Издание The WarZone не только исследует историю военной техники и ее применения, но периодически выпускает вполне современные обзоры о составе и возможностях вооруженных сил различных стран. На этот раз автор Thomas Newdick обратил свой взор на военно-морские силы Японии. Официально они называются Морские силы самообороны, но суть от этого не меняется. Это мощный военно-морской флот.
«Министерство обороны Японии представило более подробную информацию о планах строительства двух крупных кораблей как часть более широкой ПРО-программы. Корабли должны заменить планы по установке наземной системы Aegis Ashore. Ожидается, что пока еще неназванные корабли противоракетной обороны будут иметь стандартное водоизмещение около 20 000 тонн – более чем в два раза больше, чем у нынешних эсминцев класса Maya, оснащенных системой Aegis – что потенциально делает их крупнейшими японскими надводными боевыми кораблями со времен Второй мировой войны.
В своем бюджетном запросе на 2023 финансовый год Министерство обороны Японии изложило предложение по финансированию двух новых военных кораблей за счет общих потребностей в размере около 39,7 млрд долларов по сравнению с 38,4 млрд долларов на 2022 финансовый год. По неподтвержденным сообщениям японских СМИ, стоимость двух новых кораблей может составить 7,1 млрд долларов, что значительно больше, чем ожидаемая стоимость двух систем Aegis Ashore примерно на 4,3 млрд долларов. В целом оборонный бюджет Японии в последние годы неуклонно растет, отражая растущее значение, придаваемое вооруженным силам страны, и быстро развивающиеся угрозы, исходящие как от Северной Кореи, так и от Китая.
Выступая на прошлой неделе, министр обороны Японии Ясукадзу Хамада заявил, что использование двух новых больших кораблей в качестве противоракетной обороны позволит другим эсминцам с системой Aegis сосредоточиться на иных важных задачах, в частности, на защите от потенциальных морских вторжений Китая.
В настоящее время флот Морских сил самообороны Японии (или JMSDF) с системой Aegis состоит из двух эсминцев класса Maya, двух класса Atago и четырех эсминцев класса Kongō. Последние военные корабли класса Maya являются вариантами класса Atago, который, в свою очередь, произошел от класса Kongō – японской версии эсминца класса Arleigh Burke ВМС США.
Согласно данным, опубликованным Nikkei, ожидается, что военные корабли будут иметь длину около 690 футов и ширину около 130 футов. Это сопоставимо с длиной чуть более 557 футов и шириной около 73 футов для класса Maya, последних эсминцев Aegis, поступивших на вооружение Морских сил самообороны. Эти боевые корабли имеют стандартное водоизмещение около 10 250 тонн.
В предыдущих отчетах предполагалось, что новые военные корабли будут намного ближе по размеру к классу Maya со стандартным водоизмещением около 9 000 тонн. Это, в свою очередь, вело к предположению, что они могут быть построены на модифицированном корпусе класса Maya.
Фактически с точки зрения размеров новые корабли противоракетной обороны будут более сопоставимы с вертолетными эсминцами класса «Идзумо», которые в настоящее время являются крупнейшими боевыми кораблями Сил самообороны и имеют длину чуть менее 814 футов, ширину около 125 футов, водоизмещение: порожнее – 19 800 тонн с увеличением до 27 000 тонн при полной загрузке.
Предлагаемые новые военные корабли будут в целом аналогичны по размерам линейным крейсерам класса Kongō времен Второй мировой войны, которые имели длину 720 футов 6 дюймов, ширину 108 футов 7 дюймов и водоизмещение 28 000 тонн. Эта последняя цифра, конечно же, включает в себя значительное количество броневой защиты, которой не будет в современных конструкциях.
Важно отметить, что опубликованные на данный момент цифры отражают только проект плана и могут быть изменены. Новые корабли также станут ключевым узлом противоракетной обороны США, что делает их закупку приоритетной задачей, как для США, так и для Японии.
«Мы считаем, что это чрезвычайно важная инициатива по резкому укреплению нашего оборонного потенциала в течение пяти лет»,
– сказал Хамада о новых боевых кораблях, отметив, что процесс их разработки сейчас ускоряется.
Текущие планы предусматривают, что первый из новых боевых кораблей будет введен в эксплуатацию в конце 2027 года, а второй – в конце 2028 года.
В целом, однако, на данном этапе неясно, как на самом деле будут выглядеть новые боевые корабли. Хотя ранее японские СМИ описывали их как «суперэсминцы», в последнее время появилось предположение, что они не будут повторять ту же конструкцию, которая используется в нынешних боевых кораблях системы Aegis.
Некоторые концепции показывают, что новые суда будут построены на основе катамарана или многокорпусной конструкции, которые повысят остойчивость, что имеет решающее значение для оптимальной работы радара. Еще более радикальными являются предложения по установке системы противоракетной обороны на несамоходной барже.
В данный момент кажется, что будет использоваться однокорпусный корабль, однако окончательный проект может не обязательно иметь много общего с обычными эсминцами или крейсерами – на что указывает относительно большая запланированная ширина около 130 футов. Одним из вариантов может быть увеличенная версия корпуса, используемого в вертолетных эсминцах класса «Идзумо».
Примечание. Японцы до сих пор стесняются называть эти корабли авианосцами или вертолетоносцами и применяют термин «вертолетоносный эсминец».
Министр обороны Хамада указал на расширяющийся и все более мощный арсенал баллистических ракет Северной Кореи как на фактор потребности в новых боевых кораблях. Мало того, что Северная Корея может запускать все больше и больше баллистических ракет в одном залпе, теперь они могут производиться из неожиданных мест, благодаря разработкам в области мобильных баллистических ракет, как автомобильных, так и железнодорожных. Северная Корея также активно разрабатывает новые баллистические ракеты для подводных лодок. В то же время их характеристики и профили полета затрудняют их перехват. Ожидается, что новые боевые корабли смогут перехватывать северокорейские ракеты (или ракеты, запущенные другими враждебными державами) на больших высотах.
Помимо баллистических ракет, Хамада также сообщил, что новые боевые корабли будут оборудованы для перехвата гиперзвукового планирующего оружия – класса оружия, которое, как установлено, имеется в Китае и России и которое также разрабатывает Северная Корея. Как сообщает The Nikkei, возможность противодействия гиперзвуковому планирующему оружию «будет добавлена позже», но никаких других подробностей не приводится. Как правило, перехват таких целей, которые летают со скоростью 5 М или более, является серьезной проблемой.
Другие ключевые особенности новых боевых кораблей включают в себя относительно небольшой экипаж, насчитывающий 110 человек, по сравнению с примерно 300 на эсминцах класса Maya.
Здесь следует напомнить, что проблема численности личного состава кораблей сил самообороны поднималась и ранее. В конце концов, одной из первоначальных причин выбора Aegis Ashore была озабоченность по поводу ограниченного числа доступных экипажей для укомплектования кораблей традиционного типа. Эта проблема настолько важна, что Морские силы самообороны в настоящее время представляют многоцелевой «эсминец» класса Mogami размером с фрегат, чтобы справиться с нехваткой личного состава Морских сил самообороны.
Другие факторы, которые могут помочь уменьшить численность экипажа, это усиление автоматизации и боевые задачи, которые потенциально могут быть ограничены противовоздушной и противоракетной обороной.
В то же время помещения экипажа, скорее всего, будут относительно хорошо обустроены, что сделает их более подходящими для длительного развертывания в море.
Хотя новые боевые корабли, возможно, не очень похожи на находящиеся в настоящее время на вооружении корабли Aegis, Министерство обороны Японии подтвердило, что они тем не менее возьмут на себя основную часть обязанностей по противоракетной обороне, которая в данный момент возложена на эти эсминцы.
Скорее всего, центральным элементом каждого из двух новых военных кораблей будет радар дальнего действия Lockheed Martin AN/SPY-7, предназначенный для защиты от баллистических ракет. Это те самые радары, которые изначально планировалось использовать в японских системах Aegis Ashore.
SPY-7 radar
Работа над запланированной парой наземных систем Aegis Ashore была приостановлена в 2020 году на фоне технических проблем, роста затрат и внутренней критики. Последнее включало опасения, что обломки перехваченных ракет могут упасть на территорию Японии и нанести ущерб или травмы, что может подорвать всю идею противоракетной части системы. Общественность также серьезно обеспокоена потенциальным воздействием на здоровье от излучения мощных радаров системы Aegis Ashore.
Ракеты будут представлять собой перехватчики SM-3 MkIIA, имеющие больший радиус поражения, чем имеющиеся в настоящее время варианты SM-3, и которые лучше способны противостоять более широкому спектру ракетных угроз.
USS John Finn перехват баллистической ракеты
Примечательно также, что Япония – не первая страна, решившая разместить SPY-7 на военных кораблях. Lockheed Martin уже поставляет версии того же радара для установки на будущих канадских надводных боевых кораблях, которые будут основаны на конструкции фрегата Type 26 компании BAE Systems, а также на готовящихся к выпуску испанских фрегатах класса F110. Эти проекты значительно меньше, чем предложенные Японией корабли противоракетной обороны. Тем не менее SPY-7 представляет собой хорошо масштабируемую систему РЛС, поэтому установка, предназначенная для защиты от баллистических ракет, может быть крупнее.
Может случиться так, что Япония выберет неординарное решение, по крайней мере, частично, из соображений экономии. В прошлом Япония изучала корабли специального назначения или морские платформы для противоракетной обороны, считая их более дешевой альтернативой более крупным эсминцам. Подобные идеи были также заложены в основу американского корабля противоракетной обороны, или корабля ПРО, который был задуман компанией Huntington Ingalls Industries на основе существующего корпуса десантного корабля-дока класса San Antonio. Цель состояла в том, чтобы предоставить значительно более мощную платформу для противоракетной обороны, чем существующие эсминцы с управляемыми ракетами класса Arleigh Burke.
С другой стороны, корабль ПРО, базирующийся на какой-нибудь морской платформе или даже на адаптированном корпусе десантного корабля, будет уязвим для атак противокорабельных ракет или подводных лодок. Неясно, какие средства защиты и другое вооружение будут размещены на кораблях, поскольку до сих пор основное внимание уделялось противоракетной обороне. Это может привести к необходимости сопровождения этих судов эсминцами и подводными лодками.
Однако есть некоторые признаки того, что корабль противоракетной обороны может стать более универсальной платформой или, по крайней мере, такой, которая сможет нанести ответный удар крылатыми ракетами большой дальности, например, по северокорейским ракетным пусковым установкам. В прошлом месяце в японских СМИ появились сообщения о том, что официальные лица могут попытаться добавить «возможность контратаки» в виде модернизированной версии ракеты класса «земля-земля» Type 12. Они потенциально могут иметь дальность более 600 миль.
Будет интересно посмотреть, какие корабли появятся в результате японской программы. Ясно то, что после развертывания они будут играть важную роль в противоракетном щите, который, как ожидается, будет защищать и интересы США, и интересы Японии в регионе, где баллистических ракет становится все больше и больше».
Что ж, посмотрим и мы.Автор:Томас Ньюдик / И.Ханин
Использованы фотографии:https://www.thedrive.com/the-war-zone/japan-to-build-giant-missile-defense-ships-its-largest-post-wwii-surface-combatants