![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2019/11/31e62427a573457fa8c15feef663bbb8-834x1024.jpg)
Исаков Иван Степанович (28.8.1894 – 11.10.1967) . 14 ноября 2018 г. был заложен фрегат серии 22350, четвёртый и последний в этой серии «Адмирал флота Советского Союза Исаков» со сроком сдачи флоту до 2022 года. Это замечательная память человеку и моряку!
ПАМЯТИ АДМИРАЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИСАКОВА ИВАНА СТЕПАНОВИЧА
![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2019/11/12_isakov_is_ot_haritonova-771x1024.jpg)
Если в Советском Союзе было более четырёх десятков Маршалов Советского Союза, некоторые живы и сегодня, то Адмиралов Флота Советского Союза всего три. Двух из них хорошо помнят и сегодня – это Н.Г. Кузнецов и С.Г. Горшков. Имя третьего Ивана Степановича Исакова звучит редко. Почему? Очевидно потому, что о его деятельности на пользу ВМФ мало кто знает, а сам он не любил себя афишировать, разве только мечтал о том, чтобы после его смерти боевому кораблю присвоили имя Исаков. Детей у него не было, и продолжить морские традиции или вспомнить о его заслугах по — родственному некому. Да и всю его жизнь в 73 года лёгкой назвать нельзя. Достиг он высокого звания в Военно-морском флоте только благодаря своему труду и воле. Вот как он сам оценивал свою судьбу незадолго до смерти: «Моя фортуна, о которой я мечтал с малых лет, сделала из меня моряка и довольно быстро продвигала по служебной лестнице. Однако казалось, что она мчалась быстрее, чем нужно, и, очевидно, боком, так как за каждый бросок вперёд… мне приходилось расплачиваться слишком дрогой ценой».
![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2019/11/Nachalnik-Baltiiskogo-flota.png)
Кто бы мог подумать, что мальчик, родившийся в 1894 г. в горном селении Аджикент где-то за Карсом (ныне Турция) в смешанной семье: отец армянин Степан Егоров Исаакян (отсюда и фамилия русифицированная им с ударением на последнем слоге Исаков), мать, рождённая в Эстляндии, Ида Антоновна Лауэр, станет Адмиралом Флота Советского Союза, которое он получит одновременно 3 марта 1955 года с прославленным флотоводцем Н.Г. Кузнецовым. Но до этого были 45 лет упорного труда для достижения своей мечты стать моряком, переживаний и колебаний, стремлений к совершенству, но всегда во главе угла стояла его любовь к своей стране России. Именно к жизни И. Исакова можно применить поверье, то наш путь определён Богом, а остальное всё зависит от нас самих. Так 10-ти летний мальчик Иван Исаков, уроженец гор, случайно увидев в журнале «Иллюстрасьон» картинку гибели броненосца «Петропавловск» на всю жизнь заболел морем, а его кумиром стал С.О. Макаров. «Это было какое-то озарение свыше» — впоследствии вспоминал он.
И как бы потом все, в том числе и родственники, не воздействовали на Ивана Степановича, что флот – не для кавказца, Вано не изменил своей мечте. Наивный в политике, он надеялся, что всё же сможет доказать адмиралам в Петербурге своё право разночинца служить флоту страны и стать его офицером. И подал, никому из близких ничего не говоря, прошение о допуске к сдаче экзаменов в Морской корпус. Но, естественно, получил отказ в письменном виде – «В просьбе отказать!». Наверное, тогда царское командование Корпуса подумало: «Зачем это молодому человеку из Армении идти на морскую службу? Ну, ещё в сухопутные войска – дело другое. Но флот?.. Не было адмиралов из Армении!». К счастью, они ошибались – были офицеры – армяне в морском флоте царской России, а в Советском флоте немало и адмиралов – армян, с которыми автор статьи встречался лично. А Исаков Иван Степанович (1894-1967) стал одним из трёх самых высших военно-морских чинов России.
![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2019/11/3e977e097529-708x1024.jpg)
Началась первая мировая война, и нехватка офицерских кадров заставила царское правительство, забыв сословные принципы, готовить младших офицеров, прапорщиков и мичманов, из разночинцев. В Петербурге были открыты Отдельные гардемаринские классы. Летом 1914 года, Покинув Политехнический институт, где он проучился уже год, Иван Исаков сдал конкурсные экзамены и стал чёрным гардемарином в 20 лет. Чёрным потому, что гардемарины отдельных классов, в отличие от гардемаринов Морского корпуса с белыми бархатными погонами, носили чёрные суконные погоны. Но программа подготовки мичманов ничем не уступала корпусной. Исаков упорно шёл к своей цели, не гнушаясь никакой работой ни в Классах, ни на корабельной практике, помня, что и Нахимов с пристрастием относился к матросскому труду, за что вельможи дали ему прозвище «боцман».
Его практика на кораблях только начало морской жизни. Она определяет дальнейшее отношение к морской службе. Тут и радости познания нового, и огорчения, тут и узнавание разных натур. Ничто так не раскрывает натуру человека, как длительная совместная жизнь на корабле в море. В море – как на войне: хороший человек быстро проявит и разовьёт лучшие черты своего характера, а плохой наверняка раскроет себя товарищам. Сразу видно кто храбрец и в повседневной жизни не робок, а кто равнодушен ко всему, кроме себя. Кто молодец над беззащитными куражиться, хотя сам из себя ноль.
А вот перед старшими прогибается угодником.
Испытав всё, Исаков не разочаровался в морской службе и только настойчивее стал стремиться к своей мечте – командирскому мостику. Главное, что он понял: «Возвышает или обесценивает человека он сам».
Почему я так подробно останавливаюсь на гардемаринских годах жизни Ивана Степановича Исакова? Мне кажется, а и опыт говорит о том, что адмиралы зарождаются ещё в училищах. Я помню свои курсантские годы, когда все мы мечтали дослужиться только до командира корабля, но многие уже тогда мечтали о большем…. Так думал ли Исаков о большем? Пока только о командирском мостике, но!
Маршал Г.К. Жуков говорил, что каждый командующий армией должен пройти через командование полком. Для флота это звучит так – каждый адмирал должен пройти через командование кораблём. Иными словами, для карьеры моряка трамплином должен быть корабельный мостик.
Пройдя все ступени флотской службы в революционное и послереволюционное неспокойное время, участвуя в первой мировой и гражданской войнах, Исаков стал членом партии только в 1939 году, будучи уже флагманом, было такое звание в Красном Флоте, соответствующее адмиральскому званию. Это говорит о многом.
![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2019/11/original-1.jpg)
Большую часть корабельной службы ему пришлось пройти в должности старпома, очень ответственной должности на флоте – на ней держится вся корабельная служба. Исаков взял от этой должности блестящую морскую выучку и культуру, отличающих человека, воспитанного в строгом распорядке дня и ночи. По тем неписанным законам совместной жизни экипажа корабля, без которых не может существовать любой коллектив – команда. Наверное, практика старпома развила его организаторские способности, которые в полную силу проявились позже в штабах и на командных должностях. И ещё одно немаловажное качество дала ему та должность – выдержку при любых физических и моральных испытаниях. Ведь ему пришлось с 1942 года, когда ему ампутировали ногу, и до конца жизни в 1976 году вести активный образ жизни, как бы сказали сегодня, быть на руководящих должностях. В 1951 году он получает Государственную премию, в 1958 году становится членом-корреспондентом АН СССР, в 1963 году его принимают в Союз писателей СССР…. Видимо не зря он сказал хирургу, который сообщил ему, что нужно ампутировать ногу, что «спасите мне голову». Да, голова Ивана Степановича была ценнейшим инструментом во всей сложной и беспокойной жизни Адмирала, именно она помогла Ивану Степановичу Исакову достичь высшего звания в ВМФ СССР – Адмирал Флота Советского Союза.
Надо отметить ещё такую положительную черту адмирала Исаков, как участие в судьбах людей. Это он один из первых бросился на помощь Александру Маринеско ( командир легендарной подлодки «С-13», «атака века» — В.К.), помог Александру Крону издать его повесть «Капитан дальнего плавания». Он раздавал понравившемся ему людям книги, реликвии, сюжеты, свои замыслы и идеи, ничуть не заботясь об авторстве и приоритете, больше озабоченный продолжением начатого или найденного, — он понимал ограниченность срока жизни. «Мой совет, — писал он, — если что задумали, делайте сейчас. Падение напряжения и оборотов подкрадывается настолько незаметно, что с лёгким сердцем откладывается на завтра. А завтра может и не быть». Очень мудрый совет для нынешних руководителей страны, которые обещают сделать всё к 20-30-м годам, а сами ничего не делают сегодня. А доживём ли до тех дней?..
При всей своей многогранной деятельности Иван Степанович дела флота считал главнейшей задачей всей своей жизни. Ещё в середине пятидесятых годов прошлого века, лёжа на госпитальной койке, он записал: «Надо воспитывать океанское мышление». А в 1962 –м он уже набросал план работы, которую не успел осуществить: «Океанское мышление – одна из важнейших, современных проблем для всего советского народа». Занимаясь всегда наукой (к слову, НАУКА сегодня у нас не в почёте – В.К.) Исаков видел, сколько людей потребует океан для своего освоения и как важно всем понять, что нам там надо, как важно преодолеть континентальную психологию, психологию «каботажную». Каждая строка его записей, этих и последующих, хотя и отрывочных, углубляет замысел, расширяет его историческое и современное обоснование и передаёт ощущение путей нашего океанского будущего….
К сожалению, сегодня, так и не преодолев «каботажное» мышление, океанское будущее России так заболтали, что нам остаётся только мечтать о сильном ВМФ и большом гражданском морском флоте. Ведь из слов Флот не построишь. Это дорогостоящий государственный инструмент, но он необходим для великой державы. Для этого жил и работал Исаков Иван Степанович, советский флотоводец, Адмирал Флота Советского Союза, Герой Советского Союза, военный и учёный.
![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2019/11/isakov_251-1024x560.jpg)
Напоминая об И.С. Исакове, я специально коротко остановился на его психологическом портрете, не перечисляя должности, которые он занимал. Ведь истина в том, что не должность красит человека, а человек должность. Это в полной мере относится к Ивану Степановичу. Хочу только отметить, что основная его морская должность была Начальник Главного морского штаба в период Великой Отечественной войны. Но он не сидел в кабинете. Как и Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов он был в постоянных разъездах по фронтам, координируя действия ВМФ с сухопутными войсками: в начале войны Ленинградский фронт, с конца 1941 г. – южные фронты, где, получив смертельное ранение, выжил, продолжил службу и работу на благо Отечества и ВМФ.
В газетной статье о большом человеке всё рассказать невозможно. Я ставил своей задачей только напомнить о выдающейся личности, которая должна оставаться в памяти людей.
Вот такие некаботажники и скэрщики и нужны в руководстве Флотом России.
Мы — Империя и мы- Океанская держава. Но власть предержащие мыслят категориями местечкового обывателя.
Турция была Империей и достигла выдающихся результатов благодаря Флоту! Как это потомки полудиких туркмен?
Англия — владычица морей, где солнце никогда не заходило.
Штаты стали богаты и мощны благодаря своей Морской мощи, вспомним на добром слове их теоретика г-на и вице-адмирала Мэхена!
Дае Франция! А что Франция, не имела бы трусливого адмирала, то и не проиграла ды с испанцами Трафальгара, и не про… игралабы место в Истории!
И мы, почесывая бока, теряя территории безвольно, отдавая ресурсы нашим врагам, спим в дремучем и безнадежнго безвольном безвременьи. Без океана России не быть. Без стремления к Океанской стратегии, к защите океанских коммуникаций, к возврату своих заморскии и предааных территории, к принуждению к компромиссам наших вероятных друзей с океанских направление.
Здесь наша стратегическая перспективаа!
И уже не «помидорами», а жалкими сторожевиками, не отделаешься! Мы что не можем построить что-то соответствующее Океанской стратегии?
Нет, не можем, пока не можем, пока раздербаненый по сухопутным командованиям флот существует уже не как вид ВС, а как жалкий придаток непонятно к чему. Ну, Главкому командовать нечем, вот он и руководит морскими путешествиями. Стыдно и больно все это видеть!