19 марта все моряки и особенно подводники России будут праздновать День подводника. Этот день считается со дня создания первого соединения подводных лодок России, названного тогда Либавским учебным отрядом подводного плавания. Приказом ГК ВМФ России от 19 декабря 1995 г. установлен День моряка-подводника — 19 марта в честь объявления подводных лодок самостоятельным классом кораблей в 1906 г.
Однако еще более чем за год до этого, в 1905 году первый отряд подводных лодок был образован на Дальнем Востоке с началом русско-японской войны. Все имеемые в наличии в стране подводные лодки, в том числе и купленные за рубежом, перебрасывались по железной дороге во Владивосток. И именно здесь впервые появилось в русском флоте соединение подводных лодок для скрытности названное — ОТДЕЛЬНЫЙ ОТРЯД МИНОНОСЦЕВ.
23 декабря (2 января по новому стилю) 1904 года командир Владивостокского порта контр-адмирал Н.Р.Греве издал приказ № 1102: «Впредь до распоряжений лейтенант Плотто назначается Начальником Отдельного отряда миноносцев, лейтенант Белкин — ротным командиром их команд и мичман Алеамбаров — ревизором.» Это и были первые руководители первого в истории России соединения подводных лодок.
Во Владивосток с началом боевых действий были переброшены по железной дороге подводные лодки «Форель» (проект испанца Р.Эквилея, немецкой постройки), «Сом» (бывшая американская подводная лодка «Pulton») и «Щука» (американский проект Дж.Холланда), «Осетр» (бывшая американская подводная лодка «Protector»), «Кефаль», «Бычок», «Плотва» и «Палтус» (проект С.Лэка), «Дельфин» (проект И.Г.Бубнова и М.Н.Беклемишева), «Касатка», «Скат», «Налим» и «Фельдмаршал граф Шереметьев» (проект И.Г.Бубнова). Также во Владивостоке была построена по проекту лейтенанта А.Боткина подводная лодка «Чилим», так и не вошедшая в состав флота, однако использовавшаяся для перевозки воинских грузов.
В Порт-Артуре была построена М.П. Налетовым подводная лодка Портартурец» (проект М.П.Налетова), а также привезены по приказанию адмирала Макарова подводные лодки «Петр Кошка» (проект Е.В.Колбасьева), «Почтовый» (проект С.К.Джевецкого) и подводная лодка проекта француза К.Губэ.
В Николаевске на Амуре находился, так называемый «катер малой видимости — Кета» (проект С.А.Яновича).
На подводные лодки, по существовавшему положению, шли служить только добровольцы. Зачастую им во многом не хватало опыта и знаний в службе на подводных лодках, так как это был действительно новый и малоизученный класс боевых кораблей. Служба на подводных лодках была особо опасна из-за малоизученности и сложности использования этого нового класса кораблей. Отсутствовали инструкции по их боевому применению, использованию сложных подводных механизмов, организации борьбы за живучесть и действиях в аварийных ситуациях. На многих подводных лодках происходили аварии. Так подводная лодка «Дельфин» дважды (в Санкт-Петербурге и Владивостоке) терпела аварии — тонула и взрывалась с гибелью людей именно по вине личного состава.
Во время русско-японской войны подводные лодки практически использовались только для несения патрульной службы и только «Сому» и «Кете» довелось участвовать в боевых действиях против японского флота, впрочем без особого успеха. Однако присутствие на флоте крупного соединения подводных лодок оказывало сдерживающее влияние на использования японцами сил флота в районе Владивостока, и с их появлением они практически полностью сняли морскую блокаду Владивостока.
Валентин Пикуль в своем морском романе «Крейсера» пишет как набирались экипажи подводных лодок. Служить на подводные лодки шли исключительно добровольцы.
Беседовать с Беклемишевым было одно удовольствие. Он оказался человеком высокой культуры, технически грамотным, на уровне последних достижений науки. Михаил Николаевич был фанатиком подводного плавания, считавшим, что будущее морских войн – удар из-под воды! Панафидин поговорил с кавторангом минут двадцать и сам загорелся желанием нырнуть в неизведанные гибельные бездны. В ответ на его невеселый рассказ о мытарствах с крейсерами Беклемишев посочувствовал:
– Да, это тяжко, тяжко… согласен. Давайте сделаем так. – Он потянул из кармана золотые часы, щелкнул крышкой. – Зиночка, ты хотела совершить вояж по магазинам, это очень мило с твоей стороны. А мы с Сергеем Николаевичем, пока ты занята дамскими делами, совершим увлекательную прогулку…
Прогулка закончилась на транспорте «Шилка», вокруг которого покачивались 13 подлодок: «Скат», «Форель», «Налим», «Сом», «Палтус» и прочие, сверху чем-то похожие на большие галоши. Беспокойно было всюду видеть бидоны с бензином, украшенные зловещими надписями: «Одна папироса – твоя смерть!»
– Не буду скрывать от вас, – сообщил Беклемишев, – что офицерскую публику воротит от моих подлодок, как от хорошей касторки. Все согласны плавать хоть на землечерпалках, только бы не видеть этих железных гробов, которые частенько тонут, горят и взрываются… Зато у нас полно свободных вакансий!
– Я согласен. Тонуть. Гореть. Взрываться.
– Вот и отлично. Не пройдет и полугода, как я вам обещаю чин лейтенанта. Договоримся так. Сегодня у нас… что?
– Понедельник.
– До субботы вы погуляйте. А в конце недели затралим адмирала Иессена в кабинет и… все уладим. Кстати, – спросил Беклемишев, – сколько хотели бы вы получать жалованья?
– Как это сколько? – не понял вопроса мичман.
– А так… называйте любую сумму, и эту сумму вы будете иметь от казны ежемесячно. Ведь в морском министерстве нам выплачивают независимо от чинов на основании известного приказа: «Подводникам платить сколько они пожелают, потому что все равно они скоро все потонут или взорвутся…»
Сергей Николаевич остался человеком скромным:
– Можно рублей… ну хотя бы сорок.
– Так и запишем: четыреста рублей в месяц на всем готовом… Предрекаю: на подводных лодках вас ждет удивительная жизнь и быстрая карьера! – обещал Беклемишев.
– Не сомневаюсь, – бодро отвечал Панафидин.
6 марта (19-го по новому стилю) 1906 года Государь Император Николай II повелел «числить подводные лодки, как самостоятельный класс боевых кораблей», что было закреплено в приказе по Морского Министра N 52 от 11 (24-го) марта того же года. А 27 марта (9 апреля) 1906 года в Либаве был официально организован первый учебный отряд подводного плавания (Либавский отряд подводного плавания). В состав этого отряда отбирались только добровольцы и отбоя от желающих не было. Отряд располагал к этому времени пятью подводными лодками «Белуга», «Пескарь», «Стерлядь», «Лосось», «Судак» и учебным судном «Хабаровск»; береговыми классами, лабораторией исследования топлива и смазочных материалов, лабораторией самодвижущихся мин (торпед), моторов, лабораторией электротехники и классами, и мастерскими, оборудованными на транспорте «Хабаровск». Первоначально к обучению подводному делу приступили 7 офицеров и 20 матросов. Высочайшим утверждением мнения Государственного совета от 27 марта 1906 г. был определен штат, а 29 мая того же года и Положение об учебном отряде подводного плавания. Начальником отряда был назначен Э.Н. Щенснович. В этом же году при Либавском отряде был создан и Офицерский класс подводного плавания, первый выпуск которого состоялся в 1907 года.
Окончательно класс сформировался к 1909 году, тогда же определены программы и порядок обучения, составлены учебные пособия. Принимались офицеры, прослужившие на надводных кораблях минимум три года и пригодные по состоянию здоровья служить на подводных лодках.
Курс обучения делился на два периода. С ноября по март каждого года офицеры-слушатели изучали теоретические основы материальной части подводных лодок, вооружения, технических средств и общенаучные предметы (теория подводных лодок, устройство подводных лодок, девиация, двигатели внутреннего сгорания, электротехника, физика, минное дело, водолазное дело, маневрирование и др.). Во втором периоде, с апреля по сентябрь, слушатели практиковались на лодках, последовательно исполняли обязанности матросов по всем специальностям экипажа и помощника командира, упражнялись в управлении лодками и проводили учебные торпедные (по 14-17 выстрелов каждый обучаемый) стрельбы, участвовали в тактических учениях. Общая продолжительность обучения составляла 10 месяцев.
До первой мировой войны класс подводного плавания закончили 45 строевых офицеров флота, 4 инженер-механика, 5 корабельных инженеров, 2 военно-морских врача и 3 офицера по адмиралтейству (кораблестроители).
Прошедшим полный курс теоретического и практического обучения и успешно сдавшим выпускные экзамены, циркуляром Главного морского штаба присваивалось звание офицера подводного плавания и предоставлялось право на ношение специального нагрудного знака, утвержденного 26 января 1909 г. Знак, изготовленный из серебра, представлял собой круг, образованный якорь-цепью. Внутри круга — вертикально поставленный, обвитый канатом якорь Холла и горизонтально расположенный силуэт подводной лодки.
С началом войны класс вместе с Учебным отрядом подводного плавания переведен в Ревель, затем в Петербург на Васильевский остров в так называемые Дерябинские казармы, ставший впоследствии Краснознаменным учебным отрядом подводного плавания имени С.М.Кирова.
До 1939 года учебный отряд являлся единственным учебным заведением в нашей стране, готовящим квалифицированные кадры моряков-подводников. Имя С.М. Кирова было присвоено отряду 13 января 1935 года, а в 1939 году он был награжден орденом Красного Знамени. |
С декабря 2010 года отряд преобразован во 2-ю Школу младших специалистов 433-го Учебного отряда ВМФ и переведен в Кронштадт. |
Сложные подводные механизмы и особенности их использования требовали высококвалифицированных специалистов, имеющих отличные теоретические знания и практические навыки. И поэтому перед Либавским отрядом подводного плавания была поставлена, в первую очередь, задача подготовки специалистов для подводных лодок.
В 1907 году в отряд поступают с судостроительных заводов Германии подводные лодки «Карп», «Карась» и «Камбала». Экипажи отрабатывались на Балтийском море и затем подводные лодки вместе с экипажами по железной дороге были отправлены на Черное море. Туда же были отправлены подводные лодки более ранней постройки «Лосось» и «Судак». Именно эти подводные лодки и стали началом и основой подводных сил Черного моря.
Либавский отряд подводного плавания подготовил за годы своего существования с 1906 года до момента захвата немцами Либавы многих специалистов-подводников, позволившим подводному флоту успешно действовать в первой мировой войне и заложившим основу будущего подводного флота Советского Союза и сегодняшней России.
Вечная слава героям-подводникам, выпускникам Либавского отряда, не вернувшимся с боевых позиций в годы первой мировой войны и оставшимся в мрачных пучинах Балтийского и Черного морей, на подводных лодках «Сом», «Акула», АГ-14 (командир – старший лейтенант А.Н. фон Эссен – сын бывшего командующего Балтийским флотом), «Морж», «Барс» (командир старший лейтенант Н.Н.Ильинский), «Львица» (командир капитан 2 ранга А.Н.Гарсоев), «Гепард».
Вечная память их потомкам, погибшим при защите рубежей Родины в годы второй мировой войны на подводных лодках — Л-1, Л-2, Л-6, Л-16, Л-19, Л-23, Л-24, Л-25, К-1, К-2, К-3, К-22, К-23, С-1, С-3, С-4, С-5, С-6, С-7, С-8, С-9, С-10, С-11, С-12, С-32, С-34, С-54, С-55, Щ-103, Щ-138, Щ-203, Щ-204, Щ-206, Щ-208, Щ-210, Щ-211, Щ-212, Щ-212, Щ-213, Щ-214, Щ-216, Щ-301, Щ-302, Щ-304, Щ-305, Щ-306, Щ-308, Щ-311, Щ-317, Щ-319, Щ-320, Щ-321, Щ-322, Щ-323, Щ-324, Щ-401, Щ-402, Щ-403, Щ-405, Щ-406, Щ-408, Щ-421, Щ-422, Д-3, Д-4, Д-6, М-49, М-63, М-71, М-72, М-74, М-78, М-80, М-81, М-83, М-94, М-95, М-96, М-97, М-98, М-99, М-103, М-106, М-108, М-121, М-122, М-172, М-173, М-174, М-175, М-176, А-1, А-3, В-1, Ронис, Спидола, П-1, Калев.
Поднимем в этот день бокалы и вспомним тех, кто выполняя задание Родины, не вернулся из дальних походов и навечно остался в глубокой морской пучине в период «холодной войны» и вспомним моряков-подводников до конца выполнивших свой долг перед Родиной и трагически погибших на атомных подводных лодках в последние годы — «Комсомолец« и «Курск«.
Фотографии взяты из базы данных Яндекс. Статья написана при содействии и помощи офицера-подводника бывшего командира БЧ-4 одной из «Акул» Владимира Ивановича Котельникова
Боже! храни моряков
На пяти океанах земли.
Не погаснут огни маяков,
Если живы еще корабли.
Пусть сегодня наш флагман не тот,
Ты ему все равно помоги.
Пусть реформы на скалы снесет,
Ты наш флот сохрани и спаси.
Ты его поддержи,
Если в море ему не до сна,
Ты ему расскажи,
Как заладилась нынче весна.
Как с моста Вознесенского
Солнце идет на закат,
Как шагает по Невскому
В море влюбленный курсант.
Как прибудут к Николе
С огромной страны в день весны
Офицерские вдовы
И русского флота сыны.
В черной форме, как в трауре, — издалека,
Туда, где буквы из мрамора — на века,
Где собор голубеющий, как волна,
Там, где золотом выбиты имена.
Петр Анатольевич Кузнецов, капитан 2 ранга запаса