«Регион» создает «Хищника», который станет «убийцей авианосцев»

https://svpressa.ru/war21/article/289661/

Торпеда «Футляр» превзошла американскую Mk 48, но не дотягивает до немецкой DM2A4ER

Владимир Тучков

Фото: Виталий Невар/ТАСС

Сетевое издание «Репортер» сообщает, что завершились испытания тепловой торпеды «Футляр». Она является модернизацией принятой на вооружение ВМФ Универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды (УГСТ) «Физик», обладая улучшенными характеристиками. Это означает, что «Футляр» превзошел по боевым характеристикам свою главную конкурентку — основную торпеду ВМС США Mk 48. Однако по дальности хода уступает некоторым европейским торпедам. А немецкой DM2A4ER с дальностью хода в 140 км — существенно.

Над тепловыми торпедами в России тяготел злой рок. Комиссия, выяснявшая причины катастрофы на атомной подводной лодке «Курск», пришла к выводу, что авария произошла в результате взрыва тепловой «толстой торпеды» — «Кит» 65−76А калибра 650 мм. Произошло это в результате утечки перекиси водорода, что стало причиной пожара и взрыва. Правда, эта версия отвергается целым рядом компетентных экспертов.

«Толстую торпеду» после обнародования результатов расследования сняли с вооружения. Хоть на тот момент она была самым эффективным вооружением многоцелевых подводных лодок, существенно превосходя по характеристикам электрическую торпеду УСЭТ-80.

Дальность «Кита» на максимальной скорости хода в 50 узлов достигала 50 км. На 35 узлах — 100 км. Эту торпеду вполне заслуженно называли «убийцей авианосцев». УСЭТ-80 развивала скорость в 45 узлов. Но на экономическом ходу имела дальность всего лишь в 18 км. Так что в 2002 году российские субмарины могли использовать только торпеды «вчерашнего дня», точнее — века, поскольку УСЭТ-80 появилась в 1980 году. Проигрыш американской Mk 48 (55 узлов, 50 км) был удручающим.

Но в связи с аварией на «Курске» у командования ВМФ сложилось резко негативное отношение к тепловым торпедам. Да, куда более совершенную, чем УЭСТ-80, торпеду «Физик» приняли в 2002 году на вооружение. Но чисто формально — торпеду на подводные лодки не пускали более десяти лет, требуя все новых и новых испытаний. И лишь в 2015 году «Физик» был утвержден к использованию на подводном флоте.

Разработка «Физика» началась в 1986 году в НИИ Мортеплотехника, входящем в концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор». И хоть торпеда и была готова в конце 90-х годов, но и поныне она является и современной, и эффективной. Достигнутые результаты поставили ее в один ряд с лучшими торпедами НАТО.

У торпеды существенно повышена скрытность за счет использования в качестве движителя не винта, а мало шумящего водомета.

Торпеда «Футляр» разрабатывалась в НИИ Мортеплотехники с высочайшей скоростью. Уже в 2018 году она была готова к испытаниям. И вот теперь они успешно завершены. Теперь эта торпеда стала в ВМФ основной и главной. «Футляр», производящийся в Каспийске на заводе «Дагдизель», поступает в первую очередь на вооружение главных российских атомных подводных лодок четвертого поколения проектов «Ясень» и «Борей».

Характеристики по отношению к базовой торпеде «Физик» подросли. Так, максимальную скорость хода удалось повысить до 65 узлов, а дальность — до 60 км (в некоторых источниках, достаточно компетентных, говорится о 70 км).

В модернизированной торпеде используется высокоэффективная тепловая пропульсивная система ТПС-53, благодаря которой и удалось существенно повысить характеристики. В ее газотурбинном двигателе используется жидкое однокомпонентное топливо Ott-fuel, позволяющее развивать мощность, равную 800 кВт. А мощность двигателя «Физика» равнялась всего лишь 350 кВт.

«Футляр», как и «Физик», имеет и еще одно достоинство по отношению к торпедам предыдущего поколения. Но оно, конечно, напрямую зависит от конструкции торпедных аппаратов новейших подводных лодок четвертого поколения. Раньше пуск торпеды был «сухим», то есть торпеда выпихивается из аппарата большим объемом сжатого воздуха. Это, во-первых, демаскирует лодку, поскольку создает значительный шум. Во-вторых, вырывавшийся на поверхность воды пузырь воздуха является прекрасным ориентиром для бомбометания противолодочными самолетами.

Теперь используется бесшумный «мокрый» старт, при котором торпеда выталкивается из аппарата мощным напором воды. При этом используются импульсно-турбонасосные агрегаты, прокачивающие за секунду 5 кубометров воды. Это обеспечивает не только скрытность торпедной стрельбы, но и мгновенное использование оружия. Потому что не требуется ждать, когда компрессор поднимет в камере давление воздуха до необходимого уровня.

Помимо традиционной торпеды «Футляр» наша оборонка создает принципиально новую торпеду «Хищник», которая, по сути, является подводной ракетой. Правда, такой прецедент уже существует. И он был в полной мере реализован. Однако ВМФ от такой ракеты отказался.

В 1977 году на вооружение ВМФ поступила торпеда калибра 533 мм ВА-111 «Шквал», созданная в НИИ-24 (ныне — Государственное научно-производственное предприятие «Регион», входящее в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»). Она имела фантастическую скорость, равную 200 узлам (370 км/час). Вначале на торпеду устанавливали ядерную боеголовку мощностью 150 кт. Впоследствии ее заменили на обычную.

Столь чудовищная скорость была получена за счет кавитационного эффекта. Его сущность состоит в том, что торпеда перемещается в воздушном пузыре. Тем самым во время движения она преодолевает сопротивление не воды, а воздуха. Пузырь, обволакивающий торпеду со всех сторон, создается парогазовой установкой, расположенной в носовой части.

При этом в роли движителя выступает реактивная струя твердотопливного прямоточного реактивного двигателя. Двигатель кардинально отличается от тех, которые используются в летательных аппаратах. В качестве рабочего тела и окислителя в нем работает морская вода. А топливом являются гидрореагирующие металлы.

Однако были у торпеды и недостатки. Запущенная с глубины в 30 метров, она летела к цели на глубине 6 метров и при этом издавала сильный шум. Более того — оставляла на поверхности моря отчетливый след, который указывал на местоположение подводной лодки, ее запустившей.

Также у нее отсутствовала головка самонаведения. Что было вызвано двумя объективными обстоятельствами. Во-первых, какое-либо существенное маневрирование на такой скорости невозможно без разрушения парогазового пузыря. Во-вторых, из-за сильных шумов и вибрации ГСН не может слышать никого и ничего, кроме своего реактивного двигателя. Условно говоря, «Шквал» был подобен неуправляемому реактивному снаряду.

Также невелика была и дальность. Она не превышала 13 километров. То есть для атаки авианосца лодка должна была внедриться в зону противолодочной обороны авиационной ударной группы противника.

Таким образом, при феноменальных технических данных торпеда с практической точки зрения оказалась малоэффективной. И в конце концов, «Шквал» сняли с вооружения, отдав предпочтение традиционным торпедам.

Сейчас ГНПП «Регион» разрабатывает кавитирующую торпеду «Хищник», которая была бы лишена недостатков «Шквала». Ее скорость должна превысить 100 м/с. Об остальных характеристиках не сообщается.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Немцы, кажется, в 1944 году, применяли подобные торпеды. В частности, против транспорта «Марина Раскова» и 3-х эсминцев охранения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *