Каланов Н. Иллюстрированный словарь морского языка

«Иллюстрированный словарь морского языка» – это интересная, увлекательная и информативная книга, посвящённая языку, на котором говорят настоящие «морские волки»: легендарные пираты, капитаны чайных клиперов, командиры боевых кораблей и простые матросы. Около половины книги – занимательные рисунки, поясняющие морские слова и выражения (в книге их более 300!). Основное  же содержание «Иллюстрированного словаря» составили короткие рассказы, поясняющие суть и происхождение той или иной фразы. — http://kalanov.ru/
Добро пожаловать к нам на борт!
П ривет,читатель!Еслитебяинтересует море, флот, жизнь моряков, история мореплавания и морских открытий, то, взяв с полки эту книгу, ты сделал правильный выбор. Добро пожаловать к нам на борт! У флота есть особый язык, и его нужно знать. Из всех профессиональных общностей только моряки имеют такое обилие жаргонных слов и фраз. Сухопутный человек может в  течение получаса слушать моряка, да так и не понять, о чём тот говорил. В этом словаре ты найдешь объяснение многим морским словам, жаргонным выражениям и  матросским байкам. Ты узнаешь множество занимательных и  полезных историй и  фактов из  жизни разных флотов, без которых нельзя понять, как устроена морская жизнь. Прежде чем начать листать эту книгу, дочитай до конца вступительную статью и запомни элементарные понятия морского языка, без которых тебе просто нельзя ступить на палубу корабля. Вот они, впитывай! Если ты хочешь влиться в ряды военных моряков, то  знай: они служат на  кораблях, крейсерах, фрегатах и  так далее. Если тебя больше привлекает гражданский флот, то  там моряки работают на  судах, пароходах, лайнерах, яхтах и  пр. Запомни, что все моряки: и  военные, и  штатские (т.;е. гражданские) по  морям ходят,
а не плавают. Военные моряки ходят в походы, гражданские — в рейсы.
На борт корабля — судна — ты будешь подниматься не по лестнице, а по трапу. При этом держаться ты будешь не за перила, а за поручень. Чтобы ты случайно не упал, для страховки с поручней натянуты не верёвки, а леера. Проходишь ты не через дверь, а через люк, при этом старайся не  наступать на  порог (по-морскому его называют комингс),;— это не  принято на  флоте. Ты не  спускаешься по  ступенькам, а  слезаешь по трапу. И помни: слезаешь по трапу ты не вниз или внутрь корабля, а  в  трюм. Не  перепутай: впереди по ходу движения судна находится нос (или ещё можно сказать бак), а позади — корма. Вокруг тебя не  стены, а  переборки. На  корабле ты ходишь по палубе, а не по полу. Живёшь ты не  в  комнате, а  в  каюте, ну  а  если ты военный, то  в  матросском кубрике. Спишь ты в  койке, а не в кровати. Сидишь не на стуле, а на банке. Вещи ты хранишь не в шкафу, а в специальном ящике — рундуке. Смотришь не в окно, а в иллюминатор. Над головой у тебя находится подволок, а не потолок. Ещё немного кодовых слов: у  моряков не  существует слова верёвка, есть только тросы, канаты, найтовы и концы.
Когда тебе приказывают прекратить делать что-либо, то говорят: отставить или задробить. Освещение в каюте не выключается, а вырубается.
Вступление; – 3 –
Моряк не  берёт выходной, а  идёт в  увольнение; если же он уходит погулять в город без разрешения начальства, то это самоволка. На корабле ты пользуешься гальюном, и никогда не называй его гражданским словом  — туалет. Моешь палубу шваброй — это будет твой главный инструмент для уборки (можно ласково называть её машкой). Еду тебе готовят на камбузе, а не на кухне. После обеда у  тебя будет адмиральский час  — святой час послеобеденного отдыха — в это время никто не заставит тебя махать машкой. Адмиральский час подарен всем морякам российского флота первым императором России Петром;I.
Дорогой читатель, учись красиво изъясняться на чистом морском языке, с флотским шиком. Если хочешь сказать что-нибудь приятное своей подружке, то  начни так: «Поверьте мне, просоленному гардемарину морей,;— как только я запеленговал ваши стройные обводы и  красивый такелаж, я сразу дал себе команду «Полный вперёд!» и повернул оверштаг, привёл в крутой бейдевинд, лёг контрагалсом. Прошу вас поднять сигнал «Флаг согласия» и  сдаться без боя. Поверьте, что ваше риф-марсельное отношение ко мне мною не заслужено. Я никогда не ложился в дрейф, даже в «ревущих сороковых» и «свистящих пятидесятых», и поверьте: рядом с вами я всегда буду держать курс только по  румбу чувств и компасу любви!».
Читатель, изучай этот словарь, запоминай все морские байки, шуточки и подначки, но никогда сам не поддавайся на них. Знай, что не существует «камбузного буксира» и «ключа от кильсона или миделя». Не  «ходи в  трюм за  ведром пара» или «за зелёным маслом». Не  «заводи часы от  корабельного якоря» и «не разгоняй на баке шваброй туман». Не  «ищи золотую заклёпку» и  никогда «не осаживай кувалдой кнехт»… Помни: пока ты не  выучил морской язык, ты  — салага и  ничего не познал в матросской жизни, а значит, твои товарищи — кореша — всегда найдут для тебя ещё с добрый десяток морских подколок.
Поверь, морской труд в  долгих походах и рейсах относится к категории самых почётных, но  он  же и  самый тяжёлый из  всех профессий на  земле. У  моряка свой специфический уклад жизни: корабль — его дом, а на берегу он лишь гость. Только сильные духом и крепкие физически люди могут выйти победителями в  экстремальных условиях. И  только юмор, розыгрыш, матросская подначка и флотская шутка помогают преодолеть все сложности и  тяготы водной жизни. Моряки  — это люди, ценящие и  понимающие юмор. Так полюби море и  флот, стань моряком!
Мы говорим тебе: «Попутного ветра, семь футов под килем!».
Адмирал
Адмирал — высшее звание офицеров военно-морского флота почти во всем мире. Много столетий назад похожим словом — «эмир», или «амир» — называли старшего по званию офицера в маврской армии. Казалось бы, что общего между маврским вождём и высшим офицерским чином на флоте? Оказывается, слово «адмирал» произошло от арабского выражения «амир аль бахр», что означает «повелитель моря».
Абордаж
Это слово обозначает старинный тактический прием времен гребного и парусного флота, заключавшийся в свалке или сцепке судов для рукопашного боя. «На абордаж!» — это не просто команда, это приказ, призыв к самым решительным и опасным действиям.
Аварийный капитан
Прозвище капитанов, специализирующихся на потоплении застрахованных судов. Внешне такие операции обычно обставляются как случайные аварии или кораблекрушения. Несмотря на то, что они часто сопровождаются человеческими жертвами, их широко практикуют, поскольку они весьма выгодны для судовладельцев.
Аваст
Гневный или угрожающий возглас, который можно услышать в кино про пиратов. В XVII веке это была морская команда, указывающая прекратить или прервать какое-либо действие. Например, «Стоп травить! Аваст подъем!» — приказ перестать тянуть трос. А если кто и говорил: «Аваст!» — на морском жаргоне это означало «Кончай болтать!» или «Кончай врать!».
Аврал
Команда «Over all!» (Все наверх!), использовавшаяся на кораблях британского парусного флота для вызова всей команды наверх, на палубу. Аврал объявляют и на современных кораблях при выполнении срочных работ.
Автономка
В «автономку» отправляются не только подводные лодки. Так называется любое самостоятельное плавание одиночного корабля или группы кораблей в районах, отдаленных от баз, проходящее, как правило, без пополнения запасов топлива и продовольствия.
Адвокат
Самыми нежелательными пассажирами в рейсе моряки считают юристов и адвокатов. Исторически сложившиеся поверья гласят, что из-за них возникают различные проблемы и хлопоты. «Адвокатом» также почему-то называют горячий чай с лимоном, который подают капитану в шторм.
Адмирал Гренландского моря
Прозвище адмирала Чичагова Василия Яковлевича (1726–1809 гг.), выдающегося деятеля российкого флота, исследователя Севера. В 1765 и 1766 годах три судна под его командованием, «Чичагов», «Бабаев» и «Панов», совершили две секретных экспедиции, чтобы отыскать морской проход через Северный Ледовитый океан на Камчатку. Однако непроходимые льды оба раза останавливали суда у Шпицбергена. Тем не менее, эти плавания имеют большое значение, так как во время них военным морякам удалось собрать важные сведения о высокоширотных районах Арктики. Руководитель экспедиций В. Я. Чичагов получил свое прозвище за смелость и высокий профессионализм.
Адмирал Индийских морей
Официальный, со всеми почестями и привилегиями, титул мореплавателя Васко да Гамы (1469–1524 гг.), присвоенный ему королем Португалии. В 1497–1499 годах, командуя морской экспедицией, Васко да Гама впервые в истории совершил плавание из Лиссабона в Индию вокруг Африки и обратно, то есть открыл морской путь из Европы в Южную Азию. В честь Васко да Гамы назван город в Гоа в Индии.
Адмирал швейцарского флота
Как известно, Швейцария не связана с морем и раньше не имела своего флота. Хотя сейчас каждое государство, даже не имеющее выхода к морю, содержит собственный флот, шутливое прозвище «адмирал швейцарского флота», то есть моряк несуществующего флота, самозванец, так и осталось в ходу.
Адмиралтейский якорь
По названию можно подумать, что этот якорь принадлежит какому-нибудь адмиралу или ведомству. На самом деле история появления этого названия такова. В 1852 году, в связи с большим количеством аварий, происходивших из-за якорей, чиновники и моряки из Британского адмиралтейства совместно с Регистром Ллойда решили провести испытания, чтобы определить, какие якоря самые надежные. Во время испытаний оценивались пропорции, форма и вес якорей для кораблей королевского и торгового флотов, а также рассматривались технологии изготовления этих якорей. Лучшим был признан якорь с двумя неподвижными рогами, на которых имелись треугольные лапы, и штоком, укрепленным в верхней части веретена в плоскости, перпендикулярной плоскости рогов. Внося новый якорь в протоколы испытаний, члены комиссии нарекли его просто якорем адмиралтейского образца. Отсюда и пошло название «адмиралтейский якорь», которое позже перекочевало и на другие флоты, включая и российский.
Андреевский флаг
Андреевский флаг представляет собой белое полотнище с двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест. Этот крест, который называют Андреевским, и дал имя флагу. Русские почитают святого Андрея как своего покровителя.
Флаг был учрежден Петром I в 1699 году после основания ордена Андрея Первозванного. С 1712 по 1918 год этот флаг использовался в качестве кормового флага кораблей Военно-Морского Флота Российской империи, с 1992 года стал военно-морским флагом Российской Федерации, а в 2000 году — знаменем Военно-Морского Флота Российской Федерации.
Во флоте Российской империи командиры кораблей традиционно напутствовали свои экипажи перед боем такими словами: «С нами Бог и Андреевский флаг!»
Бабий узел
Такой узел представляет собой два полуузла, завязанных последовательно один над другим в одну и ту же сторону. Если таким узлом связать две веревки и потянуть, то он начнёт перемещаться по веревке, скользить вдоль нее. Однако если его завязать близко к одному из связываемых концов веревок, то при тяге он может и распуститься. В России такой узел называют бабьим, так как женщины испокон веков завязывали им концы головных платков. В других языках его называют бабушкиным, дурацким, телячьим, салаговым и еще ложным.
Бабочка
Так называют расположение парусов у идущего по ветру судна, когда фок находится на одном галсе, а грот — на другом, т. е. такое положение парусов, при котором кливер или фок развернут в одну сторону, а грот — в другую.
Балтийское серебро
Чистое серебро ассоциировалось у моряков с балтийскими племенами, поскольку бартер у них не практиковался и плату за свои товары они предпочитали брать серебром. Моряки возили с собой серебро как раз для расчёта с балтийцами.
Банка
У моряков это самое применяемое слово. Банкой они называют скамейку (сиденье) для гребцов на шлюпке или доску, придающую шлюпке поперечную прочность; стул, табуретку, скамейку в каюте; койку, кровать в госпитале или лазарете; место (промежуток) между двумя смежными бортовыми орудиями на парусных кораблях. На морских картах так именуют отмель. «Сойти с банки» — то же, что «сняться с мели».
Барк «Товарищ»
Барк «Товарищ» в 1949–1999 годах использовался как учебное судно. Он прошёл 500 тысяч миль, побывал в 102 портах 86 стран, участвовал в съемках более 40 художественных фильмов. На нем прошли обучение 15 тысяч курсантов морских учебных заведений.
Без кливера
Английское выражение cut of his jib дословно означает «без кливера» (кливер — треугольный парус, натянутый между фок-мачтой и бушпритом). Так говорят об утончённой личности. Выражение вошло в употребление в ту пору, когда французские корабли можно было отличить от британских по двум кливерам вместо одного большого.
Без спасения нет вознаграждения
Основной принцип договорного спасения имущества на море. Этот принцип подразумевает, что спасатели могут требовать вознаграждение лишь в том случае, если спасательная операция прошла успешно.
Безжизненный
Так в переносном значении говорят о безразличном, апатичном состоянии человека. Но на флоте слово «безжизненный» использовали для описания парусов, безрадостно повисших в полный штиль.
Берегись! Стреляем сыром!
Сыр есть сыр, и неважно, какими кусочками мы его режем. Но в 1841 году сыр использовали во время морской битвы уругвайского и аргентинского флотов. На уругвайских кораблях закончились снаряды, и кому-то из моряков пришла в голову блестящая идея зарядить пушки круглыми головками сыра! Это были отличные, крепкие ядра, которые разбивали надстройки кораблей. Как известно, в этом сражении победил уругвайский флот.
Береговое право
Право на присвоение «плодов земли» — останков кораблекрушений, которым обладали владельцы прибрежных земель в Средние века. Воспользоваться этим правом они могли только в том случае, если кораблекрушение произошло вследствие естественных причин — шторма, сильного ветра, цунами. Если же аварии подстраивали жители побережья (используя ложные маяки, подкупая лоцманов и пр.), то, согласно ряду государственных и церковных актов, виновников жестоко наказывали, вплоть до смертной казни.
Береговые братья
Пиратское сообщество, грабившее испанские торговые суда и земли в Вест-Индии. Оно возникло в середине ХVII века в испанских владениях на Антильских островах. Поначалу береговыми братьями флибустьеры в насмешку называли буканьеров и поселенцев-плантаторов, но впоследствии, когда они начали снабжать припасами пиратские суда, прозвище распространилось и на морских разбойников. Сообщество береговых братьев прекратило свое существование после окончания Войны за испанское наследство (1700–1714 гг.).
Бермудский треугольник
Этот треугольник знают все моряки мира. Он находится в северо-западной части Атлантического океана, между Бермудскими островами, Пуэрто-Рико и полуостровом Флорида. Уже много столетий в этом месте происходят мистические, непознаваемые и загадочные катастрофы. Их обычно объясняют самыми фантастическими причинами: искривлением пространства-времени, «лучами смерти Атлантиды», влиянием черных дыр, вмешательством инопланетян и т. д. Однако эти трагические события могут быть вызваны и совершенно естественными опасностями, которых в этом районе немало: стремительное течение Гольфстрим, неожиданные смерчи, мощные вертикальные воздушные потоки, своеобразные атмосферные явления, тропические циклоны. Кроме того, все эти факторы нередко действуют в сочетании друг с другом. Большое количество катастроф обусловлено тем, что через Бермудский треугольник проходит самый мощный в Мировом океане торговый грузопоток между Европой и Америкой.
Берсеркер
Берсеркерами называли особо бесстрашных викингов, у которых была привычка разрывать у себя на груди рубаху во время боя и драться полуобнажёнными. Объяснить возникновение слова «берсеркер» можно так: «бер» в переводе с норвежского значит «голый», а «серк» — «рубашка». Теперь понятно, откуда у русских матросов привычка для смелости рвать на себе тельняшку.
Беседка
Деревянная доска, подвешиваемая на специальном приспособлении в качестве сиденья для подъема людей на мачты и трубы, а также для выполнения работ по очистке и покраске бортов судна.
Беска
Моряки называют бескозырку коротким словам «беска». Бескозырка (фуражка без козырька) — форменный головной убор матросов, некоторых младших командиров, воспитанников военно-морских училищ. На российском флоте ее стали носить с 1811 года. В 1872-м на бескозырке появились ленточки, на которых ставилось название корабля или номер флотского экипажа. Ныне на ленточках указывается название флота или военно-морского училища. О бескозырке даже ходят пословицы: «В бескозырке смерть не берет», «На каждом корабле свои ленточки на бескозырках», «Чем дальше от моря, тем длиннее ленточки на бескозырке».
Бессмертный кот
Среди моряков ходит легенда о коте Оскаре, заколдованном на бессмертие. Рассказывают, что британские моряки с эсминца «Козак» спасли Оскара после гибели военного корабля «Бисмарк». Через некоторое время «Козак» был уничтожен торпедой, но Оскар снова обрёл чудесное спасение! Его выловили из воды матросы авианосца «Арк Ройял». Затем «Арк Ройял» был торпедирован немецкой подводной лодкой, и с тех пор о судьбе Оскара ничего не известно. По слухам, это бессмертное создание обитает где-то в районе Гибралтара.
Бич
Первоначально так называли безработного или бывшего моряка, которого за что-либо выгнали с судна. Впоследствии бичами стали называть людей, зарабатывающих на жизнь сбором и продажей того, что выбрасывает на берег море (ракушки, кораллы, креветки, моллюски, крабы, обломки кораблекрушений и т. п.), а чаще всего бичи — это бродяги, бездельники и пьяницы, которые толкутся в портовых кабаках и выпрашивают выпивку, рассказывая страшные истории о пиратах, зарытых кладах, морских сражениях, кораблекрушениях и тайфунах.
Блеф
Блефовать — вводить в заблуждение противника, намеренно преувеличивая свои силы. Слабый духом человек блефовать не способен. Слово «блеф» имеет морское происхождение. На старинном морском жаргоне блефом называли мощную носовую часть судна.
Блейзер
Офицеры британского флота получили единое обмундирование в XVIII веке, а вот матросам пришлось ждать ещё сто лет. Однако некоторые капитаны заказывали для своих матросов форму, подчёркивающую принадлежность к кораблю. В XIX веке капитан корабля ВМС Великобритании «Блейзер» заказал для своих матросов форму, состоящую из белых брюк и синего кителя с крупными латунными пуговицами. Вскоре форма стала очень популярной, и на нее перешли матросы других кораблей и служащие в портах. Благодаря кораблю, который положил начало «форменной революции», повседневный китель и получил название блейзер.
Блюда на подносе
Одним из главных преимуществ службы на старом флоте был тот факт, что матросов хорошо кормили. Каждому матросу выдавали необходимые столовые приборы: ложку, кружку и деревянную доску, которая служила тарелкой. Только в начале XX века на флоте появилось подобие современных тарелок — алюминиевые подносы.
Боевая машина Архимеда
Хотя сам Архимед не был ни моряком, ни солдатом, именно он изобрёл первую боевую машину, которая получила известность после разрушения флота римлян у берегов Сиракуз. Она представляла собой огромные клещи, укреплённые на крепостных стенах города. Клещи, приводимые в движение людьми, опускались на атакующие корабли и раздавливали их, словно щепки.
Боеприпасы в рундуке
Идиому «боеприпасы в рундуке» употребляют для описания человека, в запасе у которого имеются какие-либо материальные средства. Выражение появилось на флоте в те времена, когда Британское адмиралтейство рекомендовало капитанам хранить запас пушечных ядер в рундуках, чтобы во время битвы боеприпасы всегда были под рукой. Сегодня выражение «нет ни одного припасённого ядра» имеет примерно тот же смысл, что и русское выражение «ни гроша за душой» — так говорят о человеке, у которого нет денег даже на пропитание.
Бортовой журнал
Происхождение названия log book (бортовой журнал) объясняется так: в старые времена бортовые записи делались на дощечках из брёвен (log), которые скреплялись в виде книги (book). Получалась «деревянная книга». Деревянные журналы заняли свое место в музее, но моряцкий сленг, который встречается в них, жив и по сей день.
Бортовой матрос
В старые времена на кораблях не пользовались сходнями и взбираться на борт приходилось по верёвочной лестнице. Привилегированным особам предлагали штормтрап. Тех, кто были слишком старыми или тучными, поднимали на борт с помощью специальной люльки-кресла. С ее же помощью на борт втаскивали и бочки с солониной. Поднимать люльку должны были дежурные, или бортовые, матросы. Хотя сегодня гости всходят на корабль по трапу, матросов, которые участвуют в их встрече, по старой традиции называют бортовыми матросами.
Бортовые огни
До 1830 года огни на правом и левом бортах корабля были белого цвета. В 1830-м ввели новое правило, в соответствии с которым на левом борту следовало зажигать красный, а на правом — зелёный огонь. Оно действует и по сей день. Современная авиация также подчиняется этому правилу.
Ботик Петра I
Ботик Петра I — национальная морская реликвия, которую сохраняют в память о создании регулярного российского флота, это судно, положившее начало развитию мореплавания и кораблестроения в России. По выражению Петра I, ботик стал «плодоносным семенем» для русского флота.
Боцманская дудка
В старину ни один уважающий себя боцман не признал бы, что не умеет играть на боцманской дудке. Дудка всегда была эмблемой боцмана, и вот почему. На галерах сигнал дудки служил для синхронизации взмахов и ударов вёслами. Позже он стал использоваться для призыва к каким-либо совместным действиям, например к абордажу. Со временем боцманская дудка превратилась в символ успешных морских операций. Впервые ее ввел в обиход Эндрю Бартон, знаменитый шотландский пират, известный своим острым умом и расчётливостью. Он любил порядок и слыл хорошим хозяином на своём корабле. С помощью дудки Бартон подавал сигналы команде, так как звук дудки перекрывал шум во время драки и грохот волн. Это позволяло ему обходиться без сигнальщика, тем самым экономя средства. На флоте говорят, что «на боцманской дудке весь флот держится», «боцманская дудка — и покойникам побудка», «самый длинный конец на корабле — цепочка боцманской дудки: везде достанет».
