https://topwar.ru/166540-boevye-korabli-krejsera-hitrost-ne-poshedshaja-vo-blago.html
Продолжая тему итальянских тяжелых крейсеров, переходим от «Тренто» к «Зарам».
«Зара» был более продуманной работой. Итальянские корабелы очень серьезно подошли к работе над последними четырьмя из разрешенных вашингтонским договором крейсеров, настолько серьезно, что… решили всех обмануть!
Вообще, к началу строительства этих кораблей на опыте постройки «Тренто» и «Триеста» стало понятно, что создать вменяемый и сбалансированный корабль в рамках 10 000 договорных тонн просто нереально.
Поэтому итальянцы решили схитрить. Идея создания «убийцы вашингтонских крейсеров» прямо витала в воздухе и очень нравилась итальянскому командованию, но прямо так пойти на конфронтацию с «вашингтонским клубом», создав такие корабли, Италия не была готова. Стало понятно, что для таких крейсеров-убийц водоизмещение только начинаться должно было от 15 000 тонн.
Кишка оказалась тонка, и правильно. Но всегда можно немножко схитрить. Итальянцы объявили, что все шито-крыто и гладко, водоизмещение новых кораблей как есть 10 000 тонн и все красиво и честно.
На самом деле цифры были изрядно занижены. Реальное стандартное водоизмещение (это еще как измерять) у крейсеров болталось от 11 500 до 11 900 тонн. А сколько составляло полное, вообще никто до сих пор не знает. Данные были засекречены. Но думаю, что как раз с полным боекомплектом, всеми запасами и экипажем кораблики тянули на 14-14,5 тысяч тонн запросто.
Так что реализация мечты создать крейсер, способный расправляться с «вашингтонцами», фактически удалась.
Однако итальянцы не были бы итальянцами, если бы не «спалились» с очаровательной непосредственностью. В 1936 году по непонятной причине (в переводе с итальянского – по разгильдяйству) на крейсере «Гориция» рванули пары авиационного бензина и повредили корпус. Командир крейсера не рискнул идти на базу, а доплелся до Гибралтара, где и встал в док.
Британцы моментально просчитали водоизмещение «Гориции» и поняли, что там минимум 11 000 тонн. Вообще, очень странно, но никаких санкций и претензий почему-то не последовало. То ли политическая составляющая заставила британцев очередной раз проглотить фортель союзника Гитлера, то ли всем уже было совершенно плевать на все соглашения.
Итак, вот они, не менее красивые, чем предшественники, но вроде бы с отработанными ошибками. «Зара», «Пола», «Фиуме» и «Гориция».
Да, проектировали эти крейсера на основе «Тренто», но с очень многочисленными изменениями, отразившимися даже на внешнем виде кораблей. Самое заметное изменение — корпус стал низкобортным с коротким полубаком.
Да, такие новшества не могли не сказаться на мореходности, но: несколько сотен тонн и в Италии много весят. А как показала эксплуатация «Тренто» и «Триеста», океанская мореходность в Средиземном море совершенно не нужна.
Торпедные аппараты ставить не стали, силовая установка от «Парсонса» была нового поколения, намного легче, чем на «Тренто».
Ради чего экономия такая бешеная? А вот ради чего: бортовой бронепояс вырос с 70 мм до 150! А 150 миллиметров – это, простите, серьезно. Снаряд в 203 мм, может, и пробьет, конечно, но все что меньше – извините.
Хотя далее по тексту будет интересный момент на тему «чем лучше ковырять».
И вот как раз к далее последующей теме очень ко двору будет еще один моментик. Исторически, бог знает с каких времен итальянские корабли, в том числе и крейсера, имели свои девизы. Там и что-то типа герба было у некоторых, но девиз – обязательно.
«Зара» — «Упорный» .
«Фиуме» — «Да не истощится доблесть».
«Гориция» — «В трудностях невозмутим».
«Пола» — «Смелый в любом начинании».
Понятно, что девизы были на латыни, но вот о том, как они соответствовали кораблям… В общем, немного потерпите, все-таки сперва о самих кораблях поговорим.
У всех крейсеров типа «Зара» был низкобортный корпус с весьма коротким (81,6 м) полубаком. Межпалубная высота на всю длину корабля составляла 2,2 м. Всего было две сплошные палубы -верхняя и главная, две платформы-средняя и нижняя палубы и палуба полубака.
Главная батарейная палуба была бронированной. По всей длине корпуса располагалось двойное дно и 19 водонепроницаемых переборок. В районе двигательных отсеков размещалась продольная переборка.
Вообще, крейсера должны были выдерживать затопление до трех смежных отсеков. В отличие от типа «Тренто», корпуса «Зар» не «играли», то есть, не имели проблем с прочностью.
Корабли были практически идентичны, исключение составлял «Пола», который планировался как флагманский корабль, потому надстройка у него была несколько иной формы.
Главная энергетическая установка имела продолжительную мощность (на которой корабль может совершать продолжительные походы) машин 76 000 л. с., была возможность форсировки до 95 000 л. с.
На испытаниях и замерах крейсера показывали скорость около 32 узлов, но как и у предшественников рабочая скорость во время службы была в районе 29-30 узлов.
Вооружение.
Главный калибр крейсеров типа «Зара» составляли 8 орудий калибра 203 мм, размещённых попарно в 4-х башнях. Башни были установлены по линейно-возвышенной схеме, по две в носу и корме. Все точно так же, как у «Тренто».
А вот орудия были уже несколько другие: 203-мм орудия системы «Ансальдо» образца 1927 года (Ansaldo Mod. 1927). По сравнению с орудиями предыдущей модели (образца 1924 года) были увеличены объём зарядной каморы, рабочее давление, начальная скорость снаряда и дальность стрельбы.
Начальная скорость бронебойного снаряда составила 900 м/с, фугасного 930 м/с. Дальность стрельбы 31 300 м.
В плане башен итальянцы решили ничего не менять, потому что проектировать новую башню было не с руки, время реально поджимало. И вроде бы новые стволы были размещены в старых башнях. И «Зары» унаследовали те же проблемы, какими отличались «Тренто»: два ствола в одной люльке, что при залпе давало дополнительный стимул к разбросу снарядов. А при попадании хорошего снаряда в башню можно было потерять оба орудия.
Система управления огнем главного калибра состояла из двух командно-дальномерных постов, верхний на топе фок-мачты, нижний на крыше боевой рубки. В оборудование командно-дальномерного поста входили стереодальномер с базой 5 метров. Данные, полученные в командно-дальномерных постах, обрабатывались в центральном артиллерийском посту.
Предусматривалась и резервная система управления огнем главного калибра с управлением из башен. Для этого в возвышенных башнях 203-мм орудий имелись свои стереодальномеры с базой 7 метров и простейшие вычислительные устройства.
Итальянскими артиллеристами были отработаны следующие схемы управления огнем главного калибра:
1) Все 4 башни ведут огонь по данным 1-го командно-дальномерного поста (верхнего) по нормальной схеме (использование всех данных, обработанных центральным автоматом стрельбы).
2) Все 4 башни ведут огонь, используя данные 2-го командно-дальномерного поста (резервный вариант наведения на цель).
3) Кормовые башни используют данные КДП № 1, носовые КДП № 2.
4) Башни разбиты на две группы (носовые и кормовые) с управлением огнем из возвышенных башен.
5) Все башни ведут огонь самостоятельно.
На бумаге все выглядит вполне, практика… Практика была печальной.
Универсальная артиллерия состояла все из тех же откровенно старых 100-мм установок с орудиями OTO Mod. 1927. Разработка на базе чешского орудия К11 от «Шкоды», с ними ходили еще броненосцы уже несуществующей Австро-Венгрии, итальянское орудие отличалось от оригинала лейнированным стволом.
Орудие обладало скорострельностью в 8-10 выстр./мин, начальная скорость снаряда — 840 м/с, максимальная дальность стрельбы — 15 240 м (угол возвышения 45 градусов), досягаемость по высоте — 8500 м (угол возвышения 85 градусов). В общем так себе.
Орудия устанавливались в спаренные установки и могли вести огонь, как по воздушным, так и по надводным целям. Эффективность была ниже средней, потому в конце 30-х годов кормовые установки с удовольствием меняли на 37-мм автоматы.
Зенитное вооружение первоначально состояло из четырех 40-мм автоматов «Виккерс-Терни» образца 1915/1917 г. (лицензионная копия британского «Пом-пома») и четырех спаренных 13,2-мм пулемётов «Бреда» М1931.
Торпедные аппараты не устанавливались, как уже было сказано выше.
Каждый крейсер мог взять на борт три гидросамолета, но обычно брали два из-за неудачного расположения ангара и катапульты. Ангар располагался под палубой полубака перед носовой башней, прямо перед ангаром была катапульта и штатный третий гидросамолет обычно должен был располагаться сразу на катапульте.
Но в этом положении самолет сильно затруднял угол обстрела для первой башни главного калибра.
Интересный момент: кран-балка для подъема самолетов не устанавливалась, поэтому самолеты были одноразовыми. После взлета и выполнения задания пилот должен был лететь на ближайший аэродром и там садиться на воду или землю.
В целом по сравнению с «Тренто» вооружение лучше не стало.
Ну и наконец то, ради чего городился весь огород с обманом и ликвидацией торпедного вооружения и самолетного крана.
Броня. Тяжёлые крейсера типа «Зара» имели самое мощное бронирование среди «коллег-калек», «вашингтонских» крейсеров.
Толщина бронепояса 150 мм, в нижней трети уменьшалась до 100 мм. По высоте броневой пояс доходил до главной палубы и опускался ниже ватерлинии на 1,5 м.
На верхнюю кромку главного пояса опиралась плоская главная броневая палуба. Она состояла из плит толщиной 70 мм над артиллерийскими погребами и отсеками энергетической установки и 65 мм у бортов (над отсеками двойного дна).
Над образованной таким образом цитаделью имелась вторая цитадель. Она состояла из 30-мм броневого пояса и 20-мм броневой палубы, основное назначение которой состояло в сдирании бронебойных колпачков.
Лобовые плиты башен главного калибра имели толщину 150 мм, боковые — 75 мм, плиты крыши — 70 мм. Барбеты башен имели толщину 150 мм над верхней палубой, 140 мм между верхней и главной палубами и 120 мм ниже главной палубы. Толщина брони по всему периметру барбета была равномерной.
Боевая рубка защищалась 150-мм броней по периметру, с 80-мм крышей и 70-мм дном. Внутренний диаметр боевой рубки — 3,3 м. Над боевой рубкой находился вращающийся командно-дальномерный пост главного калибра. Внутренний диаметр КДП — 3,5 м. Он защищался 130-мм бронёй по периметру, 100-мм сверху, 15-мм снизу.
Общий вес брони каждого крейсера составил 2 688 т. Считалось, что бронирование тяжёлых крейсеров типа «Зара» было способно противостоять бронебойным 203-мм британским снарядам в диапазоне от 65 до 125 кабельтовых (от 12 до 23 км). Но война внесла несколько свои коррективы.
Вообще, боевой путь крейсеров был не очень богат. Да, они принимали участие во всех немногочисленных операциях итальянского флота, но не имели успехов совершенно.
«Зара».
Был заложен 4 июля 1929 года, спущен на воду 27 апреля 1930 года, вошел в состав флота 20 октября 1937 года.
Предвоенная служба корабля не сопровождалась особыми примечательными событиями — он участвовал в учениях, парадах и посещал различные средиземноморские порты.
В апреле 1939 года участвовал в оккупации Албании. 13 января 1940 года все тяжелые крейсера типа «Зара» вошли в состав 1-й дивизии крейсеров 2-й эскадры (разведывательные силы).
Когда Италия вступила во Вторую Мировую войну, «Зара» прикрывал постановку мин между островом Лампедуза и банкой Керкенна. 13-14 июня выходил на перехват английских кораблей, проводивших операцию у африканского побережья. Встречи с противником не было. Искал противника на французских коммуникациях. Не нашел. 9 июля участвовал в бою с британским Средиземноморским флотом. Стрелял, но не попал ни в кого.
В общем, служба была так… Лежачих не били, и то слава богу. Пока не дошло дело до боя у мыса Матапан, где итальянцы с разгона влетели в ловушку, устроенную им британцами, расшифровавшими переговоры с помощью «Энигмы».
Линкор «Витторио Венето», восемь крейсеров, в том числе «Фиуме», «Пола» и «Зара», в сопровождении нескольких миноносцев должны были координированными действиями уничтожить конвои у берегов Греции. И налетели на ожидающий их почти весь британский Средиземноморский флот…
Утром 28 марта 1941 года итальянское соединение вступило в бой с английскими крейсерами, но потом, не дождавшись обещанного немецкого авиационного прикрытия, начало отход на базу.
Итальянские корабли находились под постоянными атаками британской авиации, как палубной, так и береговой. Вечером торпедоносец «Суордфиш» торпедировал крейсер «Пола», который потерял ход. Остальные корабли ушли вперед.
Вскоре адмирал Иакино приказал крейсерам 1-й дивизии вернуться к поврежденному крейсеру и оказать ему помощь. Командующий соединением не знал, что его преследуют вражеские линкоры. «Зара», «Фиуме» и 4 эсминца легли на обратный курс.
Крейсера шли не в бой и потому на боевых постах находилась только половина расчетов, а расчеты кормовых башен главного калибра всем составом готовили буксирные тросы.
Около 22 ч англичане обнаружили крейсера и в 22 ч 30 мин открыли артиллерийский огонь. По «Зара» вели огонь все три британских линкора: «Уорспайт», «Вэлиэнт» и «Бархэм».
Стрелять англичане умели всегда. Потому уже через несколько минут попавший под точный огонь 381-мм орудий «Зара» горел, как заря. Попадания в носовую башню, мостик, машинное отделение лишили крейсер хода, и он начал крениться на левый борт.
Вскоре линкоры прекратили огонь и вышли из боя, посчитав, видимо, что «Заре» пришел конец. Что происходило на горящем и тонущем крейсере, доподлинно неизвестно, оставшаяся часть экипажа однозначно боролась за живучесть, но увы, не повезло.
Около 2 часов ночи 29 марта «Зара» была обнаружена эсминцем «Джервис», который и добил ее торпедами. Погиб практически весь экипаж, вместе с командующим дивизией адмиралом Каттенео.
«Фиуме».
Заложен 29 апреля 1929 года, спущен на воду 27 апреля 1930 года, вошел в состав флота 21 ноября 1931 года.
Во время гражданской войны в Испании оказывал помощь националистам. В апреле 1939 года «Фиуме» принимал участие в оккупации Албании. Первой операцией во Второй мировой войне стало прикрытие минной постановки вместе с «Зара», затем до конца июня крейсер совершил два выхода в составе соединения: на перехват британской эскадры и поиск на французских коммуникациях. Встречи с противником не было.
9 июля «Фиуме» участвовал в бою у Калабрии (Пунто-Стило), стрелял по британским кораблям, ни в кого не попал. Остаток года провел эскортируя североафриканские конвои.
27 ноября 1940 года во время британской операции «Коллар» итальянские корабли вступили в бой с британским соединением «Н». Бой был нерешительным и без результата.
Участвовал в бою у мыса Матапан. 28 марта в 22 ч 30 мин «Фиуме», шедший за «Зарой», получил полный бортовой залп с линкора «Уорспайт» и залп из носовых башен линкора «Вэлиэнт», а затем еще один залп с «Уорспайта».
Крейсер был практически разрушен, продержался на воде еще полчаса и затонул около 23 ч, унеся с собой большую часть экипажа.
«Пола».
Заложен 17 марта 1931 года, спущен на воду 5 декабря 1931 года, вступил в строй 21 декабря 1932 года. Предвоенная служба корабля была обычной: походы по Средиземному морю, посещение своих портов, визиты в заграничные порты, выходы на учения.
В 1936-1938 годах крейсер «Пола» оказывал помощь войскам генерала Франко, сопровождал транспорты с оружием.
Первой военной операцией стало прикрытие минной постановки в ночь с 11 на 12 июня вместе с систершипами. Через день состоялся выход на перехват вражеской эскадры. 22 июня 1940 года итальянский флот провел еще один выход на перехват вражеского флота. Встречи с противником не было.
Следующий выход всех боеспособных сил итальянского флота, охранявших конвой, закончился боем с британским флотом у Калабрии (Пунто-Стило). Остаток лета крейсер провел сопровождая конвои в Африку.
Принял участие 27 ноября 1940 года в сражении с британским соединением «Н» у Теулады. «Пола» произвела 18 залпов из орудий главного калибра, но ни в кого не попала. Во время отхода крейсер атаковали самолеты-торпедоносцы с авианосца «Арк Роял», но «Пола» отбилась и уклонилась от торпед.
14 декабря порт Неаполь, в котором находились корабли, был атакован английской авиацией. Одна из бомб попала в крейсер. 3-е котельное отделение было разрушено, и «Полу» отправили на ремонт, из которого она вышла как раз в то время, чтобы принять участие в бою у мыса Матапан.
28 марта после короткого боя с крейсерами итальянское соединение начало отход, подвергаясь атакам вражеской палубной и береговой авиации. Сначала атаки весьма успешно отбивали, но потом британцы попали торпедами в флагманский линкор «Витторио Венето». Скорость хода эскадры снизилась, и британцы успели заправиться и повторить налет. Это были торпедоносцы с авианосца «Формидебл».
На этот раз итальянцам не повезло, и «Пола» получила торпеду в правый борт между машинным и котельным отделениями.
Три отсека моментально заполнились водой, пропала электроэнергия, встали машины. Каким-то образом получилось информировать командира эскадры адмирала Иакино о том, что «Пола» полностью обездвижена и беззащитна.
После получения информации о происшедшем командующий итальянским соединением приказал остальным кораблям 1-й дивизии («Зара» и «Фиуме») идти на помощь поврежденному собрату. При подходе к месту дрейфа «Полы» крейсера были обнаружены и уничтожены. Сам виновник происшедшего мирно дрейфовал, пока около 2 ч ночи не был обнаружен английскими эсминцами «Джервис» и «Нубиэн», которые добили крейсер торпедами и забрали экипаж.
«Гориция».
Единственный корабль серии, не принявший участие в бою у мыса Матапан.
Заложен 17 марта 1930 года, спущен на воду 28 декабря 1931 года, вошел в состав флота 23 декабря 1931 года.
Корабль участвовал в помощи франкистам и оккупации Албании. Первой операцией Второй мировой войны стало прикрытие минной постановки в ночь с 11 на 12 июня 1940 года.
«Гориция» в составе соединения выходила на перехват британского соединения и поиск на французских коммуникациях, принимала участие в бою у Пунто-Стило (Калабрия), эскортировала североафриканские конвои. Выходил в море в составе эскадры для противодействия британской операции «Хэтс».
27 ноября 1940 года «Гориция» принимала участие в бою с британским соединением «Н», вошедшим в историю как бой у Теулады. Крейсер в этом бою произвел 18 залпов орудиями главного калибра, не добившись попаданий. Через некоторое время после боя «Гориция» встала на плановый ремонт, что, видимо, спасло ее от Матапана. Ремонт длился до лета 1941 года.
Так как остальные крейсера дивизии к этому времени уже погибли, «Гориция» была зачислена в состав 3-й дивизии. Далее она регулярно участвовала в противодействии британским конвойным операциям «Менсмит», «Халебард», «М-41», «М-42».
Бой, вошедший в историю как «первая битва в заливе Сырт», произошел при проведении операции «М-42». В этом бою «Гориция» добилась-таки попадания главным калибром в британский эсминец, но тот смог уйти в наступившей темноте.
Далее крейсер принимал участие в конвойных операциях, но начавшийся топливный кризис обрек почти весь итальянский флот на полное бездействие. Этим воспользовались американцы, начавшие регулярные налеты на итальянские стоянки кораблей.
4 декабря 1942 года американская авиация атаковала итальянскую военно-морскую базу в Неаполе. Королевский итальянский флот потерял 1 крейсер, еще 2 были повреждены.
Во избежание повторения подобного безобразия тяжелые крейсера «Триест» и «Гориция» перевели из Мессины (о. Сицилия) в Маддалену (о. Сардиния). Не помогло, и 10 апреля 1943 года эта база была атакована американской авиацией, которая потопила тяжелый крейсер «Триест». «Гориция» была тяжело повреждена прямым попаданием 3-х бомб. 13 апреля ее отбуксировали в Ла-Специю на ремонт.
9 сентября крейсер вместе со всей Северной Италией попал в немецкие руки. Вопрос о его ремонте и включения в состав немецкого флота даже не рассматривался. 26 июня 1944 года «Гориция» была подорвана британо-итальянской группой боевых пловцов. Британское командование опасалось его затопления на входном фарватере.
После окончания войны корпус подняли и разобрали.
Вот такая своеобразная судьба.
Тяжелые крейсеры типа «Зара», — пожалуй, одни из самых удачных и сбалансированных пусть и за счет хитростей с водоизмещением вашингтонских крейсеров.
С одной стороны, весьма красивые корабли, они так и не смогли проявить своих боевых качеств.
Крейсера типа «Зара» были прекрасно приспособлены именно для средиземноморского театра военных действий. Недостаток мореходности и дальности плавания в его условиях для итальянских кораблей был совсем не критичен, а по остальным возможностям они смотрелись гораздо выигрышнее британских одноклассников.
И броня, та самая, которой так не хватало всем вашингтонским крейсерам… Если бы еще «Зары» получали нормальные орудия главного калибра и нормальные снаряды, это точно были бы одни из самых опасных кораблей мира.
Но… в итоге большинство этих крейсеров были расстреляны британскими линкорами, против снарядов которых, естественно, защиты просто быть не могло. Не спасла даже приличная скорость, потому что на руку британцам сыграла извечная итальянская безалаберность, стоившая им трех тяжелых крейсеров.
Что ж, поделом, в принципе. Хитрость не всегда бывает безнаказанной и плодотворной.
Автор:Роман Скоморохов