Ярыгин В.С. Служение Отечеству и Флоту

Ко дню командира корабля!

Контр-адмирал Г.П. Ясницкий (1946-1997 гг)

Историю военного флота пишут люди, своими поступками, делами и достижениями. После военное поколение мальчишек, связавших свою жизнь с военным флотом, таких много, довелось продолжить писать историю флота. Об этом много пишут и говорят. Появилась возможность, рассказать очень немного об одном из них, Ясницком Геннадий Павловиче, больше о нем знают и могут поделиться своими воспоминаниями его родные и близкие. В первую очередь жена Людмила Бариевна и сын Павел, продолживший дело отца.

Курсант ВВМУ им. П.С. Нахимова Геннадий Ясницкий

Первым кораблем на котором начиналась служба командиром батареи лейтенанта Геннадия Ясницкого, выпускника 1969 года Высшего Военно-морского училища П.С. Нахимова, стал БПК «Огневой» 7-ой Оперативной эскадры Северного флота. Через девять лет Геннадий Павлович был назначен его командиром.

БПК 61 проекта «Огневой»

Немногим выпускникам, офицерам ВМФ довелось за время службы командовать тремя кораблями Г.П. Ясницкий командовал, вторым стал БПК «Адмирал Исаков».

Капитан 2 ранга Г.П. Ясницкий командир БПК «Адмирал Исаков»

Третьим кораблем, которым он командовал пять лет, стал головной корабль с авиацией на борту ТАКР проекта 1143.1 «Киев».

Моё знакомство с корабельным офицером Г.П. Ясницким произошло в 70-х годах XX столетия, во время службы на кораблях 7-ой Оперативной эскадры, образованной в 1968 году.  Началом которой была эскадра надводных кораблей Северного флота, созданная в 1944 году Великой Отечественной войны. Служебные взаимоотношения постепенно стали дружественными, при формировании экипажа строящегося корабля. После окончания Военно-морской академии необходимо было получить допуск к управлению кораблем с авиацией. Таким кораблем стал ТАКР «Баку» позднее «Горшков», находящейся на боевой службе в Средиземном море, старшим на был командир 170-ой бригады капитан 1 ранга Г.П. Ясницкий.

Назначенный командиром, первого авианосца «Леонид Брежнев» типа «Рига», получил во время учебы достаточно, теоретических знаний: о вооружении и технических средствах, новом авиационном комплексе и палубной авиации, которые базировались на корабле. Но понимал, что прослужив более 10 лет на артиллерийских крейсерах эскадры Северного флота, должен не только знать, но и грамотно, принимать  решение на использование оружия, включая  корабельную авиацию. Несколько раз один, и с назначенными в экипаж офицерами, выходил в море, на отработку боевых задач на ТАКР «Киев», который был головным кораблем проекта с базированием авиации. Но за прошедшее годы, часть установленного на нем оружие и технические средства, устарели. Назначенный командир авиационной боевой части, не имел опыта службы на авианесущих кораблях,  ему была нужна стажировка, как и многим назначенным  офицерам экипажа.  В это время, на Черноморском флоте готовился, к межфлотскому переходу ТАКР «Баку». В его строительстве, испытаниях и вводе боевой состав кораблей ВМФ участвовал экипаж, сформированный 7-ой Оперативной эскадрой Северного флота, командир  капитан 1 ранга В.Ф. Лякин.

Командование эскадры, выслушав предложение и доводы по командировке, дало согласие, с условием, что командир пойдет на корабле, готовящемся на боевую службу, начальником походного штаба. За время похода подготовится и сдаст зачеты офицерам 5-ой эскадры, на допуск к управлению  кораблем. Получив «Д» идти с частью офицеров экипажа на боевую службу в Средиземное море, начали готовиться в командировку. Вспомнил за время службы бывал на Средиземноморском театре дважды, курсантом 2-го курса на корабельной практике, на легких артиллерийских крейсерах «Октябрьская Революция» Балтийского флота и «Жданов» Черноморского флота. Более длительное пребывание, произошло  при межфлотском переходе и выполнении задачи боевой службы на крейсере «Мурманск» Северного флота, после его ремонта в Севастополе.

На палубе «Баку» перед выходом 

Командир готовился не только сдавать на допуск, но и пополнить свои  знания о Средиземном море,  театре, сложившейся после Второй Мировой войны военно-политической обстановке. В этом большую помощь, нужную информацию надеялся получить от командиров ТАКР В.Ф. Лякина и бригады Г.П. Ясницкого, он более десяти раз бывал на боевой службе в Средиземном море. Что и произошло на выходе, чаще в свободное время, а иногда и во время спортивной оздоровительной ходьбы по полетной палубе корабля, но это было потом.

С прибытием на ТАКР «Баку», готовящемся на переход, начали вникать в обстановку, изучать корабль. Он стал четвертым проекта 1143.4 был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода в декабре    1978 года, спущен на воду в марте 1982 года. В январе 1984 года на базе 7-ой Оперативной эскадры Северного флота начал формироваться экипаж.  В 1985 году во флотском учебном отряде флота, экипаж был в полном составе собран,  проведены мероприятия по его  подготовке и «сколачиванию».  В начале 1986 года, личный состав, начал  прибывать  к месту строительства в город Николаев, в сентябре,  проведено  заселение экипажа на корабль. Построенный ТАКР «Баку» («Горшков»), стал последним авианесущим (авианосным) кораблем Военно-морского флота проекта 1143  типа «Киев».

ТАКР «Баку» на переходе

  — заложен — 26.12.1978 года;

  — спущен на воду для достройки – 31 марта 1982 года;

    — вошел  в боевой состав кораблей  ВМФ  – 11.12.1987 года;
— военно-морской поднят – 20.12.1987 года.

 

В январе 1987 года, начались заводские швартовые, ходовые и государственные испытания корабля. В декабре был подписан Акт готовности, корабль вошел в боевой состав ВМФ, шла его подготовка к межфлотскому переходу и несению боевой службы. Возглавлял и контролировал все вопросы командир 170-ой бригады Г.П. Яснцкого, боевая служба для него стала 14-ой. На боевой службе продолжилось  мое знакомство с замечательным человеком, у которого многому научился и много понял.  Это пригодилось позднее при  строительстве и вводе в боевой состав ТАВКР (авианосца) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» корабля, проведении испытаний.

Командир 170-ой бригады капитан 1 ранга Г.П. Ясницкий

Геннадий Петрович, знал офицеров штаба 5-ой Средиземноморской эскадры, умело организовывал с ними служебные отношения.

Родился Геннадий Ясницкий 9 апреля 1946 года.  После окончания средней школы, окончил Черноморское Высшее Военно-морского училища им. П.С.Нахимова в Севастополе. Офицерскую службу лейтенант Геннадий Ясницкий начинал командиром батареи на большом противолодочном корабле «Огневой»,  Северного  флота. За годы службы на корабле, успешно пройдя все должности, 29 июля 1976 года был назначен командиром.  1978 — 1979 года он — командир БПК «Адмирал Исаков», 1981-1986 годы, пройдя успешно должность СПК на корабле, назначен  командиром ТАКР «Киев». 1986 — 1989 годах Геннадий Павлович  — командир 170-й бригады противолодочных кораблей, 7-й Оперативной эскадры кораблей Северного флота. 1991-1994 год, после окончания академии Генерального штаба  командир 12-й дивизии ракетных кораблей,  начальник штаба эскадры разнородных сил Балтийского флота. В 1994 — 1997 годы — начальник Калининградского Высшего военно-морского училища. Награжден орденами «За службу Родине в ВС СССР» II и III степени, орденом «За заслуги I ст.» Сирийской Арабской Республики и рядом медалей, в том числе Кубы и Польши. За безупречную, службу, воинские звания капитан 2-го и 1-го ранга были присвоены досрочно, в феврале 1993 года присвоено звание контр-адмирал.

Геннадий Павлович обладал уникальным и удивительным качеством,  крайне редко повышал голос, не грубил, не оскорблял подчиненных,  контролировал становление и помогал, начинающим службу на корабле молодым офицерам. Это стало одной из главных причин его назначения начальником Калининградского Высшего военно-морского училища.

На ГКП ТАКР «Киев» Г.П. Ясницкий

Так все начиналось, по готовности, снявшись с якоря корабль начал движение к проливной   зоне. Капитан 1 ранга Г.П. Ясницкий, поздравил экипаж, собрав походный штаб, поставил задачу определил  порядок работы штаба до входа в состав 5-ой  эскадры, возглавляемой вице-адмиралом В.Г. Егоровым.

Г.П. Ясницкий (второй слева) с офицерами

Рано утром подошли к точке начала форсирования проливной зоны,  вошли  в пролив Босфор, разделяющий Европу и полуостров Малая Азия, соединяющий Черное и Мраморное моря, является самым узким проливом  мира и сложным для прохождения. Находясь на ГКП, заходя в штурманскую рубку, внимательно изучал проливную зону, организацию прохода и взаимодействия с береговыми службами, иногда уточняя, задавая вопросы командиру и командиру бригады.

Длина пролива Босфор — 29,9 километра, ширина 750-3700 метров. Глубина на фарватере от 30 до 80 метров, два господствующих течения глубинное и поверхностное, господствующие ветры северного направления. В районе Стамбула   подвесной  мост  длиной — 1560 метров,  высота над водой — 64 метра.

Форсировав Босфор пошли проливом Дарданеллы, между Европой и Малой Азией, соединяющий, Мраморное и Эгейское моря.

Длина пролива 60 километров, ширина 1,3 до 27,0 километров, глубина от 53 до 106 метров. Течения глубинное практически не ощущается, поверхностное  из Мраморного в Эгейское море движется  с небольшой  скоростью от   2 до  6 км/ час. На европейском берегу расположен порт Гелиболу, на азиатском — Чанаккале.

Корабль, вошел в Средиземное море, обнаружили слежение   подводной лодки, по оценке американской. С подходом к назначенной точке, приняли и   разместили штаб Средиземноморской эскадры, командир адмирал Егоров Владимир Георгиевич. С этого момента экипаж стал осуществлять слежению оружием, в готовности применить его, по силам вероятного противника, находящиеся в Средиземном море.

Адмирал В.Г. Егоров

План боевой службы предусматривал полеты авиации в течении 3-х ходовых дней в неделю, отдельно самолетов и вертолетов. Как правило, по две летные смены, вертолеты летали днем и ночью, самолеты только в светлое суток. В конце каждого месяца проводились регламентные работы, планово-предупредительный осмотр и ремонт.

Вертолет Ка-25

Самолет Як-38

Особое внимание уделялось подготовке летчиков корабельной авиации, во время боевой службы, повышали свое боевое мастерство многие летчики палубной авиации, среди них был летчик Як-38, будущий Герой России старший лейтенант Бохонко Иван Иванович.

Часть установленных на корабле технических средств, находились на гарантии, осматривались и обслуживались представителями завода. Для этого корабль становился на якорь, в это же время пополнялись запасы, проводились культурно-массовые, спортивные мероприятия, отдых экипажа.

Г.П. Ясницкий (справа) на полетной палубе «Баку», Средиземное море

Несмотря на высокую температуру более +30,0 градусов, все свободные от вахты старались отдохнуть, походить по полетной палубе, поиграть в волейбол или футбол, а любители бега под руководством командира боевой части связи, совершали забег на большие а иногда и марафонские дистанции. Часто обменивались мнениями по различным корабельным вопросам. Геннадий Павлович много рассказывал о  ТАКР «Киев» зная, что впереди у меня впереди служба на строящемся новом ТАВКР (авианосце), акцентировал внимание на недостатках, с которыми ему пришлось сталкиваться и преодолевать в процессе службы.  Многие из них можно было решить на разных этапах создания корабля нового проекта. В процессе его проектирования, строительства, отбора, подготовки и комплектования экипажа. И даже на стадии проведения испытаний и ввода корабля в боевой состав  ВМФ, и в процессе 1-го года нахождения его в боевом составе, с учетом специфики климатических условий на театре базирования.

Тем не менее недостатки на наших, строящихся  ТАКР,  о которых вспоминал и рассказывал Г.П. Ясницкий, выявлялись и накапливались. Плохое утеплении помещений под полетной палубой головного ТАКР проекта 1143.1 «Киев» не устраняются, продолжают повторяться на кораблях проекта как и подход при создание технического штата, что влияет на содержание кораблей, комфортность проживания экипажа. Не учитывается при проектирование, расположение помещений корабля для обеспечения приема и хранения запасов,   продовольствия, требований экологии. Не смотря на просьбы экипажей, практически не произошло изменений в обеспечении техническими средствами, для  содержания корабля  и производства приборок.

Не обустройство мест базирования, продолжает влиять на безопасности стоянки, не совершенство систем судоремонта на поддержание технической готовности. Длительное строительство ТАКР оказывает влияние на их техническое состояние и время нахождения в составе сил постоянной готовности, для «Минска» и «Новороссийска», оно составила всего 7 лет. Остается не совершенной подготовка экипажей головных кораблей, она не обеспечивает в полной мере, на начальном этапе их освоение, вводе в состав сил постоянной готовности, грамотное, безаварийное  применение  оружия, эксплуатацию технических средств,   и безопасность.

Это далеко не полный перечень недостатков о которых мы говорили в свободное время, с командиром бригады и командиром. Позднее на своем корабле при его освоении, вводе в боевой состав, с благодарностью вспоминал об этих непринужденных беседах. Их советы часто давали ответы при решении возникших сложных, не предусмотренных флотскими документами вопросов и проблем.

Геннадий Павлович, в Средиземном море на боевой службе был более десяти раз на разных должностях и кораблях, хорошо знал военно-политическую обстановку на театре, делился этим во время бесед.

Складывалась она, во времена начала Второй Мировой войны, когда военные корабли США,   впервые прибыли в Средиземном море в 1942 году, для обеспечения высадки морского  десанта в Северной Африке. В 1945 году под предлогом «необходимости обеспечения взаимодействия» с Вооруженными силами Италии, отряд боевых кораблей со штабом остался в Неаполе. В конце 1946 года из отряда была сформирована Средиземноморская эскадра, а в 1948 году 6-ой оперативный флот США.   Его задачей стало завоевание господства на море и оперативно важных районах, уничтожение сил на море и береговых объектов в случае ведения войны. Так Средиземном море, стало форпостом НАТО, здесь постоянно стал присутствовать    6-ой флот США, он считался основной ударной силой на Южно-Европейском театре военных действий. Состоял из 1-2 авианосцев, способных действовать совместно или отдельно авианосными группами. При необходимости дополнительно могли быть задействованы английские и французские авианосцы, Бискайского залива, Иберийской зоны и Северного моря.  Предусмотрено  усиление  корабельной группировки, за счет ввода в Средиземное море авианосцев     2-го флот США  из Атлантики.  В мирное время, главной задачей 6-го флота, была демонстрация силы и оказание давления на правительства прибрежных государств, при решении  необходимых для США вопросов.

При несении боевой службы, еще раз подтвердился профессионализм Геннадий Павловича как военного  моряка, безупречно знающего свое дело, и доброго  отзывчивого человека. Он скучал по семье, на столе его каюты всегда была семейная фотография.

Г.П. Ясницкий дома с семьей

На протяжении боевой службы ТАКР велась плановая подготовка летчиков корабельной палубной авиации, не все из них прибыв на корабль, имели хороший уровень подготовки, в процессе службы они повышали свою летную корабельную квалификацию.   Для обеспечения отдыха экипажа,   предусмотрен  и проведен  деловой заход  и дружественный   визит  в Сирию,  с посещением  портов  Латакия,  Тартус, где с 1971 года размещались  Военно-морская база и  Пункт материально‑технического обеспечения. Так проходила командировка и учеба на ТАКР в Средиземном море, к концу октября месяца перечень вопросов, которые должны были отработать на корабле, был выполнен. Зачеты командиром на допуск к управлению кораблём сданы и утверждены адмиралом В.Г. Егоровым.

Командировка, на ТАКР «Баку» при несении боевой службы стала полезной, она способствовала  ускоренному практическому освоению своего строящегося корабля.  Мы увидели и оценили, новое оружие и технические средства, которые будут стоять на корабле, посмотрели документы, изучили технические характеристики, организацию обслуживания, эксплуатацию и боевое применение корабельной авиации, находящейся на ТАКР. Вспомнил,   боевую службу крейсера «Мурманск» в 1973 году. Тогда экипажу была поставлена боевая задача, непрерывного слежения за авианосцем США, в готовности к применению оружия. Сравнил, боевые возможности артиллерийского крейсера и ТАКР «Баку», как далеко за прошедшие годы возросли боевые возможности кораблей военного флота шагнули вперед, гордость появилась за свой родной Океанский атомный ракетно-ядерный флот и великую страну Союз Советских Социалистических Республик.

После убытия с боевой службы, продолжал по возможности поддерживать связь с Геннадий Павловичем, интересовался обстановкой и прохождением службы. Будучи командиром 170-ой бригады, он поступил на учебу в Военную академии Генерального штаба им. К.Е. Ворошилова.   После её окончания в 1991 году назначен командиром 12-й дивизии ракетных кораблей, а в 1992 году начальником штаба эскадры разнородных сил Балтийского флота.  В 1994 году контр-адмирал Ясницкий Геннадий Павлович был, назначен начальником Калининградского Высшего военно-морского училища.

Адмирал И.В.Касатонов  Контр-адмирал Г.П. Ясницкий

Конец двадцатого столетия стал не лучшими годами для нашей страны,  военного флота, морского военного образования. Это ощутил, приняв должность начальника училища Геннадий Павлович и учел. В непростое противоречивое время офицеры Калининградского ВВМУ оставались носителями морских традиций, патриотизма, высокой духовности, служения Отечеству и военному флоту. В 1995 году, училище заняло 1-е место среди военно-морских учебных заведений России. Среди офицеров 35-го выпуска, 5 — закончили училище с золотой медалью, 24 — с отличием. Продолжились практика и походы, с деловыми заходами, официальными визитами курсантов на боевых и учебных кораблях, учебном судне «Крузенштерн». Их возглавляли 1-й заместитель ГК ВМФ адмирал И.В. Касатонов, начальник училища контр-адмирал Г.П. Ясницкий.

В училище Геннадий Павлович был категорически против намечавшихся изменений в системе морского военного образования, превращения училища в институт.

Контр-адмирал Г.П. Ясницкий

Наша последняя встреча с адмиралом Геннадий Павловичем Ясницким, произошла в госпитале. Он продолжал жить делами своего учебного заведения, намечал сделать ещё массу нужных дел.

Сегодня в новом XXI столетии, возвращаясь в прошлое, можно отметить, что очередные эксперименты (попытка уничтожить), систему морского военного образования закончилась. По крайней мере, очень хочется в это верить.  В апреле 2023 года военное учебное заведение, которое с 1994 по 1997 год возглавлял Ясницкий Геннадий Павлович получило название: «Балтийское Высшее военно-морское училище им. адмирала Ф.Ф. Ушакова».

Балтийское Высшее военно-морское училище им. Ф.Ф. Ушакова

За эти годы прошел становление, продолжает достойно служить Отечеству и военному флоту России его сын Павел Геннадьевич, флотская династия Ясницких продолжается.

Ясницкий Павел Геннадьевич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *