Интересные статьи из Интернета. Большая засечная черта России

https://zen.yandex.ru/media/arhi1/bolshaia-zasechnaia-cherta-5cd1708e007b5200b31cd7f0

В истории России было большое количество фортификационных линий. Самое раннее упоминание об оборонительных сооружениях найдены в Новгородских хрониках 1137-1139 гг. Упоминание о засеках на юге Руси появляется в летописях 13 века.

Зачем построили Большую засечную черту?

Через степи с юга на север вели шляхи — дороги, по которым степные племена устраивали набеги вглубь Руси.

По материалам книги В.В. Яковлева «Эволюция долговременной фортификации», М., Государственное военное издательство, 1931, Источник: https://www.rzn-patriot.ru/war/great_abatis_line.html Шляхи были головной болью крепнувшего русского государства. Для защиты южных границ возвели Большую засечную черту — многокилометровую оборонительную линию из лесных завалов, частоколов, волчьих ям и крепостей.

М. Пресняков. Засечная черта. Южный рубеж. 2010 г.

Рубеж протянулсся от Брянска до Мещеры более чем на 1000 км и был официально завершен в 1566 году. Во второй половине 16 века ее охраняло местное ополчение, насчитывающее около 35 000 человек. Другой источник дает ежегодный призыв 65 000 человек.

Карта Засечной черты 17 века с указанием основных ворот, крепостей и мест татарских проломов.

Фортификационное сооружение представляло собой сложный инженерный комплекс, состоявший из двух частей. Первая включала естественные лесные и водные преграды, вторая — опорные пункты и разного рода укрепления.

Бывшее укрепление засечной линии

Все они получили дальнейшее развитие. Это первый случай в мировой истории, когда для защиты границы протяженностью в сотни километров использовали леса.

В конце концов крепости перекрыли все шляхи, которыми приходил враг: Муравский блокировала Тула, Ногайский — Козлов, Тамбов, Ломов; Изюмский/Калмыцкий шляхи — крепости Усерд, Яблонов, Ефремов.

Оставшиеся укрепления засечной линии

Основные участки Большой Засечной черты

За линией была мобильная армия со штаб-квартирой в Туле (6279 человек в 1616 году, 17005 в 1636 году). Есть несколько наиболее значимых участков Большой засечной черты.

Схема Заокской засечной черты с указанием основных ворот и мест татарских проломов (по Яковлеву, 1916).© 2006-2007 Kozelskie zaseki © 2002 М.В. Бобровский © 2002 НП «Угра» Источник: http://kozelskie-zaseki.narod.ru/history/kz-fig4.htm
Схема расположения Калужских засек. 1-4 — Козельские засеки: 1 — Столпицкая, 2 — Дубенская, 3 — Кцынская, 4 — Сенецкая; 5 — Белевская Бобриковская засека; 6 — Слободецкая засека; 7 — Перемышльская засека. © 2006-2007 Kozelskie zaseki © 2002 М.В. Бобровский © 2002 НП «Угра» Источник: https://www.rzn-patriot.ru/war/great_abatis_line.html

Самая старая, законченная к 1563-1566 гг., пролегала от Рязани по реке Оке до Козельска и была построена Иваном Грозным. Она получила название Заокской. Как пишет Бобровский в 5 главе своей книги «Козельские засеки», Иван IV самолично проверял ее готовность:

«того же месяца апреля в тот же день 29 царь и великий князь ездил на объезд в Козельск, в Белев, в Болхов и в иные украйные места от Крымские украйны».

В опасных местах засечная черта удваивалась (между Тулой и Веневом), утраивалась (между Белевом и Лихвиным), а близ Козельска — между Белевым и Перемышлем — учетверялась.
Следующая, появившаяся чуть позже, образовала линию Алатырь — Орел — Новгород Северский — Путивль. 
Царь Феодор I (Блаженный) построил засеки на линии Ливны — Курск — Воронеж — Белгород. 
Симбирская линия была построена около 1640 года и продолжала Белгородскую линию от Тамбова до Симбирска на Волге. 
В 1730-31 годах Камская линия отделила Казань от башкир. Примерно с 1736 года Самарско-Оренбургскую линию закрыли с юга.

Остроги и города

В Большую засечную черту включались каменные и деревянные кремлины городов и остроги — укрепления для защиты проходов, ворот и проломов.

Деревянные башни засечных линий XVI-XVII веков. Источник: https://historicaldis.ru/blog/43037614968/Zasechnyie-linii-i-kreposti-XVI-XVIII-vv

Размеры воротных острогов и их устройство варьировались: высота достигала 4−6 метров, периметр стен — 85−240 метров. В углах делали одну-две башни, специальные спуски со стен — быки, проездные ворота. Вокруг острога копался ров 3,5–6 метров глубиной, подходы прикрывались подъемными мостами, воротами, надолбами и частиком.

Оборонительные линии Большой засечной черты XVI века. Источник: https://historicaldis.ru/blog/43037614968/Zasechnyie-linii-i-kreposti-XVI-XVIII-vv

Города имели 2 ограды — наружную (окольный град, охабень или кром) и внутреннюю (днешний град, детинец или кремль). Сначала они были округлыми, но потом спрямились. При округлой стене возникает мертвая зона.

По углам и на длинных участках стены ставили башни высотой 10–12 м, выступавшие за стену на 2–3 м. Они были квадратной/шестиугольной формы, в несколько этажей, огневые (для пушек/метательных машин) и проездные (с воротами). Самой высокой была сторожевая башня с каланчой.

Внутри крепости ставили храм, дом воеводы, амбары, пороховой погреб и осадный двор для укрытия окрестных жителей при набеге. Все делали для отражения нападения как с южной, так и с «русской» стороны, возможностью обстрела и внутреннего двора. Такие сведения приводит Бобровский В.М. в книге «Козельские засеки».

Наши предки построили огромные засечные линии, протянувшиеся на многие сотни километров, соизмеримые с египетскими пирамидами, великой китайской стеной. Сегодня эти засечные линии незаслуженно забыты. Но многие нынешние города центральной России, да и восточной Украины начинались и строились нашим предками, именно, как засечные укрепления.

Именно засечные линии, шагнувшие далеко в степь, позволили России встать на ноги, прекратить набеги со стороны казанских и крымских татар, освоить огромные территории восточной и южной России и Новороссии и стать той Россией, которую мы знаем сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *