Кулинченко В. Российские линкоры

Закладкой четырёх линкоров-дредноутов   для Балтийского моря – «Гангут», «Полтава», «Севастополь» и «Петропавловск» — летом 1909 года, а именно 16 июня по новому стилю, началось возрождение русского флота после русско — японской войны.

     Хотя в то время на Балтике не было ещё ни новых крейсеров, ни эскадренных миноносцев, ни подводных лодок, решено было приступить к постройке дорогостоящих кораблей дредноутного типа. Кроме соображений о защите столицы с моря, немалую роль в этом сыграли и соображения престижного характера, а также идеи господства на море, заимствованные из доктрины Мэхена и Коломба. Создание в условиях отсталой России линейных кораблей с тактико-техническими характеристиками, отвечающими требования мировых стандартов того времени, явилось настоящим подвигом русских учёных, инженеров и рабочих.

    22 декабря 1907 года был объявлен всемирный конкурс на постройку линкоров, в котором участвовало шесть русских заводов и 21 иностранная фирма. По поручению Морского министерства организатором конкурса стал профессор Морской академии полковник А.Н. Крылов, известный учёный – кораблестроитель. Именно по его настойчивому требованию 15 мая 1909 г. был утверждён проект Балтийского завода, и было решено не откладывать закладку, ибо уже 17 декабря 1908 г. на докладе о результатах конкурса было записано: «Высочайше соизволено – повелено приступить к постройке кораблей». Проектирование мощных линейных кораблей в России не прошло незамеченным за границей. Было много скепсиса, но….

       В соответствии с Малой судостроительной программой было решено в мае 1909 г. заложить четыре новых линейных корабля для Балтийского моря на двух крупнейших судостроительных заводах Морского ведомства – Балтийском и Адмиралтейском. Морское министерство стремилось в первую очередь загрузить свои казённые заводы….

     16 июня были заложены четыре линкора: на Балтийском заводе – «Севастополь» и «Петропавловск»,  а на Адмиралтейском заводе – «Гангут» и «Полтава».  На закладке линкоров присутствовали члены Императорской фамилии на Балтийском заводе, а на Адмиралтейском руководство Морского министерства.

     Линкоры были спущены на воду в 1911 г.  и вступили в строй в 1914 г. В то время они были лучшими кораблями этого класса. После их вступления в строй скепсиса на Западе поубавилось.

     Линкоры за свой срок службы в 42 года успели поучаствовать в двух мировых войнах: первой мировой четырнадцатого года и Великой Отечественной 1941 – 45 годов, честно выполнив свой долг перед Отечеством.

    Они находились в составе ВМФ России до 1956 г. и закончили свой путь под другими именами: «Октябрьская революция» («Гангут»), «Полтава» («Михаил Фрунзе»), «Петропавловск» («Марат») и «Севастополь» («Парижская коммуна»). В последние годы службы, став учебными кораблями, они сформировали личности многих российских флотоводцев.  

    История каждого из линкоров, это история нашего военного флота.  О каждом линкоре и его судьбе можно и нужно писать книги в назидание потомству.

    Автору этого короткого материала посчастливилось проходить практику на линкоре «Октябрьская революция» в 1955 году и участвовать в его последнем переходе по маршруту Кронштадт – Балтийск – Кронштадт, после чего были стрельбы главного калибра по острову Сескар. Это было что-то. Попав на палубу линкора, курсанты почувствовали мощь нашего флота и гордость за свою Родину, сумевшую построить такие корабли! Память об этом осталась на всю жизнь.

     Ведь можем, если захотим!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.