Кулинченко В. Пасынки Отечества

Немцы колонисты Поволжья pochta-polevaya.ru

В современном мире, когда происходит сглаживание границ, но обостряются национальные мотивы, всё большее значение приобретает термин Отечество в противовес Родине. Поговорка «Где родился – там и пригодился!» теряет своё позитивное начало. И вообще, с 18 века до наших дней многие явления получили иное название, да и суть их стала иная. И в этом смысле мы зачастую идём не к прогрессу, а скорее наоборот.

Например, в 18-19 веках не было беженцев, были колонисты и переселенцы, люди трудолюбивые, занятые облагораживанием заселяемых территорий. Сегодня этих терминов не услышишь, их заменили мигранты и беженцы, которые больше заботятся о своём благе, чем о процветании тех территорий, на которые они бегут.

В России 18 – начале 20 веков колонистами назывались иностранные переселенцы, в основном выходцы из Восточной Европы, которые выкупали у государства или частных лиц землю и занималось сельским хозяйством. Они становились гражданами России и считали её своим Отечеством. Сегодня же о переселении мало кто думает, кроме китайцев, мечтающих освоить российские пространства, но не ассимилироваться. Россия используется ими, как дойная корова. Кто в этом виноват? Ответ лежит на поверхности.  

Ещё в Древней Руси, да и позднее в России, всех переселенцев с Запада называли «немцами». Это название возникло от слова «немой», от непонимания и нежелания изучать русскими чужие языки. Выходцев с Востока называли «татаринами».

К концу 19 века большинство «немцев» было выходцами из Германии. Они образовывали свои колонии и уже осознавали себя российскими немцами – русс ланд дойче. Этот термин получил широкое распространение, так как отражал суть сложного процесса образования новой этнической общности, которую объединял главным образом единый литературный немецкий язык и врождённая любовь к порядку и дисциплине.

Я не собираюсь предлагать свои рецепты, надо просто лишь обратиться к нашей истории. Мы там непременно найдём ответы на вопросы, которые волнуют нас сегодня.         

Я считаю, что в начале 20 века в нашей стране была стержневая идея. Это была пора наивысшего расцвета России (1913 г.). Тогда, на мой взгляд, был планетарный взгляд на вещи. Дело в том, что у демократии есть серьёзный изъян. Если царь, принимая важное решение, старался предвидеть его последствия на сто лет вперёд, то нынешние руководители государства ставят цели лишь на ближайшие 3-4 года. И не потому, что они плохие руководители или хуже царей, которые заботились о своей империи. Нынешний руководитель живёт в системе, которая существует по своим законам. Он больше зависит от различных партий, своих временщиков, но не от народа.

Варваская акция

Депортация народов России 1930 – 1940-е годы – это трагическая страница в истории нашего государства. Плоды этой безумной акции мы пожинаем сегодня. Болезнь, загнанная во внутрь, проявляется страшными рецидивами в последствии.

Депортация, а по сути своей просто грубое насилие по отношению к десяткам тысяч людей, счёт идёт на миллионы, коснулась практически всех народов разных регионов страны. В документах, как всегда, старались под это безумство подвести какую-то оправдательную базу. Как-то, что она (депортация) применялась якобы с целью стабилизации экономической ситуации и политической обстановки, ослабления этнической напряжённости, урегулирования межнациональных конфликтов, снижения конфронтации в духовной сфере, а также как средство превентивного наказания из-за принадлежности (только лишь) к той нации, с которой Советский Союз находился в состоянии войны (финны, немцы, итальянцы, турки и т.д.). Сегодня понятно, что эти акции зависели больше от субъективного фактора, чем от объективных обстоятельств. И если следовать учению В.И. Ленина по национальному вопросу, в любом случае депортации не укладывались в рамки развития социалистического государства. Наряду с унижением и попранием человеческой личности и человеческого достоинства людей, депортация таила в себе и такие негативные стороны, как подрыв взаимного доверия народов, нарушения их традиций, утеря духовных ценностей.

