Лагард А. Военно-морское образование, военный флот и их проблемы

Не могу сказать, что мое мнение самое правильное и верное по вопросам подготовки офицерских кадров, для военно-морского флота. Но понимаю, что там есть сегодня большие проблемы и поэтому хочу высказать его для обсуждения, прежде всего флотскими ветеранами. Понятно, что эти проблемы появились не сегодня, а в ходе развала большой страны. Но сегодня они есть и о них надо наверно говорить и обсуждать. И искать пути их оптимального решения.

Понятно, что абы кого не посадишь за штурвал самолета, также абы кого нельзя ставить (без специальной подготовки) к машинным телеграфам кораблей и подводных лодок. Нужна очень хороша предварительная подготовка (обучение и не только для того, чтобы выводить корабли в море, но и умело вести там боевые действия, причем в экстремальных условиях. Абы кого не поставишь к сложному радиоэлектронному комплексу, управляющего современным оружием корабля или к ядерному реактору подводной лодки или надводного корабля. Ни один, даже самый эффективный менеджер или директор мебельной фабрики или даже самый хороший строитель крупнопанельных домов или кирпичных строений, не сможет управлять кораблем в море, использовать эффективно его оружие в бою. Или сможет?

Поэтому во всех флотах мира наибольшее значение придают подготовке морских офицеров и мичманов. Ибо только они определяют лицо флота, обеспечивают его боеготовность, боеспособность, техническую, теоретическую и морально-психологическую составляющие использования военного флота в море и в бою.

Именно специально подготовленные морские офицеры, мичмана и старшины (контрактники) непосредственно обучают, контролируют и руководят матросами срочной службы, прибывающими на корабли для исполнения воинского долга.

Это именно офицеры выводят в море боевые корабли, поднимают в воздух над морем боевые самолеты и посвящают всю свою жизнь исполнению воинского долга, беззаветному служению Родине. Как правило, их дети, следуя традиции отцов, принимают у них эстафету и приходят служить в военный флот.

И поэтому именно подготовке офицеров надо уделять особое внимание.

И надо помнить о том, что именно офицеры, при определенных условиях, становятся адмиралами и флотоводцами.

Страна, имеющая систему базовой подготовки военных специалистов флота всегда на голову выше тех стран, в которых нет системы подготовки кадров, нет традиций их подготовки.

России досталась от СССР опробованная временем и военными конфликтами, и войнами, обеспеченная техническими средствами и тренажерами система, имеющая высококвалифицированный, качественно подготовленный профессорско-преподавательский состав, подготовленный к обучению всех служащих во флоте специалистов.

Сформировавшаяся несколькими столетиями система подготовки профессиональных моряков состояла из военно-морской академии, высших офицерских классов ВМФ, десяти военно-морских училищ, готовящих офицеров флота по всем специальностям, сети учебных центров повышения квалификации, центров подготовки специалистов подводников, надводников, морских летчиков, военных школ подготовки мичманов и прапорщиков, школ подготовки старшин — техников и системы учебных отрядов подготовки специалистов для всех родов ВМФ. Вся эта система была обеспечена учебным современным вооружением и техникой, системой боевых тренажеров и квалифицированным профессорско-преподавательским составом, способным обучать все категории личного состава флота.

С точки зрения живучести в условиях войны распределение системы обучения по нескольким городам (Калининград, Севастополь, Санкт-Петербург, Владивосток) значительно повышало живучесть системы, в случае нанесения вероятным противником ударов по системе подготовки военно-морских специалистов.

Уровень подготовки специалистов флота был всегда одним из лучших в мире, и соизмерим по качеству и уровню подготовки с самыми передовыми странами мира, имеющими военный флот. В военно-морские учебные заведения приезжали для подготовки специалисты со многих стран мира, не имеющих возможности для подобной подготовки или для совершенствования своих знаний и навыков.

Адмирал Нахимов сравнивал матросов с движителями корабля, а офицеров и унтер-офицеров именно с приводными ремнями, приводящими их в действие.

Массовые убийства флотских офицеров в годы революции и гражданской войны привели к тому, что флот в большинстве, даже имея современные корабли, стал условно боеготовым. На флоте остались в строю те немногие корабли, на которых были офицеры и кондукторы. Они еще могли выйти в море и выполнить свою боевую задачу. И если во время первой мировой войны все потери флота измерялись десятком боевых кораблей, то революционные годы привели к массовым потерям флота, сделавшим его на всех морях практически не боеготовым.

Во всех флотах сегодня офицерский состав и контрактники армии и флота являются именно теми профессионалами, на знаниях, умениях и навыках которых строится и стоит вся структура армии и флота.

«При быстрой и непрерывной смене нижних чинов (призывников), одни только офицеры, мичмана и контрактники являются настоящим кадром армии и флота, хранителями её вековых традиций

Посреди массы граждан, отбывающих воинскую повинность лишь по обязанности, офицерский корпус должен составлять как бы рыцарское братство, служащее по призванию.

— Только такие офицеры, увлекающиеся своею специальностью, фанатично преданные ей, могут быть полезными для дела — утверждал генерал-майор Генерального штаба Е.И. Мартынов.

Адмирал Нахимов, отдавая специалистов флота на береговые батареи Севастополя, с горечью говорил, что заставлять корабельных офицеров и матросов воевать на берегу – это все равно, что заставлять художника красить забор и требовал разрешения вывести корабли флота для боя с более сильным противником.

Петр Великий высоко ценил грамотных офицеров флота и по табели о рангах ставил их выше армейских офицеров сначала на две, потом на одну ступень, то есть флотские чины приравнивал сразу к гвардейским. Таким образом, первый чин — мичман — соответствовал тогда армейскому чину поручика. Понимая, что грамотными офицерами и флотоводцами не рождаются, а становятся в результате кропотливой и длительной учебы, он направлял (пока не было своих учебных заведений) способную молодежь для обучения в Англию, Голландию, Черногорию. И лишь с созданием своих учебных заведений (Новигацкой школы, а позднее Морского корпуса, академии Морской гвардии) он смог обеспечить корабли нарождающегося флота грамотным офицерским составом, способным не только их вывести в море, но и в бою противостоять более сильным шведскому и турецкому флотам.

Морские победы Петра Великого, обеспечившего России выход к Балтийскому и Азовскому морям во многом способствовали именно подготовленные в России морские офицеры, выводившие корабли в море и руководившие ими в морских сражениях.
Воевать с морской страной способна только страна, имеющая сильный и хорошо подготовленный военный флот.

— Страна, имеющая выходы к морям и океанам обязана заботиться о защите страны с морских направлений, ибо морские направления самые опасные с точки обороны – это аксиома, которую необходимо помнить всем ответственным руководителям России – об этом говорил премьер-министр Петр Столыпин, когда после русско-японской войны, требовал от Государственной Думы, ассигнований на строительство нового современного флота.

Да и опыт истории говорит об этом, что наиболее сложные для противника бои и сражения происходили именно там, где были корабли и силы флота – Севастополь, Порт-Артур, Владивосток, Одесса, Севастополь, Ленинград и даже Сталинград (где именно корабли Волжской флотилии, позволили поддержать защитников своевременной доставкой подкреплений и вооружения, а также артиллерийским огнем на самых опасных направлениях). Проводка конвоев с военной помощью и снаряжением из США и Великобритании позволили СССР выстоять в сложные сорок первый и сорок второй годы, когда выведенные на Урал заводы не могли выйти в производстве вооружения на полную мощность.

Английский знаменитый адмирал Нельсон говорил,

— С потерей хорошего корабля можно смирится и построить новый, но потеря храброго, грамотного офицера, патриота, хорошего морского специалиста — потеря национального масштаба, которая невозместима.

Возможно наши руководители думают видимо иначе!

Сегодня военно-морское образование в нынешней России разрушается усилиями реформаторов. Сокращены многие военно-морские училища (или как их теперь называют институты), изгоняются квалифицированные кадры преподавателей, способных обучать будущих офицеров. Сокращены учебные центры, школы подготовки мичманов и прапорщиков, учебные отряды. Подготовка младших специалистов возложена порой на высшие учебные заведения, не имеющие возможностей и базы для их подготовки по всем флотским специальностям.

Стремление перевести все военно-морское образование и военно-морскую науку в Кронштадт может нанести непоправимый вред подготовке офицеров. Опыт перевода и становления на новом месте академий Жуковского, Гагарина, Петра Великого говорит об огромных потерях преподавательского состава и учебной материальной базы. Для становления военного образования на новом месте требуется минимум лет десять. А они в этой сложной политической обстановке у нас есть? У нас есть деньги для полного перевооружения всей базы подготовки офицерских военно-морских кадров?

Наносится удар по основному управляющему звену военного флота – офицерам и мичманам. Оптимизируя штатное расписание и сокращая якобы (на их взгляд) ненужные (сегодня) офицерские и мичманские должности, нынешние реформаторы вбивают клин под боевую структуру флота, делая ее небоеспособной в военное время.

На переговорах на Мальте Президент СССР Михаил Горбачев обговаривая формат сокращения стратегических наступательных вооружений СНВ-2, предложил американцам начать сокращение именно с сил флота. Но американцы четко ответили, что у нас военно-морской флот является традиционными силами, поэтому давайте обговаривать другие виды вооружений и не тронули флот. Весьма недалекий, судя по поступкам и действиям Михаил Сергеевич, тем не менее, дал команду военным сокращать флот в одностороннем порядке и прежде всего его стратегические ядерные силы. И исполнительные адмиралы хлопнули дружно каблуками и начали сокращаться, как можно быстрее. Ибо помимо приказания многие из них почувствовали запах наживы и прежде всего по просьбе своих друзей из Вашингтона стали сокращать, то что те просили – авианосцы, ракетные крейсера и стратегические и многоцелевые подводные лодки.

Борис Николаевич Ельцин и его реформаторы и олигархи в девяностые годы вместе с адмирал-реформаторами дружно включились в это бездумное сокращение флота, продавая за бесценок корабли, военную технику и в том числе секреты, принадлежащие стране.

Нахимовские училища и морские кадетские корпуса готовят будущих морских офицеров, но для них теперь порой оказывалось, что нет места в училищах (институтах). Многие свободные места предоставлялись выпускницам женского пансионата МО. Кто-то слишком умный принял решение, что необходимо подготовить места на мостиках кораблей и в центральных постах подводных лодок — женщинам. Чем это все аукнется для флота, пока никто просчитать сейчас не сможет, но если эксперимент не удастся, то отрабатывать назад будет поздно, и флот на несколько лет может остаться без молодых и подготовленных офицеров.

По словам офицеров-преподавателей пансионкам запрещено ставить на занятиях неудовлетворительные оценки, а то это отрицательно влияет на их нервную систему. А как на их нервную систему будут влиять шторма, ветры, экстремальные условия в которых находятся корабли ВМФ, выполняя боевые задачи и не дай Господь, во время войны?

В израильской армии и в армии на флоте США служат девушки и некоторые из них добиваются значительных успехов. Но нельзя же, везде и во всем парней заменять на девушек. Особенно на избалованных специфическим образованием и воспитанием пансионок, где главное не война, а антураж.

Теперь хотелось бы сказать о тех сокращениях офицерского состава. Основной удар реформаторов пришелся именно на офицерский состав. 205 тысяч офицеров в Сердюковские времена было сокращено без учета их мнения, без разбирательства, кто что заслужил, у кого какие перспективы. Сокращались как правило те, кто не выслужил 20 обязательных лет для пенсии, чтобы не платить выходное пособие. С флотов увольняли капитан-лейтенантов и капитанов 3 ранга. Выкидывали без обеспечения квартирами, выходного пособия. Нет 20 лет выслуги и все. экономия по сердюковски. Сэкономили. использовали и выкинули называется. А предложения некоторых отцов-командиров сокращаемым офицерам занимать старшинские должности явилось оскорбительным для офицерской чести. И значительная часть офицеров ушли с флота после подобных предложений.

Теперь почему-то флота подчинены не главкому ВМФ, а военным округам (кроме Северного флота). Главком не имеет средств для управления флотами и кораблями в море, в дальней зоне. А главный штаб ВМФ отвечает наверно теперь лишь за проведение парада на день ВМФ, а не вырабатывает военно-морскую стратегию, кораблестроительную программу и не руководит кораблями в море. Хотелось бы обратить внимание, что в большинстве стран, имеющих военный флот, для управления флотом созданы даже специальные военно-морские министерства при Правительстве этих стран.

Флот очень дорогостоящая «игрушка». Но игрушка нужная не только в бою, но и для решения многих политических проблем, даже без войны. И флот не может довольствоваться суммами теми, что останутся от других видов Вооруженных сил. То есть не может и не должен финансироваться по остаточному принципу, а должен в финансировании иметь свою строку. Флот нужен не однобокий и не только для охраны своего побережья (хотя и это очень важно), а прежде всего для решения боевых и политических задач в дальних зонах, откуда нам угрожает неприятель своим оружием и где решаются важнейшие геополитические проблемы нашего государства.

Строительство флота должно быть многоплановым, а не только подводные лодки, ракетные катера, которые безусловно тоже важны, но всех задач мирного, а особенно военного времени решить не могут. Да и нужны силы для их поддержки, развертываания в боевые районы и обеспечения их использования.

Так ранее было и в СССР, когда флотами руководили военно-морской наркомат, а затем Министерство военного флота, прежде всего специалисты в морском деле, имеющие изрядный опыт службы на кораблях ВМФ.

Хотелось бы спросить, как может руководить флотами армейский генерал, ни разу не командовавший ни одним кораблем, не съевший в морях пуд соли и не представляющий особенности применения боевого оружия кораблями? Скажите — заместители есть. А зачем тогда нужен штаб флота и командующий?

Сегодня офицеры флота остаются настоящими военными профессионалами и верными защитниками своей Родины и данной единожды воинской присяге и никакие выкрутасы руководителей армии и страны не свернут морских офицеров с верного курса служения Родине!

Сложно заменить военного моряка в море. На корабль не посадишь абы кого и не отправишь в море. Даже самый хороший сухопутный офицер не заменит в море подготовленного моряка, не заступит на вахту без специальной подготовки и опыта. Морская специфика, требует длительной и очень хорошей подготовки. Русские цари приглашали на службу иностранных офицеров, иногда даже не совсем моряков и доверяли им военные корабли России. Это все заканчивалось это плачевно. Или корабль на мель посадят или на скалы или проиграют морское сражение в выигрышной ситуации. Проходили все это.

Только знания, умения и приобретенные навыки в ходе специальной учебы и длительной морской службы могут создать настоящего морского офицера.

Мы верим, что пройдет это безвременье и новые корабли флота, как ранее выйдут в море, для охраны нашей Родины с морских направлений с хорошо подготовленными экипажами, командирами!  Но для этого, как поется в песне – корабли нужны и нужен нам локатор, а еще нам верные нужны ребята. То есть хорошие боевые корабли (способные в море противостоять любому противнику) , сплаванные и хорошо подготовленные экипажи и грамотное руководство силами в море, ну и поддержка из по воды и с воздуха.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. На моих глазах развалили систему военно-морского образования. К великому сожалению, реально на процесс противодействия, воздействовать не мог. Нас, мелких, в ранге зам.нач Академии, никто и слушать не хотел. Там, наверху, руководили Сердюковы и Совершаевы. Кто в теме-поймут о чём я говорю. Девяностые годы — отбоя не было от иностранных делегаций. Всех интересовала система военно-морского образования в России (Советском Союзе). Кто продал и что продал, мне сие не ведомо. Но имеем то,что имеем. Если бы сохранили,было бы лучше, читайте, качественнее. А сегодня только издержки прошлых ошибок. Хочется надеяться на возврат к лучшей системе военного образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *