https://topwar.ru/184364-sueta-vokrug-juanja.html
Интересно бывает. Шведская подводная лодка класса А26 еще не готова, над ней идут работы, но китайские разведчики уже все скопировали и выпускают свою лодку даже быстрее шведов.
Конечно, здесь причиной не лихой копирайт, а реальная обеспокоенность тем, что делает Китай на своих верфях.
За флотским строительством КНР давно наблюдают многие СМИ в США, и наблюдают пристально. И китайцы постоянно подливают керосина в огонь то со своей программой строительства авианосцев (и ведь построят же), то хорошо пошумели по поводу новых десантных кораблей, и вот – перешли под воду.
Стоило только появиться фотографиям новой дизель-электрической подводной лодки «Тип 039С» класс «Юань», всех неплохо так подбросило. Все бросились строить догадки и обсуждать возможные характеристики новой лодки.
Но откуда их взять? Китайцы, отдаю им должное, умеют хранить секреты. У них флешки по барам не принято разбрасывать, да и насчет продажи секретов Родины строго. Не демократичная страна, что тут сказать…
Надо от чего-то отталкиваться. Слава богу, помог парус. Домотались до него, дескать, так похож на шведский у А26, что просто зубы сводит. Точно, украли расчеты и…
Господи, ну всего-навсего парус… Вообще, что полезная и важная часть любой подлодки, но вот как по его конструкции можно сделать выводы о возможностях подводной лодки, мне не совсем понятно.
Ведь парус (раньше его называли башней или рубкой управления, у кого на каком языке как) выполнял очень простые функции: там перископы, антенны и установленные на мачте датчики, чтобы их не вывел из строя набегающий поток воды. И в нем размещался комсостав во время движения в надводном положении.
Да, еще через рубку проходит выхлопная трубища от дизелей, на нем располагают датчики, которые определяют, например, толщину слоя льда, сигнальные огни, и вообще, он достаточно крепкий и может играть роль ледоруба при всплытии.
Кроме того, парус играет роль стабилизатора, его делают несколько несимметричным, чтобы компенсировать реактивный момент винта у одновинтовых подводных лодок.
Полезная вещь, но какое он имеет отношение ко всему остальному?
В китайском аналоге «Тик-Тока», «Weibo», появилось короткое видео, на котором лодка с поднятым флагом КНР куда-то следует. И это видео стало очень неплохим поводом для поговорить обо всем.
Да, стоит согласиться, что формы у Тип 039С «Юань» несколько отличаются от форм лодок предыдущих классов. Это нормально, развитие все равно обязано быть.
«Эта пересмотренная конструкция паруса, сглаженная по передней кромке и расширяющаяся к вершине, очень похожая по внешнему виду на парус на шведской подводной лодке класса A26 Blekinge следующего поколения. На шведской лодке эта функция, как считается, была выбрана для повышения ее характеристик скрытности».
Х. И. Саттон, эксперт по подводным лодкам, считает, что «вероятно, это будет значительное серьезное обновление до уже конкурентоспособного дизайна».
Саттон также предполагает, что такая конструкция паруса, вероятно, связана с гидролокатором или системой связи, а также указывает на корпус в корме, над рулевым отделение, в котором, по-видимому, находится буксируемый гидролокатор. Другие изменения, по-видимому, заключаются в новом облагороженном корпусе, который должен гарантировать, что тип 039C станет двигаться более тихо под водой, чем его предшественники.
Сильно, правда? Чувствуется почерк настоящего эксперта. Просветил рентгеном и все секреты (почти все) вызнал.
Правда, Саттон потом поправляет сам себя. Рано еще говорить о возможностях лодки, это, как говорится. Только первый взгляд. Но если внутренние улучшения будут такими же, как улучшения внешнего облика лодки, то «Тип 039С» наверняка станет намного лучше, чем предыдущие лодки проекта «Тип 039», которые служат не только в флоте КНР, но и экспортируются в Пакистан и Таиланд. И там служат вполне прилично.
Вообще признано, что китайские подводные лодки «Тип 039А/В» (они же «Тип 041») являются одними из самых тихих подводных лодок из эксплуатирующихся в настоящее время. Китайский вариант двигателя Стирлинга, работающий на сжиженном кислороде ничуть не хуже на практике, чем аналогичные двигатели шведского или немецкого производства.
Сжигая кислород и дизельное топливо, китайский двигатель обеспечивает работу генераторов, которые заряжают батареи, что позволяет лодке не всплывать несколько дней.
В другой своей выкладке Саттон считает, что вредные китайцы могут использовать в своей новой подводной лодке какую-нибудь совсем уж экзотическую установку. Как вариант – на тех же литиевых батареях, на которых ходят японские подводные лодки типа «Сорю». Да литий – это современно и продвинуто, более быстрая зарядка и более длительный срок службы. Правда, литиевые батареи могут устроить взрывной казус, но кто не рискует?
Саттон считает, что Китай в состоянии разработать и поставить на поточное производство аккумуляторы, которые смогут заменить двигатель AIP (Стирлинга и прочих) в конструкции лодки.
В любом случае, тот факт, что Китай по-прежнему сосредоточен на разработке подводных лодок с обычным питанием, в отличие от полностью ядерного флота США, имеет важное значение. Как мы уже обсуждали в прошлом, современные дизель-электрические лодки обладают многими преимуществами: они могут быть более тихими, чем их аналоги с ядерными двигателями, и в то же время намного дешевле в строительстве. То есть, идеально подходят для растущих подводных сил, подобных тем, которые предусмотрены планами развития флота НОАК КНР.
С точки зрения полезности ДЭПЛ и иже с ними лучше вписываются в стратегию обороны AC/AD, которую реализует Китай, и лучше адаптированы к действиям в прибрежной зоне, то есть, эти лодки станут реальной частью именно оборонительной стратегии.
Согласно оценкам, изложенным в докладе «Модернизация военно-морского флота Китая: возможные последствия для ВМС США», опубликованном в Конгрессе США в начале этого года, ожидается, что к 2025 году Китай может построить и ввести в состав флота по меньшей мере 25 подводных лодок класса «Юань».
Неясно, сколько из них будет завершено по проекту «Тип 039C», и будет ли этот тип лодок выведен в отдельный подкласс, но это и не особенно важно. Важнее то, что лодки строятся, причем, на совсем другой верфи, в Ухане. То есть, строительство нового типа подводных лодок никак не отразиться на постройке лодок других классов и типов.
Появление подкласса типа 039C является еще одним доказательством того, что реализация плана модернизации ВМФ КНР будет сопровождаться не только количественным, но и качественным ростом.
И здесь китайцы действительно совершили прорыв, перейдя от лодок «Тип 035», которые были копиями советских подлодок, через класс «Тип 039» к новому классу «Тип 039С».
В США реально видят в этом определенную угрозу для своих интересов.
Здесь, конечно, стоило озвучить следующее: угроза со стороны новейших ДЭПЛ Китая если и существует реально, то она весьма своеобразно выглядит. У ВМС США прекрасный флот из атомных субмарин. И есть только одно место, где «Огайо» и «Вирджинии» смогут проиграть небольшим (по меркам атомарин) дизель-электрическим подводным лодкам. Это прибрежная зона.
И здесь надо понимать, что вариант, когда китайские ДЭПЛ окажутся в прибрежной зоне США весьма невелик. А вот атомные подводные лодки Штатов могут оказаться где угодно «во имя интересов демократии». То есть, и в прибрежных водах КНР.
И тогда наличие такого количества современных подводных лодок у Китая может действительно создать угрозу интересам США.
Но тут все просто: может, стоит поискать зону интересов в другом месте и подальше от китайских берегов?Автор:Роман Скоморохов