Туркул Юрий. Гвардейский морской экипаж в Императорской Гвардии России.

Я стараюсь не писать на флотскую тему, но когда собирал материал о казачьих гвардейских частях, прочел историю Гвардейского морского экипажа и подумал, что читателям будет интересно узнать об этой удивительной части.

16 февраля 1810 года по указанию Александра I был сформирован Гвардейский морской экипаж. При формировании Гвардейского экипажа, в его состав включили команды придворных гребцов и яхт. Гвардейский морской экипаж состоял из 4 рот и артиллерийской команды, состоящей при экипаже. По штату в Гвардейском экипаже предполагалось иметь: командир(капитан 1 или 2 ранга) — 1, обер-офицеров — 12, боцманов и боцманматов — 8, квартирмейстеров — 12, клерков офицерского чина и унтер-офицер — 2, матросов — 360, младших юнгов — 24, шкипер и помощников его — 3, комиссар — 1, баталер и унтер-баталер — 2, поваров и лекарей — 4, фельдшеров — 2. В артиллерийской команде по штату имелось: лейтенант — 1, унтер-лейтенант — 1,старший унтер-офицер -1,младший унтер-офицеров- 7, бомбардиров — 20, канониров — 20, слесарь — 1. Денщиков в экипаже полагалось иметь 34 человека. Всего в экипаже по штату было 518 человек.
12 марта 1812 года Гвардейский экипаж выступил из Санкт — Петербурга в Вильну в составе Гвардейского корпуса. Занимался экипаж устройством мостов и дорого, уничтожением мостов и дорог, в том числе и в тылу противника. Участвовал в боях и отличился при Кульме. В боях экипаж потерял 54 матроса и 6 офицеров. Гвардейский экипаж принял активное участие в войне 1812-14 годов. В 1814 году экипаж вернулся в Санкт-Петербург.

В 1815 году Гвардейский экипаж был соединен с резервным экипажем, который был сформирован в Санкт-Петербурге в составе 4 рот. Гвардейский морской экипаж стал состоять из 8 рот (в каждой роте по штату имелись три офицера, 10 унтер-офицеров и 115 матросов), артиллерийской команды и ластовой роты состоящих при экипаже. В экипаже по штату было определено: командир экипажа — 1, обер-офицеров 26, боцманов и боцманматов — 16, квартирмейстеров — 64, матросов 920, младших юнгов — 48, музыкантов — 49 ,клерков офицерского чина и клерков унтер-офицеров- 2, шкиперов — 6, комиссаров классных офицерского чина — 2, баталеров — 3, нестроевых и денщиков — 145 человека. Всего в экипаже было 1285 человек. В артиллерийской команде состояли: офицеров -4, унтер-офицеров старших и младших 16, бомбардиров — 40, канониров — 40, нестроевых — 10 человек. Всего — 110 человек. В ластовой роте числились: офицеров — 2, боцманов и боцманматов — 6, квартирмейстеров — 4, матросов — 115, нестроевых — 7, Всего 132 человека.

В русско-турецкую войну 1828-1829 годов экипаж принял участие в десанте на гребных судах в Турции. Впоследствии участвовал во взятии крепости Сизополя. 18 июля 1830 года экипаж вернулся в Санкт-Петербург.
В 1831 году экипаж участвовал в подавлении польского мятежа.
В августе 1831 года артиллерийская команда была преобразована в роту.
17 марта 1848 году экипаж был переформирован вновь в 4-х ротный состав, с артиллерийской командой и ластовой полуротой.
В 1852 году к экипажу приписали понтонное отделение к в составе 20 матросов, 8-ми унтер-офицеров. В 1854 году был сформирован резервный полуэкипаж и понтонный парк при экипаже(в составе 5 офицеров, 324 нижних чинов). В 1856 году, по окончанию русско-турецкой войны, понтонный парк и резервный полуэкипаж были расформированы .
В 1854 -55 годах году участвовал в обороне кронштадта,(в состав экипажа были приписаны винтовые лодки в количестве 3 единиц).
В 1857 году была сформирована машинная рота и ластовая рота стала называться нестроевой. В 1858 году к экипажу была приписана колесная яхта «Штандарт» и «Царевна».
В 1863 году Гвардейский экипаж участвовал в подавлении польского мятежа.
#казаки #история казачества #россия #история россии #армия россии #интересные факты #война
В 1877-78 году принимал участие в русско-турецкой войне (2 роты).
В 1900-1901 годах принимал участие в участие в военных действиях в Китае.
В 1904-1905 годах личный состав Гвардейского экипажа принимал участие в русско-японской войне, в составе команд боевых кораблей.
В 1911 году в экипаже состояли царские яхты: «Штандарт», «Полярная звезда», «Александрия», «Царевна» и «Марево».
В составе Гвардейского экипажа числились боевые корабли: крейсер 1 ранга «Олег»и эскадренные миноносцы «Войсковой» и «Украина». В 1910 году на его 200-летие, в экипаже числилось: 7 адмиралов и генералов, 26 штаб-офицеров, 65 обер-офицеров и 2090 нижних чинов.
В годы 1 мировой войны корабли относящиеся к Гвардейскому экипажу воевали на Балтийском море.
Из Гвардейского Экипажа было сформировано два отдельных батальона, которые воевали на сухопутном фронте вместе с гвардией. Батальон состоял из двух рот, пулеметной, подрывной и прожекторной команд.

Уважаемые читатели. Если вас интересует история казачьих войск (а их было около 50 за всю историю Российской империи) и иррегулярных формирований Российской Империи, подпишитесь на канал и вы можете узнать например: об Исетском казачьем войске, об Екатеринославском казачьем войске, об Азовском казачьем войске и других казачьих войсках и формированиях. Думаю вам будет интересно узнать и об иррегулярных формированиях народов России: Бурятское войскоТунгусский казачий полк и другие формирования из народов России. Узнаете, какие учебные заведения готовили кадры для этих войск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *