Матвеев А.. Флотская атрибутика. Гюйс

 

Слово «гюйс» на кораблях флота имеет двоякое значение.
Современный гюйс России
1. Так называют флаг носимый на гюйсштоке кораблями первого и второго ранга при стоянке у причала, на якоре и на бочках. Ранее поднимался на бушприте и назывался бушпритным флагом.

2. И так называется еще специальный матросский воротник синего цвета с тремя белыми полосками по краю.

Гюйс кораблей СССР
Пришло это слово во флотский лексикон от слова “geus” (это искаженное голландское слово «гез», то есть нищий — этим именем называли себя восставшие против испанского владычества жители Нидерландов). Так же они называли и свой боевой флаг, носимый на бушпритах кораблей в отличии от флагов кораблей Испании, поднимавшихся на корме. Позднее во многих флотах гюйсом стали называть специальный флаг, который военные корабли поднимают на носу во время стоянки на якоре и у причала.
Гюйс разработанный для кораблей Петром Великим
В Россию идея использования гюйса была завезена Петром Великим из Голландии вместе со многими другими флотскими атрибутами. В 1700 году Петром Великим был разработан, так называемый «крепостной флаг» для подъема на флагштоках морских крепостей России и назвавшийся сначала «кайзер-флагом». «Крепостной флаг» объединял национальные российские цвета — белый, синий и красный. Его композиция включила сочетание на красном державном поле белого креста Святого Георгия (покровителя армии) и синего креста Святого Андрея Первозванного (покровителя флота). На военных кораблях России гюйс стал использоваться только с 1720 года, как дополнительный флаг, обозначавший, что корабль стоит на якоре (военные корабли считались Петром Великим крепостями России на море).
Гюйс после револлюции
Такой вид вид гюйс сохранил до Октябрьской революции 1917 года. В советское время традиция поднимать гюйс или «крепостной флаг» сохранилась. Гюйс представлял собой красное полотнище с выделенной белой полосой в середине полотнища красной звездой.
Однако упраздненный после Октябрьской революции, гюйс в прежнем виде был возвращен на гюйсштоки военных кораблей России в 1992 году одновременно с возвращением на флагштоки Андреевских флагов.
Флаг Новороссии, напоминающий корабельный гюйс
Гюйс поднимают на кораблях 1-ого и 2-ого ранга при стоянке на якоре, бочках и швартовах одновременно с кормовым Андреевским флагом в 8 часов утра и несут их до захода солнца.
Гюйс на Петропавловской крепости
Гюйсом на кораблях ВМФ также принято называть синий матросский воротник с тремя белыми полосками. Принято считать, что три белые полоски на синих воротниках и на обшлагах белых форменок обозначают три морских победы русского флота — при Гангуте (1714 год), Чесме (1770 год) и Синопе (1853 год). Однако побед российского флота было гораздо больше и если следовать этой логике, то полос на матросском воротнике должно быть гораздо больше.
Гюйс матросский ведет свое происхождение от кожаного воротника XVII-XVIII веков, которым солдаты и матросы прикрывали одежду, чтобы не испачкать ее длинными волосами, промасленными и заплетенными в косичку по моде и форме того времени.
Появление воротников типа «гюйс» в Российском флоте связано именем адмирала Лазарева Михаила Петровича — знаменитого путешественника, флотоводца и командующего Черноморским флотом.
В своем нынешнем виде воротник пришел на флот в 1840 году с появлением матросской фланелевки (или как ее еще называли «голландки») – широкой фланелевой рубахи с вырезом на груди. Сначала теплые синие фланелевые рубахи были введены для гребцов шлюпок Черноморского флота. А с 1843 года приказом командующего Черноморским флотом (М.П.Лазарева) для них были введены специальные воротники, полностью закрывавшие плечи матросов, а при необходимости, ставившиеся вертикально и закрывавшие затылки, и шеи матросов, сидевших спиной к ветру при гребле. С 1850 года, чтобы различать издалека шлюпки кораблей трех дивизий Черноморского флота было приказано иметь разноцветные воротники (для кораблей первой дивизии белого цвета, для кораблей второй дивизии синего цвета, а для кораблей третьей дивизии красного цвета). На синих воротниках, которые на фоне синих фланелевок, были видны плохо, приказано было иметь по краю белую полосу. С 1851 года на флоте были оставлены только воротники синего цвета с красивой белой полосой (называемой тогда «романовским кантом»), которые наиболее эстетично смотрелись на фоне синих фланелевок. А вот чтобы различать гребцов кораблей трех дивизий флота на воротниках первой дивизии была введена одна белая полоса, второй дивизии две белые полосы, а третьей дивизии три белые полосы.
Три белые полосы на синем фоне оказалось смотрелись более эстетично и при осмотре кораблей Черноморского флота Императором Александром Третьим очень понравились ему.
С 1881 года были введены синие воротники с тремя белыми полосами для матросов Гвардейского экипажа, как наиболее эстетичные и хорошо выглядевший при ношении с фланелевыми «голландскими» рубахами. Тогда же и появилась легенда о том, что белые полосы обозначают три наиболее значимые победы российского флота.
А с 1882 года синие воротники с тремя белыми полосами были распространены на матросов всех кораблей и флотов России. С этого же года матросский синий воротник и получил название «гюйс».
До наших времен «гюйсы» матросов дошли практически в том же виде, что и были в начале 19-ого века. И сегодня синие матросские воротники с тремя белыми полосами красиво подчеркивают и эстетично дополняют флотскую форму одежды, напоминая в том числе и об исторических победах российского флота и внося в сегодняшнюю жизнь элемент истории и преемственности.

А за плечах каждого матроса или курсанта военно-морского училища синий гюйс полощет за спиной, на виду у всех, как крепостной флаг на корабле 1- или 2 ранга, ибо каждый матрос или морской курсант есть частица морской крепости России.

 

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Алексей

    Огромное спасибо! С удовольствием прочел. Я когда-то действительно думал, что три полоски на матросском гюйсе — символ трех побед. Когда я служил, гюйс доводили до такого состояния, что он становился голубого цвета. Возможно, что мода эта пошла еще с советского ВМФ. Нас за это гоняли. А я потом выменял подобного цвета гюйс на новый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *