Бизерта, Тунис… Эти места на карте мира мне ничего не говорили до недавнего времени. Но вот наступил момент, когда встал вопрос: что же я знаю о моих предках? И начались расспросы и поиски… Поиски, приведшие, наконец, в эти далёкие от Родины места, где волею судьбы оказались два мои деда с семьями и остались там навечно…
Теперь я уже немало знаю об этих местах и от людей, в разное время (включая совсем недавнее) побывавших там, и из архивных источников. И в дополнение к уже известному всем нам хочу коротко рассказать о первом, самом трудном времени пребывания на чужбине русской эскадры, покинувшей Россию в ноябре 1920 года.
…Благодаря нечеловеческим усилиям офицеров и команд, выведенный из Севастополя и из других крымских портов, флот почти благополучно дошёл до Константинополя, где и стал на рейде Мод… Беженцы были высажены. Весь флот с оставшимися членами экипажей был взят под покровительство французами, поднял на грот-мачтах французские флаги и начал готовиться к переходу в 1200 миль в Бизерту (Тунис, префектура Франции) …
Выход в море растянулся на неделю (8-14 декабря), крупные суда шли через Наварин в порт Аргостоли (о.Кефалония), мелкие – шли туда же Коринфским каналом. После соединении все двинулись в Бизерту, куда после долгого, утомительного и опасного путешествия стали прибывать в конце декабря (первым – 22 декабря – пароход «Константин» с семьями членов эскадры). Всего на судах находилось около 5600 человек с женщинами и детьми…
По прибытии все суда и люди прошли карантин и дезинфекцию, хотя никаких эпидемических заболеваний на эскадре не было…
В январе 1921г. был высажен на берег Морской корпус и размещён на форте Джебель-Кебир и в барачном лагере Сфаят на высокой горе над Бизертой… В Морском корпусе всё время идут занятия. Гардемарины и кадеты по очереди ходят под парусами по громадному Бизертскому озеру на учебном судне «Моряк» (быв. «Свобода» и – быв. «Ксения Александровна») … Для пополнения знаний молодых офицеров на эскадре организованы классы «Подводного плавания» (на подводном дивизионе) и «Артиллерийские» (на линкоре «Генерал Алексеев») …
Своз семейных чинов эскадры проходил партиями по 50 человек – вплоть до мая месяца – в лагеря Айн-Драгам, Табарка, Монастир и др … Лагеря состоят в ведении французских сухопутных военных властей; всеми лагерями ведает особо назначенный французский офицер с помощниками по интендантской части. Но внутренний распорядок всецело лежит на русском коменданте каждого лагеря. Пищевой паёк, выдаваемый французами на эскадру и Морской корпус, не отличается обилием и разнообразием, но достаточен; в лагерях паёк значительно скуднее, чем на эскадре… Командующий эскадрой контр-адмиралом Беренсом по соглашению с французскими властями было разрешено желающим списываться на берег для поступления на частные работы или, имеющим средства, для проживания за свой счёт. С началом полевых работ списывание приняло массовый характер, несмотря на весьма низкую оплату труда русских. Лучше устраивались разного рода специалисты: техники, шофёры, слесаря, кузнецы, машинисты и т.д. .. В конце лета была разрешена практика врачам. К исходу первого года русских можно было встретить уже во всех отраслях труда: на постройке шоссе, водопровода, ремонте железных дорог, в работах на шахтах и т.д. Но лишь немногим удаётся получить постоянные места с удовлетворительной оплатой труда… В декабре приходит приглашение из Марокко на государственную службу, и 113 офицеров флота и армии и квалифицированных матросов едут на должности инженеров, гидрографов, механиков, почтовых и железнодорожных чиновников…
Численность экипажей кораблей уменьшалась значительными темпами и за счёт предписаний французских властей, и в связи с уходом чуждых флоту элементов, и, к сожалению, – ценных для флота специалистов. Постепенно уменьшалось и количество лагерей, и остались два – Надор и новый (вблизи г.Туниса) – Джебель-Джелюд; на форте Руми был устроен лазарет на 60 коек с русским персоналом…
По окончании полевых работ сотни безработных русских устремились или в Бизерту для поступления вновь на родную эскадру, где давался паёк, или в центр страны – в г.Тунис, кто – в поисках новой работы, кто – в надежде нелегально перебраться во Францию или в другие страны…
Со временем семьи членов эскадры помещены были на линкоре «Георгий Победоносец», где была организована, и школа для детей…
В разгар лета на транспорте «Кронштадт» (плавучей мастерской эскадры) произошло несколько случаев инфекционного заболевания бубонной чумой (8- со смертельным исходом). Транспорт и команда были изолированы и прошли дезинфекцию. По распоряжению из Парижа транспорт, якобы для тщательной обработки, был уведён в Тулон – без русской команды – и …не вернулся. Потеря богато оборудованной плавучей мастерской, снабжённой большими запасами материалов и инструментов, сразу ощутимо-отрицательно сказалась для эскадры, которой предстоял ремонт большинства кораблей. Помощь французов в ремонте была минимальной…
К ноябрю 1921г. поступает предписание от французского Морского министерства о значительном сокращении экипажей эскадры, оставив необходимых лишь для обслуживания судов, находящихся в состоянии долговременного хранения. Изменяется отношение и к Морскому корпусу, нет более заверений о его неприкосновенности. Поэтому командование корпуса принимает решение об ускоренных выпусках. Назначенная к первому выпуску (на 1 марта 1922г.) старшая гардемаринская рота и часть корпусных офицеров намечены к принятию в Чехо-словацкие университеты и – покинут Бизерту. Ожидается, что позже, и другие выпускники пополнят морское и гражданские учебные заведения других стран Европы. Прекращают занятия и организованные для молодых офицеров классы… Суда простаивают в доке, у стенки, активно ржавея без должной покраски подводной части в тёплых водах Средиземноморья…
К весне 1922г. русские размешаются в лагерях:
близ Бизерты – Надор, Сен-Жан, госпиталь Руми;
близ Туниса – Джебель-Джелюд.
В лагерях функционируют кустарные мастерские и библиотеки. В лагере Надор и на бывшего линкоре «Георгий Победоносец» продолжают работу детские школы. Занятия в них ведутся успешно энергией и знаниями самих беженцев…
В Тунисе организован «Русский трудовой кооператив», при нём – бюро труда, столовая и больничная касса с амбулаторией. Эти учреждения субсидируются, насколько позволяют средства, Командующим эскадрой через «Комиссию по делам Русских в Северной Африке», которая была создана на эскадре для организации помощи и попечения с русских, рассеянных по Тунисской области и Алжиру под председательством контр-адмирала Владимира Владимировича Николя…
Статья составлена К.Э.Кузнецовой по материалам «Обзора деятельности и жизни русской эскадры в Бизерте – к годовщине выхода из Крыма», составленного ст. лейтенантом Борисовым и опубликованного в «Морском сборнике» (зарубежном) №№ 1,2 за январь 1922г., редактор – капитан 2 ранга Монастырёв.
(РГА ВМФ, С-Петербург)
Занимаясь более 25 лет изучением этой суровой Страницы нашей Истории, благодаря архивам, публикациям и встречам с людьми, многое, что ранее было неведомо или непонятно, для меня прояснилось. Предложенная статья – одно из первых моих прикосновений к этой Странице. А сегодня материалов, доступных познанию интересующимися, достаточно много. И одним из серьёзных хотела бы назвать недавно вышедший из печати сборник историка флота к.и.н. Н.А.Кузнецова (Москва) «КАПИТАН НЕМО Российского флота. Судьба Нестора Александровича Монастырёва», Посев, М., 2020 с блестящим Предисловием капитана1 ранга подводника Апрелева С.В.
Сборник вышел к 100-летию Исхода Русской эскадры из Крыма и посвящён его «участнику и летописцу, капитану 2 ранга, выдающемуся офицеру-подводнику Российского флота Нестору Александровичу Монастырёву», командиру подводной лодки «Утка». На борту этой лодки он сумел организовать выпуск журнала «Морской сборник» – главного журнала моряков Российского флота. Публикации эти сохранили для нас бесценные страницы жизни, учёбы, памяти о Родине – России – в труднейших условиях оторванности от неё русских эмигрантов «первой волны». В этом выпуске и последующих публикациях Монастырёва Н.А., «ставшего в эмиграции известным мемуаристом и историком», – огромная заслуга русского военного моряка, сохранившего немалый пласт Истории – участие Российского флота в I Мировой войне и о первых, самых трудных, годах в эмиграции русских в Северной Африке (Тунис, Марокко, Алжир). К сожалению, сегодняшние многочисленные российские туристы, приезжающие на курорты этих стран, почти ничего не знают ни об истории стран их отдыха, ни о судьбах кораблей и экипажей после Исхода Русской эскадры.
Замечательная статья! Благодарю за неё уважаемую Камиллу Эдуардовна!
Надо сказать, что память о Русской эскадре, о моряках и их семьях, вынужденно покинувших Родину, сохраняется. Вчера, 29 октября 2024 года, через 100 лет после спуска Андреевского флага на Русской эскадре, в Бизерте и в Кронштадте прошли торжественные мероприятия. В Тунисе по инициативе Российского консульства были реставрированы могилы Русских моряков. Продолжает приниммать гостей Русский дом Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн.И вновь в Бизерте на ветру гордо рееет Андреевскийй флаг!..
Вчера же в Кронштадте по согласованию с командованием Флота на эсминце «Беспокойный» в память о Русской эскадре таже был поднят Андреевский флаг и проведена экскурсия для членов Клуба «Бизерте» Президентом организации В. Н. Шатровым и других гостей.
Слава Русским морякам! Живи им ушедшим!