Наилучшие ответы на вопросы депортации могут дать подлинные документы того времени, но, к сожалению, их весьма неохотно публикуют или они умышленно пылятся на самых дальних полках архивов. «По государственному заданию» высылались не только чеченцы и ингуши, карачаевцы и крымские татары, но и русские, о чём стыдливо сегодня умалчивают, стараясь представить русских только в виде угнетателей. А ведь в основе этих репрессивных мер со стороны административно-командной системы лежал страх за судьбу этой системы, желание всеми средствами сохранить её всесилие, уничтожить её потенциальных противников, в каком бы облике они ни выступали – русских крестьян или малых народов. Все они являлись, с точки зрения системы, «антисоветскими» элементами. Сегодня другая система, в основе тоже антинародная, и она защищает себя, хотя и другими методами. Никто не отдаёт свою кормушку просто так.

Ценность документов состоит в том, что они представляют трагедию всех народов России, подвергшихся депортации, масштабы этой акции, а также кто являлся руководителями и исполнителями варварских действий. Привести их все в небольшой статье невозможно, но чтобы представить масштабы и состав депортируемых, стоит привести одну выдержку из доклада января 1946 года: «О работе отдела спец поселений НКВД СССР за период с марта 1944 по январь 1946 г.» — «Наркому внутренних дел С.Н. Кругликову. Численность спец поселенцев в стране на начало октября 1945 г. составляла 2 230 500 человек, из них: немцев – 687 300 чел., чеченцев и ингушей – 405 900 чел., крымских татар, греков, болгар, армян – 195 200 чел., турок, хемшинов, курдов – 88 800 чел., калмыков – 80 300 чел., карачаевцев – 60 100 чел., балкарцев – 33 100 чел.

Наряду с этими среди спецпереселенцев оуновцев – 20 800 чел., бывших кулаков – 608 800 чел., немецких пособников – 9 200 чел.

Все расселены на территории 6 союзных республик, 8 автономных республик, 5 краёв и 27 областей СССР….

                            Начальник ОСП НКВД СССР М. Кузнецов

январь 1946г.»   

История депортируемых из каждых народов требует особых исследований. Я коротко хочу остановиться на самом многочисленном депортируемом народе России (поволжских немцев), которых было отправлено в спец поселения 1 024 722 человека и ликвидирована целая Автономная Социалистическая Советская Республика Немцев Поволжья.

Национальная катастрофа

15 июля 1941 г. газета «Правда» опубликовала сообщение ТАСС: «В дни Отечественной войны трудящиеся Республики Немцев Поволжья живут едиными чувствами со всем советским народом. Рабочие, колхозники, интеллигенция мобилизуют все свои силы для победы над гитлеровской сворой, поработившей германский народ, поработившей многие народы Европы. Тысячи трудящихся республики с оружием в руках пошли бороться против бешенного германского фашизма». 

20 февраля 1924 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР область немцев Поволжья, у истоков образования которой стоял В.И. Ленин, была преобразована в Автономную Советскую Социалистическую Республику (АССР) Немцев Поволжья, как федеративную часть РСФСР. 31 января 1926 г. АССР первой из автономных республик приняла свою Конституцию. В 1935 г. в АССР Немцев Поволжья было 5 вузов, 11 техникумов, 18 средних и 178 неполных средних школ. Здесь выходило 29 газет, из них 21 на немецком языке. Работало два профессиональных театра.

Появление немцев на Руси относится к концу первого тысячелетия. В 1682 г. при общем населении Москвы в 200 тысяч человек в Немецкой слободе проживало уже 18 тысяч иностранцев, большинство из которых были немцы.

С 1764 по 1773 год в Поволжье из Германии переселилось более 28 тысяч человек. Они основали 106 колоний. Этому способствовал Манифест Императрицы Екатерины 2 «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселиться в которых губерниях они пожелают, и о дарованных им правах».

Льготы были значительными: освобождение от воинской повинности на вечные времена, удобная пахотная земля и выпасы, освобождение от налогов на срок от 5 до 30 лет, свобода вероисповедания и сохранение родного языка, другие льготы. Немцы переселялись не только в Поволжье, но и другие губернии, и даже в Сибирь. Около двухсот семей переселились под город Острогожск Воронежского края и основали колонию Рибенсдороф. Это было богатейшее поселение в Острогожском уезде. Это моя Родина. Мне приходилось сталкиваться в краеведческом музее с весьма интересными документами по этой колонии, которая впоследствии трансформировалась в село Рыбное (хотя «рыба» на немецком языке – «фиш»), которое без немцев пришло в упадок.

Немецкие колонии были разбросаны по всей Российской империи. В начале 20 века, несмотря на то, что часть немцев эмигрировала из России после введения в 1871 г. в отношении колонистов воинской повинности, немцы по численности занимали 9-е место в стране. В России проживало свыше 1,8 млн. немцев.  Более 400 тысяч из них жили в Саратовской и Самарской губерниях.

Управляла делами колонистов Саратовская контора опекунства иностранных переселенцев, созданная ещё в 1765 году. Оказывается, ещё по инициативе царской администрации была создана своего рода автономия, особая система управления колониями, обустройства и регулирования их внутренней жизни, были определены принципы их связи с внешним миром.

Реформы 1860 – 1870-х годов способствовали более тесному включению колонистов в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь России. Тысячи немцев, назвавшие Россию своим Отечеством, создавали славу своей новой Родины и не только при царях и императорах, но и в советские и постсоветские времена.

В 1900-е годы некоторая часть немецкой бедноты и середняков из центральной России переселилась в Сибирь и Казахстан. Наибольший размах переселение получило после столыпинской аграрной реформы. Тогда на целинных землях появились десятки немецких посёлков и хуторов. Развивался хороший симбиоз русской выносливости и работоспособности с немецким порядком и дисциплинированностью. Но….

Первый трагический удар судьбы российские немцы испытали с началом Первой мировой войны, начавшейся в 1914 году. В России было запрещено публичное употребление немецкого языка (за нарушение взимался штраф – В.К.), а в некоторых местах доходило до погромов. Тем не менее, 150 тысяч российских немцев, призванных в действующую армию, с полной отдачей защищали свою Родину – Россию. Однако Законы от 2 февраля и 13 декабря 1915 г. предписывали выселение немцев в восточные районы страны. Эти законы всей тяжестью ложились на плечи рядовых колонистов. Привилегированных слоёв они практически не касались. Воистину, «у сильного всегда бессильный виноват!».

К началу 1917 г. выселили часть волынских немцев, очередь была за немцами Поволжья, юга России, Прибалтики и других регионов. Февральская революция приостановила этот процесс. Таким образом, свержение царизма на 24 года отсрочило национальную трагедию российских немцев.

Под влиянием Второй мировой войны советское, большевистское руководство ускорило национальную катастрофу российских (тогда они уже назывались «советские немцы» — В.К.) немцев. Претензий к ним не было, патриотами Родины они были почище некоторых русских. Гитлеру из советских немцев не удалось создать «пятой колонны» в СССР, как в других странах. По материалам архива УКГБ по Саратовской области, контр разведывательным отделом не велось (с начала 1941 г. до начала войны) ни одного дела по «немецкому шпионажу». Тем не менее, в июле 1941 г. Молотов и Берия выезжали в город Энгельс (столица АССР НП), где поставили вопрос о необходимости принятия репрессивных мер по переселению поволжских немцев. Репрессии против алтайских немцев, опять же по инициативе Молотова, начались ещё в 1934 году. Замете, только 15 июля было пафосное сообщение ТАСС по поводу трудящихся Республики Немцев Поволжья, и ….

Чем славились руководители Советской России, так это двуличностью и ложью, и эти неблаговидности по отношению не только к врагам, но и к своему народу, к сожалению, не изжиты и сегодня. Лицемерной, иначе не назвать, политическую и физическую акцию по депортации народов в 1930 – 1964 годах. Да, я не оговорился – национальная катастрофа российских немцев не закончилась и в 1964 году, когда Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1964 года снял с советских немцев все огульные обвинения, выдвинутые против них в 1941 году, но не разрешил возвращения на исконные земли Поволжья.

В результате «акции» из европейской части страны, а не только из районов Поволжья, было депортировано 894 626 граждан СССР немецкой национальности.

Антиконституционным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941 г. 15 районов, юридически не упразднённой АССР НП, были разделены между Саратовской и Сталинградской областями. Под репрессии попали и немцы военнослужащие. Большинство из них прямо с фронта попадали в лагеря. Вспоминает Карл Ваккер из Омска: «Это было в пасмурный ноябрь 1941 года, когда меня вместе с тысячами других советских немцев в солдатской шинели, с партийным билетом и удостоверением сержанта Красной Армии в нагрудном кармане вели через улицы Москвы. Не на запад, где стоял враг, а на восток, до Урала, за колючую проволоку, через ворота с вывеской «Зона для немцев» … К весне большинство из нашего лагеря умерло».  

Несмотря на то, что лишь незначительная часть советских немцев смогла с оружием в руках защищать свою Советскую Родину, более десятка из них удостоено высокого звания Героя Советского Союза. Это партизан Роберт Клейн, генерал Сергей Волькенштейн, танкист Пётр Миллер и другие.

Выселенные немцы всех возрастов безжалостно использовались на трудовом фронте. На них смотрели как на дармовую рабочую силу. И они не роптали. Но разве не лицемерием выглядит телеграмма И. Сталина в марте 1943 года строителям Богославского алюминиевого завода: «Прошу передать рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим немецкой национальности, работающим на Базстрое, собравшим 353 785 рублей на строительство танков и один миллион 820 тысяч рублей на строительство эскадрильи самолётов, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

Во второй половине 50-х годов прошлого столетия, начало оттепели, мало, чем улучшило положение советских немцев. Возвращение на малую родину было недостижимым, как и возрождение национальной культуры. Советские немцы, преднамеренно рассеянные по всей территории Союза не могли претендовать на возрождение Автономной республики.

Только в 1987 году движение за восстановление автономии советских немцев смогло активизировать и легализировать свою патриотическую деятельность. До 1989 года в Москве побывало пять делегаций представителей немцев, принятых на самом высоком уровне. В конце марта 1989 года в Москве прошла учредительная конференция Всесоюзного общественно-политического и культурно-просветительского общества советских немцев (ВОСН) «Возрождение». Общество поставило перед собою задачу: восстановление Немецкой АССР на Волге. На конференции было принято обращение к населению, проживающему на территории АССР НП, с призывом совместно решить накопившиеся в этом регионе социально-политические и экономические проблемы. Тысячи советских немцев весной 1989 года приняли решение переехать в Поволжье, но там их не ждали. Вместо диалога возникло противостояние, во главе которого стали местные власти, но не народ.

Был принят ряд решений, постановлений и даже Законов в пользу российских немцев.  Закон, принятый Верховным Советом России в мае 1991 года «О реабилитации репрессированных народов», в котором, наконец-то, предусматривалось практическое восстановление законных прав всех репрессированных народов, вплоть до восстановления территориальной целостности национально-государственных образований и административно-территориальных границ, существовавших до насильственного антиконституционного изменения — ничего не изменил в судьбе Поволжских немцев.

Все депортированные народы добились своих прав и даже больше, но только не немцы. Надежды на восстановление автономии растаяли после известного заявления Президента России (Б.Н. Ельцин) в январе 1992 года о том, что немцы могут рассчитывать только на национальные районы и сельсоветы, и то лишь тогда, когда их будет на определённой территории не менее 90% населения. Проволочки с реализацией российского закона о реабилитации репрессированных народов подтверждают нежелание руководства России решать немецкий вопрос, несмотря на дружбу самых первых лиц Германии и России.

Откликаясь на такое безобразное отношение к себе, 2-й съезд немцев бывшего СССР, прошедший в марте 1992 г., продемонстрировал решимость общества «Возрождение» организовать массовый исход российских немцев в Германию. И если бы не искусственная (неофициальная) квота в 150 тысяч немцев-переселенцев из стран СНГ, то эмиграционный поток действительно мог бы превратиться в массовый исход российских немцев из России.

Но ведь это не решение вопроса. Страна теряет своих граждан, причём лучших, России преданных сынов и дочерей. Разве они были ей пасынками?! Вместо этого в страну привлекают малоквалифицированных мигрантов, зачастую с криминальными наклонностями. Где продуманная национальная политика? Её нет. Только разговоры и воздыхания, раздувание межнациональной враждебности, а такой серьёзный вопрос, как судьба российских немцев в России, даже не поднимается СМИ почему-то, умным людям ясно почему, больше интересуют вопросы ксенофобии, положение евреев и чеченцев в России (им всё мало – В.К.), чем вопрос о российских немцах!

Выселение немцев Поволжья в Среднюю Азию museum.rusdeutsch.ru

Маленькое добавление от администратора:

Статья Вадима Тимофеевича правильная статья. Но хотелось бы напомнить, что существовала еще одна группа населения о которой все как бы забыли. Помним о чеченцах, о крымских татарах, об ингушах, а о казаках забыли. Почему?

То ли это этническая группа русского народа, то ли самостоятельный народ. Власти Советской России, СССР и теперь нынешней Российской Федерации не желают даже вспомнать о сотнях тысяч людей лишившихся своего крова, своей Родины, которые были выброшены из своих поселков, станиц и хуторов от своих очагов и погостов и поселены в местностях не совсем удобных для жизни, в ходе расказачивания и коллективизации. Выселялись целыми станицами на Тереке, на Кубани, на Дону, на Урале, в Оренбуржье, Забайкалье и так далее.

infourok.ru

Это казаки. Многие скривят губы и скажут ряженые. Нет сейчас никаких казаков.

А куда делись потомки казаков? Тех казаков из начала 20-ого века? Растворились и исчезли без следа несколько миллионов человек? Действительно расказачивание 1918-1921 годов было связано с физическим уничтожением казачьей верхушки, атаманов, казачьих офицеров, стариков и наиболее авторитетных казаков, даже воевавших за Красных в Гражданской войне. Как здесь не вспомнить о легендарном комдарме второй конной армии Миронове Филиппе Кузьмиче. Это о нём спел свою песню русский бард Игорь Тальков про подъесаула.

А казаки тоже имеют право на полную реабилитацию своей страны. Наверно не плохо бы вспомнить, что казаки вошли в состав Российского царства только при царе Алексее Михайловиче и то на договорной основе. Проще забыть о всем этом. Но казаки считают себя сами народом, хотя и частью русского народа но самостоятельным народом со своей уникальной историей, самобытной казачьей культурой, традициями весьма отличными от русского народа.

Да в состав казаков входили русские беженцы, приписанные солдаты, принявшие православие инородцы. Но основу казачества всегда составляли коренные казаки сосвоей неповторимой культурой и обычаями. Не каждого брали в казаки. Право быть казаком надо было заслужить в сражениях и боях.

В романе М. А. Шолохов рисует масштабную картину казачьей предвоенной жизни, раскрывает в полной мере духовный мир донского казачества. Этот мир во всей красе предстает уже с первых страниц романа. Важную роль в его раскрытии играет эпизод лугового покоса. Все здесь создает ощущение праздника: «С самого утра зацвело займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом завесок, красками платков. Выходили на покос всем хутором сразу. Косцы и гребельщицы одевались будто на годовой праздник. Так повелось исстари. От Дона до дальних ольховых зарослей шевелился и вздыхал под косами опустошаемый луг»

Казаки от казаков ведутся:

«– Ты кто?
– Я-то казак, а ты не из цыганев?
 Нет. Мы с тобой обое русские.
 Брешешь!
 Казаки от русских произошли. Знаешь про это?
 А я тебе говорю — казаки от казаков ведутся.
 В старину от помещиков бежали крепостные, их-то и прозвали казаками.
 Иди-ка, ты, милый человек, своим путем,  сжимая опухшие пальцы в кулак, сдержанно-злобно посоветовал Алексей-безрукий и заморгал чаще.
 Сволочь поселилась!.. Ишь поганка, в мужиков захотел переделать!»

(Кн.1, ч.2, гл. V).

3 комментария

Оставить комментарий
  1. Владимир

    Спасибо, правильная статья и очень страшно понимать, что объективно все мы служили на укрепление этой античеловеческой власти. Кого не затронуло- тому просто повезло. Не понравился только пассаж автора насчет чеченцев и евреев. Надеюсь, автор вспомнит о своих боевых товарищах, национальнрсть которых вспоминалась только под рюмку и анекдот, когда все вместе решали одну задачу и когда друг поменял тебя на вахте, тебе было без разницы, что у него под кителем на цепочке — крестик или маген-давид.

  2. Нужно только не забывать, что именно эта античеловеческая власть привела абсолютное большинство из нас — нынешних и уже находящихся в отставке и запасе офицеров и адмиралов — в офицеры и адмиралы. Не будь ее, кем бы мы были?
    Теми самыми крестьянами и рабочими, матросами и в лучшем случае старшинами во время службы на флоте, т.е. бесправным быдлом.
    И при какой власти мы как раз и перестали вспоминать «о своих боевых товарищах, национальнрсть которых вспоминалась только под рюмку и анекдот, когда все вместе решали одну задачу и когда друг поменял тебя на вахте, тебе было без разницы, что у него под кителем на цепочке — крестик или маген-давид».

    1. Александр Владимирович надеюсь вы не будете отрицать, что была граждаснская война в ходе которой пять миллионов человек закопали в землю, а пять миилионов ушли в эмиграцию — пресловутый лозунг вождя превратим войну империалистическую в войну гражданскую; потом было расказачивание с массовыми выселениями десятков тысяч казаков из своих станиц и хуторов в Сибирь, на Донбасс, в Воркуту (причем до места в лучшем случае добирались меньше половины, потому что умирали от голода и болезней и расстреливались за малейшее неповиновение); были массовые репрессии 1937 года с растрелами по решению троек, концлагерями в районах севера через которые прошли миллионы и погибли сотни тысяч, в том числе и командование Красной армии и Красного флота; потом было раскулачивание с массовым уничтожением наиболее работящей части сельскохозяйственнного населения с последующим провалом в обеспаечении страны продовольствием и массовым голодом в Поволжье, на Кубани, на Дону, на Украине; потом были массовые выселения народов — калмыков, карачаевцев, крымских татар, крымских греков, крымских армян, поволжских немцев, немцев Украины и Крыма, финнов-ингермандландцев, чеченцев, ингушей и так далее — полностью народы (то с чем сегодня мы не можем расчитаться до сих пор). Это не говоря о присединившихся к СССР добровольно эстонцев, латышей, литовцев, поляков, западных белорусов и украинцев, молдаван, болгар. И это все Ленин и потом Сталин, еще Троцкий, Свердлов, Орджоникидзе и иже с ними политбюро. А все эти Ежовы, Берии, Абакумовы лишь исполнители воли вождей. Никто не говорит, что Советская власть была совсем плоха. Войну выиграли все же, правда очень большой кровью миллионов людей, так что до сих пор не можем установить точное количество погибших и установить всех неизвестных солдат. И об этом нельзя молчать — надо говорить, чтобы не было повторения подобного. Я работаю в архивах по установлению погибших моряков. Целые бригады и полки не учтены в погибших, экипажи погибших кораблей. Погибших в 1941 году начали устанавливать кадры только в 1943 году. Работают энтузиасты, а не государство. 75 лет после окончания войны, а у нас миллионы пропавших без вести. Могилы неизвестных солдат при развитии ДНК гениалогии. Какая власть получается виновата во всем этом? Не надо хвалить себя и власть бесконечно. Захвалим. Уж очень много катастрофических провалов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *