Пропавшая арктическая экспедиция Брусилова

https://zen.yandex.ru/media/sochisib/propavshaia-arkticheskaia-ekspediciia-brusilova-62417e98b0a6093b2a4a77ce?&

Сочинский Сибиряк

О трагической экспедиции Дятлова в горах знают многие. Тайна произошедшего до сих пор до конца не разгадана. Но, как оказалось, это единственная экспедиция в истории, окутанная ореолом тайны.

Путешествие по Северному морскому пути

Георгий Львович Брусилов — потомственный офицер. С самого детства он мечтал о море, а наслушавшись рассказов об экспедициях иностранных адмиралов, он загорелся идеей о собственной полярной экспедиции. К цели шел уверенно — организовал зверобойное общество для отлова зверей в Северном море, в которое вошли родственники, приобрел шхуну и летом 1912 года она вышла из порта в путь.

Сначала все шло по плану — шхуна прошла Карские ворота к середине сентября и отправилась дальше в Северное море. Но примерно спустя неделю была зажала льдами в Карском море. Судно просто вмерзло в лед, оказалось его заложником. Освободиться от «плена» не получалось, не было возможности проложить путь во льдах. Оставалось только ждать и надеяться на удачу. А лед тем временем начал дрейфовать вместе с экспедиционной шхуной.

Первое время экипаж довольствовался провизией на борту. Со временем стал промышлять охотой, что позволило продержаться зиму. С наступлением весны была надежда освободиться от льда, пробурить канал в ледяном поле. Но эта идея не увенчалась успехом. Не оставалось ничего, как начинать подготовку к новой зимовке. Она была более тяжелой, так как не хватало провизии, да и моральное состояние экипажа оставляло желать лучшего. Наверное это и стало причиной, по которой часть команды решила отправиться в пешую экспедицию и попытаться дойти до базы Джексона, расположенной на архипелаги Земли Франца Йосифа.

Пеший ход был тяжелым, люди сбивались с пути, часть команды погибла от болезней. В итоге до пункта назначения добралось только двое из 14 человек. Судьба подарила им возможность вернуться домой — шхуна экспедиции «Седова» спасла Конрада и Албанова от смерти.

Детализация событий

Несмотря на то, что несколько членов экспедиции остались в живых, о судьбе шхуны до сих пор ничего не известно. Очевидцы могут рассказать только о том что происходило после их ухода с судна. А вот судьба команды остается загадкой.

Попытки выяснить, как развивались события были предприняты неоднократно. Еще в 1915 году организовали несколько спасательных операций, но они не дали результат. Современники тоже не смогли дойти до истины — ни современное оборудование, ни вертолетные экспедиции не нашли следов «Святой Анны». Регион до сих пор признан малоизученным и для его освоения нужно отличное снаряжение и высокий профессионализм участников.

Можно только догадываться, что произошло на борту шхуны. Версии разные — от заболевания цингой до разрушения судна в результате шторма или бомбардировки во время Первой Мировой войны ( в том случае, если команда все же сумела освободиться от ледяного плена и пыталась дойти в порт).

Наверное, история экспедиции так и останется тайной, которою не смогут разгадать последующие поколения. Как думаете? Или мы все же найдем артефакты. Которые помогут восстановить цепочку печальных событий. Вот в чем, в чем, а том, что судьба участников была печальной у меня нет ни капли сомнений.

Дополнение из Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2,%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Экспеди́ция Бруси́лова — экспедиция 1912—1914 годов, предпринятая Георгием Львовичем Брусиловым на паровой шхуне «Святая Анна» с целью впервые в истории пройти Северным морским путём под российским флагом. Карта района экспедиции лейтенанта Брусилова в 1912—1914 гг. из книги В. И. Альбанова «На юг к Земле Франца Иосифа!» — Петроград, 1917 год.

Экспедиционное судно вышло из Санкт-Петербурга и обогнуло Скандинавский полуостров. Зайдя в Александровск-на-Мурмане, пополнив там запасы и окончательно сформировав экипаж, 10 сентября 1912 года «Святая Анна» проследовала в восточном направлении. 17 сентября 1912 года шхуна прошла Карские Ворота, однако уже через неделю была зажата льдами у западного побережья Ямала и начала дрейф в северном и северо-западном направлении. В апреле 1914 года после полутора лет дрейфа, когда шхуна находилась севернее архипелага Земля Франца-Иосифа, отряд из 11 человек во главе со штурманом Валерианом Альбановым отправился в южном направлении. 9 человек из этого отряда по пути погибли или пропали без вести, лишь Альбанов и матрос Конрад были спасены экспедицией Георгия Седова, возвращавшейся на материк после зимовки на острове Гукера. Судьба 13 членов экспедиции, оставшихся на борту «Святой Анны», после апреля 1914 года неизвестна

Гео́ргий Льво́вич Бруси́лов (19 мая 1884 — 1914 или позже) — российский исследователь Арктикилейтенант флота. Участник русско-японской войны (1904—1905), участник гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910—1911). В 1912 году организовал и возглавил собственную полярную экспедицию на шхуне «Святая Анна», осенью 1912 года судно было зажато льдами в Карском море и начало дрейфовать в северном направлении. Судьба Брусилова после апреля 1914 года неизвестна.

Георгий (в семье его называли Юрием) родился в городе Николаеве в семье офицера (впоследствии вице-адмиралаЛьва Алексеевича Брусилова (1857—1909). Родной дядя Георгия (старший брат отца) — известный генерал Алексей Алексеевич Брусилов (1853—1926).

Юнкер флота с 1900 года. В 1903 году держал экзамен в Морском кадетском корпусе (81-й по списку). Произведен в мичманы 21 февраля 1905 года.

В 1904—1905 годах участвовал в военно-морских операциях против японцев, служил сперва на миноносце, затем на крейсере «Богатырь».

В 1910—1911 годах участвовал в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач», занимался картографированием берегов Чукотки. Первый маяк на мысе Дежнёва носил его имя — «Знак Брусилова»[2]. Именем Брусилова также названы горы в Антарктиде и ледовый купол на острове Земля Георга (архипелаг Франца-Иосифа).

Поиски экспедиции Брусилова

К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции — Г. Л. Брусилова, Г. Я. Седова и В. А. Русанова — считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски[5]Главным гидрографическим управлением было организовано несколько поисковых экспедиций.

В западной спасательной экспедиции под руководством капитана 1-го ранга Исхака Ислямова участвовали четыре судна: барк «Эклипс», пароход «Печора», паровые шхуны «Герта» и «Андромеда». «Эклипс» под командованием Свердрупа должен был пройти на восток Северо-Восточным проходом, а остальные суда — осмотреть район Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.

Для поисков впервые в мировой истории использовалась полярная авиация: лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте «Farman MF.11» исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 километров.

«Эклипсу», в свою очередь, потребовалась помощь по время зимовки 1914—1915 годов у северо-западного побережья полуострова Таймыр. Эвакуацию части моряков с «Эклипса» произвела сухопутная экспедиция на оленях под руководством Н. А. Бегичева. Освободившись от льдов, «Эклипс» достиг острова Уединения и осенью 1915 года поднял на нём российский флаг.

Шхуна «Герта» под командованием Ислямова на своём пути к острову Нортбрук разминулась с возвращавшимся в то же время в Архангельск «Святым Фокой» с Альбановым и Конрадом, но записка Альбанова, оставленная им на базе Джексона на мысе Флора, была обнаружена Ислямовым.

С восточной стороны поиск был поручен судам гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана под руководством капитана 2-го ранга Б. А. Вилькицкого. Восточная экспедиция также пыталась задействовать воздушную разведку, однако гидросамолёт «Генри-Фарман» лётчика Д. Н. Александрова потерпел аварию в первом же пробном полёте в бухте Эмма (Провидения) на Чукотке и далее не использовался.

В течение 1914—1915 годов экспедиционные ледокол-пароходы «Таймыр» и «Вайгач» (командир П. А. Новопашенный) преодолели весь Северо-Восточный проход от Владивостока до Архангельска, впервые сделав это в направлении с востока на запад.

В течение двух лет поисков не удалось обнаружить следов «Святой Анны». В сентябре 1915 года все спасательные экспедиции вернулись в Архангельск, поиски были прекращены.

В 1919 году Альбанов пытался убедить Верховного правителя России адмирала А. В. Колчака — участника экспедиции Э. В. Толля — организовать новую поисковую экспедицию, но не преуспел в этом и вскоре сам погиб при не до конца выясненных обстоятельствах.

В 2010 году под руководством директора национального парка «Онежское Поморье» Олега Продана была организована первая за долгий срок поисковая экспедиция, в ходе которой на острове Земля Георга (Земля Франца-Иосифа) были найдены человеческие останки и предметы, предположительно принадлежащие пропавшей береговой партии группы Альбанова. Среди них были[10][11]: карманные часы, ложка с инициалами «П. С.» (возможно, принадлежавшая матросу Павлу Смиренникову — в таком случае останки, вероятно, тоже его), самодельные тёмные очки из бутылочных стёкол, три винтовочных патрона 1910—1911 годов выпуска и т. д. Многие из найденных вещей упоминаются в дневнике Альбанова.

В 2016 году Олег Продан организовал новую поисковую экспедицию. В первый же день экспедиции, 18 апреля 2016 года, один из трёх вертолетов, перевозивший исследователей, разбился при посадке на о. Белый. Все находившиеся на борту люди, включая О.Продана, погибли в катастрофе.

Доставленные Альбановым материалы экспедиции Брусилова позволили систематизировать сведения о течениях, определить границы материковой отмели, выявить подводный жёлоб Святой Анны на границе между Карским и Баренцевым морями.

На основании наблюдений Альбанова во время пешего перехода выявлена закономерность дрейфа льдов в юго-западном направлении и открыто Восточно-Шпицбергенское течение.

Группа Альбанова независимо от Умберто Каньи обнаружила мифичность Земли Петермана и Земли Оскара. Для навигации Альбанов располагал только устаревшей картой Юлиуса Пайера 1874 года, приведённой в книге Нансена, где эти острова ещё были обозначены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *