Вице-адмирал Виктор Соколов «Мы лишимся офицеров будущего, если продолжим учить сегодня так, как учили вчера»

Вице-адмирал Виктор Соколов

«Научиться смотреть за горизонт»

—  Президент России Владимир Владимирович Путин, говоря о важности технологических прорывов во всех сферах, в том числе в военной, призвал «смотреть за горизонт». Виктор Николаевич, что это означает для Военно-Морского Флота в целом и для военно-морского образования в частности?

— Для военных моряков «смотреть за горизонт» всегда означало нечто большее, чем для обычных людей. В линии горизонта для моряка заложено нечто мировоззренческое — от установления формы Земли до астрономических способов определения места в море. За морскими горизонтами всегда были скрыты новые континенты, новые цивилизации и страны. Географические открытия были и остаются целью исследовательских подразделений ВМФ России.

В то же время, говоря о новом понимании загоризонтных целей Флота, мы осознаём, что в условиях зарождения нового шквала холодной войны центр тяжести силового противоборства вновь, как и в 70-80-е годы прошлого столетия, перемещается в сферу соперничества военных флотов.

В аудитории идут занятия. 

И не случайно, ВМФ нашей страны и тогда, и сейчас является той архимедовой точкой опоры всей военной системы, опираясь на которую, Россия смогла выйти на неоспоримый технологический паритет с ведущими западными державами, а во многих направлениях развития вооружения и военной техники даже превзойти их.

По оценке руководителей страны, создалась уникальная ситуация в нашей новой и новейшей истории: не мы догоняем, а догоняют нас.

В связи с этим загоризонтные цели развития ВМФ во многом определены уже на вторую половину нынешнего столетия. При этом нас не устраивает паритет или соответствие мировым аналогам. Верховный Главнокомандующий ставит жёсткое требование ‑ техника должна быть лучше мировых образцов. Это не игра в шахматы, где нас может устраивать ничья. Это военная организация государства. И в военной организации не только вооружение и техника должны быть лучшими в мире. Лучшими должны быть все её составляющие, в том числе образование и наука.

СПРАВКА

Придание военно-морскому образованию и науке нового облика на рубеже 2010-2020-х гг. реализовано путём присоединения к Военно-морской академии в 2009 году всех военно-морских учебных заведений и трёх центральных научно-исследовательских институтов. С 2012 года в состав ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» включены учебные центры по подготовке подводников в городе Обнинске Калужской области и городе Сосновый Бор Ленинградской области. С сентября 2012 года началось присоединение Научно-исследовательского управления (морской авиации) 4-го Центрального НИИ МО РФ.

«Необходима упреждающая деятельность органов военного управления по подготовке офицеров по должностям завтрашнего дня»

— Что сегодня определяет развитие военно-морской науки и степень подготовки военных кадров?

 Обучение курсантов работе на мостике.

— Реализация обозначенных направлений строительства и развития ВМФ невозможна без достижения не менее амбициозных целей развития военно-морской науки и подготовки военных кадров. В декабре прошлого года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу утвердил Программу развития нашего вуза до 2025 года.

Среди основных целей Программы предусматривается создание передовой инфраструктуры и учебно-материальной базы, интегрированных в единую информационную образовательную и научно-исследовательскую среду.

Выполнение актуальных и перспективных задач, стоящих перед ВМФ в области его строительства, развития и применения, будет обеспечиваться формированием и реализацией опережающего научно-технического задела в деятельности научно-исследовательских институтов и подразделений.

Все эти мероприятия должны, в конечном счёте, приумножить российское интеллектуальное и культурное военно-морское наследие, исторические национальные традиции Военно-Морского Флота, обеспечивающие в ходе обучения и воспитания всестороннее и гармоничное нравственное, патриотическое, профессиональное и физическое развитие личности военного моряка.

С этой целью мы, в частности, планируем в три раза увеличить количество военных специальностей, подготовка и аттестация по которым проводится не в аудиториях Академии, а на катерах, кораблях и судах, в пунктах базирования и на полигонах боевой подготовки, в учебных центрах, базах оружия и пр.

 Зкзамен по штурманскому делу.

Кроме того, для безусловного обеспечения морской подготовки курсантов военно-морских институтов, Нахимовского училища и Морского кадетского корпуса с этого года по поручению Главнокомандующего Военно-Морским Флотом мы в Академии начинаем работы по обоснованию требований к новому учебному кораблю и к корабельным учебно-тренировочным средствам обучения, строительства больших и малых катеров для всех корабельных специальностей ВМФ. Новые компьютерные технологии, модульная компоновка учебно-тренировочных средств позволят обеспечить практическую подготовку по существующим специальностям и начать обучение по новым, например, связанным с применением и эксплуатацией беспилотных летательных аппаратов корабельного базирования, морских роботизированных и безэкипажных систем.

Будем также продолжать внедрение в образовательный процесс академии новых видов учебных занятий. Перед научным комплексом ВУНЦ ВМФ поставлена задача достижения уже в краткосрочной перспективе ведущих позиций среди научно-исследовательских организаций Министерства обороны в области научного обоснования применения сил (войск), перспективного строительства и развития ВМФ.

Доля современной базы научных исследований в их общем числе к окончанию реализации Программы должна составить более 80%, что позволит в ближайшие пять лет создать инновационный учебно-научный центр Военно-Морского Флота.

Занятие по морским роботизированным и безэкипажным системам.

Над решением этой задачи в Академии работает высококвалифицированный научно-педагогический состав: около двух тысяч педагогических и полутора тысяч научных работников. Значительная часть из них обладает уникальным практическим опытом. В строю наших педагогов командующие и начальники штабов флотилий разнородных сил, командиры дивизий и бригад, подводных и надводных крейсеров, флагманские специалисты объединений и соединений, лучшие специалисты в своей предметной области. Более 70% из них являются также специалистами высшей научной квалификации — докторами и кандидатами наук, профессорами и доцентами.

— При обсуждении вопросов развития образования в России на всех уровнях государственного и военного управления чаще всего звучат эпитеты «инновационное», «высокотехнологичное», «непрерывное». Почему Вы, говоря о планах развития военно-учебных заведений ВМФ, используете понятие «опережающая подготовка военных кадров»?

Подготовка военных кадров не самоцель образовательной организации, а проекция кадровых потребностей корабельного состава и организаций ВМФ на ближайшую и последующую перспективу.

— Подготовка военных кадров не самоцель образовательной организации, а проекция кадровых потребностей корабельного состава и организаций ВМФ на ближайшую и последующую перспективу. Командир крейсера 2035 года — сегодня курсант первого курса военно-морского института. Можем ли мы сейчас предвидеть, какие знания и умения потребуются ему через 15 лет?

Конечно же, система непрерывной подготовки офицерских кадров должна быть гибкой и идти, в первую очередь, от требуемого сейчас уровня квалификации выпускников. В то же время необходима упреждающая, спрогнозированная деятельность органов военного управления по разработке соответствующих требований к квалификации офицеров по должностям завтрашнего дня, перспективной корабельной организации, перспективных образцов вооружения и военной техники.

Выпуск новых офицеров флота.

То есть система подготовки кадров ВМФ должна быть не только непрерывной, но ещё и опережающей, основанной на традициях. Перефразируя известных философов и педагогов, скажу: «Мы лишимся офицеров будущего, если продолжим учить сегодня так, как учили вчера».

«Создаваемая в Кронштадте принципиально новая высокотехнологичная учебно-научная база ВМФ — это веление времени!»

— Не секрет, что созданное более 300 лет назад первое военно-морское учебное заведение положило начало всему светскому образованию в России. Военно-морской институт и по сей день располагается в историческом здании на Васильевском острове. Насколько оно приспособлено для опережающей подготовки военно-морских кадров, о которой Вы говорили? Не собираетесь ли вы расширяться?

— В июле 2018 года Верховный Главнокомандующий Вооружёнными силами России Владимир Владимирович Путин принял решение о формировании передовой учебно-научной базы Военно-Морского Флота в Кронштадте.

Это предусматривает не просто строительство новых учебных корпусов на территории военного городка, а предполагает создание уникального, самого большого инновационного военно-морского парка в мире, объединяющего в себе образование и науку, историю и будущее флота, Кронштадт и Санкт-Петербург.

Торжественное заседание Учёного совета Академии.

Создание учебно-научной базы ВМФ должно быть интегрировано с проектами создания парка Патриот, проведения Главного военно-морского парада, Международного военно-морского салона, а также объектов социальной инфраструктуры. Такая интеграция предоставит уникальную возможность реализовать установку на практическое обучение — «Учиться для флота, учиться вместе с флотом».

— В чём это будет конкретно выражаться?

— Мы начинали наше интервью с понятия линии горизонта и его мировоззренческого значения для военного моряка. Как раз одним из наиболее важных инновационных решений, реализуемых в Кронштадте, является создание аудитории мореходной астрономии с инновационным планетарием, аналогов которому в образовательных организациях Российской Федерации сегодня не существует.

Реализация контроля работы курсантов и моделирование различных условий обстановки обеспечивают поэтапное формирование практических навыков в измерении навигационных данных. Таким образом, создаётся полный цикл подготовки специалистов: от изучения звёздного неба до определения места корабля по небесным светилам с высокой точностью.

Изучение строения подводных лодок.

Не менее уникальными будут и учебно-лабораторные комплексы для подготовки специалистов по эксплуатации и применению вооружения, военной и специальной техники ВМФ, расположенные непосредственно у уреза воды Финского залива. Например, комплекс морского подводного оружия впервые в истории военно-морского образования позволит осуществлять полный цикл подготовки курсантов — от мероприятий, проводимых на базах оружия, до его подачи на корабль, заряжания и боевого применения.

Здесь же будут размещены единые тренажёрные комплексы, обеспечивающие сопряжение тренажёров и обмен информацией на всех уровнях образования — от оперативно-тактического до среднего специального. Это позволит осуществлять многоуровневую подготовку специалистов Военно-Морского Флота по единому замыслу и плану, на едином оперативно-тактическом фоне, применительно к любому театру военных действий в уже обозначенной мной форме распределённой военно-морской игры.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что создаваемая в Кронштадте принципиально новая высокотехнологичная учебно-научная база Военно-Морского Флота — это веление времени!

— А что станет с историческим зданием на Васильевском?

— Создавая новое, мы осознаём ответственность за сохранение нашего исторического прошлого, запечатлённого в славных победах русского флота, в героических именах, в учебных и научных трудах педагогов и учёных, в кораблях и зданиях. Так, историческое здание Морского корпуса на Васильевском острове после «переселения» Военно-морского института в Кронштадт предполагается использовать в качестве Историко-культурного центра Военно-Морского Флота.

Военно-морской институт располагается в историческом здании на Васильевском острове.

В нём предусмотрено создать: музей морской славы, военно-морского образования и науки; морскую картинную галерею; зал проведения особо торжественных мероприятий флота (известный как «Зал Революции»); Центр детско-юношеского патриотического движения «ЮНАРМИЯ».

Хочу ещё раз подчеркнуть, что функционируя в едином образовательно-научном пространстве России, система кадрового обеспечения Военно-Морского Флота является неотъемлемой частью военно-морской деятельности государства по формированию и поддержанию военными методами благоприятных условий в Мировом океане для устойчивого развития Российской Федерации и реализации основных приоритетов её национальной безопасности.

Александр Дробышевский, Анатолий Стасовский

© Фото из архива ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»

9 комментариев

Оставить комментарий
  1. Как могли уважаемые составители статьи перепутать здание Военно-морской академии, расположеной на Черной речке со зданием Морского корпуса Петра Великого, расположенного на Васильевском острове

  2. В чем конкретно хочет изменить военно-морское образование вице-адмирал Виктор Соколов? В изменении учебных программ? Во включении новых изучаемых предметов? В изменении и обновлении учебного оборудования — тренажеров? Так и хочется спросить по Высоцкому — а деньги откуда Зин? В привлечении новых преподавателей, способных связывать военно-морское образование будущих офицеров с парком «Патриот», Главным военно-морским парадом и международным салоном? В чем новизна? В переезде в Кронштадт? И все? Мне кажется, что военно-морское образование во многом определяет «школа обучения», имеющая традиции русского флота, которую с переездом в Кронштадт мы можем потерять, как это получилось уже у летчиков. И определяет материальная база, которая с переездом в Кронштадт в своем большинстве может быть потеряна. А на новую денег может и не хватить. Но здания в центре Питера и других лакомых местах Пушкине и Петергофе можно будет продать олигархам.

  3. Я в процессе чтения испытывал ощущение,что читаю сказку на ночь перед сном..
    Похоже на многие современные песни,когда рифма есть,а смысл не улавливается

  4. Александр Владимирович

    Уважаемый Виктор Николаевич! А Вы спросили хотя бы мнение преподавателей ВМОРА, ВСОК и военно-морских училищ по этой теме? Как мне известно, оно резко отрицательное. Поднятая неизвестно кем во времена Сердюкова идея не должна иметь продолжения.
    Перемещение в Кронштадт всех военно-морских заведений, кроме Владивостокского и Севастопольских военно-морских училищ, приведет на долгие годы к разрушению военно-научной и учебно-методической работы, к неоправданному расходу огромных средств. А эти средства можно направить на развитие и совершенствование сущестующей учебно-методической базы, которая и сейчас находится в достаточно хорошем состоянии, на необходимые научные исследования.
    Полностью согласен с мнением предыдущего автора — Виктора.
    Преподаватель ВСОК ВМФ с 17 летним стажем
    А.В.Галичский

  5. Александр Владимирович

    Громкое название статьи по своей сути, кроме переезда в Кронштадт, ничего не меняет.
    А.В.Галичский

    1. А я об этом же, что суть не меняется. А остальное все от лукавого

  6. Все как-то шариком, а ручки нет, ухватить нельзя. Авторы статьи какие-то засланный казачки.

  7. Виктор Николаевич Соколов родился 4 апреля 1962 года в городе Бендеры Молдавской ССР.

    Окончил Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе (1980—1985), Высшие специальные офицерские классы ВМФ (1991—1992), Военно-Морскую Академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова (1995—1998), Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил РФ (2004—2006).

    Прохождение службы: командир минно-торпедной боевой части сторожевого корабля «СКР-61» (1985—1987), командир минно-торпедной боевой части тральщика «Якорь» (1987—1989), командир минно-торпедной боевой части тральщика «БТ-51» (1989—1990), помощник командира тральщика «Якорь» (1990—1991), командир тральщика «Заряд» (1992—1993), начальник штаба 187-го дивизиона тральщиков (1993—1994), командир 81-го дивизиона тральщиков (1994—1995) Тихоокеанского флота.

    Начальник отдела Оперативного управления штаба Тихоокеанского флота (1998—2000), начальник штаба (2000—2002) и командир (2002—2004) 165-й бригады надводных кораблей Тихоокеанского флота.

    Заместитель командующего (2006—2010) и командующий (2010—2012) Приморской флотилией разнородных сил Тихоокеанского флота.

    Командующий Кольской флотилией разнородных сил Северного флота (14.09.2012—2013)[4][5].

    С августа 2013 года по декабрь 2019 года — заместитель командующего Северным флотом.

    Указом Президента Российской Федерации № 602 от 13 декабря 2020 года назначен начальником Военно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-Морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова»[6].

    Возглавлял боевой поход в Средиземное море отряда кораблей Северного флота во главе с тяжёлым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и тяжёлым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий»[7].

    10 августа 2022 года приказом министра обороны России № 638 назначен временно исполняющим обязанности командующего Черноморским флотом, сменив на этом посту адмирала Игоря Осипова[8].

    14 сентября 2022 года указом Президента России № 638 назначен командующим Черноморским флотом, 7 октября проведена торжественная церемония вручения штандарта новому командующему[9].

    6 июня 2023 года присвоено воинское звание адмирал[3].

    Женат, имеет троих сыновей.

  8. Уважаемый Виктор Николаевич! Вы прошли огромный путь от командира БЧ-3 СКР 50 проекта и до командующего Черноморским флотом страны, от лейтенанта до адмирала. Закончили 4 высших военных заведения, то есть учились 11 аж лет (училище, классы, академия ВМА, академия Генерального штаба). И вас учили преподаватели подготовленные в основном в Советское время, и вы учились на тех тренажерах, которые могла создать страна еще в советские годы. Только с программами обучения вам не совсем повезло с начала двухтысячных годов — их равняли по болонским и монреальским стандартам, выкинув по максимуму все что можно военного. А зачем? А чтобы если вы решите уехать из страны, чтобы ваш диплом признавался там – за бугром. Безусловно прогресс идет вперед и техника устаревает, как устаревает материальная база, на которой можно учиться. Значит ее надо просто менять, там, где она стоит, там где, есть подготовленные педагоги с традициями русской военно-морской школы преподавания, где есть смонтированные учебные тренажеры. Мне пришлось после военно-морской академии преподавать почти 20 лет (это после 12 лет службы в плавсоставе). Кто-то очень умный решил перевести факультет радиосвязи из ВВМУРЭ имени Попова в Калининградское ВВВМУ. Да вот беда не поехали педагоги из Ленинграда, а вместо демонтированной во ВВМУРЭ техники привезли дрова, из которых сложно что-то собрать. Наверно не мне вам говорить, что в училищах нужна не просто боевая техника с флота, а специальные учебные тренажеры, созданные только для обучения. А это средства, которые надо выделять и немалые. Нам пришлось переделывать боевую технику в тренажеры в Калининграде. И это заняло минимум пять лет с монтажами, стыковками и так далее. На переведенный факультет радиосвязи начальник связи ВМФ был вынужден снимать офицеров – флагманских специалистов и начальников связи флотов, выпускников академий и классов. Вот и поехал я вместо начальника связи 8 ОПЭСК в училище старшим преподавателем. И всему пришлось учиться сначала, все создавать сначала. Это минимум пять лет становления, становления преподавателя становления обучения, пока курсантов готовят на бумажках и схемах, а не на живой технике. Я преподавал на ведущей кафедре факультета – кафедре боевого применения средств связи, и мне приходилось верстать программы подготовки связистов для ТОВВМУ и Калининграда. Преподавать боевое применение на пальцах — это как? А мы вынуждены были это делать из-за непродуманного перевода. В те годы могу честно сказать, что связисты выпускались не практиками, а теоретиками. А что такое лейтенант теоретик, — много знает, но ничего не умеет, нечему не может научить матроса. А учитывая, что к распаду СССР военные профессии становились не совсем престижными, вернее не совсем престижными, то в училище стали набирать даже с двойками. А как без базового образования, как давать высшее, да еще военно-морское? А нам дают указание сверху — двоек не ставить — выпускать так. Перевод училищ в Кронштадт – это бомба под военно-морское образование, способная разрушить его. Нет если есть возможность до перевода курсантов создать лучшую материальную педагогическую базу, чем есть сейчас — то слава Богу. Но во всем этом проглядывается стремление кого-то захватить или продать с выгодой для себя козырные места – здания и территории в центре Санкт-Петербурга, Пушкина, Петергофа, Калининграда, а возможно, что в Севастополя и Владивостока (бог знает как далеко зайдут аппетиты, тех кто греет на этом руки). А вы не думали, что одна ракета Сторм Садом или Скалп и может не стать всего военно-морского образования. Или об этом не надо думать? Мне все подобные статьи наших руководителей напоминают – компанию по дискредитации Александра Маринеско в конце 80 годов, когда доктора исторических наук во всех училищах искали в биографии и поступках выдающегося подводника шероховатости писали статьи, монографии и так далее, только чтобы не присваивать ему звания Героя Советского Союза. Такое было, и я сам видел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *