История российского кругосветного мореплавания 19 века богата славными именами адмиралов, офицеров и штурманов, почётное место среди которых занимает и имя капитана 1 ранга Коцебу Отто Евстафьевича (Августовича) (1788 – 1846 гг.).
Русский моряк Отто Коцебу родился 230 лет назад 18 (30) декабря 1788 года в Ревеле (ныне Таллин) в семье писателя Августа Коцебу. В восемь лет его отдали в Первый кадетский корпус в Петербурге, готовившем офицеров для армии. Но судьба распорядилась иначе, подарив для истории замечательного моряка-исследователя. По протекции своей мачехи, сестры И.Ф. Крузенштерна и по разрешению командования кадетского корпуса 15-летний Отто Коцебу попадает волонтёром юнгой-матросом на шлюп «Надежда», где под крылом самого Крузенштерна проходит хорошую школу моряка-исследователя в своём первом кругосветном плавании.
По возвращении из кругосветного плавания Коцебу получил чин мичмана, а в 1814 г. 26-летний лейтенант О. Коцебу принимает командование над строящимся на верфи финского города Або (ныне Турку) добротным бригом, водоизмещением 180 тонн, «Рюрик». На нём, по рекомендации И.Ф. Крузенштерна, уверенного в молодом командире, Отто Коцебу совершил своё первое самостоятельное кругосветное плавание, которое принесло ему широкую известность.
В начале, 1815 г. один из главных поборников и меценатов тогдашней российской науки канцлер граф Н.П. Румянцев снарядил за свой счёт морскую экспедицию (сегодня такое верится с трудом – В.К.). Целью её было отыскание прохода «из Берингова моря подле берегов Америки» в Атлантический океан. Эта цель давно уже занимала не только Россию, но и другие морские державы. К слову, район приполярной Северной Америки мало изучен и сегодня.
В подготовке этой экспедиции присутствовало нечто совсем новое – надо было подбирать, кроме всего прочего, и состав научной экспедиции. В инструкции, составленной самим Крузенштерном кроме поисков Северного прохода, предписывалось провести значительные географические, океанологические и естественно — научные исследования.
Кругосветное плавание брига «Рюрик» 1815-1818 годов во многих отношениях было уникальным. В первую очередь по длительности — «Рюрик» возвратился из плавания и бросил якорь на Неве против Румянцевского дворца ровно через 1 101сутки. Это был поистине рекордный по продолжительности срок парусного плавания, из которых 696 суток бриг был на ходу под парусами. А по числу штормов и смертельно опасных ситуаций, в которые попадал «Рюрик», его трёхлетнее кругосветное плавание аналогов вообще не имеет.
Несмотря на то, что Северо-Западный проход обнаружить не удалось, плавание «Рюрика» стало одним из наиболее важных событий в научных экспедициях 19 века. О. Коцебу совершил множество географических открытий в районе Берингова пролива и южной части Тихого океана, уточнил положение островов, открытыми другими мореплавателями. По результатам плавания были изданы научные труды.
По возвращении из плавания капитан-лейтенант Коцебу служил офицером по особым поручениям при главном командире Ревельского порта адмирале А. Спиридове, а с 1823 по 1826 год совершил новое кругосветное плавание на шлюпе «Предприятие», в ходе которого были открыты новые острова.
По окончании экспедиции капитан 2 ранга Коцебу вновь был назначен в распоряжение командира Ревельского порта, а за тем с 1828 г. является командиром 23-го флотского, а потом и Гвардейского флотского экипажа. В 1830 г. капитан 1 ранга О.Е. Коцебу по состоянию здоровья подаёт в отставку и поселяется в своём имении близ Ревеля, где и умирает в 1846 году.
Имя О.Е. Коцебу занимает достойное место среди мировых мореплавателей.