Ветеран ВМФ, вице-адмирал В.С. Ярыгин
Каждый военный моряк, а это тот, кто прошел службу в ВМФ в своей жизни сделал такое, что вошло в историю, осталось в памяти или надолго запомнилось. Наступивший 2024 год для экипажа корабля Северного флота, одного из старейших в ВМФ России, единственном авианосце «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» будут отмечаться главный корабельный праздник День корабля.
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
Знак авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
В Толковом Военно-морском словаре, 14-ой главе Корабельного устава ВМФ записано: «Торжественный подъем флага на кораблях Военно-морского флота производится в праздничные дни и по случаю важных событий (при вручении кораблю Военно-морского флага и его первом подъеме). Во время торжественного подъема флага, на корабле вместе с флагом и гюйсом поднимаются флаги расцвечивания, оркестр играет «Встречный марш», и исполняет Государственный гимн».
Флаг корабля, святыня военного флота, под ними ходили первопроходцы в кругосветные плавания, вели ожесточенные бои эскадры, прославленных адмиралов, совершались великие открытия, были вписаны славные страницы в историю нашего Отечества. Флаг, поднятый на корабле, является его Боевым Знаменем. Устав морской Петра Великого, ставший одним из первых основных документов военного флота России, требовал: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги».
Военные моряки, служившие на корабле в разные годы, помнят этот день по-разному, продолжает помнить его первый экипаж авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», несмотря на-то, что с этого дня, прошло более тридцати лет. Причин в этом много, главная им довелось быть первыми в его достройке, участвовать в посадке самолета, освоении, переходе на Северный флот. Экипаж знает его неординарность и особенности создания, начиная с проектирования, закладки, первом выходе.
Тактико-техническое задание на первый авианосец ВМФ СССР, готовил штаб ВМФ.
Проектировался коллективом Невского проектно-конструкторским бюро Ленинграда, по документам «Советский Союз». В его создании строительстве, поставкам оборудования принимали участие 169 министерств и ведомств, 3500 основных предприятии, более 7000 заводов и фабрик, специалисты более 800 профессий. Строился в Николаеве на ПО Черноморский судостроительный завод. Заложен — 1 сентября 1982 года с закладной доской «Рига», перезаложен в феврале 1983 года как «Леонид Брежнев». Спущен на воду для достройки — 4 декабря 1985 года.
Вышел на Летно-конструкторские испытания — 20 октября 1989 года на борту №111, название «Тбилиси». 1 ноября 1989 года на аэрофинишер палубы корабля совершил первую посадку самолет СУ-27К, летчик-испытатель Герой Советского Союза В.Г. Пугачев, первый взлет произвел на самолете МиГ-29К летчик-испытатель Герой Советского Союза Т.А. Аубакиров.
День 1 НОЯБРЯ 1989 года, стал днем РОЖДЕНИЕМ в ВМФ Советского Союза АВИАНОСЦА. С 4 октября 1990 года корабль стал носить имя Наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова, «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Стоящий в парадном-праздничном строю на палубе экипаж еще не знал, что ждет его впереди, все были заняты подготовкой к торжественному мероприятию. Вышли на палубу и ждали сигнала «Большой сбор» старший помощник командира (СПК) В.Л. Чаплыгин, рядом с ним помощник (ПК) В.П. Огородников помощник по снабжению (ПКС) АБ. Романычев, заместитель командира по авиации (ЗКА) В.А. Щербаков.
Заместитель командира по ПЧ (ЗК ПЧ) В.В. Феденюк, секретарь комитета комсомола корабля (СКК), начальник клуба корабля (НКК) С.С. Магомедов, редактор корабельной газеты «Под флагом Родины» В.А. Паночка.
Подошли к своим боевым частям на палубу старший штурман (КБЧ-1) А.В.Дорофей, старший ракетчик-артиллерист (КБЧ-2) В.Я. Бойко и его заместитель В. Ковальский, минно-торпедной (КБЧ-3) П.В. Чугунов.
К подразделениям на палубу вышли командир боевой части связи (КБЧ-4) П.Н. Могилевич его заместитель П.А. Путивцев, старший механик (КБЧ-5) А.И. Утушкин его заместитель Н.Г. Додарук, авиационной боевой части (КБЧ-6) П.А. Хоричко его заместитель (ЗКБЧ-6) А.Г. Гилевич.
К строю подчиненных подошли командир боевой части управления (КБЧ-7) Л.Ф. Данилов его заместитель (ЗКБЧ-7) А.П. Березюк, начальник медицинской службы (НМС) С.А. Феклистов.
По плану шло построение служб химической начальник (НХС) А.В. Козий, финансовой начальник (НФС) М.А. Свежанкин, прибыл начальник физической подготовки и спорта корабля (НФП и СП) С.Н. Снициренко.
Последние указания дает подчиненным начальник корабельного оркестра (военный дирижёр) — С.Г. Рабийчук. Проверяет и строит команды начальник типографской команды А.В. Быков.
На построение вместе с гостями, вышел командир корабля. Идут последние приготовления к подъему флага. Дату торжественного мероприятия, утвердил Командующий Северным флотом адмирал Ф.Н. Громов 23 декабря 1990 года, после подписания Акта готовности корабля. В торжественном ритуале корабля, ставшего первым Советским авианосцем, впервые участвовал его более чем полуторатысячный многонациональный экипаж, представитель командования ЧФ, командование бригады и приглашенные гости.
Впервые государственный флаг был поднят на военном корабле (фрегате) России «Орел» в 1668 году, по повелению царя А.М. Романова. Фрегат должен был обеспечивать охрану торговых судов в Каспийском море. В 1699 году Петр Ι, ввел на военные корабли Андреевский флаг и ритуал (порядок) его подъема.
Представителем ВМФ зачитывается приказ ГК ВМФ, командиру корабля торжественно вручается флаг, он обносит его перед строем экипажа и готовит к подъему. В 9 часов 00 минут командир поднимает Военно-морской флаг. Медленно, под звуки «Встречного марша» поднимаются флаг и флаги расцвечивания. Исполняется Государственный гимн Советского Союза. строй замер, лица торжественны, стоящие в строю готовы исполнить свой воинский долг, оправдать доверие Родины. В боевой состав кораблей ВМФ, вошел полноценный авианосец, носящий имя легендарного Наркома Н.Г. Кузнецова.
Подъем флага на корабле командиром
На корабле «Адмирал Флота Советского Союза» 20 января 1991 года будит проведена, главная и традиционная для боевых кораблей военного флота дата, торжественного подъем флага или День корабля.
Первой праздничной датой корабля стало 1 ноября 1989 года, День первой посадки на палубу самолета или День рождения в ВМФ СССР авианосца. День 20 января с 1991 года, члены его первого экипажа, не только обязательно отмечают, но вспоминают исторический путь корабля, возвращаются в дни служения Отечеству и своей молодости.
ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ ЭТО ВМЕСТЕ
В 1979 году — Главным штабом ВМФ, под руководством адмирала флота Н.Д. Сергеева было подготовлено ТТЗ на проектирование, головного корабля проекта 11435 и передано Невскому ПКБ. По проекту на корабле впервые для обеспечения взлетно-посадочных операций корабельной авиацией, предусматривались аэрофинишер и катапульты.
В первой половине 1982 года, проектная документация корабля шифр «Советский Союз», под руководством главного конструктора В.Ф. Аникеева, была разработана для головного корабля типа «Рига». Требования ТТЗ ВМФ, частично были нарушены, водоизмещение уменьшено, взлет самолета производился с носового трамплина.
В сентябре 1982 года, корабль с закладной доской «Рига», в присутствии ГК ВМФ С. Г. Горшкова, был заложен на «0» стапеле Черноморского судостроительного завода, но спущен на воду для достройки в 1985 году как «Леонид Брежнев».
В 1986 году, во второй половине году ОМУ ГШ, для формирования экипажа, открыт первый (технический) штат, в июле 1987 года после выпуска, назначены командир, часть командиров боевых частей, несколько выпускников училищ. вопрос подбора и обучения экипажа взяли на себя офицеры корабля. Планом, открытие полного штата для формирования, планировалось в 1989 году. Программой обучения и подготовки экипажа, окончание учебы специалистов для корабля планировалось в первой половине 1990 года, срок убытия экипажа к месту строительства в 181 бригаду ЧФ стоял 1990 год.
В 1988 году, во время командировки, к месту строительства корабля на Черноморский судостроительный завод, произошло знакомство с администрацией завода строителя и кораблем, сложилось первое впечатление.
Корабль у строительного причала завода
При подходе к строящемуся кораблю, были видны внешние отличия головного проекта 11435, типа «Рига», от предыдущих с авиацией на борту проекта 1143 «Киев». Традиционных для русского кораблестроения легких артиллерийских крейсеров типа «Свердлов». По внешним очертаниям это был классический авианосец, новой архитектуры с трамплином для взлета авиации, аэрофинишером для посадки и ударным ракетным комплексом, специфичный для советского кораблестроения. Его размеры, технические характеристики, темпы строительства, вызвали восхищение.
От дирекции завод получили информацию о том, что ведутся переговоры, о возможности досрочного разового выхода корабля на Летно-технические испытания авиационного комплекса.
В начале 1989 года Приказом ГК ВМФ, определена дата ускоренного комплектования и подготовки экипажа середине 1989 года. Этого требовал выход корабля на Летно-конструкторские испытания авиационной техники. Обязанности по обеспечению безопасности выхода, возлагались на экипаж.
В мае – июле 1989 года, отобранные люди экипажа, прибыли к месту строительства корабля в город Николаев, остальные продолжали прибывать самолетами военно-транспортной авиации. Началась отработка организации и корабельных расписаний. С августа практическое изучение корабля группами боевых частей и служб.
В 1989 году 13 сентября, закончено полностью заселение экипажа. К 10-му октября закончена совместно с заводом отработка элементов задач «СК-1» и «СК-2». К 18 октября произведено пополнение запасов, заселение и размещение на корабле представителей промышленности и завода.
Первый выход, форсирование канала
Наступило 20 октября 1989 года, экипаж по сигналу «Большой сбор», построен на полетной палубе, впервые для инструктажа и развода на приготовление корабля и подготовку к переходу. Дается команда: «Корабль к походу приготовить».
Можно ли забыть это первое «Приготовление корабля к походу»?
Впервые не для обучения, а для фактической подготовки к переходу, экипаж занимает места на БПБП и КПКП, идет приготовление материальной части и технических средств. Впервые звучат команды и производятся доклады. Командир проверяет средства курса указания и ОМТ, задает скорость и режим хода.
С окончанием приготовления, корабль впервые отходит от причала, он приобрел возможность дать ход, ожил, подчиняясь действиям своего экипажа. Звучит команда: «Расписанным при плавании в узкости по местам! Корабль, к плаванию в узкости приготовить»! И начинается первое пятичасовое форсирование канала, а с проходом постановка на якорь.
Можно ли забыть эти первые мили при форсировании БДЛК и постановку на якорь?
Корабль в сопровождении судов гидрографической службы Черноморского флота, с заведенным буксиром в носовой части, дает ход. Определяется режим хода и скорость движения при форсировании канала, а дальше почти шестичасовой переход и постановка на якорь.
Рейд, траверз Очакова на якоре
С 24 октября 1989 года, после окончания проверки работы машин, начались испытания и оценка возможностей головного авиационно-технического комплекса корабля. К концу месяца корабль и его авиационный комплекс были готовы к обеспечению посадки самолета.
При подготовке программы Летно-конструкторских испытаний авиационного комплекса, на выход в море ставилась главная задача, осуществить на корабль посадку и взлет с трамплина самолета СУ-27К. По оценке самолет был к этому готов, пилотировавший его на береговом полигоне во время испытаний летчик-испытатель В.Г. Пугачев, показал лучшие результаты.
Одновременно не исключалась возможность, провести испытания на корабле самолетов Миг-29К и СУ-24 УТГ, окончательное решение по программе испытаний, принять по результатам их работы. На выходе при проведении ЛКИ самолет СУ-27К, летчик ВГ. Пугачев выполнил — 30 заходов и 12 — касаний полетной палубы корабля. Самолеты МиГ-29К и СУ-24 УТГ участвовали в испытаниях, их результаты оценивались положительно. При проведении испытаний самолетов в море, подтверждена работоспособность посадочного комплекса самолет — корабль, КДП и ГРП.
1989 год 31 октября – корабль с 10 часов московского времени, маневрировал в полигоне, велись доработки и окончательная подготовка авиационно-технического комплекса. На борту находились все члены комиссии, ответственные за испытания. Обсуждалась, анализировалась информация для оценки обстановки и принятии решения на посадку. Происходило это, как обычно не просто, к концу суток окончательного решения принято не было.
1989 год, 1 ноября – день первой посадки
К 10 часам 1 ноября корабль находился в полигоне боевой подготовки, исходной точке маневрирования. Самолеты находились на аэродромах, первым в 10.00, по докладу руководителя полетов с КДП, взлетел МиГ-29К, управляемый летчиком-испытателем Т.О. Аубакировым. Самолет СУ-27К, управляемый летчиком-испытателем В.Г. Пугачевым, взлет с аэродрома произвел позже, прибыв в полигон, начал совершать пробежки по палубе.
О принятии положительного решения посадке, на корабле узнали, когда были, произнесены первые слова команды М.П. Симонова, генерального конструктора ОКБ Сухого на КДП.
«ВИКТОР, РАБОТАЕМ ПО ПОЛНОЙ»! ответ: «ПОНЯЛ ВАС»!
Дальше произошло то, о чем много говорили, писали и показывали в средствах массовой информации. Что мы сегодня с удовольствием вспоминаем и гордимся, нам довелось, непосредственно принимать в этом участие, находясь на своем месте по боевому корабельному расписанию.
День 1 НОЯБРЯ 1989 года вошел в историю, как день первой посадки, стал Денем рождения в ВМФ СССР авианосца, положил новое начало дальнейшего освоения, палубной корабельной авиации.
О произошедшем событии, том времени сегодня напоминает, оставшиеся в архивах исторический документ от 1 ноября 1989 года: «Совместное решение по посадке самолета СУ-27К на корабль «Тбилиси». До посадки самолета Су-27К на палубу корабля, его подписали три человека, представитель ВМФ — Председатель правительственной комиссии вице-адмирал А.М. Устьянцев, генеральный конструктор ОКБ Сухого М.П. Симонов и директор ПО «Черноморский судостроительный завод» Ю.И. Макаров. В этом их не только большая заслуга и личное мужество, но и высочайший профессионализм, знание обстановки и вера в людей своих коллективов.
С форсированием БДЛК 25 ноября 1989 года в обратном направлении, постановкой к достроечному причалу завода, продолжилась достройка корабля. Экипаж участвовал в испытаниях, продолжал отработку корабельных расписаний, повседневной организации, боевой по возможности и готовился к выходу.
Герой Советского Союза, Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов (24.7.1904-6.12. 1974 гг)
В мае 1990 года, после Великого праздника Победы, форсировав БДЛК, экипаж продолжил государственные испытания авиационного комплекса, оружия и технических средств. В октябре на корабле была получена телеграмма, сообщали, что 4 октября — по предложению ветеранов Великой Отечественной войны и военнослужащих Военно-морского флота, корабль переименован и получил название: «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
С окончанием государственных испытаний, устранения вскрытых недостатков 23 декабря 1990 года, в Кают-компании корабля был подписан Акт готовности корабля. Авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» вошел в боевой состав кораблей ВМФ.
Подписание Акта готовности
В мае 1991 года, форсировав БДЛК пятый раз, корабль прибыл на рейд Новороссийска для постановки в док «ПД-190», успели войти 13 мая, в понедельник до усиления ветра, наш бортовой №113, повезло.
Стоянка в доке «ПД-190»
Докование было с задержкой стоянки в доке на двое суток, тяжелым и своеобразным. Безопасность стоянки корабля в доке, обеспечивал только личный состав БЧ-5, что было для военного флота впервые. Остальной экипаж находился на БДК Черноморского флота в бухте Казачья и размещался в казармах 181 бригады в Николаеве. Поэтому с выходом из дока были сложности с проявлением, даче хода при усилении ветра.
После выхода из дока в начале июня 1991 года, совершив переход из Новороссийска, в полигон на Черном море, корабль продолжил испытания авиационного комплекса. Программой испытаний это должно было продолжаться до конца года, с переносом на следующий. Складывающийся в стране обстановка, требовала в срочном порядке, принять боекомплект ракетного, артиллерийского и стрелкового оружия. Пополнить запасы топлива, воды и продовольствия, быть готовым к вводным и командам. Выполнил это экипаж во время проведения ПП и ППР, благодаря тылу Черноморского флота, большой помощи лично Командующего адмирала И.В. Касатонова.
Утром 30 ноября 1991 года, снявшись с якоря корабль начал движение по плану Межфлотского перехода на Северный флот. Не смотря на все «старания» лоцманской службы Турции, успешно форсировали проливную зону. А 4-го декабря, по докладу старшего штурмана корабля А.В. Дорофей, корабль безаварийно прошел 30 000 миль, 231 сутки был на ходу, 143 раза становился на якорь, более 140 суток стоял.
Переход, длившийся 20 суток, с пополнением запасов на якоре, был почти штатным, если не считать, что с момента начала форсирования проливной зоны и по маршруту перехода его пытались сделать не безопасным. Вначале это делала лоцманская служба Турции, потом корабли сопровождения блока НАТО, больше всех старались средства массовой информации. Во время перехода, прошла информация, подготовленная ими, что безопасность корабля в проливной зоне, обеспечивает лоцман. Старшему на переходе адмиралу В.П. Еремину, пришлось не единожды докладывать, что это лож. Причины такого пристального внимания к переходу нашего противника, выяснились позднее. Через несколько десятков лет, в средствах информации, стали появляться сообщения о том, что в канун выхода корабля «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на межфлотский переход, в службу разведки Турции от разведки США пришла секретная телеграмма, следующего содержания: «…Воспрепятствовать или задержать на несколько суток, проход авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов…».
Тем не менее, успешно форсировав Черноморские проливы, пройдя через Средиземное море, преодолел штормовую Атлантику, 20 декабря ТАВКР (авианосец) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», прибыл к месту постоянного базирования на Северный флот. Перед подходом к причалу, экипаж встречал на палубе, прибывшего на вертолете Командующего СФ адмирала Ф.Н. Громова. Впервые корабль занял место у причала, построенного для его стоянки на Северном флоте.
У причала на Северном флоте
С прибытием на Северный флот первый экипаж, начал убывать с корабля, уволенные старшины и матросы срочной службы домой, по окончанию службы. Офицеры, мичманы и прапорщики на другие корабли и новые должности, постепенно с годами ушли по возрасту в запас и разъехался по разным уголкам наше Великой страны.
Уверен первый экипаж, продолжает помнить свой корабль, носящий имя легендарного, не сломленного жизнью Наркома, Героя Советского Союза, Адмирала Флота Советского Н.Г. Кузнецова. Корабль продолжает приходить в воспоминаниях и снах, жизнь продолжается. О времени нашего служения Отечеству и военному флоту напоминают, снятые фильмы, изданные книги, статьи в газетах и журналах. Членам первого изготовленный знак «Ветеран авианосца», который они с гордостью носят сегодня.
Знак «Ветеран авианосца»
Написанное выше не только поздравление, но и краткая история служения Отечеству и флоту, первого экипажа авианосца. В вашей памяти осталось много забытого, не высказанного и не написанного, дополните это в своих воспоминаниях.
С ДНЕМ КОРАБЛЯ ВАС ВЕТЕРАНЫ!
Мира, здоровья и долгих лет жизни, семь футов под килем, благополучия, теплоты, океаны добра и успехов.
У нашего авианосца, носящего имя несгибаемого Наркома Н.Г. Кузнецова и его экипажа ΧΧΙ столетия, впереди много задач, дальних походов, боевых служб, давайте в День корабля и торжественного подъема флага, пожелаем.
ВСЕГДА ПОПУТНОГО ВЕТРА, ЧИСТОЙ ВОДЫ И ОТСУТСТВИЯ РИФОВ, СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ И ТОЛЬКО МИРНЫХ ДАЛЬНИХ ПОХОДОВ, ЗДОРОВЬЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ И УСПЕХОВ!
Первый командир ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», ветеран ВМФ России, вице-адмирал, кандидат военных наук, член Союза писателей России В.С. Ярыгин
После увольнения в запас долго не мог привыкнуть к отсутствию ежежневных построений на полётной палубе или в ангаре, к тому, что служба окончена. Первое время по утрам тяготили тишина и пустота, отсутствие рядом сослуживцев, как-будто не хватало чего то. Заветная цель (ДМБ) оказалась достигнутой, но так хотелось вернуть то время, вновь оказаться в Николаеве, Севастополе.
Первый экипаж, боцманская команда, баркас N1, главный старшина Данилов Юрий