Чухраев Э. Неизвестное об известном. Военно-Морской Флот России защищает Арктику. Часть 2.

Как выглядит сегодня добыча Россией нефти и газа в Арктике?

Согласно последним докладам аналитической компании GlobalData, ведущими мировыми производителями нефти и газа в Арктическом регионе являются крупнейшие энергетические компании России, такие как «Газпром», «Роснефть», «Новатэк» и «Лукойл», а также норвежский нефтегазовый гигант Equinor, несколько меньший по масштабам Aker BP ASA и, наконец, американская компания ConocoPhillips.

В 2019 году российские официальные лица заявляли, что арктический регион может стать ключевым драйвером роста добычи природного газа в стране уже в течение ближайших двадцати лет, поскольку к 2035 году Крайний Север имеет потенциал обеспечить добычу 90 процентов всего газа, добываемого в России Энергетические гиганты «Газпром» и «Роснефть» доминируют в области  разведки и добычи углеводородов в арктической части страны. Что касается офшорных месторождений, единственным действующим российским нефтегазовым проектом на шельфе Северного Ледовитого океана является месторождение Приразломное, который реализует «Газпром». Это месторождение в Печорском море (прибрежное море в юго-восточной части Баренцева моря, между островами Колгуев и Вайгач). Месторождение открыто в 1989 году и содержит более 70 млн. т. извлекаемых запасов нефти.

Для освоения этого проекта создана специальная морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная». Платформа позволяет выполнять все технологические операции — бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры и т. д. Уникальность «Приразломной» в том, что впервые в мире добыча углеводородов на арктическом шельфе ведётся со стационарной платформы в сложных условиях дрейфующих ледовых полей. Уже  в 2017 году на «Приразломной» была добыта 5-миллионная тонна арктической нефти.

Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная»

Одним из первых успешных примеров освоения нефтеносного арктического шельфа стал проект государственной компании «Роснефть», разрабатывающей новое месторождение сверхлегкой нефти, запасы которого сопоставимы со всей ресурсной базой Саудовской Аравии.

Сейчас это месторождение носит символичное имя «Победа». По мнению аналитиков корпорации, через полтора десятилетия с истощением традиционных углеводородных источников не будет альтернативы арктической нефти для насыщения мирового рынка. И в этом залог будущей энергобезопасности России.

В 2020 году «Роснефть» обратила свои взгляды на Восток. Она объявила о своем намерении развивать проект «Восток Ойл» на полуострове Таймыр, целью которого является «осуществление комплексной программы развития нового нефтегазоносного района на севере Красноярского края». Компания ведет переговоры с потенциальными партнерами в Японии, Индии и Китае в надежде привлечь инвестиции для этого проекта общей стоимостью 157 миллиардов долларов.  «Восток Ойл»  — это энергетический мегапроект  освоения севера России и Арктики. Его реализация может привести к появлению в нашей стране самостоятельной «нефтегазовой провинции» и даже изменению ее административной карты.

Почему «Восток Ойл» — это возможная самостоятельная газовая провинция России?

Потому что планируется разработать целую группу крупных нефтеносных месторождений, расположенных, в основном, в Красноярском крае. Их общий объем оценивается в 37 миллиардов баррелей высококачественной нефти. Однако разработка этих месторождений представляет собой огромную проблему из-за большой удаленности, отсутствия необходимой инфраструктуры и суровых северных условий. Поэтому для реализации проекта  будет создано 15 промысловых городков, два аэродрома, порт, примерно 800 километров магистральных и 7000 километров внутри промысловых труб, две тысячи мегаватт электрогенерации и порядка 100 тысяч новых рабочих мест.  Общая стоимость проекта оценивается в 10 триллионов рублей. Компания «Роснефть» готова вложить на начальном этапе 2 триллиона рублей и предполагает активное привлечение иностранных инвесторов (Индия, Китай).

Что даст России реализация мегапроекта «Восток Ойл»?

1. Государство получит доступ к высококачественной нефти, которую можно будет продавать с дополнительной премией.
2. Под этот проект «Роснефть» инвестирует в строительство в Приморье верфи «Звезда», где будут создавать современные корабли ледового класса, супертанкеры и ледоколы. В частности, там начнется производство супер ледоколов, не имеющих аналогов в мире, класса «Лидер», которые будут способны обеспечивать проводку судов по Северному морскому пути даже в зимний период. Реализация проекта прибавит 2% к российскому ВВП.
3. Ввод в строй «Восток Ойл» увеличит загрузку Северного морского пути и сопутствующей ему инфраструктуры. Благодаря  этому, Россия сможет сильнее закрепиться в Арктике. «Восток Ойл» — это будущее Арктики.

Крупнейший в России частный производитель природного газа, компания «Новатэк», является одной из самых успешных в освоении арктических ресурсов. За 5 лет (с 2012 по 2017)  компания реализовала проект «Ямал СПГ». «Ямал СПГ» — это российские мощности по добыче, сжижению природного газа и поставкам полученного сжиженного природного газа (СПГ), расположенные на полуострове Ямал. Состоят из завода по производству СПГ мощностью около 16,5 млн. тонн в год на базе Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, запасы газа в котором оцениваются в 926 млрд. м3, и морского порта Сабетта для погрузки продукции на СПГ-танкеры.

Ямал СПГ

После выхода в 2018 году на полную мощность завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ», «Новатэк» дал старт реализации своего второго проекта – завода «Арктик СПГ-2» на полуострове Гыдан. В феврале  2020 года глава НОВАТЭКа сказал, что реальная мощность терминала по сжижению газа “Ямал СПГ” почти на четверть превышает проектную и что компания рассматривает возможность расширения в будущем строящиеся перевалочные СПГ-терминалы в Мурманске и на Камчатке.

На форуме «Арктика: настоящее и будущее» (2018) отечественные предприятия представили ряд перспективных проектов беспилотных комплексов, способных эффективно работать в суровых условиях Арктики. Ведущие научные институты также разрабатывают безэкипажные подводные аппараты, способные проводить сейсморазведку и бурение скважин.

В 2020 году петербургское конструкторское бюро «Малахит»  представило уникальный проект подводной лодки подводного танкера под названием «Пилигрим», предназначенного для транспортировки жидкого природного газа в Арктике. Такая субмарина может невидимкой скользить подо льдом, не встречая сопротивления. Она практически неуязвима от погодных условий на поверхности  и способна перевозить  от 170 000 до 180 000 тонн, что намного превышает вместимость любых субмарин, которые были созданы ранее. Длина новой подводной лодки превысит 360 метров. Эта невероятная громада будет оборудована не менее чем тремя ядерными реакторами. Это поможет субмарине развивать скорость до 17 узлов, то есть огромное подводное судно будет двигаться не намного медленнее, чем обычные танкеры. Экипаж — по стандартам подводных судов — будет небольшим: всего 25-28 человек. Если этот проект удастся реализовать, «Пилигрим» станет подводным танкером номер один, не имеющим конкуренции в мире.

В марте 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Кодекс торгового мореплавания.  Теперь компания НОВАТЭК может спокойно использовать иностранные газовозы для перевозок своего СПГ по Севморпути (СМП)

Как видим, использование Россией нефтегазовых ресурсов Арктики реально набирает обороты. Но Россия сталкивается с немалыми трудностями в разработке своих энергетических ресурсов на арктическом побережье.

  • Это обусловлено американскими санкциями, которые запрещают всем западным компаниям сотрудничать с «Газпромом», «Газпром Нефть», «Лукойлом», «Сургутнефтегазом» и «Роснефтью» в рамках российских проектов по глубоководной добыче, добыче на арктическом шельфе, а также разработке сланцевых месторождений.
  • Финансирование со стороны государства крупных проектов по добыче углеводородов в Арктике также сопряжено с серьезными трудностями.
  • Но самое главное, — это традиционное безразличие со стороны государственных чиновников всех уровней к проблемам Арктики. Правительство упрямо хочет, чтобы все решалось только за счет частных инвесторов, сводя до минимума государственные вложения. За 10 лет так и не принят комплексный закон о развитии Арктики. В то же время появилось много различных документов: Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике (2008), Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации (2013), госпрограмма развития Арктики (2014), Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года (.2020). Создан Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. С 2019 года появилось министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. Но управление Арктикой по-прежнему пытаются строить по старым принципам. Вроде бы, преобразований много, но при этом царят непоследовательность, суета и принятие срочных, порой очень болезненных мер. И что самое печальное, совершенно непонятно, есть ли смысл в этих «хирургических вмешательствах». Часто за главное выдаются не реальные результаты работы, дело, а сиюминутный хайп, видимость. Но с Арктикой такой номер не проходит.  Здесь нужны новые экономические, финансовые и социальные отношения с учетом природно-климатических и транспортных условий на базе мирового опыта.  И, как всегда в России, и здесь внимание к человеку и забота о нем остаются на последнем месте. Многие арктические населенные пункты до сих пор напоминают фильмы про апокалипсис, цены на товары космические, зарплаты невысокие, инфраструктура развивается очень слабо. Когда-то глава правительства России Егор Гайдар сказал, что Арктика может жить сама по себе. Вот и нынешние чиновники хотят следовать этой безумной формуле. Но Арктика – это чрезвычайно особые территории России. Не случайно работу в Арктике по сложности сравнивают с освоением космоса.
  1. Освоение Северного морского пути (СМП).

Развитие СМП – одно из главных достижений экономической политики современной России. В 2015 году правительство утвердило Комплексный проект развития Северного морского пути  на ближайшие 15 лет. Сегодня Россия активно занимается обустройством СМП, чтобы упростить прохождение судов в непростых климатических условиях.

Согласно заключениям авторитетных ученых-­климатологов, на Арктический регион в наибольшей степени распространяется эффект глобального потепления. А это значит, что уже к 2030 году в летний период большая часть Северного океана будет доступна для судоходства, промышленной добычи биоресурсов, разведки и использования источников углеводородов, а также других полезных ископаемых. Таяние арктических льдов с каждой навигацией позволяет увеличивать трафик прохода по Северному морскому пути грузовых и пассажирских судов.

На развитие и поддержку Северного морского пути, кратчайшего в мире судоходного маршрута из Европы в Азию, Россия планирует в ближайшие пять лет (с 2019 года) потратить огромные деньги — почти триллион рублей. В 235,9 миллиарда обойдется соединение Северной и Свердловской железных дорог и обеспечение выхода транспортной системы к СМП. Еще 169,6 миллиарда рублей уйдет на мероприятия из федеральной программы «Морские порты».

В перечень мероприятий входит, в частности, строительство пяти атомных ледоколов, а также продление срока эксплуатации ядерных установок судов атомно-технологического обеспечения «Имандра» и «Лотта» и хранилища жидких радиоактивных отходов «Серебрянка». Кроме того, планируется построить терминал сжиженного природного газа (СПГ) и газового конденсата «Утренний», глобальную морскую систему связи при бедствии на СМП, модернизировать базу техобслуживания флота Морспасслужбы. На период с 2019-го по 2024 годы запланировано, в том числе, строительство многофункциональных аварийно-спасательных, гидрографических и лоцмейстерских судов, комплекса по перегрузке СПГ в Мурманской области, терминала в бухте Север для отгрузки пайяхской нефти, угольного терминала «Чайка» в порту Диксон и перегрузочного комплекса СПГ на Камчатке. Это все пока планы и проекты. Очень хочется надеяться, что они будут реализованы. Но сомнение и тревога за их реализацию остаются.

Несмотря на весь грандиозный потенциал, Севморпуть все еще остается малоэффективной и невостребованной транспортной артерией. Уверенность в выполнении планов развития Северного морского пути придает то, что  Россия на сегодняшний день единственная в мире страна, имеющая свой атомный ледокольный флот в Арктике. Она обладает крупнейшим в мире ледокольным флотом, имея в распоряжении более четырех десятков судов, включая шесть атомных ледоколов, способных пробивать арктические льды. В связи с этим в 2018 году  принято решение о передачи Северного морского пути из ведения Министерства транспорта РФ к госкорпорации «Росатом». Планируется повысить к 2024 году грузооборот СМП до 80 миллионов тонн в год. И, хотя достижение показателя в объеме 80 тысяч тонн уже не раз  ставилось под сомнение, последовательное развитие Севморпути открывает большие перспективы.

Россия реализует программы строительства судов ледокольного и вспомогательного флотов, так как, ледокольный флот является гарантом бесперебойной работы Арктической морской транспортной системы. В июне 2016 года спущен на воду головной атомный ледокол проекта 22220 «Арктика» (проходит ходовые испытания, срок сдачи в эксплуатацию — 2020 год; может быть задержка из-за того, что 4 февраля 2020 года на испытаниях произошла поломка гребного электродвигателя). А в сентябре 2017 года спустили второй ледокол того же проекта «Сибирь» со сроком сдачи – конец 2020 года. В мае 2019 года состоялся спуск на воду очередного атомного ледокола «Урал» (передача «Атомфлоту» по плану в 2022 году). В августе 2019 года подписан контракт на строительство еще двух ледоколов этого проекта (проект 22220) со сроком сдачи по плану первого в 2024 году, второго – в 2026 году.  По данным Росатомфлота, новая «Арктика» сможет преодолевать льды толщиной до 2,9 метра, двигаясь при этом со скоростью до двух узлов (3,7 километров в час). Главные его задачи – круглогодичная проводка судов и караванов в Западном районе Арктики, буксировка судов и плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, участие в спасательных операциях.

Спуск на воду атомных ледоколов: вверху «Арктика» (2016), внизу «Сибирь» (2017)
Спуск на воду атомных ледоколов: вверху «Арктика» (2016), внизу «Сибирь» (2017)

Как это на первый взгляд ни странно звучит, но сегодня Китай тоже серьезно заинтересовался Арктикой: открыл исследовательскую станцию на

Шпицбергене и уже дважды отправлял в северные моря свой самый большой в мире неатомный ледокол «Xuelong» («Снежный дракон»), который обычно работает в Антарктике. В Поднебесной опасаются, что, даже если требования Москвы на расширение своей части арктического шельфа, не будут удовлетворены, Россия будет взимать слишком большие сборы при проходе кораблей в ее исключительной экономической зоне, в частности, по Северному морскому пути. При этом Китай придает все большее значение последствиям таяния льдов в Северном Ледовитом океане в результате изменения климата.

Для Китая Северный морской путь представляет особый интерес — Пекин рассматривает этот маршрут как дополнение к проекту сухопутного «Шёлкового пути». В январе 2018 года Пекин официально объявил о планах активно использовать возможности СМП для транспортировки грузов в Европу. В июле 2018 года два российских СПГ-танкера ледового класса Arc7 «Владимир Русанов» и «Эдуард Толль»  доставили в КНР первую партию сжиженного природного газа с предприятий «Ямал-СПГ» в рамках долгосрочного проекта. Его реализует российский «НОВАТЭК» при участии китайских CNPC и фонда «Шёлковый путь», а также французской компании «Total». Эти рейсы являются первыми в истории поставками российского СПГ по Северному морскому пути без ледокольной проводки. Суда арктической категории Arc7 были построены по заказу «НОВАТЭКа» южнокорейской компанией Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering. Всего в поставках на дальневосточном направлении планируется задействовать 15 таких кораблей

СПГ-танкер ледового класса Arc7 «Владимир Русанов»

Вместе с тем, отдельные планы зарубежных партнеров создают прямую угрозу стратегическим интересам России в арктическом пространстве. В частности, вызывают опасения норвежские, датские и особенно канадско-­американские проекты преобразования российского Северного морского пути в международный коммерческий транзитный маршрут. США и Канада выступают против обязательной проводки судов российскими лоцманами и ледоколами и оспаривают право РФ регулировать судоходство на отдельных участках Севморпути.

  1. Наращивание военно-политического присутствия России в Арктике.

         Военно-Морской Флот России в Арктике в XXI веке

Конечно, это шутка. Но она с глубоким смыслом

Итак,  международные проблемы в Арктике  и разногласия по их решению заметно растут. Борьба за Арктику между государствами усиливается. Сегодня под эгидой США реализуется долгосрочная программа по ограничению экономического и военно-политического присутствия РФ в Арктике и, в перспективе, полному вытеснению из региона Северного Ледовитого океана. С большой вероятностью исход спора по Арктике будет решать не международное право, а военная мощь заинтересованных сторон.

Военные вызовы для России в Арктике:

  • Напомним: согласно международным соглашениям запрещено военное использование Арктики. В частности в Арктике нельзя строить военные базы, над воздушным пространством Арктики запрещен пролёт военных самолетов, запрещены испытания оружия массового поражения. Однако в прилегающих к Арктике территориях находятся компоненты системы предупреждения о ракетном нападении России и США, а также ракеты-перехватчики США (Аляска) и России (побережье Северного Ледовитого океана). В южной части архипелага Новая Земля расположен российский ядерный полигон.
  • Все 20 лет наступившего XXI века военное присутствие приарктических государств в Арктике существенно возрастало. Наблюдается тенденция наращивания военного присутствия и стран НАТО (прежде всего, США) в Арктической зоне, стремящихся существенно снизить роль Российской Федерации в этом регионе. Непосредственно у полярного круга расположены всего несколько стран НАТО: США (Аляска), Канада, Дания (Гренландия), Исландия и Норвегия. Но в этих странах имеются многочисленные порты и военные базы, которые могут использоваться как собственными армиями, так и вооруженными силами стран-союзников.
  • В начале 2012 года о своем намерении построить арктическую военную базу на острове Корнуоллис объявила Канада. Она стремительно наращивает военную группировку. Это единственная страна в мире, которая обладает боевыми ледоколами. В 2011 году она начала строительство 28 кораблей, в том числе и военных, способных плавать в арктических широтах.
  • 31 октября 2012 года Дания объявила о создании особого арктического военного командования и сил быстрого реагирования, способных действовать в суровых северных условиях. Она заказала новый военный корабль класса «Кнуд Расмуссен» для операций в Гренландии и во всем регионе Арктики.
  • Норвегия перенесла ставку командования за полярный круг.
  • Активнее всего военную группировку в Арктическом бассейне наращивают США. За последние годы в полтора раза увеличилось число походов в этот регион американских субмарин. Наращивается группировка сил общего назначения США, включая силы противоракетной обороны на Аляске и прилегающих островах Алеутской гряды. В водах Северного Ледовитого океана организуются совместные с канадской береговой охраной патрульные рейды.
  • В декабре 2018 со ссылкой на «крупную угрозу» со стороны РФ в Арктике в США был воссоздан Второй флот, в зоне ответственности которого находится Восточное побережье США и Северная Атлантика.
  • Со времен Второй Мировой войны (1940-е годы) и до настоящего времени на северо-западе Гренландии, вблизи одноимённого посёлка существует и поддерживается авиабаза ВВС США Туле.
  • В январе 2020 года Вашингтон заявил о планах  развернуть военную базу на норвежском острове Ян-Майен, который находится к северу от Исландии за Полярным кругом.
  • Скандинавские страны (Швеция, Норвегия и Финляндия), планирующие создание в регионе военного блока наподобие «мини­НАТО», регулярно проводят в Заполярье военные учения, в том числе, и в зоне спорных с Россией шельфовых территорий.
  • За последние пять лет число иностранных военных учений в Арктике удвоилось. В марте 2018 года ВМС США и Великобритании вновь провели учения в Арктике ICEX-2018. На нижней фотографии (с этого учения) на расстоянии несколько сотен метров друг от друга из-под толщи льда торчат рубки подлодок США:  многоцелевая подлодка «Hartford» (проекта «Seawolf») и ударная подлодка «Connecticut» (проекта «Los Angeles»).
  • 2020 год начался с крупнейших военных учений в Арктике:  январь – Великобритания; февраль- март  – США и Канада  (Arctic Edge-2020 «Арктический край») с участием атомных стратегических подводных лодок.
На фото обозначены границы районов возможных действий ПЛА США на учении Arctic Edge-2020. Это совсем рядом с архипелагом Земля Франца-Иосифа, на одном из островов которого расположен основной форпост Минобороны России в Арктике.

Интересный факт. 4 марта 2020 года США  на своих учениях в Арктике скрытно развернули военный лагерь. Но уже 9 марта два противолодочных самолета России Ту-142 пролетели над ледовым лагерем США. Такая оперативность показывает, насколько внимательно российские силы следят за передвижением американских войск в Арктике.

Военный лагерь США в Арктике. 09.03.2020
  • Соединенные Штаты Америки в июне 2019 года опубликовали  новую «Стратегию обороны в Арктике», которая обновила предыдущую стратегию 2016 года. Ее целью является «поддержание стабильности и безопасности в арктическом регионе, а также защита национальных интересов США».  

Поэтому и Россия вынуждена наращивать военные потенциалы для охраны и защиты своих интересов в Арктике. Нынешняя арктическая политика России включает поддержание военного присутствия в регионе. Это присутствие с 1 декабря 2014 года осуществляет Объединённое стратегическое командование «Северный флот» (ОСК) («Север», иногда используются термины Арктические войска и Северный военный округ). В его состав входят подводные и надводные силы, морская авиация, береговые войска и ПВО. Новому командованию переданы не только части Северного флота, но и части и подразделения из состава Центрального и Восточного военных округов.

Александр Алексеевич Моисеев (род. 1962) -российский военачальник. Командующий Северным флотом с 3 мая 2019 года. Вице-адмирал (2015), Герой Российской Федерации (2011)

Основой нового командования стал Северный флот, выведенный из состава западного военного округа. Поэтому руководство ОСК «Северный флот» возложено на командующего Северным флотом (с 2019 года — вице-адмирал А. Моисеев).   Что сделано за 5 лет (с 2014 по 2020 годы) по развитию арктической группировки войск ОСК «Северный флот»? И какие есть проблемы

На этой схеме показаны основные изменения в Арктическом регионе России после создания Объединённого стратегического командования «Северный флот». Поэтому сделаем только некоторые дополнения:

  • В эти годы Минобороны РФ сосредоточило усилия на обновлении корабельной группировки, восстановлении сети военных аэродромов и усилении войск ПВО.
  • Созданы военные городки и аэродромы в шести районах Арктики — на Земле Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), в посёлке Рогачёво на Новой земле, на острове Средний (Северная Земля), на мысе Отто Шмидта, острове Врангеля и острове Котельный (Новосибирские острова).
  • Создан специализированный центр для подготовки войск в условиях Арктики.
  •  Сформирована 45-я армия ВВС и ПВО.
В 2019- 2020 годах сформирована еще одна дивизия ПВО
  • Всего в Арктике построено, восстановлено и модернизировано 13 аэродромов (в том числе Тикси, Нарьян-Мар, Алыкель (Норильск), Амдерма, Анадырь, Рогачёво, Нагурское), авиационный полигон и 10 технических позиций радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации.
  • С 1 мая 2015 года приступил к мониторингу арктической зоны сформированный в Чукотском автономном округе отряд БПЛА «Орлан-10». Расчёты БПЛА выполняют задачи по ведению объективного контроля  за обстановкой в российской Арктике, в том числе за экологической и ледовой обстановкой в ближней морской зоне и на участке Северного морского пути.
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) “ Орлан-10 “
  • Строится и по плану в 2022 году вблизи Мурманска должна войти в строй новая радиолокационная станция «Воронеж», которая заменит советскую РЛС «Днепр». Станция станет северным форпостом национальной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).
  • Прикрытием авиации и защитой неба над просторами Арктики занимается новая дивизия ПВО, которая развёрнута на архипелаге Новая Земля, в посёлках Тикси и Диксон. В 2020 году Минобороны РФ рассчитывает завершить формирование щита противовоздушной обороны от Новой Земли до Чукотки.
  • С 2014 года Северный флот пополнился новыми кораблями: двумя  стратегическими атомными подводными лодками «Борей» («Юрий Долгорукий» и «Князь Владимир», по плану в 2023 году на СФ поступит еще новая РПКСН – «Князь Пожарский»);
  • Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта «Ясень»  «Северодвинск»;
Атомная стратегическая подводная лодка (РПКСН) типа «Борей»
Большой десантный корабль «Иван Грен» (по плану в 2020 году в состав флота войдет второй корабль этого проекта «Петр Моргунов»);
Ракетный фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»
  • Ракетный фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (по плану в 2020 году СФ получит второй корабль этого проекта «Адмирал Касатонов», в 2021 году — «Адмирал Головко», строятся еще три корабля такого проекта);
  • • Боевой ледокол «Илья Муромец» (2017). Строятся новые ледоколы «Евпатий Коловрат» (с 2018), «Иван Панин» (передача флоту в 2023), «Николай Зубов» (передача флоту в 2024).
Новейший ледокол «Илья Муромец» стал первым за 45 лет ледоколом, созданным исключительно для нужд ВМФ России

В сентябрь 2013 года в Арктике совершена уникальная проводка отряда кораблей (10 боевых кораблей и судов) Северного флота России во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий» четырьмя атомными ледоколами  Госкорпорации «Росатом» — «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр» (был задействован весь атомный надводный флот Российской Федерации). Это уже второй масштабный поход кораблей СФ в Арктику. В 2012 году корабли СФ также во главе с флагманом — крейсером «Петр Великий» провели ряд учений вблизи трассы Северного морского пути, а морские пехотинцы впервые в истории российского ВМФ осуществили высадку морского десанта на необорудованное побережье острова Котельный архипелага Новосибирских островов.

Корабли Северного флота и атомные ледоколы России в Арктике. Сентябрь 2013
  • Силами кораблей Северного флота налажено постоянное военное патрулирование в проблемных районах промышленного рыболовства, прилегающих к архипелагу Шпицберген; на трассе Северного морского пути; вблизи Штокмановского и Приразломного нефтегазовых месторождений в Баренцевом море.
  • На Новой Земле, Новосибирских островах, острове Врангеля, а также на мысе Шмидта развернуты группировки войск, оснащенные  самыми современными береговыми ракетными комплексами «Рубеж» и зенитными ракетно-­пушечными комплексами «Панцирь-­С1». Так, на острове Котельный создана база Министерства обороны.
Российская военная база «Арктический трилистник». Земля Франца — Иосифа (остров Земля Александры)

Между прочим. В марте 2020 года атомная подводная лодка USS Toledo (SSN-769) типа «Лос-Анджелес» ВМС США в рамках учений IceX-2020, которые проходили в Северном Ледовитом океане и в море Бофорта,. совершила переход из базы в штате Коннектикут на восточном побережье США в район Арктики неподалеку от архипелага Земля Франца-Иосифа,  где расположена база Минобороны России «Арктический Трилистник» и  дислоцированы подразделения противовоздушной обороны Северного флота РФ.

  • В августе-сентябре 2019 состоялся восьмой поход арктической группировки Северного флота по Северному Ледовитому океану. Он прошел в акватории Баренцева и Карского морей, в районе полуострова Таймыр, архипелагов Северная и Новая Земля, а также Земли Франца Иосифа.
  • В мае 2019 года экипажи атомных подводных лодок ВМФ России отработали подготовку к действиям в ледовых условиях Арктики. К выполнению задач подо льдами Северного Ледовитого океана были привлечены подводные атомные ракетные крейсеры «Тула», «Новомосковск» и «Северодвинск». Субмарины отработали полный спектр задач подледного плавания, экипажи атомных подводных лодок также выполнили ряд практических исследований по применению оружия подо льдом.
  • В феврале 2020 года прошли российские морские учения. В маневрах приняли участие корабли Северного флота, которые провели стрельбы в международных водах далеко от побережья. Эти маневры стали третьими менее чем за год.
  • Российские военные за пять лет вывезли из Арктической зоны 18,6 тысяч тонн металлолома. Экологическая очистка материкового побережья и островов Северного Ледовитого океана продолжается.

28 февраля 2020 года на заседании коллегии Минобороны РФ был рассмотрен вопросов  о  выполнении Северным флотом задач, поставленных на 2019−2025 годы.

На этом заседании Министр обороны заявил, что на Северном флоте продолжаются испытания нового оружия, в том числе гиперзвукового. Все это позволит качественно увеличить боевой потенциал Северного флота России.

Но, вместе с тем, в решении задач военного присутствия России в Арктике существуют и возникают новые  большие проблемы.

Какие проблемы сегодня снижают потенциалы Северного флота?

  1. Состояние Северного флота пока не позволяет России гарантированно подкрепить свои арктические амбиции. Этот флот создавался для ядерного сдерживания, а Арктика – это совсем другая задача. Поэтому России необходимо более оперативно наращивать военно-морское присутствие на севере, прежде всего, надводное. К сожалению, поступление новых надводных кораблей на флот идет и медленно (с существенным отставанием от планов), и в малых количествах.
  2. Боевой состав СФ представлен пока во многом кораблями старых проектов (еще советского времени). Модернизация их и ремонт чрезмерно затягивается или вообще не производится. Возможности судостроительной и судоремонтной базы ощутимо отстают от потребностей флота.
  3.  В Государственной программе вооружений на 2018—2027 годы основной упор сделан на сухопутные войска и ядерные силы. Доля флота в финансировании Вооружённых сил заметно урезана. Это, безусловно, сказывается на решении всех вопросов жизни и деятельности Северного флота.
  4. В военно-политическом руководстве РФ и руководстве военно-промышленного комплекса страны нет ясности и взаимопонимания по главным вопросам развития и строительства Военно-Морского Флота. Поэтому по-прежнему наблюдаются неуверенность, нерешительность и неопределенность в действиях, что приводит к затягиванию проектирования и строительства новых кораблей, оснащению флота новым оружием и техникой. С другой стороны, это рождает принятие торопливых, не достаточно взвешенных,  решений, бессмысленное дублирование проектов и создание некачественных образцов новой техники, не обоснованное увеличение расходов.
  5. В последние годы в РФ сложилась неэффективная система управления силами Военно-Морского Флота, которая существенно снижает потенциалы российского ВМФ и даже подрывает его боевые возможности. Это, конечно, сказывается и на качество управления силами Объединённого стратегического командования «Северный флот».

И, тем не менее, сегодня у России уже есть материально-технический задел для освоения Арктики и укрепления своих северных рубежей. В дальнейшем, несомненно, будет постепенное наращивание количественных и качественных показателей техники и вооружений всех родов войск — не только флота, но и ПВО и сухопутной составляющей ОСК «Северный флот» (по сути, нового Северного военного округа).

Будем надеяться и верить, что фасад России – Арктика – будет надежно защищен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.