Загадочный навигационный экран на АПЛ типа Sturgeon, которого не должно быть

https://topwar.ru/201255-zagadochnyj-navigacionnyj-jekran-na-apl-tipa-sturgeon-kotorogo-ne-dolzhno-byt.html

Военное обозрение  Флот

Продолжаем вглядываться в историю военной техники вместе с изданием The WarZone и на этот раз окунемся в мир подводный. И поможет нам в этом не кто иной, как сам главный редактор журнала Tyler Rogoway. Вот что он обнаружил и написал об этом 1 декабря 2019 года.

Фотография

«Когда речь заходит о военной технике, особенно из такой чувствительной области, как подводная, периодически буквально из ниоткуда всплывают снимки чего-нибудь такого, о чем вы и не подозревали, что оно существует. Вот и вчера (написано 1 декабря 2019 года) Erick Moreno, основатель популярной страницы Reddit r/submarines, опубликовал в своем «Твиттере» фотографию, на которой изображено нечто, выглядящее как CRT – монитор навигационной системы, установленный на посту управления атомной подводной лодки класса Sturgeon USS Queenfish (SSN-561). Предположительно, фотография была сделана во время миссии ICEX в 1970 году.

По поводу фотографии было опрошено несколько источников – подводников в отставке, но никто из них не знал о существовании подобного устройства.

Дисплей выглядит удивительно похожим на навигационную систему штурмовика Grumman A-6 Intruder из той же эпохи. Дисплей был связан с компьютером прицельно-навигационной системы Digital Integrated Attack Navigation Equipment (DIANE), которая в то время была ультрасовременной и позволяла экипажу штурмовика атаковать цели ночью и при плохой погоде, с предельно низкой высоты, с помощью радара, опознающего изгибы местности.

Загадочный навигационный экран на АПЛ типа Sturgeon, которого не должно быть

DIANE и другие сенсоры были привязаны к экрану, называемому Vertical Display Indicator, который был основным инструментом пилота. Экран работал таким же образом, как и современные электронные системы управления полетом (EFI) с системами синтезированного изображения, но в гораздо более грубой манере. Он мог показывать горизонт, небо, контуры местности, высоту полета, угол атаки, вертикальную скорость и курс. Система позволяла осуществлять навигацию и точное бомбометание, а дисплей выглядел как нечто из научной фантастики. Сходство с тем, что мы видим на консоли управления АПЛ Queenfish, очень интригует.

Понятно, что подобная система могла выглядеть очень привлекательно для подводников, осуществляющих навигацию, не видя окружающего их пространства. Вполне возможно, что ВМФ перенял часть технологий от А-6 и привязал ее к комплексной инерциальной навигационной системе (INS) с ее датчиками глубины, скорости и других.

Какая бы история не пряталась за этим дисплеем, который выглядит похожим скорее на панель истребителя X-Wing из «Звездных войн», чем на пульт управления подлодки из 1960-х годов, в то время это должна была быть передовая технология в своем классе. В действительности он, вероятно, настолько опередил свое время, что не оказался достаточно эффективным, поскольку мы не видели цифровых приборов на подлодках еще в течение нескольких десятилетий.

Цифровые приборы стали стандартными лишь с появлением лодок типа Seawolf в 1990-х годах.

А сегодня панель управления АПЛ типа Virginia выглядит, скорее, как космический корабль пришельцев.

На этих лодках отказались от классического рулевого штурвала и вертикальной панели с приборами в пользу пары джойстиков и угловой панели с дисплеями, частично погружающей пилота в нечто вроде кокона.

Совершенно очевидно, что навигационный дисплей на панели управления USS Queenfish опередил свое время. В конечном итоге возможность обрабатывать и отображать множество данных о местоположении для моряков, управляющих атомными подводными лодками стоимостью в несколько миллиардов долларов, станет реальностью, но, учитывая, что рассматриваемая фотография предположительно была снята почти 50 лет назад, было бы хорошо узнать больше о том, насколько смелой была показанная система на самом деле и откуда она взялась вообще.

Во всяком случае, фотография является еще одним напоминанием о том, что в темной истории подводных войн Америки все еще есть много секретов, которые нужно раскрыть.

И загадка была решена

И решил ее наш собственный аналитический мозговой центр, периодически собирающийся под знаменами The WarZone для обсуждения различных вопросов. Согласно коллективному мнению, система представляла собой следующее.

Испытания подводной лодки USS Albacore, которая сама по себе была последним словом техники (это была опытовая лодка, с дизель-электрической силовой установкой и подводной скоростью 30 узлов, построенная в одном экземпляре для отработки и проверки новых идей подводного кораблестроения. – Прим. переводчика), показали, что на большой скорости лодка крайне резко реагирует на перекладку рулей, она склонна к резким кренам, ею тяжело управлять по курсу, а привычный состав группы управления из трех человек не обеспечивает нужной скорости выполнения команд. Это побудило ВМФ переосмыслить принципы управления, и в 1950-х годах компания Electric Boat разработала новую панель управления, получившую наименование SUBIC (SUBmarine Integrated Control).

Одним из революционных нововведений SUBIC был цифровой помощник рулевого CONALOG (CONtact AnaLOG), который, в свою очередь, был частью системы Fast-Reaction Submarine Control (FRISCO). Система показывала рулевому на экране ЭЛТ курс, который он должен выдерживать, в виде изображения «хайвэя» под водой. Туда же выводились данные о глубине, информация от гидролокаторов и радаров.

Система была впервые установлена на USS Shark (SSN-591) в 1961 году, а затем на USS Thresher, Permit, SSN класса «Стерджен» и SSBN класса «Бенджамин Франклин».

А теперь, внимание, неожиданный итог

«Подводники быстро возненавидели его! Один бывший командир подводной лодки вспоминал, что этот прибор, как правило, усыплял вахтенных!»

Его так презирали, что специально исключили из дизайна SSN класса Los Angeles.

Работу этой системы можно бегло увидеть в шпионско-приключенческом фильме 1968 года Ice Station Zebra, в котором американская АПЛ несется к дрейфующей в районе Северного полюса станции, в попытке перехватить капсулу с секретной информацией, сброшенную со спутника. Там есть очень правдивые сцены, снятые на настоящей подводной лодке (и, как водится, совершенно дикие эпизоды с русскими шпионами – это уже я дописал, посмотрев трейлер. Да уж)».

Вот такая вот история.

Автор:Тайлер Роговэй/И.Ханин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.