Надо ли топить авианосец: задача для перспективной АПЛ «Лайка»

https://topwar.ru/165645-nado-li-topit-avianosec-zadacha-dlja-perspektivnoj-apl-lajka.html

Одна из программ развития отечественного флота на период до 2027 года предполагает начало строительства подводных лодок пятого поколения. Речь идёт о проекте подводной лодки с гиперзвуковыми вооружениями на борту – в том числе с противокорабельными ракетами «Циркон».

Работы стартовали в этом направлении около 3-лет назад (в 2016 году), получив шифр «Хаски». Сам же проект через некоторое время получил название «Лайка», что некоторых интересующихся развитием вооружений поставило в тупик. Появились разговоры о том, что от «Хаски» «отказались» и начали попытки реализации нового проекта.

На самом деле, ни о каком «отказе» от первоначального проекта речи не идёт. Имеет место техническая номенклатура – шифр и проект, которые, по сути, являются развитием одной и той же программы.

Итоговая задача – получение по-настоящему многоцелевой подводной лодки, обладающей мощным оружием и малой шумностью, предельно низким уровнем радиолокационной заметности для противника. Многоцелевой характер самой программы «Хаски»-«Лайки» состоит в том, что в зависимости от размещаемых вооружений такие АПЛ будут предназначаться для уничтожения подводных лодок или для уничтожения крупных надводных кораблей (корабельных групп), включая АУГ. В качестве «уничтожителей» авианосцев и разрабатываются «Цирконы».

Нашлись критики «Цирконов» как ракет, способных со 100-процентной гарантией отправить авианосец противника на дно. При этом критики слишком радикально понимают борьбу с авианесущими кораблями. Чтобы авианосец (например, американского «традиционного» типа) перестал быть угрозой, надо ли его топить? Вовсе не обязательно. Достаточно превратить его в плавающую груду металла с ликвидацией возможности использования авиакрыла. Как вариант решения такой задачи для «Лайки»: нанести серьёзный ущерб палубе, вследствие чего авиакрыло его потеряет шансы к атакующим операциям (если вообще останется целым). Грубо говоря: с чего взлетать?

Возвращаясь к АПЛ: ранее в открытых источниках появлялась информация о том, что закладка первой такой подводной лодки в России состоится в 2023-2024 годах. При этом не особенно скрывались проблемы технологического характера. Связаны они с использованием композитных материалов.

Для проекта «Лайки» (или шифра «Хаски, если угодно) при всех пунктах технического задания материалы не просто должны быть в наличии, а должны при этом обладать особыми свойствами. Одно из таких свойств – способность выдерживать огромное давление на глубинах в несколько сотен метров вдобавок при движении на максимально возможной для этих глубин скорости. Ни для кого не секрет, что пока в нашей стране с собственными композитами дела обстоят, мягко говоря, не самым лучшим образом. Работы ведутся, но каковы результаты – пока вопрос без ответа. Не менее сложно дела обстоят с приобретением технологий создания подходящих по свойствам композитов у иностранных партнёров. Одни поддерживают санкции, другие из собственных соображений не готовы делиться высокими технологиями подобного плана, способными дать дополнительное преимущество российскому подводному флоту. В любом случае, временной задел для планомерной реализации проекта есть.CtrlEnter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *