Заменить нельзя оставить
Несмотря на очевидные успехи российского кораблестроения (в частности, передачу флоту в прошлом году второго фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов» и закладку первых универсальных десантных кораблей), главная проблема не спешит уходить с повестки дня. Можно сколь угодно рассуждать о перспективах гиперзвукового «Циркона», проводить его сравнение с западными аналогами, говорить о носителях и так далее. Однако очевидно, что этот комплекс не изменит принципиально расстановку сил. Как и раньше, «первой скрипкой» в тактическом отношении останутся авианосцы. Заменить их фрегатами или эсминцами, имеющими ракетное вооружение, получится (если) «постольку поскольку».
Даже если предположить, что дальность перспективной гиперзвуковой ракеты составляет 1000 километров (по другим данным – от 400 до 600 километров), это всё равно не даёт решающего преимущества перед палубной авиацией, несущей противокорабельные ракеты типа AGM-158C LRASM, обладающие такой или даже большей дальностью поражения. Отметим также, что авианосная ударная группа обладает гибкостью применения, которую нельзя сравнить с чем-либо иным.
Говоря о российском ВМФ, здесь всё без существенных изменений: страна, как и раньше, будет полагаться на «Адмирала Кузнецова». После пожара, произошедшего на его борту в 2019-м, нередко появлялись слухи о списании корабля, однако они, насколько можно судить, не соответствуют истине. Причина, по которой проблемный тяжёлый авианесущий крейсер продолжит служить, тривиальная: заменить корабль в данный момент нечем. Упомянутые выше УДК являются вертолётоносцами и не могут рассматриваться в качестве замены для него. В декабре источник в судостроении заявил, что ходовые испытания модернизированного авианосца «Адмирал Кузнецов» должны начаться в 2022 году. Скорее всего, это близко к истине.
Увы, модернизация не решает ключевых концептуальных проблем, таких как отсутствие стартовой катапульты, относительно небольшая авиагруппа и, следовательно, уязвимость от атак с воздуха. Неудивительно, что в России периодически предлагают проекты новых авианосцев. Проекты самые разные.
Авианосец проекта 23000 «Шторм»
Фото: Wikipedia, Artem Tkachenko
Характеристики:
Водоизмещение: до 100 тысяч тонн;
Длина: 330 метров;
Ширина: 40 метров;
Скорость хода: 30 узлов;
Дальность плавания: неограниченная;
Автономность плавания: 120 суток;
Экипаж: 4000-5000 человек;
Авиационная группа: до 90 летательных аппаратов, включая палубную версию истребителя пятого поколения Су-57.
Модель данного корабля специалистам показали в закрытом режиме в рамках международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге в 2013 году. Широкая публика смогла увидеть её на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015».
Если судить о размерах и потенциальных возможностях корабля, то его концепция, в целом, вписывается в концепцию «суперавианосца»: то есть условного аналога американских «Нимиц» и «Джеральд Р. Форд», которые тоже могут нести до 90 летательных аппаратов. На полётной палубе российского корабля есть четыре стартовые позиции: предполагается использование четырёх электромагнитных катапульт. Посадку летательных аппаратов будет обеспечивать один аэрофинишер. Известно, что «Шторм» хотят оснастить атомными реакторами РИТМ-200: такой же выбрали для ледокола «Арктика».
Весной 2016 стало известно о возможности строительства перспективного корабля на мощностях Дальневосточного завода «Звезда», однако с тех пор информации по перспективному авианосцу в открытом доступе практически не появлялось.
Авианосец проекта 11430Э «Ламантин»
Характеристики:
Водоизмещение: 80-90 тысяч тонн;
Длина: 350 метров;
Скорость хода: 30 узлов;
Автономность: 120 суток;
Экипаж: 2800 человек, в состав авиагруппы должно входить 800 человек;
Авиационная группа: до 60 самолётов и вертолётов, включая авиационные комплексы радиообнаружения и наведения.
В июле ТАСС сообщил, что Невское проектно-конструкторское бюро, входящее в Объединённую судостроительную корпорацию, представило в рамках Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге проект нового авианосца с оригинальным названием «Ламантин». Согласно планам, атомный авианосец должен получить трамплин, две электромагнитные катапульты и четыре аэрофинишера. Авиационный боезапас варьируется от 1600 до 2000 тонн боеприпасов и авиационных средств поражения.
Обращает на себя внимание внешний вид корабля. Сложно сказать, с чем именно это связано, но непрофессиональному человеку легко перепутать авианосец с упомянутым выше ТАВКР «Адмирал Кузнецов», который сложно назвать успешным в полном смысле этого слова. Примечательно и то, что разработчики не стали «фантазировать» на тему палубной версии пятого поколения: если судить по макету, корабль сможет нести палубные версии истребителей семейств МиГ-29 и Су-27 (Су-33?). Конечно, такую авиагруппу в XXI веке сложно назвать в полной мере современной. Очевидно, вопрос создания палубного истребителя пятого поколения будет не менее «интересным», чем собственно сама разработка нового корабля.
Несмотря на все различия между проектами «Шторм» и «Ламантин», есть один аспект, который роднит их: это почти полное отсутствие информации в масс-медиа.
Авианосец «Варан»
Характеристики:
Водоизмещение: примерно 45 тысяч тонн;
Длина: 250 метров;
Ширина: 65 метров;
Скорость хода: до 26 узлов;
Дальность плавания: неограниченная;
Авиационная группа: 24 многоцелевых самолёта, шесть вертолётов и до 20 БПЛА.
Последним из известных на сегодня проектов перспективного российского авианосца стал представленный Невским проектно-конструкторским бюро в новом году универсальный морской корабль (УМК) «Варан». Судя по изображению, основой авиагруппы видят палубную версию МиГ-29. Другие достоверные данные на сегодня отсутствуют.
Авианосец существенно меньше ранее представленных образцов. Вообще, с течением времени размеры и возможности перспективных российских авианесущих кораблей становились всё меньше. Очевидно, это можно рассматривать как отображение объективных экономических реалий ВМФ и государства в целом.
Сложно сказать, получит ли тот или иной проект путёвку в жизнь. На сегодня гораздо выше вероятность очередной «глубокой» модернизации ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в будущем, нежели строительство какого-либо из представленных авианосцев.
Одна из важнейших проблем – сложность международной кооперации в этой сфере, усугублённая санкционным давлением Запада и затруднением доступа к получению новых технологий. Тем не менее, как уже было сказано выше, наличие (или же отсутствие) полноценных авианосцев кардинальным образом сказывается на боеспособности всего ВМФ. А это значит, что тема ещё не скоро уйдёт с повестки дня: если таковое вообще когда-то произойдёт в будущем.
Автор:Илья Легат