Каланов Н. Умные мысли выдающихся моряков . Серия «Энциклопедия морской культуры» (продолжение)

Ливен Александр Александрович

1860 – 1914

Вице-адмирал (1912). Участник Русско-японской войны, командовал минной обороной Порт-Артура, затем дивизионом миноносцев. Начальник Морского Генерального штаба (1912–1914).

…военный флот с его сложной организацией и интенсивной сосредоточенностью силы есть пробный камень для культурности обладающего им народа…

Для руководства военным делом одних занятий мало. Наполеон говорил, что для ведения боя надо изучить по крайней мере 50 сражений, но, я думаю, он был бы очень удивлен, если бы кто из этого вывел заключение, что, изучив 50 сражений, человек уже и готовый полководец. Для правильной оценки военных вопросов надо быть военным не только по своим знаниям, но и по своим чувствам, по своим взглядам и по своему характеру. Надо иметь то, что можно назвать, в отличие от знаний, военным сознанием, которое приобретается не образованием, а воспитанием.

Единственная школа для военных есть война. Спокон веков в боях и походах в войсках развивались совершенно естественно качества, отличающие воинов от мирных жителей. Более сильные духом и телом самым течением обстоятельств выдвигались вперед, слабые элементы отпадали сами собой, и в конце концов в рядах бойцов устанавливался и укреплялся дух и характер, вполне соответствующий боевой обстановке.

В России постоянно приходится повторять старую истину, что для обороны берегов нужен флот, что главным источником богатства страны является морская торговля и открытый доступ к мировым рынкам и что все это зависит от морских вооружённых сил. Особенно в последнее время вследствие сильного экономического подъёма всех цивилизованных народов морские пути приобрели выдающееся значение, а вместе с ними и морская оборона.

Суда не предназначены для путешествия господ офицеров с образовательной целью. Они назначены для боя. Им принадлежит личный состав, каждому свой, а не наоборот.

Николай Оттович фон Эссен

1860 – 1915

Адмирал (1913). Участник Русско-японской войны (1904–1905). В годы Первой мировой войны назначен командующим флотом Балтийского моря (1914–1915).

…В морской войне может только тот сделать что-нибудь полезное, кто смолоду втянулся в морскую жизнь и в морскую обстановку, кто подвергался и испытывал всякие лишения, одним словом, тот, кто может себя назвать моряком, но не по форме, а именно по своей склонности, характеру и привычке к борьбе со всеми препятствиями и опасностями.

Настоящие действия с нашей стороны были бы неожиданностью для всего мира. Во-первых, потому, что со времен Екатерины наш флот только оборонялся, и, во-вторых, потому, что наступление Андреевского флага против второго флота мира будет всем казаться немыслимым. Однако оно выполнимо и по трудности своей не превышает планов, выполненных великими людьми в свое время.

Начальник боевой эскадры должен приучить себя и своих подчиненных к сознанию, что флот существует только для войны, и потому всё, что не имеет отношения к боевой подготовке, должно быть отброшено, как не только ненужное, но и вредное.

Поздравляю Балтийский флот с великим днем, для которого мы живем, которого ждали и к которому готовились. С этого дня каждый из нас должен забыть все свои личные дела и сосредоточить все свои помыслы и волю на одной цели – защищать Родину от посягательств врага и вступать в бой с ним без колебаний, думая только о нанесении врагу самых тяжелых ударов, какие только возможны. Да исполнит каждый из нас величайший долг перед Родиной – жизнью своей защитит ее неприкосновенность и да последует примеру тех, кто двести лет назад с великим императором во главе своими подвигами и кровью положили в этих водах начало нашему флоту.

(Из приказа командующего Балтийским флотом Н.О. Эссена 19 июля (1 августа) 1914 года в связи с началом Первой мировой войны).

Кладо Николай Лаврентьевич

1862 — 1919

Генерал-майор по Адмиралтейству (1912). Совершил кругосветное путешествие на крейсере «Память Азова» (1889). Историк и теоретик русского флота, профессор, начальник Морской Академии (1917–1919). Писатель.

Армия и флот, вместо того, чтобы руководствоваться заветами Великого Петра, который завещал им, что потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет – обе руки имеет, и действовать, как две руки одного человека, то есть вполне согласованно для достижения общей цели… Известно, что слабая сторона всякой союзной силы лежит в отсутствии взаимного доверия между союзниками, и как следствие этого – в отсутствии согласованных действий. Армия и флот – это тоже союзники, союзники нераздельные и вечные. Разойтись им нельзя никогда, и в этом сознании им надо неуклонно изучать друг друга, чтобы научиться друг другу доверять… А понимать друг друга не только армия и флот, но и вообще все люди, причастные к военному делу, будут только тогда, когда у них будут общие единые мысли о ведении войны.

Великая держава не может существовать без возможности пользоваться морскими путями сообщения. Через море государства дышат, и чем дальше, тем большую роль играют моря, переплетая интересы самых отдаленных государств, сближая их друг с другом, освобождая их от зависимости от непосредственных своих соседей.

В настоящее время победа кроется уже не столько в числе и энергии, сколько в экономическом развитии и нравственном превосходстве.

…Во всякой стране, берега которой омываются морем, сухопутные и морские силы органически связаны друг с другом и не могут обходиться друг без друга, потому что в большинстве случаев отсутствие флота обессиливает армию; а отсутствие армии 93
обыкновенно, за исключением чисто островных государств, делает бесполезной деятельность флота.

Верный «военный взгляд» в любой области военного дела не свалится с неба с получением звания начальника. Для приобретения его нужна долгая практика, хотя бы и в мирное время, но организованная так, чтобы опытность и глазомер могли быть получены в наикратчайший промежуток времени, чтобы, насколько то возможно, устранить бесполезные опыты, отнимающие много времени и приводящие лишь к сознанию сделанной ошибки. Одним словом, надо организовать правильную систему подготовки к боевой деятельности, ведущую к истине прямым путём, а не окольной дорогой всяких попыток, не имеющей под собой никакой почвы. Практиковаться же, не разобрав вопроса в теории, это значит бродить в темноте, надеясь набрести на истину ощупью.

Гражданское мужество чтится только в теории. На деле оно возбуждает злобу, ненависть, месть. Вот почему человек, совершивший подвиг гражданского мужества, становится обыкновенно одиноким: многие теоретически ему сочувствуют, но на деле жмутся, пятятся и за ним не идут.

Мне приходится говорить о таких вещах, в рассуждениях о которых надо бережно взвешивать каждое слово, чтобы не сказать того, чего не знает наш противник и что может быть ему полезно, хотя бы это и могло помочь доказательности моих предложений.

Ни один начальник ни в какой области, даже в самой тесной, например даже на отдельном корабле, не может предвидеть и всем распорядиться сам – он должен во многом предоставить широкую инициативу своим подчинённым… К этому невозможно сколько-нибудь приблизиться без единства военного мышления.

Прошли те времена (если таковые когда-нибудь были), когда можно было надеяться на победу, благодаря мысли, осенившей гения во время самого боя. Будущая война должна быть подготовлена задолго, и её средства должны быть тщательно подготовлены к употреблению. Вдохновенная мысль последнего момента должна опираться и должна быть поддержана силой общности мысли у всех.

Самые блестящие страницы нашей истории связаны с эпохами процветания нашего флота. Это были эпохи Великого Петра и Великой Екатерины, и знаменателен тот факт, что оба монарха, заслужившие титул великих, придавали огромное значение морской силе, оба добивались для России морских берегов…

Самые сложные из всех наук – это социальные, а сложнейшая между ними – наука о войне. В ней приходится исследовать помыслы и действия людей в сфере смертельной опасности, что представляет собой исключительную трудность, которая увеличивается ещё тем, что цель науки – выработать указания для победы над врагом, который столь же страстно хочет победить вас, всегда представляют для вас в значительной мере загадку, так как он всеми мерами скрывает от вас свои помыслы.

Силу всякого флота составляют главным образом два элемента: искусство и моральное состояние личного состава и численность и достоинство составляющих его судов.

Средства следуют целям, а не наоборот.

…Собственность хоть и привносит инициативу, но пробуждает в людях агрессию. И поскольку человек не совершенен по природе, постольку и войны неизбежны.

Стратегию в полном размере надо изучать с молодых лет. Не стремясь смолоду к глубоким познаниям в военном деле, офицер прямо не почувствует влияния этого на свою служебную деятельность, пока она протекает на низших чинах… А когда офицер, оставаясь в этом состоянии, дойдёт до тех степеней, когда почувствует необходимость в более полном знании, то может оказаться – слишком много времени пропущено…

…Только тогда знание и может принести действительную пользу делу, когда оно идет рука об руку с гражданским мужеством, как только тогда и может быть использовано уменье владеть оружием, когда оно соединено с военным мужеством.

…Три четверти успеха на войне зависят от духовного начала, а главным его носителем и выразителем является начальствующий персонал.

Флот непосредственно сам бессилен против сухопутной силы, обыкновенно решающей судьбы вооруженных столкновений между народами, но он играет огромную роль в подготовке этого решения, подготовляя своей армии успех, а неприятельской – поражение.

Цель стратегии при изучении войны – это найти истинные причины, управляющие военными явлениями, или, по крайней мере, подойти к ним как можно ближе. Цель преподавания стратегии – достигнутое приближение к истине перевести в способ мышления других. А для этого эти другие должны получить внутреннее убеждение в том, что то, что им преподаётся, есть действительно истина или посильное к ней приближение.

Человечество, несмотря на всю утончённость своей культуры, на возросшую нервность и широко распространённую неврастению, не потеряло способности воевать! Никакие ужасы новейшей техники не уничтожили и даже не ослабили этой способности, не охладили военного пыла, когда задеты жизненные интересы людей, которые никак иначе не отстоять, как силой оружия.

У нас надо на вес золота ценить людей, имеющих особую охоту, наклонность к военному делу или хотя бы находящих в нём выгоду… У нас больше, чем у других, гибелен недостаток офицеров, мы не можем допустить, чтобы они бежали со службы. Они и так служат неохотно.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Спасибо. С удовольствием читаю все Ваши эссе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *