Ярыгин В. Годовщина спуска противолодочного крейсера «Москва»

HTTPS://ADM-FLOTASSSR.NOVOZEMELECMSK.RU/?P=580

Противолодочный крейсер «Москва» в море

Противолодочный крейсер проекта 1123  «Москва»

В январе 2024 года исполнилось 59-лет со дня спуска на воду для достройки (14.01.1965 года) первого противолодочного крейсера (ПКР) проекта 1123 «Москва» с групповым базированием авиации. С началом его закладки и строительства, в ВМФ СССР началось практическое освоение, корабельной палубной авиации и нового вида боевой деятельности кораблей Военно-морского флота, несение боевой службы.

ПКР «Москва» заложен 15 декабря 1962 года на стапеле Черноморского судостроительного завода, заводской номер 701, 14 января 1965 года был спущен на воду для достройки. Флаг на корабле поднят 16 апреля 1967 года. Принят в боевой состав Черноморского флота, 21 бригаду противолодочных кораблей – 25 декабря 1967 года. Спущен флаг выведен из боевого состава 7 ноября 1996 года.

После окончания Великой Отечественной войны, для страны возникла угроза в результате нахождения 6-го флота США в Средиземном море, требовалось принятия адекватных мер. Она исходила, в первую очередь от подводных лодок вероятного противника способных нести ядерное оружие, это заставило заняться противолодочной авиацией и кораблями для их базирования.

К этому времени военным флотом страны, было много сделано для создания кораблей-носителей авиации и палубной авиации. Знаменательным в поиске новых возможностей использования кораблей с авиацией на борту стало начало XX столетия.

В 1909 году 23 октября капитан корпуса корабельных инженеров Лев Михайлович Мациевич, рапортом на имя начальника Морского Генерального штаба, внёс предложение построить для флота корабль-разведчик с 25-ю аэропланами на борту.

В 1910 году подполковник корпуса корабельных инженеров М.Н. Канокотин предоставил Морскому генеральному штабу проект с чертежами переоборудования броненосца «Адмирал Лазарев» в авиаматку для размещения отряда морских воздушных разведчиков.

В 1910 году в России открываются теоретические курсы по подготовке специалистов морской авиации, а с ноября месяца в Крыму начала работать Офицерская школа по подготовке морских лётчиков.

4 мая 1912 года по указанию Морского министра адмирала Григоровича Иван Константиновича была учреждена морская авиация, место ее базирования определено в Гребном порту города Санкт-Петербурга. В 1912 году под руководством конструктора И. И. Сикорского в России завершилась постройка первого поплавкового гидросамолёта «С-5», вскоре на флоте принятого на вооружение.

Гидросамолет «С-5»

В декабре 1913 года гидросамолет, по приказанию Командующего БФ адмирала Н.А. Эссена, базировался на крейсере «Паллада». На корабле он выполнял задачи: ведения разведки в интересах корабля и соединения флота, и корректировку огня корабельной артиллерии. С конца 1914 по 1916 год в России на заводах, велось переоборудование в авиатранспорты и «авиационные суда», грузопассажирских пароходов, судов и боевых кораблей

Переоборудованная в авиационное судно речная баржа

К концу 1916 года на флотах закончилось формирование подразделений морской авиации, корабельные авиационные подразделения были образованы и укомплектованы авиацией: дивизия на Черноморском флоте — 152 гидросамолёта; дивизия на Балтийском флоте — 80 гидросамолётов.

При ведении войны на Балтийском и Черноморском театрах корабельная авиация принимала активное участие, не только в ведении разведки, но и нанесения бомбовых ударов по кораблям и береговым объектам противника.

В 1927 году командованием Морских сил, были поданы предложения, и планировалось переоборудовать учебный корабль «Комсомолец» в учебный авианосец, из-за отсутствия денег в бюджете страны этот проект реализован не был. В 1934 году по решению Правительства создаётся специальное центральное конструкторское бюро, под руководством Г.А. Бериева, которому поручается разработка проекта и создание отечественного корабельного гидросамолёта. К середине 1938 год он был разработан, построен, прошёл испытания.

Гидросамолёт «КОР-1»

В 1937 году страна приступила к созданию океанского военного океанского флота. Программа строительства предусматривала строительство линкоров, тяжелых и легких крейсеров. Постановлением от 15 августа «О строительстве боевых кораблей для Морских сил РККА» предусматривается необходимость разработки проект отечественного авианосца для действия на открытых морских театрах.

В 1938 году, во исполнение этого Постановления, начальником ГМШ ВМФ А.М. Галлером утверждается тактико-технические требования (ТТТ) на проектирование авианосца.

В начале 1941 года флот приступил к испытаниям на крейсере «Ворошилов», созданного корабельного самолёта. Отрабатывался запуск его катапультой при стоянке на якоре и на ходу на скорости до 18 узлов. Начавшиеся Великая Отечественная война остановила испытания, они были продолжены только в 1944 году.

В 1944 году флотом был поставлен вопрос о необходимости переоборудовании крейсера «Красный Крым» для базирования гидросамолетов. Созданной комиссией по результатам проведённых опытов, работы были прекращены.  Назначенный в 1939 году Наркомом ВМФ Н.Г.Кузнецов за тринадцать лет, нахождения в должности не однократно ставил вопрос о необходимости иметь в составе Военно-морского флота авианосец, но к практическим работам по его строительству не приступили.

Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов (24.7.1904-6.12.1974 гг)

Только создавшиеся военно-политическая обстановка, заставила срочно принять решение, и начать практические работы по созданию корабля с авиацией на борту. Во второй половине 50-х начале 60-х годов XX столетия начались проводиться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию корабля группового базирования авиации. Это стало продолжением НИР при создании противолодочного корабля проекта 61, развитием предложений по привлечению к ПЛО вертолётов группового базирования. На начальном этапе, приоритетными стали НИР по созданию противолодочного крейсера, с базированием вертолётов. Разработка эскизного проекта была поручена двум конструкторским бюро ЦКБ-17 и ЦКБ-53. По результатам проведённого конкурса был принят проект 1123, разработанный ЦКБ-17 под руководством генерального конструктора Александра Сергеевича Савичева.

А.С. Савичев главный конструктор противолодочного крейсера проекта 1123 Москва

Проектно-конструкторские работы по созданию корабля с авиационным вооружением начали вестись коллективом Невского ПКБ в 50-х годах.

Невское проектно-конструкторское бюро (НПКБ) является первым конструкторским бюро надводного кораблестроения нашей страны. Как чертёжная контора, она было создана при Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. В 1930 году для проектирования военных кораблей из него организуется «Бюро специального проектирования «Судопроверфи» (БСПС), она специализируется на проектировании авианесущих и десантных кораблей, а также корабельных авиатехнических средств и учебно-тренировочных комплексов корабельной авиации. По проектам этого проектно-конструкторского бюро на 16-и судостроительных заводах, построено более 300 различных кораблей и судов. С распадом СССР роль и место ПКБ не изменилось, изменилось только его название.

Первый проект корабля был рассмотрен и принят комиссией в 1960 году, Госкомитетом по судостроению и Военно-морским флотом в 1961 году. Получивший шифр «Кондор», представленный на рассмотрение, проект имел характеристики: стандартное водоизмещение — 9000 тонн; скорость хода — 29 узлов; мог обеспечить приём 14 вертолётов типа КА-25 и Ми-8. Разработку корабельного вертолёта, сопутствующую авиационную технику для корабля вело ОКБ-938, которым руководил Н.А. Камов. Утверждение проекта произошло в начале 1962 года. За это время водоизмещение корабля возросло до 14 тыс. тонн, изменились и технические характеристики. В конце 1962 года на верфи Черноморского судостроительного завода, заложен головной корабль проекта 1123 «Кондор» типа Москва. Начальником достроечного цеха корабля с авиационным вооружением, заказа №701 был, знаменитый кораблестроитель Черноморского судостроительного завода, Герой Социалистического труда Винник Иван Иосифович

Герой Социалистического Труда, И.И. Винник

Впервые отечественная промышленность Советского Союза начинала строить корабли группового базирования авиации. В постройке корабля, поставках оружия, оборудования и технических средств, участвовали более 200 предприятий и организаций пяти отраслевых комитетов СССР, это было начало.

Головной корабль базирования авиации (вертолётов) «Москва» имел технические характеристики: водоизмещение — 14655 тонн. Главные размерения: длина — 189 метров, ширина — 34 метра, осадка максимальная — 9, 0 метров. Мощность ГЭУ- 90000 лошадиных сил; максимальная скорость – 29.0 узлов. Дальность плавания составляла — 4900 миль. Автономность — 45 суток.

Корабль мог принять на борт до — 14 вертолётов Ка-25, Ка-27. Вооружение: ПВО 2УЗОК «Шторм», ПЛО и ПТЗ «Вихрь», АУ 2х2-57мм АК-725, 2РБУ — 6000, 2х5-530 мм ТА. Экипаж — 650 человек. Корабль имел около 1300 помещений.

Вертолёты для заложенного корабля к этому времени прошли свой путь создания, строительства и освоения. В 1947 году во время воздушного парада в Тушино был впервые показан экспериментальный вертолёт, получивший название «К-8», разработанный студентами под руководством преподавателя Н.А. Камова.

Преподаватель Н.А. Камов

Построенный студентами вертолет впервые совершил полет и посадку, на движущийся по аэродрому грузовой автомобиль ЗИС. Решением Правительства в СССР было создано ОКБ-2, под руководством Н.А. Камова, начали вести работы по созданию корабельного вертолёта. Первый построенный вертолёт, получил название «К-10», он был принят на вооружение кораблей ВМФ, но широкого применения не нашёл, были продолжены работы по его совершенствованию.

Корабельный вертолет «К-10»

Испытания, разработанного на базе «КА-10» более совершенного вертолёта, «КА-15» были впервые проведены на лёгком артиллерийском крейсере Черноморского флота «Михаил Кутузов». Вертолёт «КА-15», после его доработок стал первым вертолётом корабельного базирования ВМФ Советского Союза. Работы над созданием более надёжного и совершенного корабельного вертолёта продолжались, в результате проводимых работ, в начале 60-х годов, на вооружении кораблей Советского ВМФ был принят вертолёт «КА-25», позднее «КА-27».

КА-25 с баллонетами на ПКР «Москва» airwar.ru
КА-27 на палубе ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» zen.yandex.ua

Командиром первого экипажа 17 февраля 1965 года, назначен капитан 2 ранга Копылов Геннадий Павлович, под его руководством с 3 марта 1965 года начался подбор, формирование и обучение экипажа. С заселением на корабль экипаж совместно с представителями промышленности принимал участие в ходовых и государственных испытаниях корабля и авиации под руководством командира, созданной впервые на крейсере авиационной боевой части майора П.М. Тулий.

Экипаж, члены Правительственной комиссии на палубе корабля

В конце 1967 года был подписан приёмный Акт, корабль вошёл в боевой состав кораблей ВМФ. Приняв на борт вертолёты, ракетное и артиллерийское вооружение, пополнив запасы, экипаж приступил к отработке курсовых задач. К середине 1968 года в полном объёме были отработаны элементы задач К-1, К-2 и К-3, представлены штабу, оценена подготовка экипажа была твёрдо на «хорошо».

Свою первую боевую службу в Средиземном море крейсер совершил в сентябре 1968 года. За 48 суток дальнего похода было пройдено — 11000 миль, вертолёты выполнили около 500 полётов в дневное и ночное время, осуществляя поиск и слежения за подводными лодками 6-го флота НАТО. Экипаж принимал участие в испытаниях разработанного для кораблей самолёта «Як-36М», 18 ноября 1972 года лётчиком-испытателем М.А. Дескабах на палубу противолодочного корабля успешно совершил посадку самолёт вертикального взлёта «Як-36М».

Последняя, одиннадцатая боевая служба экипажа в Средиземном море началась 14 октября 1991 года. За 49 дней похода крейсер прошёл 3253 мили, совершил деловой заход в порт Тартус (Сирия).

Первая посадка ЯК-36м на палубу ПКР «Москва» ocean-media.su
Первая посадка ЯК-36м на палубу photo.bazar.nikolaev.ua

С сентября 1968 года по октябрь 1991 года, за время несения боевых служб противолодочным крейсером «Москва» было пройдено около 150 000 миль, лётчиками корабельной авиации совершено несколько тысяч вылетов вертолётов днём и ночью, обнаружено несколько десятков подводных лодок вероятного противника, осуществлено за ними слежение и учебные атаки. За это время получен бесценный боевой опыт по использованию вертолётов. Постепенно появился опыт, отработана тактика применения вертолётов для решения задач в море, в первую очередь обнаружение и слежение за подводными лодками противника в готовности к нанесению по ним удара и наведения своих сил.

В январе 1992 года крейсер под флагом командующего Черноморским флотом  адмирала И.В. Касатонова совершил переход в город Новороссийск, экипаж принимал на борту  президента России Б.Н. Ельцина и МО России Е.И. Шапошникова. В середине 1993 года состоялся последний выход корабля на боевое дежурство, в апреле 1995 года противолодочный крейсер «Москва» выведен из боевого состава в резерв второй категории. В 1996 году 7 ноября, в присутствии ветеранов экипажа и гостей,  с флагштока корабля  был спущен Военно-морской флаг.

4 комментария

Оставить комментарий
  1. Матренин Юрий Михайлович

    Уважаемый Виктор Степанович!
    Большое спасибо за прекрасную статью о нашем
    замечательном крейсере Москва,на котором нам выпала честь служить более полувека назад,в период его становления лучшим кораблем ВМФ!

  2. Как приятно прочитать о родном ПКР-е на котором начиналась лейтенантская служба, где сдавал зачёты на вахтенного офицера, на самоуправство группой. По ночам лазили со штурманом и изучали корабль, чтобы сдать зачёты. А почему не днём, да потому, что днём служить надо Родине. Первая посадка самолёта на наваренную самолётную площадку. Во всем приходилось участвовать. Первая боевая служба в Средиземное море. Первый плафон забортной воды. Спасибо огромное за воспоминания

  3. Может ли кто-то уточнить фразу: «В середине 1993 года состоялся последний выход корабля на боевое дежурство». Так написано и в третьем издании книги «50 лет противолодочному крейсеру «Москва». В штате экипажа крейсера я был с мая 1991 вплоть до закрытия лицевого счета и постановки корабля в ПД-30, после чего командир крейсера кап. 1 ранга Нехорошев «свел» команду на берег. Это произошло примерно 17 декабря 1996 г. Л/с срочной службы был роздан на корабли 30 дивизии согласно поступившему приказу. Я не помню момента, чтобы мы выходили в мае 1993 на боевое дежурство. Возможно, я был в отпуске, а «статус» дежурства был не настолько значителен — техническое состояние крейсера уже не позволяло решать такие задачи. Нет возможности спросить об этом командира Богдашина В.И. и старпома Молчанова А.К. Командиром БЧ-7 в этот период был кап. 2 ранга Колесниченко В.А. Штурман кап. 2 ранга Кузнецов В.А., командир БЧ-5 Таратынов И.

  4. Спасибо автору за хорошую, развёрнутую статью! Нам, экипажу Б-29 641 проекта, довелось встретиться с ПКР «Москва» в Севастополе в июле 1968 года, куда мы прибыли на крейсере «Кутузов» для дальнейшего отдыха после несения БС в Средиземном море,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *