Россия вырывается в лидеры в сфере создания БПЛА

Про100 За Правду

Звездная серия: «Орион» и «Сириус»

Российские БПЛА «Орион» оснастят средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Комплекс защитит от ракет-перехватчиков как сам беспилотник, так и группу летальных аппаратов.

Конфигурация бортового комплекса обороны прорабатывается исходя из принципа «цена-эффективность». Он может содержать такие элементы:

·        система радиотехнической разведки;

·        система активных помех индивидуальной и групповой защиты;

·        ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет;

·        станция оптико-электронного подавления;

·        устройства выброса пассивных помех (т.н. тепловые ловушки и дипольные отражатели).

«Орион» в серийном облике
«Орион» в серийном облике

Возможности комплекса РЭБ очень зависят от мощности силовой установки, которая у «Ориона» не превышает 110 л.с., поэтому он не сможет заменить комплексы РЭБ, размещенные на пилотируемых летательных аппаратах.

БПЛА «Орион» в 2021 году прошел государственные испытания и был принят на вооружение. Эти беспилотные комплексы опробованы в боевых действиях в Сирии. Министерство обороны уже к концу 2021 года получит 2 серийных комплекса «Орион» с тремя летательными аппаратами каждый.

Модернизированный БПЛА «Орион-С» с управлением через спутник, фото Саида Аминова
Модернизированный БПЛА «Орион-С» с управлением через спутник, фото Саида Аминова

Тем временем фирма «Кронштадт» представила модернизированную версию «Ориона» с управлением через спутник. Спутниковый терминал обеспечивает увеличение дальности применения «Орион-С» до 1500 км. При этом управлять аппаратом можно из любой точки земного шара, а дальность ограничена только запасом топлива на борту.

БПЛА «Сириус», фото Саида Аминова
БПЛА «Сириус», фото Саида Аминова

Следом за «Орионом» в серию готовится его «старшая» модель – «Сириус». В данный момент создана рабоче-конструкторская документация, идет подготовка производства. «Сириус» унифицирован с «Орионом» по наземному комплексу управления, по бортовому оборудованию, по силовой установке и винту. Однако за счет использования двух двигателей вместо одного, он может брать значительно большую полезную нагрузку.

«Основное отличие состоит в том, что «Сириус» строился как более тяжелый вариант «Ориона» со спутниковым управлением и с возможностью взаимодействия с пилотируемой авиацией, то есть на нем изначально предусмотрена установка аппаратуры ОСНОД (объединенная системы связи, обмена данными и опознавания)», – цитируют РИА Новости слова главы компании «Кронштадт» Сергея Богатикова.

«Верный ведомый»

БПЛА «Гром», фото Саида Аминова
БПЛА «Гром», фото Саида Аминова

Работа по созданию тяжелого реактивного ударного БПЛА по проекту «Гром» находится на этапе эскизного проектирования. По нашему мнению, в этой нише «кронштадтцы» сильно отстают от «суховцев» с их «Охотником».

БПЛА «Охотник» и Су-57
БПЛА «Охотник» и Су-57

В принципе, эти аппараты находятся в одном классе – «верный ведомый» и, по нашему мнению, в серию пойдет только один – аппарат ОКБ «Сухого». «Охотник» в значительной мере унифицирован с российскими истребителями 5-го поколения: Су-57 и Су-75, находится на этапе летных испытаний, отрабатывается взаимодействие с пилотируемыми аппаратами.

Роевые технологии и воздушный старт

«Беспилотные авиационные комплексы в перспективе – это нейросеть, элементы которой смогут взаимодействовать между собой. Причем эта сеть будет многоуровневая, начиная от вычислителя миссии внутри летательного аппарата и заканчивая взаимодействием между летательными аппаратами на территории ведения боевых действий. Вот эта цель основная, к которой надо стремиться,» – считает Генеральный конструктор компании «Кронштадт» Николай Долженков.

БПЛА «Молния» (макет)
БПЛА «Молния» (макет)

«Кронштадт» работает над дронами с воздушным стартом – комплекс  «Молния». Суть идеи в том, что БПЛА доставляются на поле боя на воздушном носителе (ударном или транспортном самолете). Такой подход имеет массу преимуществ:

·        увеличивается масса полезной нагрузки на борту БПЛА;

·        в разы возрастает дальность применения;

·        появляется возможность одновременно доставить в район операции десятки дронов (ложных целей для ПВО, одноразовых ударных «камикадзе», возвращаемых дронов-ретрансляторов и дронов-разведчиков).

Ведется эскизное проектирование системы старта роя беспилотников с транспортника Ил-76. Конструкторы прорабатывают вариант как внутрифюзеляжного базирования, так и размещение БПЛА на внешней подвеске.

«Основная идея для роевых решений – это прорыв [эшелонированной] системы ПВО противника», – отметил Сергей Богатиков.

Сложность задачи состоит в том, что нужно создать систему управления с элементами искусственного интеллекта, которая сможет в автоматическом режиме анализировать большой объем разнородных данных и принимать решение на уничтожение целей. Современный воздушный бой становится слишком быстрым даже для человека, находящегося внутри пилотируемого аппарата или комплекса ПВО, не говоря уже о «пилотах на удаленке».

«Необходимо создать систему, которая, во-первых, способна принимать решение в быстро меняющейся обстановке без вмешательства оператора. Во-вторых, обучаться на собственном опыте и опыте других связанных систем. Они, как нервные клетки, должны быть связаны друг с другом. Это должен быть коллективный опыт, на котором программа самосовершенствуется, причем тоже без вмешательства человека», – так формулирует свою задачу Николай Долженков.

Перспективы

Разработка роевых технологий БПЛА – это мировая высшая лига, как средства ПРО, гиперзвуковые летательные аппараты, военный космос и глубоководные исследования. В этой сфере работают США, Европа, Китай и мы.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. галимов

    много слов мало дел…покажите на примере как они действуют на практике

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *