Каланов Н. Морские суеверия. Женщина в море

Маленькое предисловие:

Нет людей более суеверных на белом свете, чем моряки. Постоянная близость к смертельной опасности, связанной с морем, с древних времен, выделяла профессию моряков из всех других земных профессий близостью в смертельной опасности.

В море уходили самые смелые, самые рисковые люди, способные на поступок, способные месяцами бороться с превратностью поведения моря. В каждом морском поселке на земле имеется кладбище на котором похоронены моряки, погибшие в море. У многих из них чисто символические могилы, так как их тела так и остались в морской пучине.

Что же звало человека в море? Море это прежде всего более удобные коммуникации, связанные с освоением новых пространств, перевозкой грузов, общением между людьми, скрытных перебросок значительных воинских контингентов. Море — это кормилица, источник большого количества разнообразной пищи. Море — это возможность более сильным и ловким отбирать добычу и грузы у менее способных их защитить.

Но море это еще и источник большой опасности, связанной с возможностью гибели людей. Шторма, шквалы, ураганы, тайфуны, волны-убийцы кораблей. Да мало ли опасностей подстерегает моряков в открытом море. И поэтому уходя в море, моряки молились своим богам, чтобы море было снисходительным и благосклонным к ним.

Даже 19, 20, 21 века с их усовершенствованием средств мореплавания, морских судов и средств спасения не привели к уменьшению морских катастроф. И каждый день звонит колокол в регистре Ллойда в Лондоне, своим боем указывающий на гибель еще одного корабля или судна и как бы отпевающий души погибших моряков .

Боже — спаси моряков! — незамысловатая молитва моряков и близких к ним людей.

Морские суеверия появились не из пустого места. Моряки запоминали все случаи, сопутствующие благополучному выходу в море и предшествующие различным происшествиям. Все это и рождало морские суеверия и поверья.

Николай Каланов — настоящий моряк, писатель. Можно сказать, что один из лучших российских писателей, который сумел обобщить многие многие морские суеверия и поверья и описать их.

Три мертвеца на бутылку рома (песня моряков)

Почитаем его и еще раз вспомним тех, к то погибли на море.

С уважением к читателям Виктор Блытов

Каланов Н.А. ДЕВ НА БОРТ НЕ БЕРИ…:

Морская библиотека Николая Каланова

Женщина и море… В истории освоения водной стихии существовали суеверные обычаи, обряды и ритуалы, ущемляющие женское достоинство и даже опасные для их жизни. Известно поверье, что женщина в море приносит несчастье. Это был морской закон, сформулированный еще на заре мореплавания.
В те времена хлопоты с «прекрасной половиной» начинались с постройки судна.


Торжественная церемония закладки киля проводилась в соответствии с вековыми традициями и выполнением всех необходимых обрядов и табу. Во многих странах запрещалось допускать на верфь зайцев, поросят и других покрытых шерстью животных, а также священников и женщин (особенно рыжих девственниц, отличающихся дурным глазом). Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой, но коварной богини Фригг, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдет на недостроенное судно или коснется его, унесет с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью. Вот и приходилось сторожам оберегать не только судно, но и женщин от столь небезопасного поверья.
Впрочем, моряки терпели присутствие женщин на строящихся судах, но только в виде… красивой носовой фигуры. Прекрасные богини, сказочные феи, изящные туземные девушки, соблазнительницы-ведьмы, эффектно устремленные вперед, придавали незабываемое очарование белокрылым красавцам-парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любой шторм, заставит ветер развеять шторм.
Но вот, судно построено, служитель культа окропляет его святой водой. Корабелы и моряки торжественно спускают его на воду. И никто не вспоминает о древнем обряде многих народов, когда при спуске судна под его киль подкладывали самую молодую и красивую рабыню. Ее кровь, обагрив деревянный корпус, должна была вдохнуть жизнь в новый корабль, а тело – послужит жертвой суровым морским богам.
Название судна писали на корме, на бортах и даже на парусах. Чаще всего, по древней морской традиции, женские имена. Таким образом, моряки доказывали верность своим возлюбленным.
Морские просторы бороздили многочисленные «Марии», «Изабеллы», «Натальи», «Магдалины», «Марты», «Клеопатры», «Софии».
Проходили века, но предвзятое отношение к женщинам продолжало жить в обществе моряков.
«Для женщин и свиней доступ на корабли Его Величества запрещен; если же они будут обнаружены на корабле, незамедлительно следует выбросить оных за борт», – гласил закон, принятый в Дании в 1562 г.
Известно, что даже в начале XX столетия уставы многих русских яхт-клубов запрещали принимать в члены клуба женщин, независимого от их социального положения.


Если же женщин брали на борт, то во все глаза глядели, чтобы (не дай Бог!) не нарушались святые морские традиции, главные их которых никогда не слушать женских советов и не допускать дам на капитанский мостик. Может быть, поэтому арабские мореходы, предвидя возможные неприятности, связанные с перевозкой женщин, заранее взимали с них плату по двойному тарифу. А полинезийские моряки разрешали перевозить женщин только в старых каноэ. Чилийцы охотно брали в плавание женщин в качестве коков. Но постоянно прислушивались к их работе, опасаясь шума на камбузе: звон посуды казался им предвестием большого несчастья.
В море законы суровы… Моряки считали, что единственно верный способ предотвратить крушение – «подарить» волнам какую-нибудь пассажирку, и тогда бог морей – Нептун – усмирит грозную морскую стихию.
…Если на борту судна женщинам жилось весьма несладко, то на берегу их преследовал целый «кодекс» предрассудков и суеверий. Особенно осторожно надо было подходить к выбору одежды. Так, датские моряки, встретив по дороге к морю женщину в белом фартуке, возвращалась домой. Полинезийцы поступали так же, если встречали праздных разряженных женщин, поморы – при встрече с «бабой на сносях». Английские рыбаки холодели от ужаса, услышав при отплытии, как хозяйки стирают белье. Это предвещало гибель одного из них. И ни в коем случае женщине нельзя было спрашивать соседа-моряка: «Куда идешь?» Это заранее обрекало его на неудачу, а она могла нарваться на скандал.


С проводами и ожиданиями у морячек тоже были свои сложности и тонкости. Поморские женщины никогда не провожали мужей и сыновей в море, им даже запрещалось всплакнуть в этот день. Шотландки боялись считать лодки в море. Шведки, кроме еженощных молитв за спасение мореплавателей «от бурь и скал, огня и врага», должны были оберегать черных котов, от жизни которых, как они верили, зависела судьба их мужей. Индийские женщины каждый день бросали в море половинки кокосовых орехов, чтобы задобрить морскую стихию. Жительницам Полинезии запрещалось следить за своей красотой, натираться маслами, стричь волосы, ногти. Эскимоскам – жарить мясо моржа, показывать ножом в сторону моря. Поморские морячки в то время не вышивали, не месили тесто, не мотали пряжу на закате – все это могло навлечь на их мужей штормовые ветры. Ну, а если моряки долго не возвращались, необходимо было пригласить в гости побольше детей и хорошенько их угостить, и тогда хозяин вернется живым и невредимым.
Меняются времена, меняются нравы. Оскорбительные предрассудки, кровожадные обряды и глупые поверья остались в прошлом, о них теперь никто не вспоминает без улыбки. В Польше создан «Клуб крестных матерей морских судов», членами которого являются женщины, «окрестившие» хотя бы одно судно.
На современных судах женщины – полноправные члены экипажей. Женщина-капитан, женщина-штурман, женщина-механик, электрик, радист, кок… Нет ни одной профессии, не освоенной слабым полом.
Теперь каждый моряк понимает, что без женской помощи, заботы и внимания не будет удачи, что от самих женщин зависит успех и безопасность любого плавания.

Статья из Интернета:

https://pikabu.ru/story/anna_shchetinina__pervaya_v_mire_zhenshchinakapitan_dalnego_plavaniya_5769574

Первая женщина — капитан в Советском флоте Анна Щетинина

Анна Щетинина — первая в мире женщина-капитан дальнего плавания.

Довожу до ума пост о женщинах на судах, и пока он дозревает, хочу рассказать вам о первой в мире женщине-капитане дальнего плавания. Между прочим, наша соотечественница (как вы догадались из названия =)) Я не люблю копипасты, но сам бы лучше про нее не написал, лишь добавил побольше фотографий, взятых в интернете) Пост очень длиннопост, так что крепитесь. В конце жирным вставил свою ремарку, для девушек, у которых после прочтения могут загореться глаза). Анна Ивановна Щетинина

Анна Щетинина — первая в мире женщина-капитан дальнего плавания.

В 1935 году в Гамбурге Советскому Союзу передавался приобретённый им пароход «Чавыча». Сам факт такой передачи не был экстраординарным, несмотря на то, что у власти в Германии к тому времени уже два года находились национал-социалисты.

Анна Щетинина - первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Женщина, Капитан, Кораблятская жизнь, Моряки, Интересное, Люди, Владивосток, Корабль, Длиннопост
Анна Щетинина - первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Женщина, Капитан, Кораблятская жизнь, Моряки, Интересное, Люди, Владивосток, Корабль, Длиннопост

Но бывалых «морских волков», которых в Гамбурге было полным-полно, до глубины души поразила личность русского капитана, прибывшего получать пароход.

Капитан прибыл в Гамбург в сером пальто, светлых туфлях и кокетливой голубой шёлковой шляпке. Было капитану 27 лет, но все, кто видел его, полагали, что он на пять лет моложе. Вернее, она, ибо капитана звали Анна Щетинина.

Анна Щетинина - первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Женщина, Капитан, Кораблятская жизнь, Моряки, Интересное, Люди, Владивосток, Корабль, Длиннопост

Через несколько дней об этой девушке написали все газеты мира. Это было невероятное событие — ещё ни разу в мире женщина не становилась капитаном дальнего плавания. За её первым рейсом следили внимательно, но капитан Щетинина уверенно провела «Чавычу» по маршруту Гамбург – Одесса – Сингапур – Петропавловск-Камчатский, развеяв как все сомнения относительно своей профпригодности, так и все суеверия, связанные с пребыванием женщины на корабле.

Она родилась 26 февраля 1908 года на станции Океанская под Владивостоком.

По-настоящему она «заболела» морем в 16 лет, после путешествия на пароходе в устье Амура, где отец подрабатывал на рыбном промысле.

Намерение девушки стать моряком родные приняли за юношескую блажь, но у Ани всё оказалось серьёзно. Настолько серьёзно, что она написала письмо начальнику Владивостокского мореходного училища с просьбой принять её на учёбу.

Письмо получилось настолько убедительным, что начальник «мореходки» пригласил Аню на личную беседу. Разговор заключался в том, что умудрённый опытом моряк объяснял девушке — морская профессия тяжкая, совершенно не женская, и, несмотря на энтузиазм Ани, ей от своего намерения лучше отказаться.

Но Анну все его аргументы не смутили, наконец начальник махнул рукой — сдавай экзамены и учись, если поступишь.

Так в 1925 году Анна Щетинина стала учащейся судоводительского отделения Владивостокской «мореходки».

Анна Щетинина - первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Женщина, Капитан, Кораблятская жизнь, Моряки, Интересное, Люди, Владивосток, Корабль, Длиннопост

Это был тяжёлый, невыносимо тяжёлый труд, в котором никто не делал скидку на то, что она женщина. Наоборот, многие ждали, когда она сдастся, сломается. Но она только сжимала зубы, наравне с другими «гардемаринами» выполняя обязанности палубного матроса.

В 1929 году 21-летнюю выпускницу училища направляют в распоряжение Акционерного Камчатского общества, где в течение шести лет она прошла путь от матроса до старпома.

Анна Щетинина - первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Женщина, Капитан, Кораблятская жизнь, Моряки, Интересное, Люди, Владивосток, Корабль, Длиннопост

В 1935 году руководство признало — 27-летняя Анна Щетинина является профессионалом высокого класса и может быть капитаном дальнего плавания. А дальше был тот самый рейс на «Чавыче», когда о ней писали газеты всего мира.

Анна Щетинина - первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Женщина, Капитан, Кораблятская жизнь, Моряки, Интересное, Люди, Владивосток, Корабль, Длиннопост

Но она пришла на флот не ради сиюминутной славы, не ради того, чтобы кому-то что-то доказать. Она пришла делать тяжёлую работу, которая нравилась ей больше всего на свете.

В 1936 году «Чавыча» под командованием капитана Щетининой была зажата тяжёлыми льдами Охотского моря. Критическая ситуация, с которой не каждый мужчина-капитан справится успешно. Капитан Щетинина справилась — через 11 суток «Чавыча» вырвалась из плена без существенных повреждений.

За образцовую работу во время рейсов в тяжёлых условиях Охотского моря Анна Щетинина в том же 1936 году была отмечена орденом Трудового Красного Знамени.

В 1938 году, к своему 30-летию, она получила неожиданный «подарок» — назначение начальником Владивостокского рыбного порта. Собственно говоря, рыбного порта на тот момент во Владивостоке не было — капитан Щетинина и должна была его создать. Похоже, наверху к тому времени поняли, что женщине-капитану можно со спокойной душой поручать самые сложные задачи. Анна не подвела — уже через полгода рыбный порт стал функционировать в полном объёме.

Капитан Щетинина продолжала совершенствоваться, в том же 1938 году поступив в Ленинградский институт водного транспорта на судоводительский факультет. Имея право свободного посещения лекций, она через два с половиной года закончила 4 курса.

В начале Великой Отечественной войны женщина-капитан оказалась на Балтике, где под градом немецких бомб и атак немецких подлодок осуществляла снабжение армии в Прибалтике, а затем эвакуацию гражданского населения из Таллина. В 1941-м году на Балтике погибло немало советских кораблей и отважных моряков, но капитан Щетинина оказалась гитлеровцам не по зубам. (Она оказалась одним из немногих капитанов, доведших свое судно «Сауле» из Таллина в Кронштадт). Погибло 62 корабля и судна во время этого прорыва, а она довела и спасла тысячи людей).

Осенью 1941-го её возвращают на Дальний Восток. Капитану Щетининой поручаются рейсы по доставке через Тихий океан военных грузов из США и Канады.

Женщина-капитан привлекает повышенное внимание за океаном, и ей для укрепления международных связей приходится бывать на официальных приёмах. Тут к трудной морской науке приходится осваивать не менее трудный дипломатический этикет.

Анна Щетинина - первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Женщина, Капитан, Кораблятская жизнь, Моряки, Интересное, Люди, Владивосток, Корабль, Длиннопост

С госпожой Щетининой хотели познакомиться многие влиятельные персоны, «полезные для нашего государства», как говорили опекавшие Анну дипломаты.

Анну представляли официальным лицам, а ей называли их имена. Как-то она, беседуя с одним из новых знакомых в Канаде, простодушно попросила его назваться заново, поскольку забыла его имя.

После приёма советский дипломат устроил Анне «разнос» — с точки зрения дипломатического этикета, это была грубая оплошность.

Как вспоминала потом Анна Ивановна, выслушав замечания, она вернулась на корабль, заперлась в каюте и… разрыдалась.

Но, взяв себя в руки, она принялась усиленно тренировать память — на лица, имена и фамилии. И уже вскоре на флоте заговорили об удивительной памяти капитана Щетининой…

В 1949 году капитан Щетинина начинает передавать опыт молодым — она становится преподавателем Ленинградского высшего инженерного морского училища. В 1951 году Анна Щетинина — старший преподаватель, а затем и декан судоводительского факультета.

Анна Щетинина - первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Женщина, Капитан, Кораблятская жизнь, Моряки, Интересное, Люди, Владивосток, Корабль, Длиннопост

В 1960 году доцент Щетинина возвращается на родину, во Владивосток, став доцентом кафедры «Морское дело» Владивостокского высшего инженерного морского училища.

Она много работала с молодёжью, писала книги, возглавляла Приморский филиал Географического общества СССР. Про себя саму Анна Щетинина говорила: «Я прошла весь тяжёлый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчинённых знает, что я явилась не из пены морской!»

Анна Щетинина - первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Женщина, Капитан, Кораблятская жизнь, Моряки, Интересное, Люди, Владивосток, Корабль, Длиннопост

Анна Ивановна Щетинина заслужила уважение моряков всего мира, но только не чиновников родной страны. Удивительное дело, но первую женщину-капитана дальнего плавания в мире долго не удостаивали звания Героя Социалистического Труда. Наталья Кисса и Валентина Орликова, ставшие капитанами дальнего плавания уже после Анны Щетининой, уже были награждены, а её кандидатуру под разными предлогами отклоняли.

Однажды раздражённый чиновник заявил: «Что вы выставляете вашего капитана? У меня на очереди женщина — директор института и женщина — известный хлопковод! Вы бы ещё первую в мире вагоновожатую представили…»

Справедливость восторжествовала в 1978 году, когда окольными путями наградное дело Анны Щетининой добралось до главы СССР Леонида Брежнева. Стареющий и больной генсек всё-таки ещё не настолько выжил из ума как чиновник, сравнивший первую в мире женщину-капитана с вагоновожатой, и утвердил присвоение Анне Щетининой звания Героя Социалистического Труда.

Знаменитый австралийский клуб капитанов «Ротари клуб», существующий не первое столетие, имел твёрдое правило — никогда не приглашать в свой состав женщин. Эта святая заповедь была изменена ради русской женщины-капитана, которой предоставили слово на форуме капитанов.

Капитану Щетининой была суждена долгая жизнь. Когда Анне Ивановне исполнилось 90 лет, ей вручили специальное поздравление от имени всех капитанов Европы и Америки.

Честь города, честь капитана…

Когда к ней приходили девушки, которые хотели связать жизнь с морем, и просили её совета, ответ звучал для многих неожиданно — первая в мире женщина-капитан считала, что её пример — скорее исключение, а не образец для подражания, и морская профессия — далеко не самая женственная…

Но тем, кто действительно не может жить без моря, нужно преодолевать все трудности, не жалеть себя, как когда-то поступала юная Аня Щетинина.

Анна Ивановна Щетинина ушла из жизни 25 сентября 1999 года и была похоронена на Морском кладбище Владивостока.

В октябре 2006 года мысу побережья Амурского залива Японского моря было присвоено имя Анны Щетининой.

В 2010 году Владивостоку было присвоено почётное звание «Город воинской славы». В честь этого события два года спустя в городе была установлена памятная стела. На барельефе стелы запечатлена Анна Щетинина и пароход «Жан Жорес», на котором в годы войны она совершала рейсы в США и Канаду, перевозя грузы, столь необходимые фронту…

Анна Щетинина - первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Женщина, Капитан, Кораблятская жизнь, Моряки, Интересное, Люди, Владивосток, Корабль, Длиннопост
Анна Щетинина - первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Женщина, Капитан, Кораблятская жизнь, Моряки, Интересное, Люди, Владивосток, Корабль, Длиннопост
Анна Щетинина - первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Женщина, Капитан, Кораблятская жизнь, Моряки, Интересное, Люди, Владивосток, Корабль, Длиннопост

От себя добавлю:
Милые девушки, сейчас пойти путем этой женщины вам не суждено, так как, чтобы стать капитаном, вы должны получить высшее образование, после морского училища вам его диплом не дадут. Конкуренция сейчас очень высокая даже среди мужчин, поэтому если вы будете расти по-честному (без всяких новомодных приемов, типа «дайте мне рекомендацию на продвижение, иначе я напишу в офис, что вы меня домогались» или «ну я же спала с тобой весь контракт, давай, помогай мне расти) и без всяких связей, то за 3 года капитаном не станете) Сейчас все намного сложнее, больше требований к опыту, появились всякие матрицы, которым должен соответствовать офицерский состав и т.п.) Да и смотреть с удивлением, если вы ищите славы, на вас уже никто не будет) Женщины морячки уже обыденное дело. Мы уже не удивляемся, когда слышим женский голос по радио, во время переговоров судов)

Опять же, ни в коем случае не хочу умалять достоинства этой женщины, но если посмотреть ее близких — отец был  комендантом дач в Облотделе НКВД, муж какое-то время был начальником Радиослужбы рыбной промышленности во Владивостоке того самого Акционерного Камчатского общества (В 1929 году 21-летнюю выпускницу училища направляют в распоряжение Акционерного Камчатского общества, где в течение шести лет она прошла путь от матроса до старпома). Кто знает, может какие-то связи и помогли.

Тем не менее, факт есть факт — первая женщина-капитан дальнего плавания — наша соотечественница, и это приятно)  Есть чем похвастаться в разговорах с иностранными моряками))

Но!

Есть и другие отрицательные случаи. К примеру, фильм Станислава Говорухина «Пассажирка». Когда офицеры корабля чуть не перестрелялись друг с другом из-за пассажирки

kinopoisk.ru

http://kino10.ru/watch/yjLn2hfrfRG4uiobDAOU17jvDoOuU9St/

Фотографии и рисунки взяты из базы данных Яндекс

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Интересно. Хорошо подобрано. Спасибо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *