Согласно новым исследованиям и подсчетам, к 2030 году тоннаж китайского военно-морского флота может почти удвоиться. Так считают многие американские эксперты, в том числе и известные нам Кайл Мизоками и Нэш Камминс. Независимо друг от друга оба упомянутых аналитика, опираясь на данные Центра стратегических и бюджетных оценок США (CSBA), который по чистой случайности находится в Вашингтоне, округ Колумбия, рядом со сквером имени адмирала Фаррагута. То есть, по прямой метров 400 до Белого дома.
И вот в таком уютном месте сидят леди и джентльмены, которые просчитывают вариации для ВВС и ВМФ США. И неплохо, наверное, просчитывают, потому что сидят там с 1983 года.
Так вот, согласно исследованиями CSBA, Китай может увеличить численность и тоннаж своей корабельной группировки, включая авианосцы и подводные лодки с баллистическими ракетами, почти на 40 процентов всего за восемь лет. То есть – к 2030 году.
Такой вывод был сделан на основании того, что за прошедшие неполные девять лет Китай практически удвоил свой состав, а если процесс наращивания сил пойдет таким же темпом, то еще через восемь лет флот КНР снова может удвоить что состав, что тоннаж.
Эксперты считают, что при правильном планировании расходов (это то, чего нет сегодня у самих США), Китай может построить еще два авианосца и не менее четырех атомных подводных лодок с баллистическими или крылатыми ракетами на вооружении.
Кроме того, многие эксперты настоятельно обращают внимание на коммерческий флот Китая, который при необходимости легким мановением превращается в огромный противолодочный флот, способный парализовать действия американских подводных лодок во всей акватории ближней морской зоны Китая. И с замахом на дальнюю, поскольку рыболовецкие траулеры оснащены практически полным набором поисковых средств. Да, траулеры работают, добывая рыбу, но гидролокатору все равно, кого искать, косяк рыбы или подводную лодку.
CSBA использовало созданный им онлайн-инструмент «Инструмент стратегического выбора Китая», чтобы смоделировать, как китайское правительство может финансировать свою продолжающуюся военную экспансию до 2030 года. Инструмент предполагает регулярный рост расходов на оборону на 3 процента и позволяет пользователям делать определенные стратегические выборы — скажем, отказаться от финансирования Сухопутных войск Народно-освободительной армии (НОАК) для финансирования Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая. В этой программе пользователь может отдавать предпочтение самолетам перед кораблями, авианосцам перед другими наземными комбатантами и ядерному оружию перед обычным.
Аналитики CSBA пришли к выводу, что Китай может позволить себе увеличить свой авианосный флот с трех до пяти к 2030 году, а количество крейсеров и эсминцев — с 36 до 60. Можно также увеличить число атомных подводных лодок с баллистическими ракетами типа 094 с шести до десяти. Общий тоннаж, или общий вес кораблей ВМС Китая, увеличится с сегодняшних 1,3 миллиона тонн примерно до двух миллионов тонн.
А что США? А у США есть определенные проблемы.
ВМС США в составе Тихоокеанского флота имеют шесть авианосцев и 50 крейсеров и эсминцев. Кроме этого в составе флота восемь атомных подводных лодок с баллистическими ракетами. Это приличная ударная сила, причем, ее еще и можно усилить за счет кораблей Атлантического флота.
Общий тоннаж ВМС США по всему миру составляет около 4,5 миллионов тонн. У Китая – почти половина. Пока.
Крейг Хупер, руководитель консультативной группы «Themistocles», работающей исключительно в интересах ВМФ США, общаясь с аналитиками «Popular Mechanics», сказал, что сегодня очень важно держать китайский флот в постоянном мониторинге.
Пять авианосцев, если они будут произведены, будут соответствовать другим оценкам роста китайской военной мощи. Эти пять полноценных авианосцев, если их построить, будут противостоять не только авианосцам США, но и японским и южнокорейским авианосцам, а также новым авианосцам Франции и Великобритании, так что, что касается военного баланса, я не вижу, чтобы он сильно изменился.
Однако господин Купер явно лукавит. Японские «авианосцы» — это вертолетоносцы «Кага» и «Идзумо», которые переоборудуют под несение F-35В. Однако, по количественному составу два японских корабля будут соответствовать одному китайскому кораблю «Шаньдунь».
«Южнокорейский авианосец» — это пока проект. Да, учитывая, как поставлено дело в Южной Корее, авианосец на своих заводах они построят, вопрос только времени. Вот только сколько этого времени уйдет на проектирование и постройку – это отдельный разговор.
Британские авианосцы – это овеществленная печаль. Мало того, что они не вооружены до сих пор, так еще их постоянно преследуют поломки и доделки. И назвать эти корабли боевыми – ну все равно что поставить рядом с «Адмиралом Кузнецовым» или «Чакри Нарубетом», тайским авианосцем.
Французский «Шарль де Голль» — он ничем не лучше британских коллег. Откровенно задолбавший своими постоянными поломками кандидат на премию Фукусимы, как боевая единица имеет примерно ту же ценность, что и все вышеперечисленные (кроме, естественно, «Шаньдуня»).
Так что если посмотреть на ситуацию честно, то американцам не стоит рассчитывать на помощь союзников, честное слово.
Хупер также считает, что большее количество авианосцев сделает Военно-морской флот Народно-освободительной армии Китая более предсказуемым, объединяя отдельные корабли в оперативные группы авианосцев и оставляя меньше кораблей, свободных для выполнения задач с более низким приоритетом.
Если мы предположим, что Китай строит военно-морские силы по американскому образцу, появление китайских авианосных боевых групп сократит количество независимых китайских надводных бойцов, доступных для одиночных или небольших групповых походов. Авианосные боевые группы — это большие губки, которые поглощают много сил сопровождения.
Скажем, выход здесь прост: строить больше кораблей. То, что Китай с этим справится, сомнений не вызывает. В стране для этого есть все: рабочая сила, заводы, ресурсы. Чего нет в плане ресурсов – за спиной стоит Россия, которая соседу запросто поможет, причем, за юани.
Однако в США это понимают. И не строят иллюзий, поскольку прекрасно осознают, что потенциальные возможности Китая в производственном плане велики. Что касается людских ресурсов, то здесь у КНР просто гигантское преимущество перед США, где явно начинается кризис недопроизводства в военной сфере. То есть – американцы не успевают производить даже то, что им необходимо. Перспектива – гонка в стиле «Догнать и перегнать», выиграть которую есть все шансы у Китая.
Кроме того, в США уделяют огромное внимание так называемому нерегулярному флоту, который в состоянии мобилизовать Китай из своего коммерческого и рыболовецкого флота. Численность нерегулярного флота достигает нескольких тысяч кораблей, и это сила, с которой надо считаться.
Хупер: «Пока мы начнем разбираться с нерегулярными формированиями, нам будет не хватать реальных сил, которые меняют баланс сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
Между тем, Китай продолжает закладывать и спускать на воду свои боевые корабли.
Сю Чжэнь Цзунь, китайский император эпохи Сун, сказал: «Вытерпите трудно терпимое и следуйте за теми, кто непрестанно делает серьезные усилия, чтобы устоять на собственных ногах». Император, кстати, в своей эпохе провел на троне больше времени, чем другие императоры, а значит, стоил кое-чего.
Возможно, американцам стоило бы поступать так, как говорил древний китайский император. Особенно, если они не хотят видеть доминирование китайского флота в Тихом океане.
Пока же китайский флот имеет полтора авианосца («Ляонин» всерьез принимать не стоит), но «Фуцзянь» уже спущен на воду в июне этого года и работы над ним идут вовсю. Мы увидим, насколько это быстро получится у китайских корабелов, «Шаньдунь» строили шесть лет, «Фуцзянь» заложили в ноябре 2018 года.
Если китайские судостроители будут продолжать такими темпами, то да, к 2030 году иметь пять авианосцев – это вполне реально.
Более того, ВМС НОАК имеют в составе 44 эсминца, 6 из которых – это (по мнению многих) фактически ракетные крейсера проекта 055. Седьмой корабль серии готовится войти в строй, восьмой уже достраивается. Учитывая, что на восьми кораблях китайцы не собираются останавливаться, уже анонсирован модернизированный проект 055А, а постройка одного корабля серии занимала 2-3 года (привет, Россия!), то выводы можно сделать неутешительные для американцев.
Касаемо надводных кораблей, к 2030 году Китай может действительно иметь 5 авианосцев, 16 ракетных крейсеров проекта 055 и 055А и до 60 эсминцев, если будут строиться опробованные корабли проекта 052.
Что касается атомных подводных лодок проектов 094/094А «Шань» (умышленно не смотрим в сторону стратегических ракетоносцев), то тут все очень непрозрачно. Но учитывая, что строительство серии из 6 кораблей началось в 2001 году, первая лодка вошла в строй в 2005, строительство серии было закончено в 2013-м, то удвоение количества – это вполне реально.
Американские эксперты не зря бьют тревогу. Уже сегодня, учитывая возможности превращения рыболовецкого флота в противолодочный, Китай, как минимум, не слабее США в регионе. Учитывая близость своих берегов и созданные аэродромы на островах, расклад может быть совсем не в пользу США. А в перспективе и тем более.
Ни для кого не секрет, что сегодня США не в состоянии строить и чинить корабли такими темпами, как раньше. В отличие от Китая. И по факту, здесь оперативно ничего не сделаешь. Это все равно что поставить сегодня перед российским судостроением задачу в течении 8 лет построить два авианосца. Поставить можно, а вот выполнить… Примерно то же самое и в США: верфи перегружены, заводы не успевают ремонтировать корабли.
Потому и остается «выражать озабоченность» ударными коммунистическими темпами Китая. И надеяться на помощь союзников. Но о союзниках мы поговорим отдельно, это реально другая, не менее веселая тема.
Автор:Роман Скоморохов