Звездная серия: «Орион» и «Сириус»
Российские БПЛА «Орион» оснастят средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Комплекс защитит от ракет-перехватчиков как сам беспилотник, так и группу летальных аппаратов.
Конфигурация бортового комплекса обороны прорабатывается исходя из принципа «цена-эффективность». Он может содержать такие элементы:
· система радиотехнической разведки;
· система активных помех индивидуальной и групповой защиты;
· ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет;
· станция оптико-электронного подавления;
· устройства выброса пассивных помех (т.н. тепловые ловушки и дипольные отражатели).
Возможности комплекса РЭБ очень зависят от мощности силовой установки, которая у «Ориона» не превышает 110 л.с., поэтому он не сможет заменить комплексы РЭБ, размещенные на пилотируемых летательных аппаратах.
БПЛА «Орион» в 2021 году прошел государственные испытания и был принят на вооружение. Эти беспилотные комплексы опробованы в боевых действиях в Сирии. Министерство обороны уже к концу 2021 года получит 2 серийных комплекса «Орион» с тремя летательными аппаратами каждый.
Тем временем фирма «Кронштадт» представила модернизированную версию «Ориона» с управлением через спутник. Спутниковый терминал обеспечивает увеличение дальности применения «Орион-С» до 1500 км. При этом управлять аппаратом можно из любой точки земного шара, а дальность ограничена только запасом топлива на борту.
Следом за «Орионом» в серию готовится его «старшая» модель – «Сириус». В данный момент создана рабоче-конструкторская документация, идет подготовка производства. «Сириус» унифицирован с «Орионом» по наземному комплексу управления, по бортовому оборудованию, по силовой установке и винту. Однако за счет использования двух двигателей вместо одного, он может брать значительно большую полезную нагрузку.
«Основное отличие состоит в том, что «Сириус» строился как более тяжелый вариант «Ориона» со спутниковым управлением и с возможностью взаимодействия с пилотируемой авиацией, то есть на нем изначально предусмотрена установка аппаратуры ОСНОД (объединенная системы связи, обмена данными и опознавания)», – цитируют РИА Новости слова главы компании «Кронштадт» Сергея Богатикова.
«Верный ведомый»
Работа по созданию тяжелого реактивного ударного БПЛА по проекту «Гром» находится на этапе эскизного проектирования. По нашему мнению, в этой нише «кронштадтцы» сильно отстают от «суховцев» с их «Охотником».
В принципе, эти аппараты находятся в одном классе – «верный ведомый» и, по нашему мнению, в серию пойдет только один – аппарат ОКБ «Сухого». «Охотник» в значительной мере унифицирован с российскими истребителями 5-го поколения: Су-57 и Су-75, находится на этапе летных испытаний, отрабатывается взаимодействие с пилотируемыми аппаратами.
Роевые технологии и воздушный старт
«Беспилотные авиационные комплексы в перспективе – это нейросеть, элементы которой смогут взаимодействовать между собой. Причем эта сеть будет многоуровневая, начиная от вычислителя миссии внутри летательного аппарата и заканчивая взаимодействием между летательными аппаратами на территории ведения боевых действий. Вот эта цель основная, к которой надо стремиться,» – считает Генеральный конструктор компании «Кронштадт» Николай Долженков.
«Кронштадт» работает над дронами с воздушным стартом – комплекс «Молния». Суть идеи в том, что БПЛА доставляются на поле боя на воздушном носителе (ударном или транспортном самолете). Такой подход имеет массу преимуществ:
· увеличивается масса полезной нагрузки на борту БПЛА;
· в разы возрастает дальность применения;
· появляется возможность одновременно доставить в район операции десятки дронов (ложных целей для ПВО, одноразовых ударных «камикадзе», возвращаемых дронов-ретрансляторов и дронов-разведчиков).
Ведется эскизное проектирование системы старта роя беспилотников с транспортника Ил-76. Конструкторы прорабатывают вариант как внутрифюзеляжного базирования, так и размещение БПЛА на внешней подвеске.
«Основная идея для роевых решений – это прорыв [эшелонированной] системы ПВО противника», – отметил Сергей Богатиков.
Сложность задачи состоит в том, что нужно создать систему управления с элементами искусственного интеллекта, которая сможет в автоматическом режиме анализировать большой объем разнородных данных и принимать решение на уничтожение целей. Современный воздушный бой становится слишком быстрым даже для человека, находящегося внутри пилотируемого аппарата или комплекса ПВО, не говоря уже о «пилотах на удаленке».
«Необходимо создать систему, которая, во-первых, способна принимать решение в быстро меняющейся обстановке без вмешательства оператора. Во-вторых, обучаться на собственном опыте и опыте других связанных систем. Они, как нервные клетки, должны быть связаны друг с другом. Это должен быть коллективный опыт, на котором программа самосовершенствуется, причем тоже без вмешательства человека», – так формулирует свою задачу Николай Долженков.
Перспективы
Разработка роевых технологий БПЛА – это мировая высшая лига, как средства ПРО, гиперзвуковые летательные аппараты, военный космос и глубоководные исследования. В этой сфере работают США, Европа, Китай и мы.
много слов мало дел…покажите на примере как они действуют на практике