Бочка с салом
Когда на кораблях не было холодильников, провизию — засоленную рыбу, говядину и свинину — хранили в деревянных бочках. Они весили примерно по 250 килограмм, и государство платило за каждый из них. Поставщики придумали, как на этом можно нажиться: они клали в бочки со свининой в основном сало и жир, получая за них столько же, сколько и за мясо. Однако на жире делали деньги не только поставщики. Таким заработком не гнушались и корабельные коки: снятый с мяса жир они продавали матросам. Жир охотно покупали, так как он был куда вкуснее прогорклого сливочного масла, входившего в рацион моряков. Принцип «бочки с салом» и сейчас процветает в различных отраслях торговли.
Бравые весты
Так называют сильные, часто штормовые, западные и северо-западные ветры, которые дуют в ревущих сороковых широтах южного полушария, между 40; и 50;, или между 40; и 65; северной широты, вообще любые сильные ветры. Иногда их также называют «разбойничьими вестами» или «разбойничьими ветрами».
Брандер
В эпоху парусного флота брандером называли судно для поджигания вражеских кораблей, груженое горючими и взрывчатыми веществами. Брандер направляли в сторону неприятеля по ветру или течению, чаще ночью или в туман. Перед столкновением команда поджигала брандер и спасалась на шлюпке. Взрыв вызывал на вражеском корабле пожар, который при тесном строе перекидывался на другие корабли.
Бригантина
Бригантина — двухмачтовое судно с четырёхугольными парусами. Слово «бригантина» произошло от слова «бригандин» (левантийский пират). Слово «бриг» означает «помещение для арестованных на военном корабле». Термин ввёл в обиход адмирал Горацио Нельсон, который использовал бригантину для содержания пленных, захваченных во время военных действий.
Брюки-клёш
Брюки-клёш появились на флоте неслучайно. Во-первых, во время мытья палубы такие брюки можно закатать. Во-вторых, при необходимости они быстро снимаются через обувь. Из брюк-клёш легко соорудить спасательный мешок: на конце каждой брючины завязывается тугой узел, и воздух, попадая в мешок, надувает его. Таким образом, эти брюки позволяют какое-то время продержаться на воде.
Буканьеры
Буканьеры — пираты, выходцы из Англии, Франции, Голландии, которые во второй половине XVII века грабили колонии на американском побережье и нападали на испанские суда в Карибском море. Кроме того, они промышляли охотой на дикие стада скота. Слово «буканьер» произошло от карибского слова «букан» (жареное мясо). Буканьеры вели нелегальную торговлю мясом отловленных животных, которое они научились искусно коптить. Получили своё прозвище как раз за умение готовить мясо, а не за пиратскую дерзость и отвагу.
Буревестник
Небольшие птицы, беспокойно летающие над водой, предвестники шторма. Они предупреждают людей о том, что нужно проявить максимальную осторожность и предпринять все возможные усилия, чтобы не погибнуть. Моряки считают буревестника святым покровителем, который обрел тело, чтобы помочь им.
Бутафорское орудие
В XVII веке на борту многих судов имелись бутафорские орудия — деревянные пушки, по внешнему виду напоминавшие настоящие. Такие пушки устанавливали для отпугивания пиратов, при этом на судне вообще могло не быть орудий.
Бутылка вина, или Кровавая традиция викингов
Традиция разбивать о нос судна бутылку шампанского на самом деле не такая уж невинная. Завели эту традицию викинги, но вместо бутылки они использовали человеческое тело. При спуске судна на воду под его киль подкладывали осужденного на смерть преступника. Считалось, что кровь жертвы умилостивит морских богов и сделает судно счастливым.
Бутылочная почта
Для изучения морских и океанских течений использовали в том числе герметично закупоренные бутылки. В бутылку, наполненную небольшим количеством песка для балласта, вкладывали бланк с указанием координат выброски и просьбой к нашедшему бутылку сообщить место и время ее обнаружения. Сведения, полученные о дрейфе бутылок, позволили составить карты течений, которые называли «бутылочными картами». Бутылками также издавна пользовались моряки, терпящие кораблекрушение, для передачи информации о своем несчастье на море.
Быть на ножах
В старые времена это выражение использовали по отношению к матросам, которые заливали горячую смолу в палубные пазы. Работали они с помощью деревянной колодки с железным остриём. Люди, долгое время занимавшиеся таким тяжелым трудом, становились нервными и озлобленными, а их ножи выглядели довольно устрашающе. Если подобный нож применяли в драке, то у противника практически не было шансов остаться в живых. С тех пор о людях, которые ненавидят друг друга, говорят, что они на ножах.
Бычий глаз
«Бычий глаз» (также «воловий глаз») — облако на чистом небе, предвещающее шквал или торнадо. Такое облако постепенно растет и закрывает все небо, что сопровождается сильным ветром. Это явление чаще всего встречается у берегов Южной Африки, где приближение шквала при хорошей малооблачной погоде выдает белое пятно на небе или небольшое темное облако с красным отливом в середине. Сам шквал, перед которым возникают подобные явления, тоже называют «бычьим глазом». Вероятно, в память о таких ураганах «бычьим глазом» называют и глухой водонепроницаемый иллюминатор из толстого стекла, устанавливаемый в палубном настиле и крышках люков на катерах и яхтах.
Венчанье с Адриатикой
Церемония, которая ежегодно проводилась в праздник Вознесения в период с 1311 по 1798 год. Дож Венеции выходил на своей роскошно убранной галере «Буцентавр» в море и со словами: «О море, я обручаюсь с тобой в знак неизменного и вечного моего владычества над тобой!» — бросал в воду обручальный перстень. Эта церемония должна была символизировать незыблемость владычества Венеции над морями, прежде всего над Средиземным морем.
Весёлый Роджер
Историческое название черного пиратского флага с изображением черепа и двух скрещенных костей. Он появился на рубеже ХVII–ХVIII веков, когда пиратов и корсаров стали жестоко преследовать. До этого пираты поднимали красный, реже — желтый флаг с различными рисунками. Капитаны, не имевшие каперских патентов, обычно использовали разные варианты Весёлого Роджера в качестве «личного» флага. Этот же флаг во время Второй мировой войны поднимали над рубкой возвращавшиеся на базу британские подводные лодки в случае успешного выполнения своей миссии.
Ветеран флота
В старые времена моряки спали прямо на палубе, на голых досках. Конечно, каждый старался подыскать уголок поуютнее, где было меньше сквозняков, с «удобными» досками. Занявшего лучшее место называли «хозяином палубы». Сейчас уже никто не спит на палубе, а «хозяином палубы» называют моряка, который служит на судне со дня его спуска на воду. На флоте появилась традиция выдавать ветеранам корабля «сертификат хозяина палубы» — небольшую дощечку с изображённым на ней кораблём.
Взятка
У всех есть свои пороки. Не лишены их и капитаны. Жадные до наживы командиры частенько вступали в сговор с заведующим корабельным складом: товар потихоньку продавали, а деньги делили между собой. Капитана и его подельников вполне устраивало такое положение вещей, чего не скажешь о компании-судовладельце, которую они обворовывали. История стара как мир, и расхищения и по сей день происходят в кругах тех, кто дорвался до власти.
Видимый на палубе
По количеству и внешнему виду команды судна можно было на расстоянии определить, военное оно, торговое или пиратское. Этим частенько пользовались пираты. Они прятали большую часть своей команды, оставляя на палубе всего несколько человек, «честных торговцев», чтобы обмануть доверчивых моряков. Со стороны такой корабль выглядел совершенно мирно, но, приблизившись к нему, моряки понимали, как жестоко ошиблись.
Гребной винт
Идея создания гребного винта была впервые выдвинута в 1752 году французом Даниэлем Бернулли. В 1785 году англичанин Джозеф Брама запатентовал такой винт, а построил его Джон Эрикссон в 1836 году. Первый винтовой пароход, американский «Принстон», был спущен на воду в 1842 году. Британский корабль «Арго» стал первым винтовым судном, которое совершило кругосветное плавание. Путешествие «Арго», начавшееся в 1853 году, длилось 121 день. Первое судно, оборудованное двумя гребными винтами, увидело свет в 1888 году. В 1905–1906 гг. началось строительство трёх- и четырехвинтовых пароходов.
Винтовые пароходы против колёсных
Первые пароходы были оборудованы гребными колёсами. Они были изобретены задолго до этого и широко использовались на водяных мельницах. Техническим новшеством стал гребной винт, полностью погружённый в воду. В 1839 году Британское адмиралтейство устроило соревнования между винтовым пароходом «Рэттлер» и колёсным пароходом «Алекто». Пароходы, носы которых смотрели в разные стороны, скрепили между собой канатами, привязанными на корме. В соревновании победил «Рэттлер» — он потянул за собой «Алекто».
Владелец судна
Хозяева кораблей не имели официального документа, подтверждающего владение судном, вплоть до 1450 года, когда король Испании Карл V подписал закон, в соответствии с которым каждый владелец судна должен был получить такой документ и в море всегда иметь его при себе.
Военно-морской устав
Вы ошибаетесь, если считаете все современные военно-морские законы слишком жёсткими. Напомним, что на старом флоте тех, кто нарушал законы, сурово наказывали. Например, матросу, напавшему с ножом на другого матроса, отрезали руку.
Война из-за уха Дженкинса
Так иронически называют Войну за австрийское наследство (1740–1748) между Испанией и Англией. В 1739 году Англия начала вести торговлю с испанской Америкой. Чтобы прекратить эту торговлю, Испания стала захватывать и досматривать английские корабли. Однажды испанцы ограбили один из кораблей при досмотре, а его капитану Дженкинсу отрезали ухо. Капитан рассказал об этом в палате общин и даже показал отрезанное ухо. Это так сильно впечатлило английских лордов, что они незамедлительно приняли решение начать войну против Испании.
Воровская каболка
Цветная каболка, вплетаемая в растительный трос. Показывает, что трос является королевской собственностью. Каждый канатный завод Англии вплетал в свое изделие каболку определенного цвета: в Портсмуте — синюю, в Чатеме — желтую, в Девоншире — красную, в Хаубоулэйне — черную.
Воровские острова
Магеллан окрестил Марианские острова в Тихом океане Ладронскими, то есть воровскими, так как островитяне воровали оружие, одежду, провиант, снасти — всё, что могли утащить! Ladrone происходит от португальского latro, что означает «вор».
Воровской узел
На первый взгляд, почти не отличается от прямого узла. Однако, если приглядеться, видно, что ходовые концы воровского узла выходят из него по диагонали. Название воровской узел появилось на английских военных кораблях в начале ХVII века. В то время матросы военных кораблей хранили свои пожитки и пищу, в основном галеты, в небольших парусиновых мешках, которые обычно завязывались прямым узлом. Воры из числа новобранцев правильно завязать этот узел не могли и вязали нечто похожее — такой узел моряки и стали называть воровским. Существует и другая версия, объясняющая происхождения этого названия: чтобы доказать факт кражи имущества, владелец мешка умышленно завязывал узел, очень похожий на прямой, а вор, не обративший внимания на подвох, после ограбления завязывал мешок прямым узлом. Однако, как бы там ни было, происхождение самого узла, как и его название, связано с флотом. Воровским узлом, как и бабьим, не рекомендуется связывать тросы, так как эти узлы крайне ненадежны.
Воронье гнездо
В старые времена моряки обязательно брали в плавание ворона. Ворон — сухопутная птица, на корабле с его помощью определяли, где находится суша. В условиях плохой видимости ворона выпускали в воздух, и штурман направлял судно вслед за вороном, так как он всегда летел в направлении суши. В «вороньем гнезде» (на верхней платформе корабля) дежурил человек с вороном, наблюдавший за обстановкой в море. На современных кораблях наблюдательную вышку и по сей день называют «вороньим гнездом».
Восемь склянок
Новички в морском деле уверены, что восемь ударов в колокол означают восемь часов. Но опытные моряки знают, что восемь ударов отбивают, когда прошло четыре часа. В старину на флоте время отмеряли получасовыми промежутками, которые назывались склянками. Для этого использовали песочные часов. Каждые полчаса юнга должен был переворачивать их и звонить в колокол: получасу соответствовал один удар, часу — два удара, полутора часам — три удара и т. д. Через четыре часа (ознаменуемые восемью ударами в колокол) счет склянок начинался снова. Восемь склянок — восемь ударов в судовой колокол в двенадцать часов ночи. Морской бой, длившийся 90 минут, описывался в судовом журнале примерно так: «Наши пушки не смолкали на протяжении трёх склянок».
Воющие пятидесятые широты
Пояс в южной части Атлантического и Тихого океанов, между 50° и 60°, где часто бывают штормы. Название отсылает к сильным, преимущественно западным, ветрам, воющим в снастях. Считается, что моряки парусных кораблей умели определять по высоте воя силу ветра.
Вперёдсмотрящий
Матрос, стоящий на баке корабля во время тумана или прохождения опасного района, а также находящийся в носовой части шлюпки, идущей под парусами. В обязанности вперёдсмотрящего входит докладывать на ходовой мостик (командиру, капитану, вахтенному штурману) обо всех объектах, замеченных впереди по ходу корабля или шлюпки. «Быть вперёдсмотрящим» значит «быть начеку, настороже, искать, высматривать что-либо».
Время по Гринвичу
Отсчитывать географическую долготу от Гринвичского меридиана начали в 1675 году. Но до Первой мировой войны он был не единственным нулевым меридианом: в разных странах началом отсчета долготы служили разные меридианы. К примеру, французские мореплаватели принимали за нулевой парижский меридиан. В настоящее время Земля разделена на 24 временные зоны и нулевым считается Гринвичский меридиан.
Всё в полном порядке, как в Бристоле
Выражение «всё в полном порядке, как в Бристоле» появилось в те времена, когда бристольские корабли не только имели великолепный внешний вид, но и обладали отличными мореходными качествами, а Бристоль был процветающим портовым городом.
Выбывший из кают-компании
Об офицере, убитом в бою, говорили, что он выбыл из кают-компании. Выражение появилось в те времена, когда завхоз нанимался на корабль по контракту. В соответствии с его условиями, жалование завхозу платили исходя из количества людей на судне. Если оно сокращалось (например, когда члены команды гибли в бою), уменьшалось и жалование завхоза. Позже выражение «выбыть из кают-компании» утратило первоначальный смысл. Выбывшими из кают-компании стали называть всех моряков, которые покинули судно по любой причине.
Вызвать ветер
В давние времена, перед тем как отправляться в плавание, капитан корабля ходил к ведьме, чтобы она призвала попутный ветер. Ведьма проводила специальные обряды, благодаря чему капитан верил, что его корабль и команда вернутся домой невредимыми.
Высвистать ветер
Греческая легенда о морском божестве Тритоне гласит, что он по велению своего отца — бога морей Посейдона — должен был с помощью раковины «высвистывать» волнение на море или успокаивать его. При полном отсутствии ветра скандинавские моряки начинали свистеть в надежде, что Тор, бог грома, свистнет в ответ и подует ветер. Гребцы при этом прекращали грести, поскольку физически сложно и свистеть, и грести одновременно. Со временем многие капитаны и боцманы завели специальные «заговоренные» свистки, которые использовались лишь в крайнем случае. «Высвистывали» ветер мелодичными трелями, повернувшись в ту сторону, откуда его ждали. Сила ветра и его продолжительность определялись количеством посвистов. Простое бездумное посвистывание на судне строго каралось, так как, по мнению моряков, могло привести к непредсказуемым бедам. Свист на борту английских кораблей был запрещен в 1797 году, после того как на эскадре, стоявшей на рейде в Норе, вспыхнул мятеж, условным сигналом к началу которого послужил свист. У русских моряков в ходу пословицы «Не посвистишь, так и ветра не будет», «Свистанным ветром не плыть, адмиралом матросу не быть».
Выстрел на большое расстояние
Выражение, применяемое по отношению к азартным играм и ставкам на различные виды спорта. Подразумевает рискованное действие, сулящее в случае успеха огромный выигрыш. История появления этой фразы связана с морскими сражениями. Дело в том, что орудия на старинных военных кораблях были слишком громоздкими и требовали точной наводки и мастерского обращения. Попасть с большого расстояния в другой корабль было очень сложно. Выстрел на большое расстояние всегда считался рискованным, но когда он всё же попадал в цель, это расценивалось как великая удача.
Гаджет
Все, кто разбираются в компьютерах и любят сидеть в Интернете, знают, что гаджет — это специальная программа или портативное устройство, обладающее определенной функциональностью. Гаджетом часто называют устройство, настоящее название которого сложно припомнить. Это, как нам кажется, современное слово на самом деле с давних пор используется на флоте. В переводе с английского слово gadget означает «крюк», произошло оно от французского gachette (скобка, хомут).
Гальюн
Гальюн — носовой свес, на котором крепили носовую фигуру. Отхожее место на древних кораблях устраивали на этом же свесе. Потом на кораблях стали устанавливать специальные деревянные надстройки, выступающие над водой с обеих сторон корпуса. Пол в отхожем месте был решётчатым, и нечистоты сбрасывались в море. Пользоваться туалетом разрешалось только с подветренной стороны, чтобы корпус судна всегда оставался чистым.
Гамак
Гамак был открыт Колумбом во время путешествия в Новый Свет. Когда Колумб и его матросы высадились на Багамах, они с изумлением увидели, что местные аборигены спят в плетеных сетках, которые называют словом «хаммак». Моряки тут же взяли на вооружение изобретение туземцев. Оказалось, что спать в гамаке гораздо удобнее, чем на голых палубных досках или на соломенных тюфяках. Современная подвесная корабельная (матросская) койка имеет пробковый матрас и поэтому используется также как индивидуальное спасательное средство.
Генрих Мореплаватель
Прозвище португальского принца Дона Энрике (1394–1460 гг.), ученого, организатора морских экспедиций. Он никогда не был настоящим моряком и не плавал дальше Гибралтарского пролива, однако вся его жизнь была связана с морем. Став главой иезуитского ордена, он использовал его средства для создания астрономической обсерватории, мореходной школы и крупнейшей морской библиотеки. Принц оказался талантливым организатором далеких морских походов, которые предпринимались для поиска пути в Индию. Благодаря этим экспедициям, португальцы сделали много важных географических открытий в Центральной Атлантике и у берегов Африки. За любовь к морю и страсть к морским наукам Дон Энрике получил прозвище Генрих Мореплаватель. Под этим именем его упоминают в научных трудах по географии и истории мореплавания.
Геркулесовы столпы
Древнее название двух скал на противоположных берегах Гибралтарского пролива (ныне Гибралтар и Сеута). У финикиян именовались Мелькартовыми столпами. Согласно мифу, Геракл прошел через всю Европу и Ливию (Африку) и поставил эти столбы в память о своих странствиях.
Голос моря
Инфразвуковые колебания (частотой около 10 герц), возникающие над поверхностью моря при сильном ветре. Распространяются быстрее ветра и волн и могут служить признаком надвигающегося шторма. Они позволяют птицам, млекопитающим, рыбам и другим обитателям моря и прибрежной полосы заранее «предугадывать» приближение шторма.
Голубь
Голубей можно встретить в любом городе: эти мирные птицы облюбовали все парки, скверы и памятники. Совсем недавно голубь был неотъемлемым атрибутом военного флота. Во время Испано-американской войны этих умных птиц активно использовали в качестве почтальонов. Гидропланы брали голубей в каждый вылет. Если гидроплан совершал вынужденную посадку, пилот отправлял на берег голубя с запиской, в которой указывал координаты посадки. На базе первого авианосца «Лэнгли» в Норфолке также держали голубей. На борту работал специалист, ежедневно тренировавший голубей: он выпускал их где-нибудь в рейсе, а они возвращались в Норфолк. Через некоторое время судну пришлось поменять место дислокации — из Норфолка «Лэнгли» перебрался в Чесапик. На новой базе тренировку голубей решили продолжить, однако выпущенные птицы в Чесапик не прилетели. Когда корабль вернулся в Норфолк, все голуби ожидали его в доке!
Грузовая отметка
Грузовая отметка представляет собой горизонтальную линию на внешней стороне корпуса судна, которая соответствует максимальному уровеню его погружения. В 1876 году британский парламент издал указ, согласно которому все владельцы торговых и пассажирских кораблей должны были нанести на корпуса своих судов грузовую отметку. Указ был вынужденной мерой, поскольку многие корабли гибли именно из-за перегрузки. Американское бюро судоходства, помимо основной грузовой отметки, внедрило отметку для пресной воды в летний период, отметку для пресной воды в зимний период, отметку для солёной воды в летний период и отметку для солёной воды в зимний период.
Гусиная земля
В легендах поморов Северный полюс — место, где покоятся души добрых и храбрых моряков и куда гуси прилетают беседовать с мертвыми.
Дамское море
Дамское море — одно из старых названий Саргассова моря, которое отличается слабым волнением и почти полным отсутствием течений, тихими ветрами и теплой водой. По словам моряков, руль (штурвал) судна в этом море сможет легко удержать даже самая слабая женщина.
Дать дудку
Передать то или иное распоряжение вахтенного офицера (дежурного по кораблю), предварительно подав сигнал с помощью дудки для привлечения внимания экипажа. В разговорной речи «дать дудку» значит «сообщить что-либо во всеуслышание».
Девятихвостая кошка
Плеть с девятью расходящимися на конце линьками или ремнями. До 1881 года официально применялась для наказаний на британском флоте (главным образом за воровство). Обычно после третьего удара на спине провинившегося появлялась кровь, так как узлы на концах косичек кошки ранили кожу. После первой дюжины ударов окровавленные косички кошки слипались в один жгут и удары становились нестерпимыми, матросы теряли сознание и умирали от шока. Чтобы не терять таким образом в мирное время хорошо обученных матросов, Британское адмиралтейство в середине XVII века издало приказ, в котором говорилось, что после первой дюжины ударов помощник боцмана обязан расплести слипшиеся косички кошки. Эта процедура носила название «расчесать кошку». До сих пор в современном английском языке сохранилось идиоматическое выражение to scratch the cat — «расчесать кошку», которое теперь употребляется в значении «облегчить страдания».
Девятый вал
По представлениям моряков, девятый вал — самая сильная волна на море во время шторма. Древние считали самыми большими каждую четвертую, седьмую или одиннадцатую волну, однако чаще всего наибольшую высоту и разрушительную силу приписывали девятой волне. Девятый вал воспет в произведениях Овидия, Пушкина, Одоевского и других поэтов, мастерски изображен И. К. Айвазовским. Известная пословица гласит: «Крут девятый вал, да не круче матросского нрава».
Дерево, упавшее прямо в руки
Для строительства кораблей обязательно нужны были крепкие, высокие деревьев, из которых изготавливали мачты. Британское правительство издало указ о резервировании таких деревьев с помощью «королевского клейма», которое представляло собой три зарубки на стволе. Местным жителям строго запрещалось вырубать маркированные деревья. Однако маркированные деревья, поваленные непогодой, использовать не возбранялось. Тот, кто находил поваленное дерево, вполне мог забрать его себе. «Удача упала прямо в руки», — говорили местные жители о таком дереве.
Держаться до последнего
Любой моряк знает, что верёвка, обвязанная вокруг железного или деревянного кнехта, называется шлагом на битенге. Конец верёвки, привязанной к битенгу, — это так называемый коренной конец. Со временем это выражение приобрело более широкий смысл. Сегодня моряки называют коренным конец любой верёвки. У сухопутных жителей есть выражения «держаться до последнего» (англ. «до коренного конца») и «верный до последней капли крови». Так говорят о человеке, который идёт к цели, невзирая на препятствия.
Дёрнуть время
Перевести время на несколько часов вперед (назад), когда судно пересекает часовые пояса. При этом из-за перевода времени смещается и расписание вахт. Во времена парусного флота это выражение означало «раньше времени перевернуть склянку (перевести стрелки в часах)», чтобы скорее смениться с вахты и идти отдыхать.
Джек Плохая Погода
Прозвище английского мореплавателя, командора Джона Байрона (1723–1786 гг.), деда известного поэта Джорджа Гордона Байрона. Еще будучи гардемарином, Джон Байрон попал в кораблекрушение во время кругосветного плавания (1740–1744 гг.), судно «Вагер», на котором он находился, затонуло. С тех пор ему не очень везло. Со временем он достиг высокого положения, но корабли, которыми командовал Байрон, считались на флоте несчастливыми, так как они постоянно терпели аварии или попадали в жестокие шторма. Стоило им выйти в море, как погода сразу же портилась. Внук-поэт по этому поводу иронически писал: «Гул непогоды дед встречал на море…» Также Джеком называют любого человека, который «приносит» плохую погоду или какое-либо несчастье на корабль.
Джерси
Джерси — материал из тонкой шерсти или шерстяная нить. Моряки во все времена очень любили свитера из джерси за прочность и приятную мягкость. Материал получил свое название в честь острова Джерси, самого большого острова в проливе Ла-Манш.
Джонка
Традиционное китайское и японское парусное судно для плавания по морю вблизи побережья и рекам. Слово происходит от малайского djong, что означет «судно». Отличительные черты джонки — паруса из бамбуковых рей и циновок, которые можно сворачивать наподобие жалюзи. Такие суда имеют массивный руль, который заменяет киль, а число мачт на них достигает пяти. Джонки появились в глубокой древности, за 200 лет до нашей эры. В раннем средневековье их использовали в военных целях. Уже тогда джонки заплывали в воды Индонезии и даже Индии. Японские джонки были известны не только своей медлительностью, но и неряшливым внешним видом. В лодках валялись обрывки канатов, с мачт свисали спутанные, изорванные в лохмотья паруса. Японцы называли свои лодки труднопроизносимым словом «джонг», а европейцы упростили его до «джонки». К XV веку слово «джонка» стало синонимом «хлама», «барахла».
Доктор
Опытные моряки всегда ценились на вес золота. Но на любом корабле были и начинающие матросы. Меню тех и других различались, и новички часто старались подкупить судового повара — кока, чтобы тот кормил их так же, как и «стариков». Поскольку кока на корабле в шутку называли «доктором», то и рекомендации относительно питания назывались «докторскими рекомендациями». Как гласит русская пословица, «хороший кок — лучший доктор».
Дотронуться до звёзд
В начале прошлого века у американских военных моряков появилась примета: если девушка дотронется до значков на матросской форме (некоторые из них имели форму звезд), то это принесёт моряку удачу. Со временем смысл выражения «дотронуться до звёзд» несколько видоизменился. Провожая моряка в плавание, мать, жена, сестра или подруга обязательно касаются звёзд на его форме. Этот жест означает пожелание вернуться целым и невредимым.
Несгораемые паруса
Во времена Римской Империи римляне владели секретом изготовления несгораемых парусов. Они покрывали их раствором асбеста, благодаря чему паруса выдерживали любой огонь противника. Это давало римлянам существенное преимущество перед врагом.
Дубовый лист
Дубовый лист украшает эмблемы многих судоходный компаний. Это дань памяти тому славному времени, когда корабли строили из крепкого дуба.
Езда на «медведе»
Это не цирковой трюк, а тяжёлая работа, выполняемая матросами. Матросы драили палубу куском песчаника, а песчаник хранился в ящике, который называли «медведем».
Железные корабли
Правильно спроектированные и построенные железные корабли служат ничуть не хуже деревянных. Однако об этом знали не всегда. Лет двести назад этот факт подвергали большому сомнению. Представители судостроительных компаний отчаянно выступали против строительства железных кораблей: «Всем известно, что железо не держится на воде!» На самом деле при тех же размерах железный корабль весит вдвое меньше деревянного, а судно со стальной обшивкой на 15% легче, чем судно с железной.
Жёлтый флаг
Такой флаг поднимают на судне, когда оно стоит на карантине или на борту есть больные желтой лихорадкой.
Жениться на дочери пушкаря
Дисциплина на флоте поддерживалась строгими телесными наказаниями, для которых моряки придумали шуточные названия. «Жениться на дочери пушкаря» означало «подвергнуться порке кошкой, будучи привязанным к стволу корабельной пушки». А вот «жениться на дочери канатного мастера» — это уже серьезнее: «быть казненным через повешение».
За семь морей
Описывая опытного моряка, мы говорим, что он ходил за семь морей. Но почему все ограничиваются только цифрой семь? Ведь известных морей намного больше: Средиземное, Карибское, Филиппинское, Китайское, Северное, Красное, Чёрное, Белое, Жёлтое, Адриатическое, Эгейское, Ионическое, Мраморное, Критское, Коралловое, Целебесское, Чукотское, Карское, Тасманово, Тиморское, море Лаптевых, море Линкольна, море Лазарева, море Космонавтов, море Сулу. Существуют разные классификации морей. Считается, что всего в мире как минимум 63 моря, однако по поводу их точного количества мнения учёных расходятся. Территорию России омывает 13 морей трех океанов.
Забивать гвозди резиновым молотком
Старинное морское поверье гласит, что моряк, который много грешил, обречён на вечные адовы муки. В аду ему придётся забивать гвозди резиновым молотком.
Завал бортов
Известно, что завал бортов судна улучшает его мореходные качества. Однако впервые заваленные борта были устроены на корабле для того, чтобы снизить оплату за проход через Суэцкий канал. Сумма оплаты прямо пропорционально зависела от длины и осадки судна и обратно пропорционально — от ширины его палубы. После введения такой оплаты судовладельцы стали заваливать борта, чтобы уменьшить ширину палубы, на чём немало сэкономили. Формулу для расчета оплаты через канал пришлось пересмотреть.
Задать трёпку
Слово «трёпка» имеет морское происхождение. Его синонимы — «сильный удар», «взбучка». В 1517 году, во время войны между Англией и Францией, французские наёмники дотла сожгли английский город Брайтон. Чтобы отомстить, король Англии Генрих VIII послал на Францию морскую флотилию под командованием адмирала Уоллопа (wallop переводится как «трёпка»). Уоллоп как следует «потрепал» прибрежные районы Франции. С тех пор о сокрушительных ударах говорят «задать трёпку».
Мёртвая лошадь
Английские моряки, вынужденные пережидать на суше время между плаваниями, обычно проживали в пансионах неподалёку от порта. В ожидании, пока его наймут на судно, матрос вёл весёлую, разгульную жизнь. Деньги быстро заканчивались, и в какой-то момент оказывалось, что за проживание нечем платить. Иногда хозяина пансиона удавалось уговорить, и моряк получал возможность жить в кредит. Как только моряка нанимали на корабль, то, по установленному на флоте обычаю, ему выплачивали жалование за месяц вперёд. Это делалось для того, чтобы он мог расплатиться со своими долгами на суше. Поэтому в первый месяц на корабле матрос фактически отрабатывал эти долги, и его рацион состоял только из солёной конины — жёсткой, трудноперевариваемой, малосъедобной пищи. Через месяц мучения матроса заканчивались, и он переходил на такой же рацион, как у его товарищей. По этому случаю устраивался грандиозный Праздник сожжения лошади. Из подручных щепок и тряпок сооружали лошадь, которую затем поджигали и под громкое улюлюканье матросов выбрасывали за борт. С этого момента матрос переставал быть должником!
Задраить люки!
Моряки люди культурные и в море не любят выражаться грубо без причины. От них не услышишь фраз типа «Заткнись!», «Закрой варежку!» или «Прекрати болтать!». Если надо, чтобы кто-то замолчал, ему говорят: «Задрай свои люки, кореш!» Как гласит одна из морских баек, во время Второй мировой войны командир эскадренного миноносца добавил к команде «Задраить люки!» (в смысле «закрыть рты») вежливое «пожалуйста». Эксперимент провалился. После этого никто больше, прося матросов закрыть рты, «пожалуйста» не говорил.
Закладная доска
Серебряная, хромированная, стальная или латунная пластина, на которой обычно приведено название корабля, дата его закладки и другие сведения. По традиции, закладную доску помещают в специальный металлический карман во время торжественной церемонии закладки судна.
Законопатиться
В эпоху парусных судов слово «законопатиться» на флоте употреблялось в значении «вздремнуть». Швы на корабле обычно законопачивали с помощью просмоленной пеньки. Если матрос ложился вздремнуть на такой палубе, у него на спине отпечатывалась смола — он «законопачивался».
Замкнуть компас
Так говорят о ветре, который дует в разных направлениях, сменяя за день все 32 румба. В переносном смысле это значит «использовать все возможности и вернуться к исходному положению; совершить полный круг».
Запрет на кошек
В XVIII веке на каждом британском корабле обитал кот. Кошек нужны были для ловли крыс, переносчиков инфекций. В течение двух столетий кошки преданно служили на флоте, но в XX веке вышел запрет на их содержание на кораблях. Не потому, что корабли стали делать из железа и количество крыс на них уменьшилось, а из-за боязни кошачьего бешенства.
Застигнутый врасплох
Когда судно оказывалось застигнутым врасплох внезапно налетевшим штормом, команда чувствовала полную беспомощность — ведь при ее неправильных действиях ветер мог в клочья разорвать паруса, сломать мачты. Для спасения в такой ситуации нужны были чётко слаженные действия опытных моряков. Современное значение выражения «быть застигнутым врасплох» — «неожиданно получить неприятные известия». Человек, застигнутый врасплох, обычно взволнован, удручён, напуган и не способен сразу же принять правильное решение.
Зелёное масло и пар
Старые моряки любили шутить над новичками: молодого матроса посылали принести из шкафчика боцмана «зелёное масло», чтобы «залить его в ходовые огни правого борта судна». Растерянный матрос, естественно, никакого «зелёного масла» не находил! В наказание его посылали «набрать полное ведро пара».
Зелёный луч
Оптическое явление в атмосфере, которое иногда наблюдается при восходе или заходе солнца. Оно заключается в окрашивании верхнего края солнечного диска в ярко-зеленый цвет перед исчезновением солнца за горизонтом. Этот красочный эффект, длящийся не более двух секунд, объясняется преломлением солнечного света в атмосфере и его разложением на спектральные составляющие. Под впечатлением от этого явления на флоте родилось поверье, которое гласит, что зеленый луч — это символ надежды, счастья и удачи, а того, кто его увидел, ждет счастливое плавание.
Знаком с морскими узлами
В удостоверении об увольнении моряка срочной службы ставилась отметка «Знаком с морскими узлами». Это значило, что моряк не является профессионалом, а знаком лишь с азами морского дела. Шутка того времени: «Матрос, умеющий вязать морские узлы, может и желудок свой завязать в узелок!»
Золотой дракон
Нет, «золотые драконы» — это вовсе не тайное китайское сообщество. Чтобы стать «золотым драконом», достаточно просто пересечь международную линию смены дат и линию экватора. Но перед получением этого звания придётся подвергнуться шутливым издевательствам «парикмахера», «медведя» и прочих. Читайте статью «Переход через экватор».
Идти круто к ветру
«Идти круто к ветру» — фразеологизм. Если человек заработал деньги опасным способом, другими словами, рискнул, воспользовался случаем, о нём говорят, что ему пришлось идти круто к ветру. На языке моряков «идти круто к ветру», или «идти в крутой бейдевинд», значит «идти против ветра». Поскольку особой опасности для судна такой манёвр не представляет, остаётся загадкой, почему выражение «идти круто к ветру» употребляется в значении «рисковать».
Идти под чужим флагом
Чтобы не возбуждать подозрений, пираты пользовались различными уловками. Например, они часто плавали под флагом государства, в водах которого находились. Пиратский корабль подходил поближе к жертве и за минуту до нападения поднимал Весёлого Роджера — чёрный пиратский флаг с изображением черепа и костей.
Иллюминатор
Современное назначение иллюминатора — пропускать свет и воздух в каюты и внутренние помещения корабля, но изначально иллюминатор служил для других целей. Иллюминаторы появились в XV веке, после того как король Англии Генрих VI издал приказ об изготовлении больших пушек для флота. Размеры этих орудий не позволяли установить их на полубаке или юте. Проблему смог решить французский корабельный мастер Джеймс Бейкер, который просверлил в бортах корабля отверстия — бойницы для орудийных дул. Эти бойницы и стали прообразом будущих иллюминаторов.
Иметь морские ноги
Про настоящего морского волка говорят, что он имеет морские ноги, то есть может свободно передвигаться по палубе во время качки и знает морскую жизнь.

© Copyright: Николай Каланов, 2019
Свидетельство о публикации №219070200639 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *