Экспедиция к предкам. И клеть, и поветь

https://topwar.ru/252185-jekspedicija-k-predkam-i-klet-i-povet.html

Военное обозрение. История

Экспедиция к предкам. И клеть, и поветь
]Макет крепости Пенза, который по указу царя Алексея Михайловича был построен на рубеже Государства Российского в 1663 году. Экспонат Пензенского областного краеведческого музея. Фотография автора
…вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора,
Книга пророка Иеремии, 10:3

Технологии прошлого. В свое время наш российский историк В.О. Ключевский очень остроумно высказался о «каменном Западе» и «деревянной Руси», подразумевая то, как наши далекие предки приспосабливались к местным естественно-географическим условиям. И впрямь, зачем им было строить из камня, когда вокруг них стояли густые леса, где даже простая расчистка поля под пахоту подразумевала одновременно и заготовку строительного материала, и дров на зиму.


Еще один вид на макет крепости Пенза. Фотография автора

Самый простой деревянный сруб без пристроек назывался «клетью». «Клеть клетью, поветь поветью», — так говорили в старину, подчеркивая надежность такого сруба в его сравнении с простым навесом — поветью. Ставили его на «подклете» — еще одном этаже, врытом в землю, который играл роль подвала. Интересно, что венцы сруба в верхней части обычно расширялись, так что получался карниз — «повал». Кстати, «повалушей» называли верхние неотапливаемые и потому холодные общие спальни в хоромах, где семья обычно спала летом, а могла и уйти («повалиться») из жарко натопленной избы. Специально для того, чтобы тепло сохранялось в доме, двери делали невысокими. А окна — маленькими.

Интересно, что строились и жилой дом, и храм Божий совершенно одинаково. Что неудивительно, потому что там, где не зазорно жить Богу, человеку жить и подавно можно. То есть также ставились клети в два или три сруба, а потом соединялись друг с другом в направлении с запада на восток. В церкви полагалось иметь три сруба (трапезную, храм и алтарный прируб), в часовне же только два (трапезная и храм). Кровля была двухскатной, и на ней ставили небольшую главку — «луковицу».


Способы соединения бревен в технологии деревянного строительства на Руси. Рисунок А. Шепса

Обычно такие вот маленькие часовни ставили в удаленных деревнях, на перекрестках дорог, над родниками. Дело в том, что часовне священник не полагался, поэтому алтаря в ней не было. А службу, службу в часовне отправляли сами крестьяне, сами же и крестили новорожденных, и отпевали умерших. Такие службы на Руси назывались «часами». Отсюда пошло и само название этого культового здания. Но и государство, и церковь смотрели на такие часовни с пренебрежением и денег на строительство не давали. Рубили их всем крестьянским «миром», то есть общиной, и уж тут мастера могли дать волю своей фантазии. Оттого-то их часто и украшает самая прихотливая резьба!

Конструкция типичной русской избы

В древности крышу над срубом ставили безгвоздевую — «самцовую». Две торцовые стены складывали из уменьшающихся по размерам обрубков бревен, называвшихся «самцами». При этом получались ступеньки, на которые клались длинные продольные жерди — «дольники» или «слеги».

В слеги в свою очередь врезались тонкие стволы дерева, имевшие от корня ответвление. Их называли «курицами» (скорее всего, за сходство торчавшего корня с куриной лапой). Нужны они были для того, чтобы на них укладывать выдолбленное бревно — «поток», в которое собиралась вода, стекавшая с крыши. В последнюю очередь на курицы и слеги укладывался «тес» — широкие доски, тесаные топором, которые нижними краями упирались в выдолбленный паз бревна-потока.

Верхний стык досок («конек», «князек») перекрывался особенно тщательно. Под ним устанавливалась толстая «коньковая слега», а стык досок на коньке, словно шапкой, накрывали бревном — «шеломом» или «черепом» с выдолбленным на нем треугольным пазом. Впрочем, чаще такое бревно называли «охлупнем» — то есть, что охватывает.


Нам всем сегодня очень повезло, что у нас в стране существует компания «СВ-модель», производящая различные сборные модели деревянных построек. Вот одна из них – потрясающая по сложности, красоте модель московского терема XVII века – реконструкция по картине А.М. Васнецова «На крестце в Китай-городе» (1902). В наборе 3370 деталей, а размер в собранном виде 27х32х18 см. Фотография компании «СВ-модель»
А вот и картина, с которой воссоздавался этот набор… Третьяковская галерея, Москва

Но могли крыть крышу и не только досками. На кровлю шла солома, связанная в снопы (пучки), уложенные вдоль ската крыши. В этом случае их вдобавок прижимали жердями. Щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно черепицей, покрывали крышу в несколько слоев. А совсем уж во времена седой старины могли покрыть даже дерном, для чего под него настилали бересту, а сам дерн переворачивали корнями кверху.

Часовня из деревни Вигово, Карелия, XVII век. Фотография компании «СВ-модель»

«Тесом» крыли не только крышу. Вспомните популярный мультфильм «Теремок» 1945 года (да-да, был и такой снят!). Так вот там злой медведь, объединившись с волком и лисой, говорит: «Если дружно мы навалимся втроем, мы тесовые ворота отопрем!». То есть строили из тесовых досок и ворота, и заборы. Причем расколотое с помощью клиньев на доски бревно давало ещё и два «горбыля» – доски, обработанные лишь с одной стороны. И горбыль также шел на постройку заборов, а то и разных хозяйственных построек.

Покрывали крышу «тесом» обычно в два слоя: первым шел «подтёсок», а вторым — «красный тёс». Нижний слой тёса на крыше назывался еще подскальником, так как часто он для герметичности покрывали «скалой» (берестой, которую «скалывали» с березовых стволов). Весь фронтон избы с важностью именовали «челом» и старались его украсить магической резьбой, выполняющей функцию оберега. Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками — «причелинами». А верхний стык причелин накрывали ещё одной узорной доской — «полотенцем».

Троицкая церковь, посад Нёнокса, XVIII век. Фотография компании «СВ-модель»

Вот так и получался у дома «верх». Причем «верхом» в древности называлось любое завершение. Самым простым являлся в данном случае «клетский» верх — двускатная крыша поверх на клети. «Шатровый» верх в виде высокой восьмигранной пирамиды украшал храмы. Ещё более затейливым, хотя и более сложным, был «кубоватый верх», напоминавший массивную луковицу с четырьмя гранями, которым украшали богатые терема. «Бочка» представляла собой двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, которое завершалось острым гребнем. Но мастера могли соорудить и «крещатую бочку» — две простые бочки, пересекающиеся друг с другом. Шатровые церкви, кубоватые, ярусные, многоглавые — всё это названо по завершению храма, по его верху.

Детали набора «Троицкая церковь». Всего их около 9000. Одних только бревен почти полторы тысячи! Фотография компании «СВ-модель»

Однако шатровый верх был самым популярным. Если в писцовых книгах указывалось, что церковь «деревянна сверху», то это точно означало, что она имеет шатровый верх.

В 1656 году шатровые крыши были запрещены, но на Севере их все равно сооружали. Правда, в четырех углах у основания шатра начали ставить небольшие бочки с главками. Такой прием получил название шатра на крещатой бочке.

Детали точеные и лазерной резки, а бревна – уже с пазами… Фотография компании «СВ-модель»

В середине XIX в. правительство и правительствующий Синод решительно взялись за искоренение раскольничества. Вместе с ними попала в опалу и северная архитектура. Но многие её образцы все же сохранились, включая и многоглавые храмы XVIII в., такие как Успенская церковь в Кандопоге и ансамбль на острове Кижи, где Преображенская церковь имеет целых 22 главы.

А вот это как раз лемехи и есть! Фотография компании «СВ-модель»

Поверхность всех этих глав, кубов и бочек была криволинейной, и для её покрытия придумали «лемех» — резные деревянные дощечки из осиновой древесины, или же «гонт» — короткие деревянные тесаные пластины с ложбиной для стока воды на верхней стороне. Почему использовали осину? А всё дело в том, что, как оказалось (и как это заметили наши предки!), осина со временем приобретает водоотталкивающие свойства, да еще и становится красивого серебристого цвета. И вид у кровель, крытых лемехом, тоже становится фактурным и красивым — чешуйчатым.

Представленная на фотографии модель — это детальная копия дома крестьянина Волкова из села Илькино Меленковского района XIX века. Дом состоит из трех частей: сеней, клети и избы. Сбоку пристроен наполовину крытый хозяйственный двор. В настоящее время эта усадьба находится в музее деревянного зодчества в Суздале. Фотография компании «СВ-модель»

Ну а главы церквей и часовен ставили на «шеи» круглые цилиндры-барабаны. Самый низ у них для отвода воды обрамляли «епанчей», «епанчёвым воротником», сделанным из коротких пикообразно вырезанных тесин. Смысл в этом был тот, что епанчой в то время назывался безрукавный плащ. Ну и понятно, что не было рукавов и у епанчи на кровлях.

P.S. Автор и администрация сайта выражают благодарность руководителю компании «СВ-модель» Соколовскому В.А. за представленную информацию и фотографии.

Автор: В.Шпаковский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *