Воронов С. Боевые корабли с именем «Москва»

В российском флоте не было ни одного столь многочисленного названия кораблей, как с именем Москва. Начало этим названиям положил Петр 1 Великий.

        Линейный корабль «Москва»

Самым первым боевым кораблем, которому было присвоено имя «Москва», был двухпалубный парусный 64-хпушечный линейный корабль в серии из семи кораблей. Заложенный на Адмиралтействе Санкт-Петербурга 30 октября 1712 года. Строился он по чертежам Петра l, и под его руководством.

Размеры корабля: длина-46,3 метра, ширина 12,8 метра, глубина интрюма (трюм, самое исподнее пространство в нем, над килем, где лежит пустогруз (балласт), вода, припасы и пр.) — 5,6 метра.

Экипаж составлял 470 человек. В 1715 году он вошел в состав Балтийского флота. В 1717 году линейный корабль «Москва» высадил десант на шведский остров Готланд. В 1719 году прикрывал переход гребного флота к шведским берегам. После окончания войны продолжал нести службу в составе эскадры Балтийского флота, и был исключен из его состава в 1732 году.

Гекбот «Москва»

Для Каспийской военной флотилии были построены три гекбота, поочередно носившие именования «Москва». Это были посыльно-сторожевые суда. Размеры: длина – 30 метров и ширина-8 метров.

Первый был построен в Нижнем Новгороде в 1725 году. Принял участие в Персидском походе Петра Первого 1722-1723гг. Второй гекбот был построен в Казани в 1726 году. Третий – тоже в Казани в 174 году. Гекботы «Москва» использовались для перевозки десанта и грузов для армии.

 

 Линейный корабль «Москва»

В 1733 году основное судостроение для Балтийского флота было перенесено и Казани в Архангельск на Саломбальскую верфь. На этой верфи были построены три парусных линейных корабля, носящих имя «Москва». Первые два были однотипными двухпалубными 66-ти пушечными кораблями размерами: Длина -46,5 метра, ширина- 12,3 метра, глубина интрюма- 5,4 метра. Экипаж – 600 человек.

Первый был заложен в 1749 году и спущен на воду в апреле 1750 года. Принял участие в Семилетней войне против Пруссии. В августе 1758 линейный корабль «Москва» попал в сильнейший шторм и был разбит на отмели.

Второй линейный корабль «Москва», тех же размеров, был заложен в 1758 году и спущен на воду в 1760 году. Принял участие в Семилетней войне. Славно прослужил флоту 21 год.

Третий 74-х пушечный корабль Саломбальской верфи был заложен в 1798 году и спущен на воду в 1799году. Размеры: длина – 51,9 метра, ширина – 14,2 метра, глубина интрюма – 61 метра. Экипаж – 770 человек. По тому времени, это был лучший проект в мире, по оценке иностранных специалистов.

Принял участие в составе эскадры вице-адмирала Макарова на стороне Англии против Франции. В 1806 году линейный корабль «Москва», в составе Средиземноморской эскадры вице — адмирала Д. Сенявина, назначенного главнокомандующим всеми русскими морскими и сухопутными войсками, участвовал во всех боевых действиях против Франции и Турции.  В 1808 году корабль, после длительных штормов, пришел в ветхость (корпус из дуба) и были по оценке отданы французам. Экипажи по суше возвратились в Россию.

         Галера «Москва»

Балтийский флот. В разное время в него входили две двухмачтовые 16-ти пушечные галеры с именем «Москва». Размеры галер были одинаковыми: длина – 38,7метро, ширина – 6,0 метров и 22 банки для гребцов.

Первая была спущена на воду в 1773 году. Приняла участие в русско-шведской войне 1788-1790 годах. 20 лет находилась в составе Балтийской эскадры.

Вторая в — 1796 году. Приняла участие в содействии русским войскам в Финляндии в войне со шведами 1808-1809 годы. Прослужила галера «Москва» флоту около 30 лет.

          Вспомогательный крейсер 1 ранга «Москва» (Гаммония)

В русско-турецкую войну 1877- 1878 годов боевых кораблей не хватало. На добровольные пожертвования населения было создано пароходство ДФР — «Добровольный флот России». Это пароходство просуществовало до 1925 года. Суда этого пароходства стали основным резервом для российского Военно-Морского Флота. Суда служили в качестве вспомогательных крейсеров, военных транспортов и госпитальных судов.

Первым таким пароходом стал, приобретенный у германской судовой компании пароход «Гаммония», получивший название «Москва».  Пароход был мобилизован, вооружен и зачислен в состав флота, как вспомогательный крейсер 1 ранга. В 1978-1979 годах «Москва», участвовала в перевозках войск из Варны и Бургаса в Одессу и Севастополь.

26 февраля 1880 года пароход «Москва» в рамках уже регулярного рейса под командованием капитан-лейтенанта Сергея Чирикова2 вышел из Одессы курсом на Владивосток, Николаевск и Дуэ на Сахалине. 25 апреля, менее чем через два месяца, – по тем временам это была космическая скорость – судно пришло во Владивосток.

   Вспомогательный крейсер 1 ранга «Москва»

           На нем в город прибыл и агент «Доброфлота» Дмитрий Есипов, открывший первое на Дальнем Востоке представительство компании. Этот день и стал днем рождения FESCO.  Регулярные рейсы судов под отечественным флагом прочно связали европейскую Россию с Дальним Востоком. Именно это дало повод Антону Чехову, возвращавшемуся в 1890 году из путешествия на Сахалин, заметить, что

«…с пароходами Доброфлота на Дальний Восток пришла цивилизация».

Погибла «Москва» 7 июня 1882 года у северо-восточной конечности Африки у мыса Гвардафуй в рейсе из Ханькоу в Одессу.

 

             Учебный корабль «Москва» (Кинфаун Касл)

Второй «Москвой» был пароход «Кинфаун Касл», купленный у одной английской фирмы ДФР в 1884 году. В следующем году пароход был перекуплен Морским ведомством и зачислен, как учебный корабль «Прут». В 1905 году «Прут» восстал в след за «Потёмкиным». На пути в Севастополь был задержан двумя миноносцами. Командира А. Петрова расстреляли. Пароход превратили в плавучую тюрьму, позже перевели в класс заградителей.  В 1914 году при встрече с германским крейсером «Гебен», экипаж парохода затопил его, чтобы не попасть в плен.

 

                 Госпитальное судно «Москва» (Ангара)

Третьей «Москвой» был товаро-пассажирский пароход, построенный в Шотландии фирмой «Клайндбэнк инжиниринг эндимпбилдинг компани». В 1903 году «Москва» была выкуплена у фирмы ДФР Морским министерством. Пароход «Москва» был зачислен в список флота, и получил новое название «Ангара».

Во время русско-японской войны 1904-1905гг, транспорт «Ангара» находился в составе Первой Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре. От попадания 280-ти миллиметрового японского снаряда транспорт затонул. Японцы после войны его подняли, отремонтировали, и сделали госпитальным судном ВМФ Японии. В 1912 году это госпитальное судно было подарено царю Николаю ll и вошло в состав Сибирской флотилии как госпитальное судно «Москва».         В 1922 году она была выведена из строя и в 1926 году разобрана на металл.

Крейсер 2 ранга «Москва» (Фюрст Бисмарк)

Четвертой «Москвой» стал крейсер 2-го ранга «Дон», переоборудованный из германского парохода «Фюрст Бисмарк». Он был куплен у Морского министерства «Добровольным флотом России в 1906 году и переименован в «Москву». Но чем-то он не понравился и его перепродали в 1909 Австро- Венгрии, где он использовался как база для подводных лодок.

             Военный транспорт «Москва»

Пятой и последней «Москвой» ДФР был английский грузовой пароход. В 1917 году по соглашению с Англией, был мобилизован Морским министерство и включен в состав Балтийского флота, как транспорт «Москва». В 1918 году возвращен Англии.

Вооруженные пароходы и плавбатареи «Москва»

В гражданскую войну имя «Москва» носили пять известных вооруженных пароходов и батарей, которые входили в состав речных и озерных военных флотилий, и два портовых судна. Одно — на Черном море, другое – на Днепре.

              Лидер эскадренных миноносцев «Москва»

Имя «Москва» с честью носил лидер эскадренных миноносцев Черноморского флота. Закладка эм «Москва» состоялась 29 октября 1932 года на стапеле Судостроительного завода № 198 имени Андре Марти (г. Николаев, Украинская ССР). Спуск корабля на воду был произведён 30 октября 1934 года. На испытаниях, проходивших с апреля по август 1938 года, «Москва» при водоизмещении 2 330 тонн и мощности энергетической установки 77 725 л. с. показала скорость 43,57 узла при волнении моря в 3 балла. После завершения испытаний, 7 августа 1938 года «Москва» вошла в состав 3-го дивизиона Отряда лёгких сил Черноморского флота ВМФ Союза ССР.

Лидер «Москва Черноморского флота

В ноябре 1938 года лидер «Москва» под командованием А. И. Зубкова, доставлял правительственную делегацию Союза ССР на похороны президента Турции Кемаля Ататюрка. В 1939 году 19-23 октября «Москва» нанесла еще один визит в Турцию. На борту лидера «Москва» в 1940 году, после официального визита в СССР, возвращался на родину министр иностранных дел Турции Шюкрю Махмет.

26 июня 1941 года, согласно приказу наркома ВМФ, морские и воздушные силы Черноморского флота произвели рейд на Констанцу — порт и главную базу румынского флота.

В 5.00 лидер «Москва» открыл огонь главным калибром. Огонь велся без корректировки, но после первых же залпов на берегу взметнулось пламя большого пожара в районе нефтяных баков. В 5.04 ответный огонь по лидерам открыли плохо различимые в утренней дымке на фоне берега румынские эсминцы «Реджина Мария» и «Мэрэшти», несшие дозорную службу.

Румынские эсминцы медленно двигались на север, а их залпы, принятые на лидерах за огонь береговых батарей, ложились с недолетом. В 5.06 на головном лидере заметили две орудийные вспышки 280-мм орудий береговой батареи «Тирпиц». Первый залп лег с перелетом в 10 кабельтовых от «Москвы», второй двух орудийный — уже с перелетом в 5 кабельтовых, а третий залп накрыл «Москву» с недолетом 1 — 1,5 кабельтова. С лидера «Харьков» на «Москву» поступил сигнал по УКВ об отходе.

«Москва», прекратив в 5.12 огонь и поставив дымовую завесу, резко отвернула на курс отхода. Курс вел к южной кромке минного заграждения, и неожиданный отворот лидера сбил стрельбу противника. Считая опасность от артиллерийского огня большей, чем от мин, командир лидера А. Б. Тухов приказал увеличить ход до 30 узлов и уходить противоартиллерийским зигзагом. При маневрировании был потерян левый параван. В кильватере «Москвы» шел лидер «Харьков».

В 5.20 с обоих кораблей заметили след двух торпед, идущих прямо на «Москву». С «Харькова» передали на «Москву» приказание: «Буки („Больше ход “). Идти прямым курсом». Но через минуту в момент уклонения от торпед вправо над «Москвой» поднялся столб воды, огня и дыма на тридцатиметровую высоту (выше мачт). Корабль остался без хода. Зенитное 76-мм орудие продолжало стрельбу по появившемуся самолету противника.

Командир «Москвы» капитан-лейтенант А. Б. Тухов, оглушенный взрывом был сброшен в воду, замполит — батальонный комиссар Г. Т. Плющенко погиб.

Помощник командира корабля старший лейтенант Л. И. Приваленков подал команду: «Покинуть корабль». Личный состав «Москвы» спешно покидал гибнущий корабль. Дифферент кормовой части достиг 40°, и она, встав вертикально, затонула через 8 — 10 минут после взрыва в точке с координатами 44°02′ с. ш. и 28° 50′ в. д. на глубине 40 — 45 метров.

Во время Великой отечественной войны еще три корабля носили гордое имя столицы СССР «Москва».

            Тральщик «Москва»

Первым стал тральщик «Москва» участвовал в советско-финской войне 1939 года в составе Ладожской флотилии. После войны его разоружили, но с началом Великой Отечественной, его вернули в строй в состав Балтийского флота, но уже под номерами №102, №31 и Т-36.

               Канонерская лодка «Москва»

Вторым кораблём в период войны 1941-1945 годов стала канонерская лодка «Москва». Она была построена в Германии в 1940 году. Вооружили её двумя 100 миллиметровыми, тремя 45 миллиметровыми, одним 20 миллиметровым орудиями. Канлодка «Москва» участвовала в обороне города Таллина. Прикрывала высадку десанта в Петергоф. Помогала в эвакуации гарнизона островов Бьеркского архипелага. Обеспечивала оборону Кронштадта. В 1944 году обеспечила высадку десанта на побережье Нарвского залива. После войны Канонерскую лодку «Москва» исключили из состава флота.

Канонерская лодка «Москва» 1941 год.

           Корабль ПВО, оповещения и связи «Москва»

Третьим кораблём был корабль противовоздушной обороны, воздушного наблюдения, оповещения и связи «Москва» Каспийской военной флотилии.  Она   выполняла задачи по обеспечению коммуникаций, непосредственно прикрывая на переходах от воздействия авиации противника свои корабли транспорта, и организовывала противовоздушную оборону.

 

                Противолодочный крейсер «Москва»

Соблюдая преемственность, эстафету славного имени столицы СССР и России на Черноморском флоте принял противолодочный крейсер «Москва».

Разработкой эскизного проекта по созданию противолодочных крейсеров ЦКБ-17 (Невское проектно-конструкторское бюро). Основные элементы тактико-технического задания были утверждены постановлением правительства от 29 сентября 1960 года. Заводом строителем был избран Черноморский судостроительный завод в Г. Николаеве.

15 декабря 1962 года на нулевом стапеле ЧСЗ был заложен первый противолодочный крейсер проекта 1123, заводской номер 701, получивший название «Москва».

16 апреля 1967 года –торжественно поднят флаг ВМФ СССР.

25 декабря 1967 года – подписан приёмный акт.

10 января 1968 года крейсер включен в состав 21 бригады противолодочных кораблей Черноморского флота.

19 сентября 1968 года крейсер вышел на первую свою боевую службу в Средиземное море.

За 48 суток дальнего похода крейсер прошёл 11000 миль, а его вертолёты выполнили 497 дневных и ночных вылетов для поиска и слежения за атомными подводными лодками Шестого флота ВМС США.

2 апреля 1969 года крейсер принимал участие в учениях «Весна», которые проходили в акватории Чёрного моря и продолжались в течение 4 дней.

20 апреля 1969 года вторая боевая служба в Средиземном море. За 26 суток дальнего похода ПКР «Москва» прошёл 7304 морских мили.

17 августа 1969 года третья боевая служба в Средиземном море. За 28 суток дальнего похода корабль прошёл 7347 миль и принял участие в учениях «Броня».

3 января 1970 года четвёртая боевая служба в Средиземном море и Атлантическом океане. За 82 дня дальнего похода крейсер (бортовой № 848) прошёл 21598 миль, совершил деловой визит в порт Александрия (Египет) и принял участие в широкомасштабных учениях ВМФ СССР «Океан» в Атлантическом океане.

31 декабря 1970 года ПКР «Москва» был поставлен на текущий ремонт в Черноморский судостроительный завод (№ 198 г. Николаев).

28 октября 1971 года корабль вернулся в Севастополь и приступил к выполнению задач К-1, К-2 и К-3.

18 ноября 1972 года состоялась первая в истории советского флота посадка самолёта ЯК-38 с вертикальным взлётом-посадкой на палубу ПКР «Москва», стоявшего на якоре у г. Феодосии.

1 марта 1973 года крейсер (бортовой № 853) на пятой боевая служба в Средиземном море. За 83 дня дальнего похода крейсер прошёл 19910 миль, совершил деловой визит в порт Александрия (Египет) для оказания помощи Вооружённым силам Египта.

7 августа 1973 года принимал участие в съёмках художественного фильма «Океан», которые длились в течение 5 дней.

24 апреля 1974 года шестая боевая служба в Средиземном море. За 67 суток дальнего похода крейсер прошёл 13717 миль, совершил деловой визит в порт Риека (Югославия).

2 февраля 1975 года на рейде Северной бухты г. Севастополя на борту ПКР «Москва» произошло возгорание вследствие короткого замыкания. В результате пожара полностью выгорели помещение носовых дизель-генераторов, кубрик № 3, энергоотсек № 1 и большая часть носовых отсеков. Пожар удалось полностью потушить лишь через 7 часов. Три члена экипажа погибли от угарного газа (мичман Д. Н. Ткач, матросы Лукашов и А. Н. Титов).

19 февраля 1975 года поставлен на средний ремонт и модернизацию в Черноморский судостроительный завод (№ 198, г. Николаев).

26 декабря 1976 года крейсер вернулся в Севастополь и вступив в состав 11-й бригады противолодочных кораблей 30 дивизии КЧФ, приступил к выполнению задач К-1, К-2 и К-3.

21 ноября 1977 года на седьмой боевой службе в Средиземном море. За 221 день дальнего похода крейсер прошёл 20509 миль, совершил официальный визит в порт Алжир (Алжир).

25 августа 1979 года корабль (бортовой № 104, затем № 100) на восьмой боевой службе в Средиземном море. За 190 дней дальнего похода крейсер прошёл 16307 миль, совершил деловой заход в порт Дубровник (Югославия).

4 июня 1980 года в связи с навигационной ошибкой ПКР «Москва» сел на мель у г. Севастополя повредив ПОУ ГАС «Орион».

5 марта 1981 года на девятой боевой службе в составе 5-й ОПЭСК в Средиземном море. За 154 дня дальнего похода крейсер прошёл 12840 миль, совершил деловой заход в порт Дубровник (Югославия).

25 февраля 1982 года десятая боевая служба в Средиземном море и Атлантическом океане. За 160 дней дальнего похода крейсер (бортовой № 106) прошёл 20058 миль, совершил деловые заходы в порты Риека (Югославия), Луанда (Ангола) и Лагос (Нигерия).

1 октября 1982 года крейсер поставлен на модернизацию и средний ремонт в Севморзавод им. С. Орджоникидзе (№ 201, г. Севастополь).

18 июня 1990 года крейсер приступил к выполнению задач К-1, К-2 и К-3.

14 октября 1991 года состоялась последняя (11) боевая служба в Средиземном море. За 49 дней дальнего похода крейсер (бортовой № 108) прошёл 3253 мили, совершил деловой заход в порт Тартус (Сирия).

27 января 1992 года ПКР «Москва» под флагом командующего КЧФ адмирала И. В. Касатонова совершил переход в г. Новороссийск, где корабль посетили президент России Б. Н. Ельцин и министр обороны, маршал авиации Е. И. Шапошников. В этом же году принимал участие в учениях в акватории Чёрного моря.

26 мая 1993 года состоялся последний выход ПКР «Москва» на боевое дежурство в акваторию Чёрного моря.

В 1994 году крейсер стоял на рейде в Северной бухте г. Севастополя и в море не выходил.

27 апреля 1995 года выведен в резерв 2-й категории.

22 июня 1995 года переименован в «ПКР № 108».

В год 300-летия Российского флота первый отечественный противолодочный крейсер на 29-м году своей жизни был списан, а 7 ноября 1996 года с флагштока торжественно спущен Военно-морской флаг СССР, так и не заменённый Андреевским.

В связи с распродажей Военно-морского флота России, по указанию Главкома ВМФ Адмирала флота Громова Феликса Николаевича, крейсер был продан на слом в Индию.

27 мая1997 года на буксире навсегда покинул Севастополь. В бухте городка Аланг (Индия) он был разрезан на металлолом.

Имя «Москва» унаследовал гвардейский ракетный крейсер «Слава» проекта 1164.

В 1998 году, со списанного и проданного на металлолом гвардейского большого противолодочного корабля «Красный Кавказ», гвардейский флаг перенесли на РКР «Москва» (Слава).

Ракетный крейсер «Слава» (Москва)

      ГКРК «Слава» в походе

.       Головной ракетный крейсер серии из шести первых в СССР крейсеров с газотурбинными установками проекта 1164 под кодовым названием «Атлант» был заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара 4 ноября 1976 г.

27 июля 1979 корабль, получивший имя «Слава», был спущен на воду.

В 1980 году произошло заселение экипажа.

В декабре 1982 году вступил в строй.

В феврале 1983 года включен в 150-ю БРНК, где он до 1990 г. представлял главную ударную силу Краснознаменного ЧФ Краснознаменного ЧФ.

С 18 по 22 ноября 1986 года корабль заходил в греческий порт Пирей.

В июле 1989 г. на крейсере «Слава» проводился советско-американский эксперимент по возможности дистанционного обнаружения ядерных крылатых ракет морского базирования.

В декабрь 1989 г. ракетный крейсер «Слава» принимал участие в обеспечении первой встречи Генерального секретаря Компартии СССР Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушем на о. Мальта.

В 1990 г. «Славу» поставили на стапеля Николаевского завода для частичной модернизации. Плановые восемь месяцев превратились в восемь с половиной лет. Финансирование не поступало вообще, и первые пять лет крейсер сохранялся только благодаря самоотверженности экипажа.

Шефская помощь столичной мэрии и лично Юрия Лужкова позволили найти средства для окончания ремонта.

19 июля 1999 г., после нескольких переносов времени выхода, «Москва» наконец покинула Николаев. В районе Очакова крейсер приняли флотские буксиры.

21 июля, корабль известил вечерний Севастополь о своем возвращении залпами салютных пушек.

25 июля, в День ВМФ России, флагман ЧФ России стоял в парадном строю в Севастопольской бухте.

                               ГРКР «Москва»

     16 мая 1996 года крейсер по указанию Главкома ВМФ Адмирала флота Громова Феликса Николаевича был переименован из «Славы» в «Москву».

      12 июня 1997 г. на корабле был поднят Андреевский флаг.

С 9.08 по 10.09.2008 г. крейсер в составе группировки кораблей ЧФ принял участие в проведении миротворческой операции российских войск на территории Южной Осетии, направленной на принуждение грузинских властей к миру.

С 8.02 по 24.02.2014 г. крейсер выполнял задачи по обеспечению проведения зимних Олимпийских игр в Сочи.

С 11 по 21 мая 2015 года участвовал в российско-китайских военно-морских учениях «Морское взаимодействие−2015».

1 июня 2015 года вышел из Севастополя, для выполнения задач в составе постоянного соединения кораблей ВМФ России в Средиземном море.

С 6 по 14 июня 2015 участвовал в российско-египетских военно-морских учениях «Мост дружбы-2015» в Средиземном море, являлся походным штабом группировки.

С 30 сентября 2015 возглавляет постоянное оперативное соединение ВМФ России, расположившееся в восточной части Средиземного моря, осуществляя прикрытие Авиационной группы ВКС России в Сирии. Для усиления прикрытия авиационной команды ВКС России в Сирии.

С 25 ноября 2015 года ракетный крейсер «Москва» занимал позицию в районе побережья провинции Латакия для отслеживания всех воздушных перемещений в районе турецко-сирийской границы, с целью недопущения возможных провокаций в отношении российских лётчиков.

9 января 2016 года крейсер вернулся в Севастополь, после выполнения задач в Средиземном море и замены его там на боевом дежурстве ракетным крейсером «Варяг».

22.07.2016 г. министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу вручил орден Нахимова гвардейскому ракетному крейсеру «Москва» в соответствии с Указом Президента России «За заслуги в обеспечении безопасности государства, высокие показатели в боевой подготовке, мужество и самоотверженность, проявленные личным составом в ходе выполнения учебно-боевых задач». Церемония прошла в Севастополе на борту крейсера.

31 июля 2016 принял участие в параде по случаю Дня ВМФ России в Севастополе. По итогам 2016 года гвардейский ракетный крейсер «Москва» возглавил список лучших кораблей Черноморского флота.

30 июля 2017 года принял участие в параде по случаю Дня ВМФ России в Севастополе.

В 2017 ГКРК «Москва» встал на текущий ремонт в 13-й Севастопольский судоремонтный завод.

5 июня 2019 года вышел в море для прохождения ходовых испытаний главной энергетической установки после капитального ремонта.

В июле 2020 крейсер «вышел из дока с капитально отремонтированным двигателем, заменой дизель-генераторов и радиотехнических систем. Кроме того, на крейсере заменены сотни метров кабель-трасс»; по заверениям судостроителей, «корабль прослужит после ремонта не один десяток лет».

В августе 2020 года крейсер отправился на боевую службу в Средиземное море.

30 апреля 2021 года крейсер «Москва» впервые в новейшей истории выполнил ракетную стрельбу в акватории Чёрного моря главным ракетным комплексом корабля ракетой П-1000 («Вулкан»).

Всего на счету корабля 19 боевых служб, в том числе в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.

24 февраля 2022, года в ходе проведения СВО, принял участие в блокаде портов Николаева и Одессы.

Флагман Черноморского флота ВМФ России ракетный крейсер «Москва» затонул 14 апреля 2022 года, согласно заявлению Министерства обороны, в результате пожара, который в свою очередь привёл к детонации боезапаса; причины пожара не были названы.

13 апреля в Минобороны сообщили о локализации очага возгорания и ликвидации открытого горения. Взрывы боеприпасов на борту прекратились. При буксировке крейсера в порт назначения из-за повреждений корпуса, полученных в ходе пожара от детонации боезапаса, корабль потерял остойчивость и в условиях штормового моря погиб, сообщили в военном ведомстве.

По данным Минобороны РФ один человек погиб и 27 числятся пропавшими без вести. Остальные 396 членов экипажа были эвакуированы с крейсера на находившиеся в районе корабли Черноморского флота и доставлены в Севастополь.

На море не поставят могил.

Не встретит там ни друг, ни враг.

Но, проходя над этой грудой стали,

Вы приспустите наш Российский флаг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *