На фото: красавец и гордость космонавтики 21 века — безотказный двигатель РД-180.
Много пишу на тему «Космоса», в комментариях к статьям мне несколько раз задавали вопрос, почему Россия только продает космические двигатели РД-180, а не использует их сама ?
Ответ напрашивается сам собой, что у России нет ракеты под данный двигатель, так как в России, по сравнению с СССР, выделяется значительно меньше средств на развитие космоса, потенциал науки и промышленности существенно упал. Новых ракет почти не создают, старые используют по-минимуму. Так и отвечал.
Но в результате более глубокого изучения данного вопроса мне удалось выяснить необычайно интересные обстоятельства, почему двигатель РД-180 не используют в России. О них и пойдет речь в данной статье.
Коротко о двигателе РД-180, так как это имеет прямое отношение к ответу на данный вопрос.
То, что до сих пор создается в России, как правило, было разработано в СССР, но тогда чуть-чуть не успели завершить проект или запустить его, или сейчас идет переделка старого, в лучшем случае модернизация;
РД-180 не исключение. Это располовиненный советский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД), работающий на смеси керосина с кислородом, — РД-170. Четырехкамерный двигатель закрытого типа РД-170 был создан КБ «Энергомаш»в 1981 году для ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия», что вывела в космос многоразовый космический корабль «Буран» в 1988 году.
На фото: гордость советской космонавтики: ракета-носитель «Энергия» и многоразовый космический корабль «Буран».
Кому принадлежат права на двигатель РД-180.
Двигатель РД-180 также был создан КБ «Энергомаш», но уже не в СССР, а в России. Времена были трудные — лихие 90-е, приходилось выживать. Заказы в России отсутствовали, поэтому на базе уникального РД-170 решили создать более легкий двигатель, предназначенный для тяжелых ракет, которому на тот момент не было аналогов в мире, как нет и сейчас, и предложить его на внешнем рынке.
В 1995 году компания Локхид Мартин (США) искала поставщика качественных и дешевых двигателей для запуска ракет «Атлас», используемых для военных и коммерческих целей, объявила конкурс. Вот для участия в данном конкурсе двигатель РД-180 и создавался, так утверждает Борис Каторгин — генеральный директор и генеральный конструктор НПО «Энергомаш» с 1991 по 2005 годы. При этом, создание космического двигателя для США, как и для любого другого иностранного государства, было изначально невозможно без разрешения от высшего руководства страны. Нет никаких сомнений, что еще до начала создания ЖРД РД-180 была достигнута договоренность об его экспорте из России между Кремлем и представителями США.
На фото: академик Борис Каторгин, под его руководством был создан РД-180.
Хронология событий:
13 января 1996 год — НПО “Энергомаш” стало победителем в конкурсе на разработку ЖРД для модернизированной РН «Атлас IIAR » компании Локхид Мартин (США).
5 июня 1996 год — НПО «Энергомаш» и фирма «Pratt&Whitney» , основанная еще в 1860 г., подписали контракт о совместной разработке и изготовлении опытных образцов, испытании и сертификации нового российского бустерного двигателя РД-180. 14 июля 1996 года данный контракт вступил в силу.
15 ноября 1996 год — проведено первое огневое испытание ЖРД РД-180, разрабатываемого для первой ступени американской РН «Атлас IIAR», на стенде НПО “Энергомаш” в Химках.
1997 год — учреждена компания «РД-Амрос» (RD Amross LLC) — совместное предприятие НПО «Энергомаш» и американской компании «Pratt & Whitney» (подразделение United Technologies) на паритетных началах. В 1997 году производитель «Атлас» компания Lockheed Martin договорилась с «РД-Амрос» о поставке в общей сложности 101 двигателя за $1 млрд.
То есть права на продажу ЖРД РД-180 в США принадлежат компании «РД-Амросс». А права на ЖРД РД-180 принадлежат компании«Pratt&Whitney», которая воспользовавшись тяжелым материальным положением НПО «Энергомаш», смогла навязать ей свои кабальные условия. Причем детали договора до сих пор хранятся в тайне.
Естественно, что фирма «Pratt & Whitney» не пошла бы на совместную разработку, не вложила свои деньги, если не получила особых прав на ЖРД РД-180. А средства пришлось вложить немалые. При создании РД-180 из РД-170 очень многое пришлось изменить.
При создании двигателя РД-180 вдвое сократился расход компонентов топлива, поэтому необходимо было перепроектировать турбонасосный агрегат и ряд агрегатов автоматики.
По первоначальной оценке унификация двигателей РД-180 и РД-180 составляла 75 %.
Однако в процессе отработки двигателя РД-180 по техническому заданию «Локхид Мартин» были найдены более совершенные, нежели примененные в двигателе РД-170, конструкторские решения по ряду агрегатов, в том числе изменена конструкция направляющего аппарата насосов, улучшены условия работы подшипников турбонасосного агрегата, увеличен к.п.д. агрегатов подачи, разработан новый подбаковый разделительный клапан. Кроме того, фланцевая конструкция газогенератора заменена сварной, а схема двигателя упрощена. Многие, из указанных узлов и агрегатов, запатентованы международным патентным правом и принадлежат США, точнее «Pratt & Whitney» .
Конечно, данные разработки осуществлял «Энергомаш», но на американские деньги и на условиях компании «Pratt & Whitney», которые она диктовала. То есть права на ЖРД РД-180 принадлежат «Pratt & Whitney», более того, данная компания получила права на производство двигателя РД-180 в США, чем она захотела воспользоваться, но не смогла задуманное осуществить (подробно об этом напишу в следующей статье, сие тема большого, отдельного разговора). О чем руководство«Pratt & Whitney» изначально предупреждал академик, генеральный директор НПО «Энергомаш» Борис Каторгин, вот его слова.
Американцы думали, что они начнут с нами работать, а года через четыре будут сами воспроизводить РД-180. Я им сразу сказал: вы затратите больше миллиарда долларов и десять лет. Четыре года прошло, и они говорят: да, надо шесть лет. Прошли еще годы, они говорят: нет, надо еще восемь лет. Прошло уже семнадцать лет, и они ни один двигатель не воспроизвели. Им сейчас только на стендовое оборудование для этого нужны миллиарды долларов. У нас на «Энергомаше» есть стенды, где в барокамере можно испытывать тот же двигатель РД-170, мощность струи которого достигает 27 миллионов киловатт.
Поэтому «Пратт энд Уитни» вынуждена производить РД-180 в России, на НПО «Энергомаш». Сейчас в США с помощью РД-180 осуществляют запуск ракеты-носителя Атлас-5, то есть все запуски в космос военных космических аппаратов, в том числе спутников-шпионов, а также коммерческие запуски. Старый контракт истек, все двигатели по нему поставлены, причем поставлялись они по уникально низкой цене. Но замены РД-180 у США нет до сих пор. Поэтому Штаты вынуждены были заключить новый договор с НПО «Энергомаш» на дополнительное производство РД-180, но уже по более высокой цене. Поставки рассчитаны до 2022 года.
В России же двигатели РД-180 хотели установить на Ракеты «Русь-МТ-50» и «»Ангара», но получили отказ от «Pratt & Whitney» , по условиям контракта наша страна не может изготавливать РД-180 для своих целей, а должна закупать его у данной американской компании.
На фото: ракета «Ангара» пока не готова заменить легендарную ракету «Протон».
В результате начали разработку аналога — двигателя РД-180В в 10-е годы, но не преуспели в этом, так как проект «Русь-М» закрыли совсем.А на «Ангару» установят ЖРД РД-191, который представляет собой одну четверть от того же РД-170. Своего Россия в космосе за последние 30 лет пока ничего создать не смогла.
Китай несколько лет назад изъявил желание приобрести ЖРД РД-180, но дальше разговоров дело не продвинулось, что также говорит о том, что Россия не может сама распоряжаться двигателями РД-180.
США запрещает РФ использовать советские двигатели РД-180: при этом Россия их и производит. Как так получилось?
РД-180 – ракетный двигатель российского производства, которым оснащаются ракеты США. В частности, подобными комплектуются американские ракеты Атлас (5, 7 и др.).
Но, смотрите, какая штука получается: двигатель производится в России и только под американские проекты. Не кажется вам такое положение дел странным?
РД-180 – это двигатель, который разрабатывался еще в СССР. Но так получилось, что права на это изобретение оказались у американцев. США обратились в международное патентное ведомство и получили все необходимые бумаги, подтверждающие, что владельцами прав на технологии имеет именно Америка.
Поэтому-то Штаты имеют полное право запрещать России использовать РД-180.
Об этом не говорят по ТВ, но все прозрачно и очевидно, если ознакомиться с информацией в интернете.
Возникает резонный вопрос: если США обладают патентами на эти самые двигатели, то почему они сами их не производят? Дело в одной простой вещи: в Америке нет заводов, где могли бы изготавливать детали для РД-180. Многие элементы конструкции нужно делать по российским и советским (тем, что не утратили еще актуальность) ГОСТам.
Вот и приходится Америке заказывать свои же двигатели у России, которую многие в США рассматривают в качестве противника.
Парадоксальная ситуация!
Справедливости ради отмечу, что наши производители РД-180 не могут, к сожалению, получить информацию о том, как будут использоваться эти двигатели. Минус. Но ничего не поделаешь. Американские заводы, выпуская машины, скажем, «Форд», не спрашивают у российских покупателей, по каким дорогам те будут кататься. Впрочем, в ситуации с РД-180 дела обстоят немного иначе. Не стоит сравнивать, наверное, гражданский автомобиль с ракетным двигателем.
Мое мнение:
Произошедшее могло произойти только по одной причине — потому, что Россией управляют эффективные менеджеры типа Дмитрия Рогозина, Дмитрия Медведева, Анатолия Сердюкова — готовые продавать все и вся — лишь бы получить доходы в личные карманы.
Самое страшное, что поставляемые двигатели в США РД-180 могут быть установлены на баллистические ракеты, нацеленные на Россию или Китай или Иран или любую другую страну.
Воистину деньги, как говорятся не пахнут. Но в данном случае пахнут кровью. Кровью нашей, наших детей и внуков.
Можно не верить Алексею Навальному, можно его не любить. Но послушать надо, чтобы понять куда и откуда идут деньги. А сколько их уже находятся в западных банках и недвижимости можно только догадываться.
Россия-Матушка стоит как кость в горле у так называемого «цивилизованного сообщества». Вот и засланы «эффективные менеджеры»… Чтоб они… перевелись поскорее.