Продажа авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» вызвала споры и недовольство экипажа

https://ptzgovorit.ru/news/prodazha-avianesushchego-kreysera-rf-vyzvala-spory-i-nedovolstvo-ekipazha

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 7 октября в 2000 году

Ровно 20 лет назад начался официальный визит президента России Путина В.В. в Индию. В ходе этого визита были затронуты и вопросы поставок в эту страну военной российской техники. Вопрос продажи авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», который являлся подшефным кораблем Петрозаводска, поднимали уже не первый год. По предварительной информации, на этот раз он должен был разрешиться в пользу индийкой стороны, которая намеревалась его купить. Это вызывало у военнослужаших, а также у лиц, причастных к жизни корабля, неоднозначную реакцию. Первый раз о продаже Индии авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» заговорили в 1994 году. Сделку отложили по необъясненным причинам. Все это время вопрос продажи висел над экипажем и над несущими на борту службу призывниками, как дамоклов меч.

В ходе визита главы государства в Индию проблема поставок военной техники возникла вновь. В числе стратегических вопросов снова заговорили о продаже авианосца. Все шесть лет корабль стоял сначала в Мурманске, потом на верфях Северодвинска. По мнению тех, кто служил на этом корабле, затянувшаяся эпопея с продажей авианосца — ни что иное, как понижение стоимости миллиардного по своей цене крейсера.

«Именно вот этим, очень давним отстоем снижается цена корабля. То ли это был ранее боевой корабль, за который просили одну цену, то ли это уже корабль, на ремонте — уже другая цена. И корабль отстоя — тот, что готов только на металлолом, это совершенно маленькая цена уже», — заявил Сергей Сандаков, бывший заместитель командира крейсера «Адмирал Горшков».

На строительство подобного корабля уходит десять лет. 14 тысяч километров — только площадь переходов. Всего на крейсере три тысячи помещений. Многие из призывников за годы службы на крейсере даже ни разу не встретились. Узнав на гражданке о том, что в одно время служили на борту авианосца — удивлялись. Ранее экипаж корабля насчитывал 1250 человек. Когда же садилось еще и авианесущее крыло, это было две с половиной тысячи. Разумеется за военную мощь приходилось платить. И платить дорого. Но по мнению специалистов, это не дороже, чем затраты по списанию бригады малых кораблей. Другое дело, что тогда стране приходилось выбирать: либо оставаться мощной военно-морской державой, либо отказываться от имперских привычек и жить по средствам. Именно такой аргумент обычно приводили чиновники в пользу продажи военной техники. Но дальнейший путь средств от продажи того же оборудования — как правило оставался государственной тайной.

В итоге отцов российской демократии вырученные деньги на долго не спасали, а страна теряла объекты, которые собственно и делают ее военно-морской державой. «Последние поступления кораблей на наш флот, таких как «Чебаненко», «Петр Великий» и «Кузнецов», это капля в море по сравнению с тем, какой флот мы имели раньше», — отметил Сандаков. Аналогов в России «Адмиралу Горшкову» не было. Всего их было четыре корпуса. Военноначальники в таких случаях кивали на Америку, у которой, дескать, 38 авианосцев. Часть из них стояла в доках, но содержалась, как ценная боевая единица. И если бы подобные российские корабли (продолжали мысль военноначальники) стояли бы на рейде в Средиземном море в 1999 году, НАТО-вские силы вели бы себя в Югославии не так нагло. Впрочем, дебаты по продаже авианосца не прошли даром. Часть оборудования демонтировали, и корабль постепенно выводили из боевого состава. Чем опять же подтверждалась идея намеренного удешевления крейсера.

Целесообразность продажи вызывала сомнения еще и потому, что корабль традиционно был местом прохождения срочной службы наших призывников. Мнение Светланы Алешиной, у которой на корабле служил племянник, было однозначно — лучше нести воинский долг на Северном флоте, чем на Северном Кавказе.

«Илья мне как сын. Мой брат погиб, и его воспитывала моя семья. Я думаю, что если продадут Адмирал Горшков, то Илья может попасть служить на Кавказ. Мне бы не хотелось, чтобы он туда попал. Это единственное, что мне осталось от моего родного брата. Я хочу, чтобы мой, можно сказать, сын остался жив. И закончил службу на крейсере, там, где ему нравится, где он в восторге от своей службы», — говорила женщина.

В 1994 году «Адмирал Горшков» стал подшефным кораблем города Петрозаводска. За все это время на борту крейсера отслужило более 400 жителей нашего города. В 2000 году осенью там несли службу 12 петрозаводчан. Кроме продуктов и одежды, которую подшефные призывники получали от города, у них, а также у их родителей были гарантии, что местом их службы не станет горячая точка. Пока же судьба крейсера зависела от исхода официальных переговоров на президентском уровне в Индии. Кстати, вооружение этой страны на 70% состояло из военной техники Советского Союза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *