ВМС США и подрядчики продолжают реализацию экспериментальной программы Ghost Fleet Overlord, направленной на создание и отработку новых технологий в сфере безэкипажных надводных кораблей и судов. Для проведения необходимых исследований строятся опытовые суда с особым набором оборудования и специфическими возможностями. В конце августа состоялся спуск на воду третьего подобного судна, USV Mariner. В ближайшее время ему предстоит выйти в море и принять участие в испытаниях.
Третий в серии
Разработка программы Ghost Fleet Overlord началась во второй половине десятых годов по инициативе Командования беспилотных систем ВМС США. К концу десятилетия компании-участники программы получили заказы на строительство экспериментальных безэкипажных судов для проведения испытаний. Первые результаты строительства появились в прошлом году. Заказчик получил два судна, USV Ranger и USV Nomad, разработанные и построенные компаниями Leidos и Gulf Craft.
По аналогичному проекту с конца десятых годов строилось судно USV Mariner, но работы на нем завершились лишь недавно. Торжественная церемония крещения и спуска судна на воду состоялась 23 августа этого года в Аннаполисе (шт. Мэриленд), где находится Военно-морская академия США.
Как сообщается, в ближайшее время на судне завершат монтаж оставшихся систем и проведут необходимые швартовные испытания. Сроки проведения таких работ не уточняются. Затем «Маринер» выйдет на ходовые испытания, в рамках которых ему предстоит подтвердить основные характеристики, а также продемонстрировать работу ключевых систем.
На следующем этапе новое судно присоединится к двум другим. Безэкипажная флотилия будет участвовать в различных испытаниях и экспериментах. Планируется отработать самостоятельную и групповую работу подобных вымпелов при решении широкого круга задач, от простого вождения до применения вооружений. Первые эксперименты такого рода прошли еще в прошлом году, а теперь у ВМС есть новые возможности, связанные с увеличившимся количеством опытовых судов.
В следующем году в состав отряда GFO войдет еще одно безэкипажное судно – USV Vanguard. Его заложили в прошлом году и строят по другому проекту от компаний L3Harris и Austal USA. Получив такое судно, ВМС сможет сравнить разные проекты и решения и выбрать наиболее удачные. Кроме того, будет отрабатываться взаимодействие судов с отличающимся системами управления.
На готовой базе
В связи с экспериментальным характером проекта GFO от опытовых судов не требуются выдающиеся технические характеристики. При этом их следовало построить как можно скорее и без лишних затрат. В связи с этим компании Leidos и Gulf Craft выполнили свой проект на основе готовой платформы.
Основой для «Рейнджера», «Номада» и «Маринера» стало одно из серийных судов обеспечения, строящееся на заводе Gulf Craft. Это судно длиной ок. 60 м с рубкой, сдвинутой к носу, и крупной грузовой палубой. Энергетическая система основывается на дизельных двигателях соответствующей мощности. Она обеспечивает как движение, так и выработку электроэнергии для новых средств управления и полезной нагрузки.
В рубке сохранены рабочие места, однако наличие экипажа на борту судна не является обязательным. Моряков заменяет автоматическая система управления разработки компании Leidos. В ее состав входят различные радиотехнические и оптические средства освещения обстановки, системы навигации, вычислительная аппаратура и т.д.
Система управления может работать полностью самостоятельно, по заложенной программе, или выполнять команды оператора, находящегося на удаленном пункте управления. Предусматриваются функции автоматического вождения судна, применения целевой нагрузки и т.д. Также возможно групповое применение нескольких судов. В таком случае системы управления должны вести обмен данными и вместе решать поставленные задачи.
Судно от Leidos и Gulf Craft способно нести разнообразную полезную нагрузку. При решении транспортных задач на палубе размещается несколько стандартных контейнеров. В разведывательной или боевой конфигурации судно может получать соответствующие приборы и оружие, в т.ч. в контейнерном исполнении.
В начале сентября 2021 г. судно USV Ranger показало один из способов боевого применения. В рамках испытаний на его палубе разместили контейнер с унифицированной пусковой установкой для ракет. На установку поместили зенитную ракету SM-6. В автоматическом режиме «Рейнджер» вышел в заданный район, после чего по команде оператора выполнил запуск.
Этот тест показал принципиальную возможность превращения судов GFO в носители управляемого ракетного вооружения. При этом применение унифицированной пусковой установки позволяет использовать широкую номенклатуру боеприпасов, состоящих на вооружении надводных кораблей ВМС США.
Задел на будущее
Программа Ghost Fleet Overlord предусматривает строительство и испытания нескольких безэкипажных судов. Такая техника будет участвовать в различных мероприятиях и демонстрировать свои возможности. Кроме того, в ходе испытаний планируют выявить и исправить недостатки, имеющиеся в двух предложенных проектах.
При этом программа GFO носит исключительно научно-исследовательский характер. Четыре судна сохранят статус опытовых, и их не будут передавать в боевой состав флота. Однако по результатам GFO предполагается создать новые проекты безэкипажных судов, кораблей и катеров различного назначения. Эти вымпелы поступят на службу и усилят имеющиеся ВМС.
Результаты программы GFO еще не определены, но ВМС США уже строят смелые планы. Так, в отдаленном будущем безэкипажные суда смогут дойти до крупносерийного производства и стать одной из основных составляющих надводного флота. В зависимости от ситуации, они смогут дополнять полноценные боевые корабли или заменять их.
В конце июля командование ВМС США опубликовало новый «План начальника военно-морских операций» («Chief of Naval Operations Navigation Plan 2022»). Согласно этому документу, сейчас в составе флота имеется ок. 300 боевых кораблей и судов обеспечения. В связи с имеющимися и ожидаемыми вызовами и угрозами ВМС должны увеличить свои надводные силы. К 2045 г. в составе флота должно быть уже 523 вымпела.
Отмечается, что только 373 надводные единицы будут иметь экипаж. Оставшиеся 150 ед. будут безэкипажными. Это означает, что автоматизированные суда будут составлять почти треть от общего количества надводных сил. Ожидается, что такой способ развития ВМС позволит получить как количественные, так и качественные преимущества.
Строительство 150 безэкипажных судов является достаточно сложной задачей, даже если на нее дается более 20 лет. Для выполнения таких планов необходимы перспективные технологии и решения. Именно их сейчас создают в рамках программы GFO и ряда других проектов. Соответственно, от успехов нового судна USV Mariner и других экспериментальных вымпелов зависит реализация смелых планов командования.
Новый шаг
Пентагон проявляет большой интерес к беспилотным и безэкипажным технологиям, в т.ч. в морской сфере. Разрабатываются и испытываются различные образцы такого рода. В отдаленном будущем такие эксперименты должны привести к формированию достаточно крупного беэкипажного флота.
Очередным шагом в этом направлении стал спуск на воду нового экспериментального судна USV Mariner. В ближайшее время оно будет проходить испытания и участвовать в экспериментах, самостоятельно и вместе с другими судами Ghost Fleet Overlord. Какими будут результаты этих мероприятий, пока не ясно. Но понятно, что ВМС США сделают все возможное для их успешного завершения и создания необходимых новых технологий.
Автор:Рябов Кирилл
Использованы фотографии:Минобороны США, US Naval Institute