Эволюция концепции: от брандеров к безэкипажным катерам-камикадзе

https://topwar.ru/226034-jevoljucija-koncepcii-ot-branderov-k-bezjekipazhnym-kateram-kamikadze.html

Военное обозрение. Флот

Картина Я.Ф. Гаккерта «Сожжение турецкого флота в бухте Чесма» (1771). Грибовидная вспышка и облако в центре — подрыв брандера лейтенанта Ильина

В последние месяцы за рубежом наблюдается повышенный интерес к безэкипажным катерам-камикадзе. Одноразовые суда, несущие боевую часть значительной массы, предполагается использовать как новое средство против надводных и береговых объектов. Формально речь идет о новом классе морской техники, но фактически это развитие весьма старой концепции судна-брандера. Подобные средства появились много веков назад, но в дальнейшем вышли из эксплуатации по объективным причинам.

Далекая история

Идея специального судна без экипажа, способного приблизиться к кораблям противника и поджечь или взорвать их, достаточно проста и была впервые реализована еще в далеком прошлом. В дальнейшем брандеры регулярно использовались на разных морских театрах военных действий, хотя и с переменным успехом. По мере развития кораблестроения и других технологий, совершенствовалась конструкция судов-камикадзе, а также улучшались средства защиты от них.

Как минимум, один из первых случаев применения брандеров имел место во время битвы у Красной скалы на р. Янцзы в Китае (208-209 г.н.э.). Флот Сунь Цюаня, будущего правителя царства У, использовал против врага большое число лодок и судов, нагруженных различными горючими материалами и оснащенных крюками. Такие брандеры успешно добрались до кораблей противника, сцепились с ними и подожгли. Флот полководца Цао Цао был разбит.


Катер-камикадзе «Синъё» японского производства. Фото Минобороны США

В европейских флотах брандеры начали появляться и получать широкое распространение в середине прошлого тысячелетия, и вскоре они показали свои возможности. Так, именно намеренно подожженные корабли помогли британскому флоту одержать победу над испанской Армадой в Гравелинском сражении (8 августа 1588 г.) Примечательно, что собственно огонь нанес противнику минимальный урон, но из-за угрозы возгорания деревянных кораблей испанцы не удержали строй и отдали инициативу британцам.

При Петре Великом брандеры появились и у развивающегося российского флота. Они участвовали в обороне морских рубежей, а также использовались в ряде сражений. Широко известен подвиг лейтенанта Д.С. Ильина и его экипажа в Чесменском сражении. Их брандер, один из четырех задействованных, сумел прорваться к турецким кораблям и поджечь их – решив итог боя. Любопытно, что большая часть российских брандеров так и не была использована по назначению. Их применяли в других ролях, а по выработке ресурса попросту разбирали.

Брандеры такого рода появились в эпоху парусного флота и деревянного кораблестроения. В середине XIX в. начали получать распространение металлические конструкции, и эффективность судов с зажигательным оснащением резко упала. Полный переход боевых кораблей на металл привел к исчезновению «классических» брандеров.


Эсминец HMS Campbeltown у ворот дока в Сен-Назере. Вскоре произойдет взрыв. Фото Бундесархива

Традиционный облик

Брандер времен деревянного кораблестроения представлял собой старое или поврежденное судно либо корабль, непригодное к несению полноценной службы. На палубе и/или в трюмах, в т.ч. с переделкой конструкции, размещались горючие материалы и жидкости – солома, фашины, скипидар и т.д. Могли использоваться простейшие взрывные устройства на основе пороха. Для более эффективного зажигания вдоль корпуса судна прокладывались т.н. сосисы – длинные мешки с быстровоспламеняющимся материалом. На корму выводились запальные устройства; там же находилась шлюпка для эвакуации экипажа. На корпусе, такелаже и рангоуте могли закрепляться различные крючья якоря-дреки и т.д.

Брандеры могли применяться как для диверсий в темное время суток, при минимальной вероятности обнаружения, так и в разгар боя. Оптимальным считалось использование в различных узостях и бухтах, ограничивающих маневр противника.

Экипаж минимального состава должен был вывести судно на боевой курс, зафиксировать паруса и руль, спуститься в шлюпку и поджечь боевую нагрузку. После этого судно самостоятельно двигалось к цели и, при правильной работе экипажа и должном везении, попадало во вражеский корабль. Крючья помогали сцепиться с ним для лучшей передачи пламени и большего урона от взрывов.

Новая эпоха

Металлические корабли были практически неуязвимыми для брандеров классического облика. От последних начали отказываться и искать другие способы поражения надводных целей. При этом термин «брандер» не пропал – так стали называть суда, затапливаемые для ограничения маневра или блокирования вражеского флота.


Внешние повреждения эсминца USS Cole, 2000 г. Фото Минобороны США

Впрочем, в конце межвоенного периода про суда-камикадзе вспомнили вновь. К примеру, в 1940 г. на вооружение 10-й флотилии MAS военно-морских сил Италии поступили взрывающиеся катера MT. Деревянное судно водоизмещением ок. 1 т имело бензиновый двигатель и несло 300 кг взрывчатого вещества с контактным и гидростатическим взрывателями. Под управлением диверсанта-водителя такой катер должен был прибывать в район цели и выходить на боевой курс. Затем водитель отправлял катер к назначенному объекту и бросался за борт. 10-я флотилия провела несколько атак с применением катеров MT, но показала ограниченные успехи.

Несколько катеров MT позже достались Израилю. В 1948 г. с их помощью успешно атаковали египетский сторожевик и тральщик. На этом история итальянских катеров завершилась.

В конце Второй мировой ВМС Японии начал использовать схожие катера «Синъё». Такое судно имело иную конструкцию и несло 270 кг взрывчатого вещества. Кроме того, не предусматривалась эвакуация водителя, и он управлял катером до момента подрыва. Было построено несколько тысяч таких катеров, и десятки использовали в боях. При этом потопили или повредили менее десятка кораблей, судов и подлодок.

Брандеры, причем более крупные, использовал КВМФ Великобритании. Осенью он провел операцию Lucid – серию атак на французские порты, используемые немецкими ВМС. В роли судов-камикадзе использовались списанные танкеры, заправленные особой горючей жидкостью. При этом по техническим и иным причинам провести полноценную атаку не удалось.


Украинский безэкипажный катер, использованный осенью 2022 г. Фото Telegram / «Рыбарь»

Более удачной оказалась операция Chariot, проведенная 28 марта 1942 г. В этом случае брандером стал эсминец HMS Campbeltown, оснащенный тоннами взрывчатых веществ. Целью удара был сухой док судостроительного завода в г. Сен-Назер, способный принять линкор Tirpitz. Корабль, покинутый экипажем, успешно протаранил ворота дока. Через несколько часов после этого, как и планировалось, он взорвался и повредил сооружения завода, а также уничтожил живую силу противника.

Своего рода брандеры использовались и в последние десятилетия. К примеру, в октябре 2000 г. в порту г. Аден (Йемен) американский эсминец USS Cole был атакован легким катером с экипажем из двух смертников и зарядом порядка 250-300 кг ТНТ. В результате подрыва образовалась крупная пробоина, были повреждены агрегаты энергетической установки, затоплены помещения и т.д. Погибло и получило травмы почти 60 чел.

Современные решения

Характерной особенностью брандеров прошлого была необходимость присутствия человека на борту для выдвижения в район цели и выхода на боевой курс. Это накладывало известные ограничения, а также снижало достижимую точность. Брандер не мог маневрировать, а цель имела возможность уклониться. Кроме того, на всем протяжении такой атаки брандер являлся приоритетной целью для вражеского огня, что, среди прочего, угрожало его экипажу.

Современные технологии позволяют избавиться от всех подобных проблем и создать максимально эффективный брандер. В первую очередь, это системы дистанционного управления. Они позволяют контролировать катер в целом и его механизмы до самого момента попадания в цель – без рисков для экипажа / оператора, работающего на безопасном удалении. Кроме того, судно может нести боевую часть современной разработки, адаптированную к решению конкретных задач.


Новый украинский катер-камикадзе. Кадр из репортажа CNN

Безэкипажные катера-камикадзе сейчас разрабатываются и используются несколькими зарубежными странами с целью повышения ударного потенциала флотов. При этом некоторые из них используют такую технику как замену для ударных систем традиционного вида, отсутствующих по тем или иным причинам.

Потенциал безэкипажных катеров-брандеров сейчас демонстрируют украинские вооруженные формирования. Киевский режим получил такую технику нескольких типов от Великобритании и пытается применять ее против российских кораблей и инфраструктуры. Ранее был выполнен успешный удар по Керченскому мосту, однако продолжить эту практику не удалось. Российский ВМФ организовал эффективную систему защиты кораблей, баз и иных объектов от надводных брандеров. Теперь регулярно сообщается об уничтожении такой техники на безопасном расстоянии от ее целей.

Процессы эволюции

Концепция брандера появилась и была впервые успешно реализована много веков назад. В дальнейшем она развивалась в соответствии с текущей обстановкой и нуждами флотов. Наибольшее распространение брандеры получили в эпоху парусного деревянного флота, а затем металлическое кораблестроение практически изжило их. Однако в XX в. нашлись возможности для возвращения таких катеров и судов, хотя и ограниченного.

Прямо сейчас наблюдается очередной этап эволюции брандеров. Как и ранее, он реализуется с применением последних достижений прогресса – и актуальные технологии позволяют получить заметный прирост эффективности. Впрочем, системы противодействия таким угрозам тоже не стоят на месте. И эволюция вооружений и средств защиты продолжается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *