10 июня 2021 года глава Объединённой Судостроительной корпорации А. Рахманов сообщил общественности следующее:
«Если в рамках имеющегося нашего понимания на корвете будут применены современные технологии, то, собственно говоря, строительство его может затянуться до момента отработки этих технологий».
«А если принимать во внимание, что сам корабль может стать опытовым судном, тогда никогда (не войдет в состав ВМФ. – «ИФ»). Оно будет бороздить морские просторы и отрабатывать новые технологии».
«Если это реально будет опытовое судно, то оно будет введено в эксплуатацию как опытовое судно».
Ключевым моментом тут является фраза «собственно говоря, строительство его может затянуться до момента отработки этих технологий», явно намекающая на то, что корабль не будет построен ещё долго. О чём, кстати, информированные источники в ОПК говорили ещё до его закладки, утверждая, что назначение проекта – не постройка супер корвета, а освоение бюджетов, наглое настолько же, насколько открытое. И о том, что корабль может оказаться неспособным применяться по предназначению, тоже говорилось, и очень много. И вот, после расхода многих десятков миллиардов на этот проект нам намекнули на его потенциальный итог.
Ошеломляет?
Ведь за этот проект в онлайне много лет надрывалась целая армия ботов и продажных журналистов, которые как только его не расхваливали. А тут вдруг такие намёки… Причём, что важно – инсайдеры сообщают, что исходит эта идея не от самого А. Рахманова, а от заказчика, то есть ВМФ. Очевидным образом, на стороне заказчика понимают, насколько большой будет дыра в обороне страны с таким кораблём в качестве боевой единички, и страхуется от этого, да и отвечать за провал в Главкомате не хотят – все главные зачинщики этой аферы, носившие погоны, уже поувольнялись.
Самому Алексею Леонидовичу тоже пора начинать стелить соломку насчёт «Дерзкого Меркурия» – обвал этого проекта будет достаточно масштабным, чтобы убить не только виновных (в плохом варианте – не столько виновных, это у нас, к сожалению, бывает), но и тех, кто просто «стоял рядом» – а господин Рахманов, будучи лично непричастным к этой афере, «стоит» к ней достаточно близко, чтобы «уважаемые люди» упустили возможность сделать из него стрелочника. Он, конечно, не виноват, но это у нас значимым фактором не является, увы.
Прецеденты назначения виновных таким способом у нас в стране есть – тот же вице-адмирал Бурсук слетел совсем не только и не столько за свои ошибки, сколько за результаты действий и бездействия совсем других людей (из структур вообще не имеющих отношение к ВМФ РФ), на которые он никак не мог повлиять. Здесь будет ещё более эпичный по масштабам провал, который ещё и стоил стране обновления надводных противолодочных сил ближней морской зоны – и это уже не исправить, время упущено. Никакие корабли, способные бороться с подлодками, в нашей стране не закладываются с 2016 года. Этот удар «уважаемые люди» от себя будут отводить по-любому, так что А. Рахманову пора напрячься.
Стоит рассмотреть, однако, такой вопрос – а что можно сделать с «Меркурием» для того, чтобы вернуть хотя бы небольшую часть средств, вложенных в эту «пилораму», и всё-таки получить какой-то боевой корабль в результате этих вложений? Но сначала – о той соломинке, которая ещё, конечно, не сломала хребет этому верблюду, но, возможно, что сломает.
«Заслон»
Не будем ходить вокруг да около – причина в радиолокационном комплексе (РЛК) производства АО «Заслон». Как утверждают «люди в теме», эта выдающаяся организация, которая запустила свои щупальца и во флот, и в ВКС, не может обеспечить интеграцию в радиоэлектронное вооружение кораблей своих чудо-комплексов, с огромной ценой, большими потребными внутренними объёмами в корабле, бешеным энергопотреблением и, к сожалению, нулевой боевой эффективностью. И, видимо, не может теперь и обеспечивать серию.
Из двух сданных флоту кораблей с этим комплексом один – корвет проекта 20385 «Гремящий» после более года доработок всё-таки смог сбить одну цель (при этом организация этих стрельб была такова, что «чудо»-РЛК можно было вообще не включать), показав ТТХ на уровне комплексов начала 60-х годов. Второй корабль – корвет проекта 20380 «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», по сообщениям Минобороны, сбил ракету-мишень с помощью пушки, при этом никакого видео пресс-служба Минобороны не показала, а самое главное – нет никаких сообщений о том, что этот корабль хоть раз стрелял зенитными управляемыми ракетами (ЗУР). Из этого легко можно сделать вывод о том, что зенитно-ракетный комплекс на корабле вообще не боеспособен.
Конечно, сейчас Минобороны может организовать «стрельбу по секундомеру» – загрузить в БИУС будущий маршрут ракеты-цели и синхронизировано по времени с её пуском, выстрелить ЗУР 9М96 в ту точку, в которой по расчётам в это время будет ракета-мишень. ТТХ ЗУР 9М96 позволяют ей сбить мишень в ходе такого трюка и при пуске нескольких ЗУР – даже не одну, но на войне, конечно, так стрелять не получится. Фокус останется фокусом.
По факту РЛК «Заслон» – это массогабаритный макет РЛК. Эффективность у него по сравнению с реальными комплексами такая же, как у массогабаритного макета автомата, к которому прикрепили настоящий штык-нож, в сравнении с настоящим автоматом. То есть убить им как бы можно, но «есть нюансы».
Именно такие РЛК наша система позволяла гнать во флот, с ним уже сданы «Гремящий» пр. 20385 и «Алдар Цыденжапов» пр. 20380, с ним готовится к испытаниям «Ретивый», достраиваются «Строгий» и «Резкий» проекта 20380 и «Проворный» проекта 20385. Новые корветы, которые почти год назад требовал заложить президент Путин, тоже законтрактованы с этим комплексом.
И чудо-корабль проекта 20386, конечно же, тоже должен был оснащаться чудо-поделкой от «Заслона», просто другой, но настолько же «эффективной».
Но вот с поставками комплекса начались проблемы. И, возможно, эти проблемы «догонят» не только 20386, но и другие корветы.
Посмотрим на фото – большой корпус, это «Меркурий», малый рядом с ним – «Строгий», проекта 20380. Последний так выглядит спустя шесть лет после закладки, хотя обычно за 6–7 лет неторопливой работы «Северная верфь» уже делала полноценный спуск на воду, после которого корабль шёл к достроечной стенке. Эти ребята, в принципе, не любят работать быстро, но тут они, что называется, превзошли самих себя.
Почему?
Рискнём предположить, что «Строгого» топит то же самое, что и «Меркурий» – РЛК. Это единственная «составляющая» корабля этого проекта, которая может вызвать настолько большую задержку с постройкой.
Если поинтересоваться о том, как независимая пресса освещает деятельность «Заслона», то можно найти вот такие вещи:
– В октябре из ЦНИИ ВВС на «Заслон» приехала комиссия, чтобы принять все это имущество, но тут выяснилось, что часть материалов просто утрачена, а то, что было в наличии, никак не может стоить 800 млн руб.
Другой собеседник, подтвердивший, что комиссия из ЦНИИ ВВС Минобороны РФ занималась приемкой материалов по проекту «Дротик», рассказал, что специалисты были шокированы, когда увидели уцелевшую на складах предприятия матчасть.
«Телескоп без телескопной трубы, полуразрушенный макет ракеты, два стареньких ноутбука марки Acer, куча проводов, радиотелефон Panasonic и несколько серверных стоек и мониторов. В общем, стало понятно, что на сотни миллионов такое имущество явно не тянет, – говорит офицер.
– Но самое главное, не исключено, что попутно было утрачено и программное обеспечение, которое разрабатывалось с целью обнаружения и захвата ракет и гиперзвуковых летательных аппаратов.
Кроме того, комиссия не обнаружила целый ряд секретных документов по проекту.
По словам собеседника, на «Заслоне» им заявили, что документы якобы были изъяты в рамках уголовного дела, которое возбудила нижегородская полиция. Причем изъятие документации произошло буквально за три дня до приезда комиссии.
И далее по ссылке.
Не будем утверждать, что всё написанное по ссылке – правда. Конкурентные войны в нашей стране – дело обычное, недоброжелателей и конкурентов у АО «Заслон» хватает, у его хозяев – тоже (и не только по бизнесу). Тем не менее результаты работы этой организации в области кораблестроения однозначны.
И именно эти однозначные результаты в итоге, если верить причастным к кораблестроению лицам, и привели к тому, что «Строгий» встал у стенки, а из «Меркурия» предлагают сделать невоенное опытовое судно, со сроком сдачи «когда-то потом».
Что делать с РЛК для строящихся корветов проектов 20380 и 20385?
Ответ для всех недостроенных кораблей такой – ставить отработанный комплекс, например, унифицированный с МРК «Каракурт» – РЛС «Позитив» для обнаружения воздушных целей с аппаратурой радиокоррекции ЗУР и работы в приводном слое, «Минерал-М» для выдачи целеуказания по надводным целям комплексам ракетного оружия, либо «башню» с АФАР от КБП (реально работающую, в отличие от «заслоновского чуда»), РЛС «Пума» для управления огнём артиллерийского орудия, мачта с радиопрозрачной вставкой, как на «Каракурте».
С таким набором радиолокационных средств корабль, с одной стороны, станет дешевле процентов на двадцать как минимум, а с другой – окажется боеспособным в части поражения воздушных и надводных целей «без скидок». Подробнее вопрос о радиолокационных средствах корветов был рассмотрен в статье М. Климова «Гремящий» и другие. Получит ли наш флот эффективные корабли ближней зоны?».
Что делать с уже построенными корветами с МФ-РЛК?
Минобороны стоит поспрашивать об этом у «Заслона», только не сейчас, а когда провал с РЛК что называется «бахнет», с проходом «ударной волны» до самого верха нашей «вертикали власти», когда уже «Заслон» не сможет прятаться от ответственности.
Нам же стоит рассмотреть другой вопрос – а что можно сделать с корпусом «Меркурия», чтобы какой-то боевой корабль на его базе всё-таки получить?
Есть ли варианты?
Есть.
Лёгкий фрегат
Ещё раз смотрим на фото корпуса 20386.
Корабль существенно больше корветов 20380, которые с Балтики нормально бегали в Красное море, а из Владивостока к Гавайям. При этом, если верить заявлениям официальных лиц, которые делались в начале этого славного проекта, то корабль в силу специфических обводов, глубже «зарывается» в волну, что, с одной стороны, повышает заливаемость носа, но с другой – несколько улучшает поведение на волнении и снижает качку.
Мореходность у корабля, по обещаниям ЦМКБ «Алмаз», лучше, нежели у 20380. Скорость у корабля с такими обводами должна превышать 30 узлов, дальность экономического хода и проекта 20386 должна была составлять 5000 миль, что говорит о хороших запасах топлива на борту. Автономность – 30 суток, это в два раза больше, чем у корветов проекта 20380.
Чтобы оценить потенциал этого корпуса, прибегнем к сравнению.
«Меркурий» в самом широком сечении корпуса более чем на метр шире, чем фрегат типа «Оливер Перри». Последний имеет неоптимальные основные размерения и по ширине в самом широком месте всего на 70 сантиметров превосходит корвет проекта 20380 или 20385, и несёт при этом два вертолёта. На корпус с шириной как у 20385 два вертолёта тоже бы вписались, а это значит, что на 20386 их вполне можно разместить, в нормальном ангаре, конечно, не под палубой.
В силу больших размеров, скорее всего, на таком корабле можно разместить как минимум на одну пусковую установку ЗРК «Редут» больше, чем на том же 20385, что позволит довести число ЗУР на борту до 24, как у фрегата проекта 11356. При этом место под как минимум одну универсальную вертикальную пусковую установку 3С-14 под «Калибры», «Ониксы» и «Цирконы» на корабле останется, а возможно, удастся разместить и две.
Фактически по ширине и осадке корпус проекта 20386 идентичен фрегату 11356, просто он при этом короче на 16 метров. На нём необязательно нужно ставить РБУ-6000 и 53-см торпедные аппараты, радиоэлектронное вооружение сейчас производится куда более компактное, нежели то, что устанавливалось на 11356 (можно привести в пример только одну лишь четвёрку радиолокационных станций подсветки цели МР-90 «Орех», которые на современном корабле не нужны). А значит, что внутренние объёмы корпуса проекта 20386 при его перепроектировании и частичной перестройке, а также с другой (более соотносящейся с реальностью) надстройкой вполне позволяют разместить на этом корабле вполне адекватное по силе оружие и, возможно, даже два вертолёта.
Конечно, архитектура этого гипотетического нового корабля будет совсем иной, нежели у исходного 20386. Верхнюю палубу придётся срезать – оптимальное взаимное расположение орудия и УВП ЗРК совсем другое.
К сожалению, уже началось изготовление редукторной передачи 6РП, и этот корабль в любом случае останется с очень неоптимальной системой частичного электродвижения – со всеми недостатками последнего, но практически без его достоинств. Если бы не это, то можно было бы просто унифицировать корабль по ГЭУ с фрегатом проекта 22350 – так было бы лучше во всех отношениях.
В итоге на выходе может получиться не самый плохой лёгкий фрегат.
Вместо которого, конечно же, можно было построить что-то или более дешёвое, или более нужное. Но с другой стороны, пусть хоть такая единичка будет, корпус-то уже есть, часть наполнения однозначно заказана, не пропадать же? Да, он будет один и по факту пополнит наш «флот образцов». Но так уж у нас делаются дела, «флот образцов» у нас в любом случае уже почти что есть.
Чуть более трёх лет назад, в марте 2018 года, автор в своей статье «Хуже, чем преступление. Строительство корветов проекта 20386 – ошибка» предложил один из вариантов для будущей судьбы этого проекта (до фактического начала его постройки было ещё примерно 8 месяцев):
«Как вариант, этот корабль можно достроить как опытовый и одновременно учебный, для отработки радиоэлектронного оборудования, принципиально новой главной энергетической установки, для испытания инновационных обводов корпуса и оценки реального значения малозаметности в радиолокационном диапазоне волн. Помимо вышеперечисленных задач, его можно использовать как учебный (внутренние объёмы позволяют разместить большое количество курсантов) и для обучения пилотов вертолётов поиску корабля в море, посадке на корабль и полётам с него. Возможно, стоит обойтись упрощённым и сокращённым комплектом вооружения на этом корабле, раз он не будет боевым».
Этот вариант рассматривался как наименьшее зло, по сравнению с постройкой полноценного корабля по изначальному проекту, но как большее – по сравнению с волевым решением о прекращении работ. Сейчас же, в отличие от тех времён, корпус корабля уже частично построен, и есть некий задел по его наполнению. И вот сейчас идёт попытка принятия запоздалого решения, того, которое надо было принимать ещё в 2018 году, раз уж этой афере дали родиться.
И да – это и сейчас меньшее зло, по сравнению с попыткой достройки корабля по изначальному проекту.
Но, возможно, стоит рассмотреть вариант с «освоением» корпуса, мощностей «Звезды-редуктор» и турбин другим образом? Это и реально, и не поздно. Да, деньги на старый проект выброшены на ветер. Но их уже не вернуть. Так пусть хотя бы какая-то нормальная единичка всё-таки встанет в строй, пусть и по безумной для такого корабля цене.
Желательно перед этим убедиться, что с обводами не напортачили – ситуация, когда ширину и осадку, как у фрегата 11356, получает корабль, который короче на 13 %, тоже вызывает вопросы. Но такая проверка как раз не проблема, от слова «вообще» – даже в наших условиях. Как и врезка в корпус дополнительной секции, если будет нужно. Хотя бы корпусные работы у нас в стране ещё проводят нормально и при необходимости – быстро.
А значит – проработать вопрос перестройки «Меркурия» в нормальный корабль нужно в любом случае.
Автор:Александр Тимохин