Каланов Н. Умные мысли выдающихся моряков . Серия «Энциклопедия морской культуры» (продолжение)

Семечкин Леонид Павлович

1839-1890

Капитан 1 ранга (1880). Теоретик кораблестроения и крейсерской войны. Флаг-офицер командующего эскадрой адмирала И.А. Шестакова, контр-адмирала И.Ф. Лихачёва и вице-адмирала Г.И. Бутакова.

Каждый морской офицер имеет право смотреть на морской бой по-своему, и чем менее будет однообразия в подобных взглядах, тем всестороннее и глубже станет наше знание прямой нашей специальности – умения драться.

…необходимо развивать в себе и усваивать те знания, которые должны составлять достояние моряка-воина. Будем укреплять в себе убеждение, что следует учиться, и флаг наш снова покроется давно знакомою ему славою!

Конкевич (Конкевич-Мурманский) Александр Егорович

1842-1917

Капитан 2 ранга (1916). Совершил кругосветное плавание. Участник Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Первый командующий болгарским флотом. Основатель Болгарской военно-морской академии. В 1917 году получил Высочайшей милостью прибавку «Мурманский» к фамилии за заслуги в проектировании и постройке Мурманской железной дороги. Писатель и публицист. Один из основоположников русской «военной» фантастики.

Порядок на корабле и вся его служба создаётся, ведётся и поддерживается капитанами. Никакие подробнейшие уставы не могут отнять инициативу командира регламентировать те кажущиеся мелочи судовой жизни, из которых, однако, она и состоит.

Смерть не страшна, потому что храбрый умирает лишь один раз, а трус ежеминутно и даже при одной мысли об опасности.

Только сплочённость в тесной и дружной семье под главенством своего капитана, громада людей, населяющих броненосный кузов, имеет право на название военного корабля, экипажа боевого корабля.

Ни на каких рынках, ни за какой вес золота не покупается душа, оживотворяющая броненосцы, форты и спокойные гавани. Она вкладывается в них лишь беспредельной любовью чистым и безукоризненным сердцем того же моряка.

Станюкович Константин Михайлович

1843-1903

Лейтенант (1864). Участвовал на корвете «Калевала» в трехгодичном кругосветном плавании. Писатель, известен произведениями на темы из жизни военно-морского флота.

Без хорошей школы, без плаваний, во время которых надо учить, чтобы быть всегда готовым к войне, нельзя одерживать побед.

В море нельзя делать точные расчеты, как несколько суеверный человек никогда не говорит категорически о своих расчетах и предположениях, а всегда с оговорками, вроде «если ничего не случится» или «если все будет благополучно», зная хорошо, какими неожиданными случайностями и неожиданностями полна морская жизнь.

Все бросились наверх и были поражены тем, что увидали. Действительно, море точно горело по бокам корвета, вырываясь из-под него блестящим, ослепляющим глаз пламенем… Около океан сиял широкими полосами, извиваясь по мере движения волны змеями, и, наконец, в отдалении сверкал пятнами, звездами, словно брильянтами.

…Истинный моряк, сам много плававший, понимает и ценит отвагу, решительность и мужество и знает, что эти качества необходимы моряку. В нашем ремесле… нужны, конечно, бдительность и осторожность, но только осторожность, не имеющая ничего общего с трусостью, которая всюду видит опасность. Есть еще и другая трусость, и часто у моряков, отважных по натуре, это трусость перед начальством, страх ответственности в случае какого-нибудь несчастья. Такие моряки могут и счастливо плавать, но они все-таки не моряки в истинном значении этого слова, и боевой адмирал на них не может рассчитывать. Они похожи на того адмирала давно прошедшего времени, который, услышав выстрелы в море, не пошел на них на помощь товарищу адмиралу, так как не получил на то приказания раньше… а он был слепой исполнитель приказаний начальства и боялся ответственности.

Море, братцы, робких не почитает… Коли ты перед ним струсил – тут тебе и покрышка!

Море прелестно и когда тихо, и когда сердито. Близость его кладет на людей, живущих у моря, особый отпечаток… Океан подавляет простых людей своим величием и грозными явлениями.

Морской человек бога завсегда должон помнить. Вода – не сухой путь. Ты с ей не шути и о себе много не полагай… который человек на море бывал и имеет в себе понятие, тот беспременно должон быть и душой прост, и к людям жалостлив, и умом рассудлив, и смелость иметь по той причине, что на море смерть завсегда на глазах.

Океан был необыкновенно милостив и любезен и рокотал, переливаясь своими могучими темно-синими волнами тихо и ласково, словно бы добрый дедушка, напевающий однообразно ласкающий мотив.

С морем нельзя криводушничать… К нему не подольстишься… Это все на берегу учатся этим пакостям, а в океане надо иметь смелую душу и чистую совесть.

…Старайтесь жить со всеми дружно… Будьте уживчивы… Не задирайте никого, остерегайтесь оскорблять чужое самолюбие, чтобы не было ссор… Ссоры на судне – ужасная вещь… и с ними не плавание, можно сказать, а одна мерзость. На берегу вы поссорились и разошлись, а ведь в море уйти некуда… всегда на глазах друг у друга…

Помните это и сдерживайте себя, если у вас горячий характер… Морякам необходимо жить дружной семьей.

…Только в глупых книжках моряков изображают какими-то морскими волками, для которых будто бы ничего не существует в мире, кроме корабля и моря. Это клевета на моряков. И они, как и все люди, любят землю со всеми ее интересами, любят близких и друзей – словом, интересуются не одним только своим делом, но и всем, что должно занимать сколько-нибудь образованного и развитого человека.

…Чтоб быть моряком, надо родиться на какой-нибудь чабаре или у берега моря, с которым надо сродниться, привыкая слушать шум его волн с тех пор, как начнёшь узнавать мать свою; надо полюбить море так, как араб или татарин любит свою лошадь…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.