Новые суда для будущих войн

https://topwar.ru/194567-novye-suda-dlja-buduschih-vojn.html

Военное обозрение  Флот

Корабль-арсенал ведет огонь

«Зеленые войны». Мы продолжаем рассматривать перспективы так называемых «зеленых войн» или же войн недалёкого будущего, основы которых, между прочем, закладываются уже сейчас. Например, не так давно целый ряд военных специалистов США вдруг опять начали вести речь о так называемых кораблях-арсеналах. В связи с чем? Да в связи с проходящей операцией в Украине, ставшей беспрецедентным примером использования крылатых ракет различного базирования. Демонстрация того, как российские корабли запускают одновременно по 7-8 ракет «Калибр», безусловно впечатляет. Но и заставляет задуматься. Ведь на многих из них это весь их боекомплект. Запустили и… что дальше? Идти на перезарядку на базу и жечь мазут или перезаряжаться в море и опять-таки жечь мазут, только уже на корабле снабжения. Между тем, конструкция ракетоносного корабля-арсенала с большим запасом тех же ракет на борту позволяет ВМС добиться радикального увеличения ракетной мощи такого судна при минимальном объеме затрат на его постройку. А вот с чем это связано и какие выгоды американские адмиралы рассчитывают получить?

Начало начал…

Самые первые проекты судов такого типа начали появляться в США ещё в 1986–1996 годах. В то время корабль-арсенал мыслился как роботизированная самоходная платформа с огромным — до 500 единиц — запасом пусковых контейнеров для самых разных типов ракет, которые из этих контейнеров запускались бы вертикально. Самое интересное, что действовать такой корабль должен был бы как авианосец, то есть будучи прикрыт судами охранения и в составе соединения, а целеуказания получать с других кораблей. Именно поэтому это судно и было названо кораблем-арсеналом.

Идею столь оригинального корабля выдвинул адмирал американского флота Александр Крекич. Он первый обратил внимание, что эффективность эсминцев и атомных подводных лодок с крылатыми ракетами на борту при нанесении ударов по территории противника чрезвычайно сильно ограниченна тем, что они имеют небольшой боезапас. А дело было в том, что поскольку это были универсальные корабли, они несли на себе много всякого вооружения, но вот применяли только что-то одно!

Корабль без экипажа

Крекич предложил, чтобы на борту корабля-арсенала не было ни собственной системы управления огнем, ни каких-либо радарных систем, и чтобы он имел минимальный экипаж, а то и вообще был бы полностью автоматизированным. Зато на нем мог бы находиться огромный запас ракет, и одно такое судно при одновременно их запуске могло бы нанести неприятелю просто страшный урон всего одним залпом.

Подкупает и дешевизна подобного корабля, ведь совсем не сложно превратить в него любой контейнеровоз или даже танкер. А можно его и «забронировать», в бортовые отсеки налить бетон толщиной до метра – вот вам и броня. Кроме того, применение технологии «стелс» позволит сделать такой корабль малозаметным при всех его больших размерах.
Американцы хотели получить корабль водоизмещением около 20000 тонн, с небольшим экипажем, причем этот экипаж работал бы на нем только во время перехода морем, а перед началом боевой операции он бы его покидал.

Архитектура самая простая

Архитектура самая простая: небольшая надстройка в носовой части – и все. Ни развитых антенн радарных станций, ни вертолетных ангаров на его палубе не должно было быть. Не должно на ней было быть и вооружения, кроме разве что шестиствольных зенитных автоматов ПВО. Все вертикальные контейнеры с ракетами разных типов должны были находиться в корпусе. Цена представлялась на уровне 520 миллионов долларов, что меньше половины стоимости эсминца «Арли Берк». Зато ракет он бы нёс сколько пять таких эсминцев. Дешевле была бы и его эксплуатация.

Но то ли выгоды оказались сомнительными, то ли чьё-то лобби оказалось сильнее, но постройку пяти кораблей этого проекта отменили в 1996 году в пользу постройки суперэсминцев типа «Замволт». Но «Замволты» «не пошли». И старая идея всплыла опять и опять в Штатах заговорили о кораблях-арсеналах.

«Судно первого удара»

Впрочем, почему нет? Более того, опыт сегодняшнего для показывает, что при некоторой доработке на основе идеи корабля-арсенала в недалеком будущем вполне можно будет создать корабль совершенно нового и необычного класса, который условно можно будет назвать «судном первого удара».

Возможно СПУ будет выглядеть так?

Давайте подумаем, что «политика канонерок» на самом деле никуда не ушла. Что в грядущую эпоху «зеленых войн» главными их целями станет военно-технический потенциал страны-цели, удар по которой по разным причинам будет осуществлять технически более развитая страна. Причем удар должен быть внезапным и стремительным! Одновременным: и по радарным станциям, и батареям ЗРК, казармам со спящими в них солдатами, складам боеприпасов и ГСМ, энергостанциям, газовым хранилищам (если таковые там есть), портовым терминалам и транспортным узлам. Поутру люди (из тех, разумеется, что проснутся живыми) должны оказаться в стране без связи, тепла, энергии, без топлива, сообщения – то есть разом отброшенными в 19 век. Психологическое воздействие такого удара будет просто убийственным. Тут не помогут уже никакие фейки. Но для этого – чтобы нанести подобный удар со стороны моря, потребуется и соответствующий корабль-арсенал или нечто подобное на его основе.

Вот и давайте попробуем себе представить, как он мог бы выглядеть…

Ракеты на любую цель!

Гладкопалубный корпус с двумя «островами» на носу и на корме. Основа «острова» – пирамидальная мачта-труба с расположенными на ней радарными панелями. Обязательно две взлетных палубы – вперед-назад для запуска самых разнообразных дронов, в том числе разведчиков большой дальности, перехватчиков дронов противника, дронов-камикадзе… Артиллерийское вооружение – чисто оборонительное: 6-10 ствольные скорострельные системы ПВО ближней зоны по 4-6 на каждом «острове». Защита: шестигранные поверхности «стелс», разнесенные на некоторое расстояние от бортов корабля, содержащие также заряды взрывчатки. То есть корабельная «реактивная» броня.

Такие «шестигранники» уже есть и позволяют существенно снизить сигнатуры корабля. Фото BAE Systems

Центральная часть судна вся целиком занята огромным ангаром для вертикальных контейнеров. В них каких только ракет нет. И крылатые береговые, и зенитные всех трех зон, и гиперзвуковые, противолодочные типа АСРОК. И там их не десятки, а никак не меньше тысячи. Чтобы одним залпом нанести противнику невосполнимые потери. Ну, и чтобы осталось и самого себя защитить во время перехода для перезарядки на базу.

От врага под воду!

Но главное, чем это судно должно отличаться от всех современных судов, в том, что оно… полуподводное. То есть в обычных условиях это обычный высокобортный корабль. Но… стоит ему прибыть в район военных действий, то есть туда, где существует угроза ракетного удара противника, судно принимает воду в балластные цистерны основного корпуса и… погружается в воду настолько, что на поверхности моря остаются видны только лишь его «острова»! При этом погруженный режим не мешает применению ракетного оружия, так как несколько метров воды препятствием для запуска ракет из шахт не являются.

А теперь представьте себе, в каком «недоумении» окажется ПКР противника, выпущенная по этому кораблю. Ведь наводятся такие ракеты как правило в среднюю часть. Но тут… цель взяла, да и разводилась, и куда ей лететь? Ведь обе часть абсолютно симметричны, хотя и смотрят в разные стороны. Типичная задача для «Буриданова осла» и ракете придется её решать! Кстати, связь экипажа между островами будет осуществляться при помощи скоростного горизонтального лифта, кабина которого будет двигаться в бронированной трубе.

«Тяни-толкай» – корабль для будущего?

Кстати, подводные обводы этого судна тоже совершенно идентичны. Те же бульбовые окончания и обводы корпуса и нет винтов. Нет потому, что корабль оборудован гребными электродвигателями, расположенными внутри тоннелей, идущих в корпусе, в самой средней его части. Вот газовые турбины и электрогенераторы действительно разнесены по «островам», что снижает вероятность их уничтожения. Выгода от этого та, что за судном не остается характерного для всех винтовых судов следа, это, во-первых. Во-вторых – ему не придется разворачиваться в случае необходимости. И вперед, и назад он может идти с одинаковой скоростью! То, что винты сегодня все чаще стараются «прятать» в различные насадки, говорит о том, что рано или поздно этот источник шумов спрячут куда-нибудь совсем. Так почему бы не спрятать их в самое трудно уязвимое и надежное место – в самую «глубину» корабля?

Над винтовым каналом, так же, как и над машинными отделениями газовых турбин и генераторов, вполне можно установить карапасную броневую палубу. Кроме того, он будет прикрыт ещё и рядами контейнеров, которые в случае их повреждения боевым воздействием противника можно будет всегда легко затопить.

Правда, опыта создания таких кораблей пока еще не существует. Однако сама идея создать сверхмощный ударный корабль, более могущественный, чем любой авианосец, весьма соблазнительна! Ну, и в конце немного подсчетов. Сегодня самыми «ракетными» кораблями ВМС США являются субмарины с полутора сотнями ракет «Томагавк» на борту. Кажется, что много. Но дело в том, что всем этим четырем субмаринам почти 40 лет, и с 2026 по 2028 гг. их планируют утилизировать. У США около 300 американских боевых кораблей, у которых на борту около 10 000 ракет, что тоже много, и больше, чем у Китая, у которого их 3300. Но к 2030 году оно может снизиться до 8000, а мощь китайского флота будет только расти. Надо, чтобы росла мощь и российского. Десять полуподводных кораблей СПУ по 1000 ракет на каждом будут сильнее всего современного флота США, и это притом, что по стоимости они будут дешевле АПЛ, равно как и их ремонт и обслуживание.

Автор:Константин Таратынов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *