тот самодур, а тупой!
Согласен. Кввму 72-77.2 фак.
https://my.mail.ru/mail/electr47/video/120/1113.html
Показуха — наше всё.