Безэкипажные надводные корабли: угроза с Востока

https://topwar.ru/179436-bezjekipazhnye-nadvodnye-korabli-ugroza-s-vostoka.html

Безэкипажные надводные корабли (БЭНК) активно развиваются вооружёнными силами ведущих стран мира. В статье Безэкипажные надводные корабли: угроза с Запада мы рассмотрели проекты БЭНК, разрабатываемые в США, странах Евросоюза и Израиле.

Не меньше внимания уделяют развитию безэкипажных надводных кораблей в КНР. Китай активно развивает направление создания беспилотных вооружений. И достиг на этом поприще значительных успехов. Как и другие страны мира, изначально Китай уделял максимальное внимание авиационным комплексам – беспилотным летательным аппаратам (БПЛА).

Однако параллельно велись работы и в интересах флота. Учитывая темпы строительства китайских военно-морских сил (ВМС), можно не сомневаться, что в обозримой перспективе КНР наводнит океан БЭНК различного класса и назначения.

M75A

Одним из реализованных проектов является безэкипажный катер M75A (изображение приведено в начале статьи). В первую очередь он предназначен для противодействия нарушениям на море – со стороны пиратов и контрабандистов.

Катер M75A осуществляет патрулирование акватории радиусом 50 километров (радиус действия, скорее всего, ограничен дальностью системы связи, обеспечивающей управление безэкипажным катером). Оборудование M75A позволяет осуществлять обнаружение и распознавание судов в любое время суток. Преследование цели может вестись на скорости до 35 узлов.

SeaFly-01

Пекинской научно-производственной компанией Beijing Sifang Automation разработан безэкипажный катер SeaFly-01. Длина корпуса базовой модели составляет 10,25 метра, ширина – 3,7 метра. Габариты могут корректироваться по требованию заказчика.

Максимальная скорость составляет 45 узлов. Максимальная дальность хода свыше 400 километров.

Безэкипажный катер SeaFly-01.

Многосекционный корпус SeaFly-01 изготовлен из композитных материалов. Он обеспечивает повышенные внутренние объёмы для размещения оборудования и груза. А также работу при высоте волн до 2,5 метров.

Низкая высота, «гранёная» конфигурация корпуса и применение радиопоглощающих материалов способствуют существенному снижению заметности безэкипажного катера SeaFly-01.

В движение SeaFly-01 приводится двумя водомётными движителями.

Безэкипажный катер SeaFly-01.

Безэкипажный катер SeaFly-01 оснащён продвинутыми системами управления и средствами автоматизации. Он может не только управляться оператором, но и автоматически следовать по заданному маршруту, самостоятельно выбирать маршрут, уклоняться от столкновения с препятствиями и автоматически возвращаться к месту базирования.

Несколько безэкипажных катеров SeaFly-01 могут быть связаны в одну сеть.

Атака надводных кораблей (НК) противника скоординированной группой из десятков малых БЭНК, осуществляющаяся одновременно с нескольких направлений, позволит отвлечь противника, нанести урон надводным кораблям, даже слабым оружием типа многофункциональных противотанковых управляемых ракет (ПТУР) или автоматических пушек калибра 30 мм, за счёт поражения уязвимых точек – полотен РЛС, зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) ближнего радиуса действия, рубки управления, палубных вертолётов.

Также малые БЭНК могут уточнить координаты НК противника для последующей атаки противокорабельными ракетами (ПКР). Теоретически БЭНК могут осуществлять атаки типа «камикадзе», реализовывая самоподрыв у борта НК противника.

Американский эсминец Koul класса Arleigh Burke получил значительные повреждения после атаки террористов на маломерном судне.

Уничтожение малоразмерных судов может быть затруднено из-за их небольших физических габаритов, высокой скорости и низкой заметности. При этом стоимость вооружений, потраченных на уничтожение малых безэкипажных надводных кораблей, может быть выше, чем самих поражаемых БЭНК.

Испытание безэкипажных судов, функционирующих в группе

Грузоподъёмность БЭНК SeaFly-01 составляет 1,5 тонны. На мачте и/или в герметичном отсеке могут устанавливаться различные средства разведки – радиолокационные и оптико-локационные станции (РЛС и ОЛС), а также иное оборудование.

На расстоянии до 50 километров управление может осуществляться напрямую. На большей дальности управление осуществляется посредством спутниковой связи и китайской спутниковой навигационной системы BeiDou.

Интересная особенность – в отличие от американской глобальной системы позиционирования GPS и российской ГЛОНАСС, китайская система BeiDou сама может в ограниченном формате выступать в качестве системы спутниковой связи, позволяя передавать и принимать короткие пакеты данных. Это дает возможность в экстренной ситуации, например, при отказе спутников связи, отдать команду безэкипажному катеру на возвращение в базу.

Пульт оператора безэкипажного катера SeaFly-01.

Некоторые модификации SeaFly-01 впоследствии могут быть вооружены пулемётами калибра 5,8 или 12,7 мм, а также ПТУР.

JARI-USV

Одним из перспективных проектов является разработка безэкипажного надводного корабля JARI-USV длиной 15 метров и водоизмещением 20 тонн. Скорость БЭНК JARI-USV достигает 42 узлов (77 км/ч), дальность плавания – 500 морских миль или 926 километров.

Средства разведки БЭНК JARI-USV включают РЛС с фазированной антенной решёткой, гидролокатор и ОЛС. Четыре полотна РЛС обеспечивают обзор воздушного пространства на расстоянии до 100 километров.

Безэкипажный надводный корабль JARI-USV.

БЭНК JARI-USV создаётся по модульному принципу, что позволяет монтировать на нём оборудование и вооружение исходя из поставленной задачи. Планируется, что JARI-USV может быть вооружён установкой вертикального пуска (УВП) на восемь многоцелевых ПТУР HJ-10, торпедным аппаратом и/или модулем с автоматической пушкой калибра 30 мм.

Макет БЭНК JARI-USV с вооружением
Презентация БЭНК JARI-USV

М80А

Компанией Yunzhou Intelligence Technology (Yunzhou-Tech) разработана серия БЭНК типа М80, предназначенная для решения задач разведки и гидрографии.

Корпус БЭНК М80А реализован по схеме «тримаран с подводными крыльями» и изготовлен из нескольких слоёв запатентованного компанией вспененного углепластика.

Его длина составляет 4,8 метра, ширина – 2,35 метра, высота над водой – примерно 1,35 метра.

Малый профиль судна (в сочетании и наклонными поверхностями и применением радиопоглощающих материалов) обеспечивает М80А низкую радиолокационную заметность.

БЭНК М80А может работать при высоте волн до 2,5 метров.

В движение он приводится двумя электродвигателями, обеспечивающими ему дальность хода до 200 морских миль на скорости до 10 узлов.

БЭНК М80А

БЭНК М80А оборудован универсальным отсеком размерами 1,5х1,2х0,5 метра и грузоподъемностью 150 кг, в котором могут размещаться гидролокаторы бокового обзора и другое оборудование, необходимое для проведения гидрологических работ – акустические доплеровские профиломеры течений, многолучевые эхолоты, буксируемые профиломеры твёрдого дна и многопараметрические зонды.

Дальность связи с БЭНК М80А составляет 5–15 километров, также на борту имеется оборудование связи стандарта 4G, что позволяет использовать коммерческие LTE сети сотовой связи. И с помощью специализированного оборудования (направленная антенна?) передавать большие объёмы данных на дальности до 30 километров.

CASC

Корпорация China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC) разрабатывает линейку БЭНК, в которую должны входить модели различной размерности.

В линейку БЭНК компании CASC входят модели B850, A1150, C1500 и D3000 (возможно, впоследствии появятся и другие модификации).

B850 представляет собой скоростной безэкипажный катер, предназначенный для проведения патрульных и экспедиционных операций. Длина его корпуса составляет 8,8 метров, максимальная скорость – до 40 узлов, а автономность – около суток.

Безэкипажный катер B850

Следующая модель – A1150 (с длиной корпуса 11,5 метров) предназначена для применения в качестве гидрографического судна. А модификация C1500 с длиной корпуса 15 метров используется для борьбы с подводными лодками.

Разведывательное оборудование, устанавливаемое на БЭНК компании CASC, может включать гидролокаторы, РЛС и ОЛС. Разведывательные возможности дополняются бортовым БПЛА-квадрокоптером.

Вооружение вышеперечисленных БЭНК включает дистанционно-управляемые модули с пулемётами калибра 7,62 мм или 12,7 мм. Дополнительно могут устанавливаться блоки ПТУР. Модификации A1150 и C1500 могут оснащаться торпедным вооружением.

Наиболее амбициозным является проект судна D3000 длиной 30 метров, имеющего дальность хода до 450 морских миль и автономность до 90 дней.

Проект допускает возможность увеличения размеров судна, с соответствующим ростом дальности хода и автономности.

БЭНК D3000 планируют оснащать гибридной силовой установкой, включающей ходовые электродвигатели, питание которых будет осуществляться от дизель-генераторов. Вместо дизелей могут использоваться газовые турбины.

Аккумуляторная батарея большой ёмкости позволит сохранить ход при отказе основного источника питания. Также на аккумуляторной батарее БЭНК D3000 может осуществляться малошумное патрулирование на малой скорости. Предполагается, что дополнительно на корпусе могут быть установлены фотоэлементы для подзарядки аккумуляторов.

Безэкипажный надводный корабль D3000

D3000 построен по схеме «тримаран». Его максимальная скорость – порядка 40 узлов. Обеспечивается функционирование при высоте волн до 10 метров.

Полезная нагрузка БЭНК D3000 составляет до 10 тонн. Модульная реализация проекта позволяет гибко компоновать оборудование и вооружение в соответствие с требованиями заказчика.

Управление БЭНК D3000 осуществляется посредством спутниковой связи ChinaSat (очевидно, что имеется и прямой радиоканал управления).

В передней части корпуса устанавливается модуль вооружения Туре 730 CIWS с многоствольной автоматической пушкой калибра 30 мм, в состав которой входит РЛС и ОЛС обнаружения и наведения.

D3000 предназначен для действий автономно, в составе группы БЭНК или в составе комбинированной флотилии, включающей БЭНК и НК разных классов, выполняя задачи по разведке, нанесению ударов по наземным и надводным целям, противолодочной борьбе.

На данном этапе базовый проект D3000 включает две модификации – D3000A и D3000B.

Модификация D3000A оптимизирована для разведки и обеспечения обороны флотилии. Для этого D3000A оснащается многофункциональной РЛС и гидролокатором в носовой части судна. Вооружение D3000A включает зенитные ракеты и торпеды.

Модификация D3000B предназначена для выполнения разведывательно-ударных задач. Для этого на D3000B установлены две счетверённые пусковые установки противокорабельных ракет.

Выводы

Безэкипажные надводные корабли только начинают свой путь в ВМС ведущих стран мира. В настоящее время существует множество проблем, в первую очередь с надёжностью оборудования БЭНК.

Ведь если БПЛА после патрулирования протяжённостью в несколько суток возвращаются на аэродром для проведения техосмотра, то на БЭНК необходимо обеспечить бесперебойную работу оборудования и механизмов в течении нескольких месяцев без проведения технического обслуживания.

Тем не менее, проблемы надёжности будут решаться. Косвенно это приведёт к уменьшению количества членов экипажа «обитаемых» надводных кораблей.

Сфера же применения БЭНК будет непрерывно расширяться.

Как и БПЛА в небе, надводные и подводные необитаемые суда значительно изменят облик поля боя на воде и под водой.

Автор: Андрей Митрофанов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *