Кулинченко В. Голубая лента Атлантики

«ЗОЛОТАЯ РЫБКА».

Взяться за этот небольшой материал побудило меня письмо моего сокурсника по училищу, сослуживца, ветерана-подводника Владимира Лещинского, проживающего ныне за рубежом, в незалежной Украине. В своё   время  он командовал атомной подводной лодкой «К-162», первой титановой субмариной, получившей негласное прозвище «золотая рыбка». Она была единственной в своём роде. Обидно, когда под этим именем недобросовестные авторы выдают несведущему читателю другие проекты подводных лодок. Да, были и другие титановые субмарины, в том числе и «Комсомолец», трагически погибший 7 апреля 1989 г., но «Золотая рыбка» единственная, именно ей принадлежит до сих пор непобитый рекорд подводной скорости, установленный в 1970 году. В течение того года АПЛ «К-162» занималась опытной эксплуатацией. Тогда при развитии полной мощности энергетической установки обеих бортов на мерной миле была достигнута подводная скорость в 44,7 узла (80,4 км/час), что до настоящего времени является мировым рекордом.

Но этот рекорд не был внесён в «Книгу рекордов Гиннеса», потому, что во-первых данные боевого корабля были секретными, а во-вторых – в то время мы не признавали эти «буржуазные глупости». Сейчас уже просто некому заниматься этим вопросом. На деле наш ВМФ сегодня усиленно разваливают, хотя на словах «он оплот морского могущества Державы».

Но вернёмся к письму моего друга. Он спрашивает: «Читая книгу «Атомная подводная эпопея \ подвиги, неудачи, катастрофы/» издания 1994 года, встретил такой факт про свою лодку, что при госиспытаниях в адрес Л. И. Брежнева была дана шифровка прямо с моря за подписью адмиралов: «Докладываем. Голубая лента скорости в руках у советских подводников». Но что-то я не обнаружил на лодке /он командовал её в 80-х годах — В.К./ следов этой «голубой ленты». Не объяснишь ли ты мне, что за трюк был тогда?».

Нет – это был не трюк, а действительный факт, и адмиралы прибегли просто к условному сравнению. На госиспытаниях лодка развила в подводном положении рекордную скорость в 42,4 узла (проектная была 38-39 узлов ). При этом оказалось, что энергоустановка и дальше позволяла развивать ход — в запасе оставалось ещё 20% мощности.

Через 6-8 месяцев, после отработки и приобретения опыта экипажем субмарины, был побит собственный рекорд и скорость доведена до 44,7 узлов. Это очень большая подводная скорость, некоторые торпеды имеют меньшую. Управлять на такой скорости подводным кораблём очень сложно, сравните плотность воды и воздуха, а лодка превращается в подводный самолёт и справиться с её управлением могут только очень чувствительные автоматы, естественно под надзором человека. Не надо никому объяснять, что в «Золотой рыбке» были сконцентрированы все достижения советского подводного кораблестроения. «Золотая рыбка» могла претендовать не только на «голубую ленту скорости», но и на другие рекорды, например, на глубину погружения, непревзойдённые до сих пор. Поэтому со стороны тогдашних адмиралов, давших шифровку первому лицу государства, не было никакого бахвальства, а вот на их упоминании «голубой ленты скорости», я хочу остановиться ниже.

 

ПРИЗ ЗА     СКОРОСТЬ.

 

«Голубая лента» (Blue Ribbon) – приз в виде голубой ленты, установленный старейшей английской трансатлантической пароходной компанией «Кюнар Уайт Стар Лайн», присуждался самому быстроходному судну, совершавшему рейсы между Европой и США. Впервые в 1830 году «Голубая лента» была присуждена английскому пакетботу «Сириус», в 800 т. водоизмещения, имевшему скорость на переходе 8 узлов (14,8 км/час). Призёр получал небольшую денежную премию и имел право повязывать на мачте или передней дымовой трубе голубую ленту. Но главное в этом деле была реклама не только судна, но и пароходной компании, которая им владела.

В течение целого столетия материально-физического приза для обладателей Голубой ленты не существовало. И только в 1934 году Международный комитет по определению условий по завоеванию Голубой ленты решил восполнить этот пробел. Кубок для награждения лайнера-рекордсмена появился совершенно неожиданно: экстравагантный миллионер Гарольд Хейлс заказал лучшему ювелиру страны (США-В.К.) изготовить скульптурную группу, олицетворяющую Голубую ленту Атлантики.

На массивной подставке из оникса стоят крылатые фигуры Победы (Ники), поддерживающие Земной шар. Между ними сидят легендарный бог моря Нептун и его жена Венелия. На Земном шаре голубое эмалевое пятно причудливой формы – это Атлантика, через которую прочерчена широкая красная полоса – трасса пассажирского пути. Земной шар окружён широким кольцом, на котором уже после изготовления кубка были изображены четыре трансатлантика: «Грейт Вестерн» (его первый рейс в 1838 году явился предысторией последующих трансатлантических гонок) и три обладателя      голубой ленты: «Мавритания», «Рекс» и «Нормандия».

С четырёх сторон Земного шара в виде старинных картушек компаса указаны четыре направления ветра. На самом верху изображены две борющиеся фигуры: одна из них символизирует стихию, а другая – человеческий ум и силу. Высота скульптурной группы 120 см. Она сделана из чистого серебра и весит 18 кг.

За сто с лишним лет (122) борьбы за Голубую ленту обладателями этого почётного трофея были десятки судов и лайнеров, но серебряным кубком, впервые вручённым «Рексу», итальянскому лайнеру, который в августе 1933 года на целый узел превысил средне рейсовую скорость германских скороходов («Бремен» и «Европа») и вошёл в историю трансатлантического судоходства как первый юридически оформленный чемпион Атлантики, владели только три лайнера: «Нормандия» (Франция) за скорость 29,68 узла, «Куин Мэри» (Англия) за скорость 31,69 узла и последний обладатель «Юнайтед Стейтс» (США) за скорость 35,6 узла.

С 1952 года гонки за приз Голубой ленты прекратились на скорости 35,6 узла, а «Золотая рыбка» показала в 1970 году подводную скорость в 44,7 узла, почти на 10 узлов большую, чем самые быстроходные лайнеры. Так что адмиралы, давая шифровку со словами «Голубая лента скорости в руках у советских подводников», не грешили против истины. А то, что рекорд не получил официального и материального воплощения, так это обычное дело нашего советского, да и «демократического» времени.

 

ТРАНСАТЛАНТИКИ.

 Борьба за скорость на воде велась с древних времён не только среди военных судов — быстроходные суда всегда одерживали победы или уходили от поражения, — но и купеческих – кто раньше доставлял свой товар на «рынок», имел большие барыши. Не только товары, но сырьё и люди нуждались в быстрейшей доставке к месту назначения. Так в 19 веке, веке пика парусного флота, зародились гонки «чайных клиперов», быстроходных морских парусных судов (скорость до 18 узлов) с острыми обводами корпуса, перевозивших чай из Китая, шерсть из Австралии в Европу, а заодно бравших и пассажиров. Памятником им служит легендарная «Катти Сарк», стоящая ныне в сухом доке города Гринвич (Англия).

Были и в России быстроходные парусные суда, бившие скорости «чайных клиперов»: фрегаты типа «Диана», клипера типа «Разбойник», шлюпы типа «восток» и «Надежда», но, как всегда, Россия не регистрировала свои достижения, о чём сегодня приходится только сожалеть

По мере того, как развивалась техника мирового судостроения, скорости на море стремительно росли. Ещё в 1838 году колёсный пароход «Грейт Вестерн» имел скорость меньше парусных судов и пересекал Атлантику за 15 суток, но полвека спустя уже винтовой пароход «Сити оф Парис» пришёл из Ливерпуля в Нью-Йорк за 6 суток, со средней скоростью более 20 узлов.

Обострялась борьба за скорость и Атлантика становится не только полигоном для испытаний новых достижений в кораблестроении, но, с развитием Американского континента, и богатым транспортным рынком. В конце 19 начале 20-го веков на морских путях Северной Атлантики резко увеличилась конкуренция между судоходными компаниями. Армия безземельных крестьян и безработных из европейских городов, тысячи эмигрантов, стремившихся за океан в поисках лучшей доли ,многочисленные представители деловых кругов обоих континентов, тысячи туристов составили в те годы огромный пассажирский поток. Только за первое десятилетие 20-го века через Атлантический океан в западном направлении было перевезено более 20 млн. человек. Шли непустыми пароходы и в обратном направлении. Для такой массы людей нужен был специальный флот, появились суперлайнеры. А был ещё и грузопоток…, запахло огромными деньгами!

Это вызвало быстрое развитие судостроения не только в такой морской стране, как Англия, но и в Германии, которая в результате бурного промышленного подъёма начала выходить на 2-е место в мире после Великобритании по тоннажу торгового флота. В 1888 г. в Германии организуется крупный судоходный концерн «Гамбург-Америка-линие» и быстро развивается старая компания «Норддейчер Ллойд». Они стали опережать самые крупные английские компании «Кунард» и «Уайт Стар».

В эти годы на трассах Северной Атлантики идёт ожесточённая борьба между пассажирскими лайнерами за символический приз скорости «Голубая лента Атлантики». В спор втягиваются французские и итальянские пароходные компании.

В различные годы первой половины 20-го столетия Голубой лентой обладали такие знаменитые трансатлантики, как «Мавритания» (1909-1927 гг. Англия), «Бремен» и «Европа» (1927-1933 гг. Германия), «Рекс» (1932-1935 гг. Италия). «Нормандия» (1935-1938 гг. Франция). После «Нормандии» приз вернула в Англию «Куин Мэри» в 1938 году, рекорд которой 31,69 узла продержался до 1952 года. Этот рекорд был перекрыт американским лайнером «Юнайтед стейтс» (35,59 узла) последним рекордсменом Голубой ленты.

Все эти суперлайнеры вошли в историю своими интересными судьбами и неблагополучной старостью. Кончина их отлична от гибели их собрата «Титаника», который так и не удостоился этого приза, но стремился к нему, хотя и строился под другим девизом: «Умеренная скорость, но повышенный комфорт».

Девиз-девизом, но и скорость была не на последнем месте, о чём свидетельствует особая гордость фирмы «Уайт Стар» огромные часы «Титаника», украшенные двумя бронзовыми нимфами, которые олицетворяли Честь и Славу, венчающие Время, а время-это скорость. Надо заметить, что перед столкновением с айсбергом «Титаник» имел скорость 22,5 узла и, находясь в опасной айсберговой зоне, не хотел сбавлять её до умеренной.

Он погиб, выполняя свою работу в море. «Нормандия» сгорела в Нью-Йоркском порту в 1942 году, «Рекс» разбомбили союзники 8 сентября 1944 года в порту Триест, другие проданы на слом. Пожалуй, единственным памятником чемпионам Атлантики осталась одна из английских «чёрных королев» «Куин Мэри» (вторая «Куин Элизабет»), которая была продана в 1967 году в США за 1,5 млн. фунтов стерлингов и превращена в музей — гостиницу в порту Лонг-Бич (Калифорния).

Век супер лайнеров прошёл, их на пассажирских линиях заменили морские паромы. На мировые морские и океанские трассы вышли грузовые суда: рудовозы, контейнеровозы и супертанкеры. Последние сегодня являются экологическим бичом океана – последствия их аварий сказываются не только на жизни людей, но и всей природы в целом, о чём свидетельствует недавняя авария танкера «Престиж» (19 ноября 2002 г.) в Атлантике, из которого вылилось только 20 тысяч тонн нефти, а ведь вместимость некоторых доходит до 500 тысяч тонн!

Надо помнить одно, что непотопляемых судов не существует, хотя и возможно изготовить определённую ёмкость, которую при определённых условиях можно будет назвать «непотопляемой».

А пока условий не создано, одной, пожалуй, главной причиной всех бед, как на земле, так и на море, являются возрастающие скорости и постоянная спешка. А это значит время!

ВАДИМ   КУЛИНЧЕНКО

Капитан 1 ранга в отставке,

ветеран-подводник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *